Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - IV




Бессоюзие (асиндетон) – стилистическая фигура: предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Придаёт речи динамичность и насыщенность. Бессоюзию противоположно многосоюзие, которое применяется гораздо чаще.

Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет…
(А. Пушкин)

Многосоюзие (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной да пыль, да комары, да мухи.
(А. Пушкин)

Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина:

Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

Последний стих звучит как обобщение предыдущих.


Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)

Восходящая градация:

Пришёл, увидел, победил
(Юлий Цезарь)

Нисходящая градация (антиклимакс):

Все грани чувств, все грани правды стёрты
В мирах, в годах, в часах.
(А. Белый)

Присягаю лениградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(Ольга Берггольц)


Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте. Так, у Маяковского в фразе:
«Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб...» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.

Инвектива – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М. Лермонтов).



Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке. «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А. Пушкин). «Досадно было, боя ждали» (М.Лермонтов). «Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев

Инверсия ритмическая – в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы (или краты). В результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается:

Зашумело Гуляй-поле
От страшного пляса,
Ходит гоголем на воле
Скакун Апанаса.
(Э. Багрицкий)

Инверсия синтаксическая – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке:

Арагвы светлой он счастливо
Достиг зелёных берегов…
(М. Лермонтов)

Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф. Тютчев)

Сарказм - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование.

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.
(А. Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова))

Оксюморон (оксиморон) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, в результате чего возникает новое смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского; словосочетания: гигантский карлик, "жар холодных числ" (А. Блок) и т.д. Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:

Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(С. Есенин)

Катахреза - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксюморону.

 





Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.