Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - V




Остранение - в литературном произведении описание знакомого автору явления, как впервые увиденного с необычной позиции (например, с высоты птичьего полёта, или с точки зрения ребёнка, или как их видит герой, будучи в определённом психическом состоянии). «Приём остранения у Л.Толстого состоит в том, что он не называет вещь её именем, а описывает её как в первый раз виденную" (В. Шкловский).

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. Фет )

Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, байкодром Космодур, в траве кузнел сидечик…)

Параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
(А. Пушкин)

Образный параллелизм - такой вид олицетворения, когда сначала отражаются отношения в природе, а потом отношения между людьми:

Не свивайся, не свивайся, трава с повиликой,
Не свыкайся, не свыкайся, молодец с девицей.

Хиазм - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», «в жаркое лето, в зиму метельную». Или когда не зарифмованная строка используется среди рифмованных в особой форме построения строфы, где рифмуются только чётные строки или только нечётные.

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». П. Антокольский).

Ша-
Гай
Круче!
Целься
Луч-
Ше.
(В. Маяковский)

Перенос - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. Пушкин)

Плеоназм – стилистический оборот речи (иногда нежелательный, случайный), содержащий однозначные и как бы излишние слова или выражения: тёмный мрак; густая шевелюра волос; я плачу, я проливаю слёзы (тавтология); во саду ли, в огороде (параплерма). «У А.Блока в стихотворении «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь!) есть скрытый плеоназм: имя «Сольвейг» взято из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», и по-норвежски оно значит именно «солнечный путь», «солнечный след» (С.А.Небольсин).

Прозаизм – слова или речевые обороты характерные для обыденной речи, вставленный в поэтическое произведение:

Он подал руку ей. Печально,
Как говорится, машинально…
… Таков мой организм.
(Извольте мне простить невольный прозаизм).
(А. Пушкин)

Реминисценция – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, приёма, мотива и т.п.
"Прощай, свободная стихия" (А. Пушкин); "Прощай, немытая Россия" (М. Лермонтов).

Солецизм - неправильный языковой оборот, тем не менее, не нарушающий смысла высказывания. Может использоваться для создания стилистического эффекта («Сколько время?»).

Силлепс – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А. Крылов). Часто используется в комических целях («За окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
Собирательные существительные единственного числа согласуются с множественным числом глагола, так как включают в себя представление о множественности:

Что делают меж тем герои наши?
Стоят у Кром, где кучка казаков
Смеются им из-за гнилой ограды.
(А. Пушкин)

Умолчание – стилистическая фигура; связана с явлением подтекста, особой художественной недосказанности.

Имеет несколько значений.

1) Недоговорённость фраз, стилистический приём, отражающий высокую напряжённость речи, когда читатель сам должен догадаться, что именно осталось невысказанным.

2) Композиционный приём, когда писатель, как бы интригуя своих читателей, какое-то время держит их в неведении об истинной сути изображаемых событий.

Но слушай: если я должна
Тебе… Кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена.
(А. Пушкин)



Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою
Убогим видом чёрных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, что сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья
Последний грошик сберегла.
(И. Бунин)

Утрировка – изображение в преувеличенном виде черты характера или манеры какого-либо лица.

Эвфемизм – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и «не сочиняйте» вместо, «не врите»).

Эллипсис (эллипс) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!
(Г. Гейне)

Эмфаза - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. («я это вам говорю»).

Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…). При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол («мороз–воевода», «бродяга-ветер», «гордо реет Буревестник»).

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. Пушкин)

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.