Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Источники.



Индия. Индская цивилизация (XXVIII – XVI вв. до н.э.). Наиболее важная проблема – проблема печатей (эпиграфические памятники). Они содержат надписи из 10 – 15 знаков, что усложняет дешифровку. Печати из одного района содержат сходные сюжеты – животные, священные деревья, астральные календарные символы.

Найдены многочисленные скульптуры, изображающие мужчин и женщин. Особенно часто встречаются изображения (терракотовых) богинь-матерей. В дальнейшем культ женского божества исчез почти на тысячу лет.

Ведийский период. Связан с проникновением в Индию индо-ариев и формированием государственности. Были созданы четыре веды, написанные на санскрите:

Ригведа (древнейшая и наиболее авторитетная) – в ней содержатся гимны богам о даровании богатства, об увеличении потомства, о долгой жизни, о процветании, о победе, восхваление подвигов и благодеяний богов;

Яджурведа – книга жертвенных изречений; центром всех стремлений становится само жертвоприношение и жрец, который, правильно выполняя его, получаем магическую власть;

Сомаведа – веда песнопений; она относится только к ритуалу посвящения сомы; зависит от Ригведы;

Атхарваведа – касается домашних обрядов и интимной жизни человека, это важный источник по бытовой истории; в основе – народные магические обряды, связанные с волхованием, гаданием и т.п.

Появляются первые брахманы – комментарии. Они есть у каждой веды. Наиболее почитаемые – те, которые относятся к Ригведе. Другие комментарии – ариньяки («лесные»). Созданы в лесных обителях отшельников. Они близки к браманам, но содержат много философских рассуждений.

Упанишады. Содержание разнообразно. Появляется учение о брахмане – высшем объекте реальности и Атмане – субъективном начале (душа). Развивается учение об обусловленности поступков человека, т.е. идея кармы.

Ведийская литература содержит минимум ритуальных рассуждений. Она начала создаваться в I тыс. до н.э. Вся литература делится на две группы: основанная на авторитете вед и неортодоксальная литература (буддийский канон, джаньская литература). Авторитету вед следуют шесть систем индийской философии и литература, которая создана индийскими мыслителями в рамках осуществления и разработки идеи триварга (три цели жизни человека):

Джармасутра (-шастра) – религиозный долг;

Артхасутра (-шастра) – общественная польза;

Камасутра (-шастра) – область чувственных удовольствий.

Поэмы Махабхарата и Рамаяна.

Китай.

1. Антропологические данные.

2. Фольклорные данные (древнекитайские мифы) – в мифологическом творчестве, хотя и в искаженном и переосмысленном виде, нашли отражение существенные процессы, происходившие в обществе на ранних этапах его развития.

3. Древнекитайская письменность. Поскольку древнекитайские иероглифы на протяжении длительного времени сохраняли связь с рисунком, мы можем судить об особенностях орудий труда, оружия, домашней утвари, употребляемой китайцами во II тысячелетии до н.э.

4. Топонимика. Древние географические названия несут в себе отзвук языка первоначального населения этих мест и помогают историку восстановить направление миграций и тенденции этнических процессов в древности.

5. Археологические данные.

II – I тыс. до н.э. Раскопаны г. Яньши (столица эпохи Ся), г. Чжэньчжоу (столица эпохи Инь), г. Сяотун (последняя иньская столица), г. Цишан (раннечжоуское поселение), многочисленные погребения представителей всех слоев общества.

VIII – III вв. до н.э. г. Линьцзы – столица царства Ци. Погребения (около Хоума). В быт богатых входят предметы обихода, покрытые лаком, бронзовые зеркала, музыкальные инструменты (ударные и щипковые), картины на шелке с изображением животных и людей (все это находят в погребениях).

III в. до н.э. – III в. н.э. Раскопаны столицы империй Цинь и Хань (Саньян, Чанъянь, Лоян), погребения. Найдены разнообразные памятники изобразительного искусства. Получают распространение полихромные фрески, рельефы на камне, ткани и вышивки (в погребениях). Гробница Цинь Шихуанди (фигуры воинов).

6. Эпиграфические памятники.

II – I тыс. до н.э. Иньские гадательные надписи. Делались на панцирях черепах или коровьих лопатках. Наибольшее число текстов имеет отношение к жертвоприношениям предкам правителей. Надписи на бронзовых ритуальных сосудах. Этот предмет изготавливался при каком-либо важном событии в жизни аристократа для принесения жертв предкам владельца.

VIII – III вв. до н.э. К надписям на сосудах добавляются надписи на оружии. Клятвенные договоры о признании одного из правителей гегемоном. Проезжие грамоты – бронзовые пластинки, освобождающие владельца от уплаты пошлины при въезде на территорию другого царства. Стихотворные надписи на камне.

