Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Историография.



В 1907 г. вышел труд Гуго Обермайера «Доисторический человек», в котором были обобщены и критически проанализированы все находившиеся в распоряжении науки данные по археологии и палеоантропологии палеолитического и мезолитического времени. Из его книги видно, как много накопилось этих данных в итоге раскопок, проводившихся в европейских странах, как разнообразны формы культур, оставленные древними людьми, и какого высокого технологического уровня достигло развитие человека уже к концу палеолита.

Гордон Чайлд в 20-е гг. создал концепцию неолитической революции. Неолитическая революция рассматривалась им как первый значительный скачок в развитии производительных сил общества, при котором произошло оснащение человечества многими технологическими достижениями и который повлиял на все стороны жизни неолитической популяции. Эта концепция получила практически повсеместное распространение.

Можно говорить о двух концепциях появления человека современного типа: полицентризме и моноцентризме. Полицентризм - концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. В каждой из этих областей, по мнению сторонников полицентризма, в результате самостоятельной эволюции живших здесь архантропов, а затем палеоантропов современный человек возникал в виде конкретной большой расы (европеоидной, негроидной, монголоидной и т.п.). Одним из основателей этой концепции считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Против полицентризма свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам. Моноцентризм - учение о происхождении человека современного типа и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. Моноцентризм принят в советской науке о первобтыности.

Гипотеза пресапиенса. Морфологические отличия неандертальца от современного человека были настолько значительны, что возникало впечатление, будто неандерталец не мог быть предковым видом по отношению к современному человеку, неандертальские популяции составляли основное население Европы в эпоху среднего палеолита – эпоху мустьерской культуры, а современный человек появился в Европе от каких-то синхронных с неандертальцами форм, морфологически более прогрессивных.

Гипотеза неандертальской фазы в эволюции современного человека (Алеш Хрдличка). В 1927 г. антрополог А. Хрдличка сформулировал иной подход, более точно отражающий реальное состояние дел. Он доказывал, что хронологически все неандертальские находки древнее современных, распространены они очень широко, морфологически между неандертальцем и современным человеком есть ряд переходных форм. Таким образом, он утверждал непрерывную преемственность в эволюции современного человека, и его взгляды объективно смыкались с представлениями о непрерывном развитии человеческой культуры.

В 1938 г. вышла книга Петра Ефименко «Первобытное общество». Автор в ней соотносил этнологические данные с теми или иными этапами и стадиями в развитии первобытного общества. В его книге нашла отражение широко распространенная в то время в советской литературе теория стадиального развития первобытного общества, в соответствии с которой оно прошло ряд стадий, на каждой из которых происходило последовательное усложнение социальной организации, имел место технологический прогресс и эволюция физического типа, в пределах каждой стадии совпадали этапы развития орудий труда и физической эволюции самого человека. При этом подчеркивалось, что подобная линия развития была единственной и всеобщей.

Теория двух скачков (Яков Яковлевич Рогинский). Попытка философского осмысления процесса становления человеческого общества: было предложено рассматривать выделение человека из животного мира как скачок, перерыв постепенности, как образование нового качества на базе предшествующих количественных изменений. Другой скачок в соответствии с этой концепцией имел место при окончании процесса становления человека и общества, т.е. при появлении человека современного вида. Второй скачок был таким же перерывом постепенности в философском смысле слова, по своему масштабу значительно меньшим, чем предыдущий.

Общим для схемы Ефименко и других стадиальных схем было игнорирование локального многообразия исторического процесса. В 1944 г. вышла книга Халлама Мовиуса, в которой он пытался показать различия в каменном инвентаре нижнепалеолитического времени на западе и на востоке Старого Света и полагал, что контакт этих двух относительно независимых ареалов имел место в Индии. С критикой его гипотезы выступили С.Н. Замятнин и А.А. Формозов. Замятнин считал, что локальные различия в материальной культуре появляются лишь в верхнепалеолитическое время, когда в пределах первобытной ойкумены выделяются три огромные области: приледниковая европейская, средиземноморская африканская и сибирско-китайская. Формозов доказывал, что четкие локальные различия появились лишь в эпоху верхнего палеолита и разработал локальную типологию для территории европейской части бывшего СССР.


2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.