Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теоретические основы развития речи дошкольников





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 1

Вопросы родного языка в трудах К.Д. Ушинского

Вопросы для обсуждения

1. К.Д. Ушинский о сущности и происхождении языка народа и речевом развитии детей.

2. К.Д. Ушинский о воспитательно-образовательном значении родного языка, о развитии речи детей.

3. Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.

4. Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите рекомендованную литературу, составьте конспекты 1, 2, 4 источников. При конспектировании выделите вопросы, необходимые для понимания основополагающей роли великого педагога в развитии методики как науки.

2. Проанализируйте один урок учебной книги «Родное слово». Докажите, что данная книга действительно является практическим воплощением идей К.Д. Ушинского в целях и средствах преподавания языка.

Литература

1. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 69-83.

2. О первоначальном преподавании русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 83-96.

3. Родное слово: Книга для учащихся // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 96-113.

Занятие 2

Основные положения методики развития речи дошкольника
в работах Е.И. Тихеевой

Вопросы для обсуждения

1. Основные теоретические и методические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

2. Методика развития речи детей раннего возраста.

3. Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.

4. Занятия по «живому слову», их содержание и методика.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите работы Е.И. Тихеевой из предложенной книги. Составьте аннотацию книги, кратко отразив ее основное содержание.

2. К обсуждаемым вопросам сделайте выписки из соответствующих глав книги.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 3

Теоретические основы развития речи дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Цель, задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ. Интеграция задач по развитию речи в другие образовательные области.

2. Методические принципы развития речи.

3. Методы и приемы работы по развитию речи детей в ДОУ.

4. Формы работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.

Учебно-исследовательские задания

1. Найти, выписать и сравнить формулировки предмета ТиТрр из учебников.

2. Методические приемы развития речи – составные элементы различных методов. Выпишите определения методических приемов из учебников.

3. Представьте культурную языковую среду и требования к речи воспитателя, предложенные Е.И. Тихеевой.

4. Составьте схему «Теоретические основы ТиТРР». Отразить в схеме взаимосвязь ТиТРР с другими науками.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972. – С. 51-54.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

 

Занятие 4

Содержание обучения дошкольников связной речи

Вопросы для обсуждения

1. Анализ программ обучения детей диалогу. Содержание задач по обучению:

- структуре диалога;

- правилам поведения в диалоге;

- средствам речевого этикета.

2. Подходы к определению содержания обучения детей монологической речи.

Учебно-исследовательское задание

1. Проанализировать и сравнить содержание обучения диалогу и монологу в различных программах (сделать выписки их двух-трех программ).

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.

2. Малетина Н.С. Лекция вдвоем: «Содержание обучения детей монологической речи» // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С.109-114.

3. Примерные программы:

- Детство. СПб, 2010.

- От рождения до школы. М., 2010.

- Радуга. М., 2010.

- Истоки. М., 2010.

- Успех. М., 2010.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.(раздел «Занятия по живому слову»).

Занятие 5 (лабораторное)

Обучение детей диалогической речи

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистическая характеристика диалогической речи.

2. Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи.

3. Задачи развития диалогической речи у детей разного возраста в ДОУ.

Учебно–исследовательские задания

1. Выберите одну из ситуаций речевого этикета и подберите игры и упражнения для одной возрастной группы. Предусмотрите игры для начала обучения этикетным формулам и для их развертывания.

2. Проанализируйте 1–2 примерные программы по обучению диалогической речи и сравните с задачами в тех же программах до введения ФГТ.

Литература

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.

2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

4. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 6

Теоретические основы и направления работы по
развитию диалога у детей

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистические признаки диалогической речи.

2. Задачи и содержание работы по развитию диалогических умений в разных возрастных группах.

3. Общая характеристика условий и методов развития диалогической речи дошкольников.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите из произведений детской литературы по 2-3 примера различных пар диалогического единства (вопрос-ответ; сообщение-выражение отношения к сообщению; побуждение-выполнение).

2. Проанализируйте программу по развитию диалога детей 2-6 лет по следующей схеме.

Содержание работы по развитию диалога в программе «Детство»

Возраст детей Направление работы
Освоение разнообразных видов диалогических реплик Освоение правил ведения диалога Освоение этикетных ситуаций общения
       

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997. С.253-256.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. С. 134-139.

3. Детство (программа). М., 1995.

Занятие 7

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.