III в. до н.э. – III в. н.э. Надписи на деревянных и бамбуковых табличках, надгробные надписи на камне.

7. Письменные памятники.

II – I тыс. до н.э. «Шаншу» («Книга истории»), которая впоследствии была включена в состав официального канона «Шуцзин». «Бамбуковая летопись» - хроника, содержащая краткое изложение важнейших событий, расположенных в хронологическом порядке и датированных определенным годом правления того или иного нтио.

VIII – III вв. до н.э. Возникают летописи. До нас дошла только «Чуньцю», созданная в царстве Лу и зафиксировавшая события 722 – 480 гг. до н.э. К ней были написаны комментарии – «Цзочжуань». «Гоюй» содержит исторический материал, сгруппированный по государственно-географическому признаку. «Чжаньгоцэ» состоит из 10 разделов, в которых в хронологической последовательности излагаются события, происходившие в различных царствах Древнего Китая.

«Шицзин» («Книга песен») – древнейшая китайская поэтическая антология. Произведения, включенные в нее, имеют разное происхождение.

В V – III вв. до н.э. появились сочинения философов. Стремясь найти выход из противоречий современного им общества, древнекитайские философы зачастую обращались к событиям прошлого в поисках доказательства своей правоты. «Луньюй» («Рассуждения и беседы») – главное сочинение раннего конфуцианства. Это сборник отдельных высказываний Конфуция. В сочинении «Мэн-Цзы» Мэн Кэ излагал свою теорию циклического развития истории. Сюнь-цзы – автор одноименного философского трактата. Он утверждал, что человеческая природа и общественные институты не меняются на протяжении истории. «Мо-цзы» - сочинение Мо Ди. Шан Ян – один из основоположников школы легистов – написал трактат «Шаньцзюнь шу» («Книга правителя области Шан») – изложение основных легистских идей. Хань Фэй предложил новую концепцию исторического развития: общество не стоит на месте, а непрерывно движется вперед. «Даодэцзин» - основной трактат даосизма представляет собой изложение чисто теоретических идей.

«Чжуан-цзы» - собрание притч.

«Сочинения цикла ли» излагают широкий круг событий общественной жизни, связанный с конфуцианским понятием «ли».

III в. до н.э. – III в. н.э. «Исторические записки» Сыма Цяня. Он использовал комплексный принцип (хронологическое описание, описание жизни различных личностей, тематическое освещение различных сторон жизни китайского общества). Принципе – излагать достоверное и опускать сомнительное. Использована идея Конфуция о движении истории по замкнутому кругу. Считает роль государя как активного лидера неприемлемой, выступает за идею разделения служебных (чиновничьи) и социальных (монарх) функций, идею мягких форм управления и передачи власти сановникам. «Ханьшу» Бань Гу содержит материал по истории, экономике и культуре Китая. «Хоуханьшу» Фань Е, который был ортодоксальным конфуцианцем и выступал в поддержку лидеров антибуддийской пропаганды. Только из этого источника можно узнать о деятельности Джан Хэна, который впервые содал небесный глобус, компас, солнечные часы, прибор для регистрации подземных толчков. Фань Е впервые ввел жизнеописания выдающихся женщин.

«Яньтелунь» («Дискуссия о соли и железе») – результаты дискуссии между конфуцианцами и легистами. Затронула широкий круг вопросов теории и организации государственного управления. «Хуайнань-цзы» - даосский трактат. Основные мысли – о развитии общества и его институтов, об отсутствии принципиальных различий между китайцами и «варварами» (в отличие от предшественников). «Луньхэн» («Критические рассуждения») Ван Чуна – уважение к конфуцианству, но неприятие его в современном виде. Ван Чун утверждает, что, хотя природа человека неизменна, общество находится в процессе непрерывного развития. Движущая сила исторического процесса – Судьба.

Появляются учебники по математике, трактаты по агрономике и организации сельского хозяйства, заложены основы традиционной китайской медицины, развития науки о языке.

Сыма Сянжу – поэт. Стихи писали Сыма Цянь и Бань Гу. Ван Бао написал юмористическое сочинение «Контракт о покупке раба».

Законы царства Цинь, которые легли в основу единого законодательства Шихуанди. Различные инструкции и официальные документы, частная переписка.

8. Нумизматика (с VIII в. до н.э.).

9. Сфрагистика (с VIII в. до н.э.). На печати ставилось имя владельца или благожелательные надписи, которые свидетельствую о социальной психологии людей того времени.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.