Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Историография.



Изучению античной культуры посвящено большое количество работ. Среди них следует отметить «Историю античной культуры» Ф.Ф. Зелинского, многотомное издание А.Ф. Лосева «История античной эстетики», в которой он подчеркивает, что творцы античной культуры были представителями народа, находящегося на рабовладельческой ступени развития. Также внимания заслуживают работы В.Д. Блаватского, посвященные этой теме. Среди них: «Архитектура Древнего Рима», «Архитектура античного мира», «Греческая скульптура», «История античной расписной керамики», статьи о культуре эллинизма. Философом М.К. Петровым был написан труд «Античная культура». Причины особенностей строя социально-политической и культурной жизни древних греков он находит в личностном факторе – в том, что создателями форм социального общежития и культуры классической традиции были потомки пиратов Эгейского моря, унаследовавшие от них ряд поведенческих черт, которые затем получили выражение в античной культуре.

Е.М. Штаерман пыталась определить причины кризиса античной культуры. Она считала, что упадок экономики, основанной на рабовладельческом способе производства, начавшийся в Италии в I в. н.э., привел к тому, то исчерпала свои возможности и порожденная ею идеология, на которой зиждилась античная культура. Попытки возродить ее остались тщетными, так как умами завладели новые идеи.

В своей монографии «Искусство Древней Греции» Б.Р. Виппер выделил формальные проблемы и общую картину его эстетического развития. Для греческого искусства, по его мнению, были характерны: логика; постоянная потребность в соревновании, борьба противоположных направлений; тенденция к наглядности, образности, пластичности.

А.И. Зайцев («Культурный переворот в Древней Греции») рассматривает феномен «греческого чуда». Культурный переворот в Древней Греции представляет собой звено в цепи идейных сдвигов, охвативших значительную часть цивилизованного мира I тыс. до н.э. Сдвиги эти везде, кроме гречи приняли религиозный или религиозно-философский характер. В Греции же они охватили все стороны культуры. Этому способствовал ряд факторов (полис, стимулировавший общественную активность граждан, быстрый процесс разложения традиционных норм жизни, тормозивших любые новшества, отсутствие политической централизации и агональный дух).

В книге «Вечное искусство Эллады» В.Г. Борухович показал эволюцию греческого классического искусства. Для классического греческого искусства, по его мнению, характерной чертой является постоянный поиск, стремление по-новому, глубже и точнее познать человека и окружающий мир, обусловленное высокой степенью гражданской свободы. Начиная с микенской эпохи, греки постепенно познают и аккумулируют опыт культурной жизни стран Средиземноморья (Ближнего Востока и особенно Египта). Главная тема греческого искусства – свободный человек и его достоинство.

Все стороны культуры Древнего Рима представлены в вышедшем в 1985 г. двухтомнике «Культура Древнего Рима».


8. Переход от античности к средневековью.

Источники:

Археологические памятники: предметы ритуального назначения, предметы костюма, вооружения, керамические изделия, предметы с символами христианского культа. Уникальные открытия XXв. дают возможность судить о движении племен, системе межевания, обработке металлов, о разведении домашнего скота.

Ценность: основа реконструкции поселений древних германцев, кельтов, западных славян.

Исторические сочинения римских политиков и историков о германских народах I в. до н.э. – IV н.э.: Цезарь, Тацит, Аммиан Марцеллин.

Ценность: полнота сведений о нравах, образе жизни, обычаях, путях миграции, германских народов, об институтах военной демократии, о событиях этнической и политической истории в период завоеваний и и расселения на римской территории.

«Варварские правды». Образование на территории Западной Римской империи варварских государств и складывание феодального строя потребовали письменного оформления обычаев, действовавших у германских народов, и принятия законов, регулировавших их отношения с покоренным населением. Поэтому уже в V в. у германских народов, поселившихся на территории бывшей империи, возникли писаные законы;

Ценность: для начальной стадии становления феодализма они являются единственными письменными источниками, отражающими социально-экономические отно­шения. Будучи по своему назначению судебниками, т. е. перечнем штрафов и других наказаний за различные преступления и проступки, эти записи обычного права дают богатый и чрезвычайно ценный материал для исследования уровня производительных сил, форм собственности, начинающейся социальной дифференциации, пережитков общинно-родового строя, форм судебного процесса и т. д. в период зарождения феодального строя.

Особенности: они представляют собой запись уже существовавших правовых норм, постепенно выработавшихся в процессе развития общества (так называемое обычное право). Однако даже в самых ранних редакциях «правд» нормы обычного права при их фиксации подвергались некоторым изменениям под воздействием королевской власти. С течением времени «правды» изменялись и дополнялись в соответствии с развитием феодального строя; на этой стадии народ уже не принимал участия в законодательстве. Крепнувшая государственная власть издавала законы, изменявшие отдельные положения «правд». Текст «правд» обычно очень сложен по своему составу вследствие позднейших наслоений, вставок, многочисленных редакций (т. е. вариантов).

До нас дошли Вестготская, Бургундская, Салическая, Рипуарская, Алеманнская, Баварская, Саксонская, Фризская, Тюрингская и англосаксонские «правды». Запись обычного права лангобардов называется «Эдикт Ротари». Особого внимания заслуживает «Салическая правда» (закон салических франков), в своей старейшей редакции начала VI в. наиболее близкая к древнегерманским обычаям. Важнейшим источником для изучения аграрного строя Византии VIII в. является «Земледельческий закон», представляющий собой свод византийско-славянского обычного права, по ряду своих черт напоминающий «правды» германских народов.

С VI веке в странах Западной Европы появились «Истории» отдельных германских племен, расселившихся в провинциях бывшей Римской империи: «О происхождении и деяниях готов» Иордана, «История готов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Дьякона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного и т. д.

Ценность: в них содержатся предания о предках, о переселениях, о первых герцогах и королях, народные песни, саги, а также гораздо более подробные, чем в анналах, известия о первых веках истории отдельных германских народов.

Раннесредневековые хроники - хроника Кассиодора, Иоанна Бикларского и т.д.

Особенность: изложение событий в соответствии с христианской концепцией исторического процесса.

Ценность: достоверное, но краткое изложение наиболее важных событий.

Биографии государей, епископов и крупных феодалов появились в IX веке, среди которых широкую известность получила «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда.

Ценность: ценные сведения по политической истории.

Особую ценность имеют повествовательные источники этого периода в Византии. Авторы византийских исторических сочинений — высшие сановники или монахи — широко использовали античные историографические традиции и, обладали более широким политическим кругозором, чем историки Запада, описывали в своих трудах историю не только Византии, но и соседних с ней народов. Наибольшую известность получили труды историка VI в. Прокопия Кесарийского «История войн Юстиниана с персами, готами и вандалами», «Тайная история».

Для изучения истории культуры раннего средневековья первостепенное значение имеют памятники народной поэзии: ирландские, исландские, скандинавские саги и англосаксонский эпос. Древний эпос других германских народов дошел до нас, как правило, в позднейших переработках, но и они содержат много интересных данных.

ПРОБЛЕМАТИКА:

Период имеет важнейшее значение. Проблема кризиса в Римской империи (кризисные явления в экономике, политической и идеологической сферах жизни позднеантичного общества). Германское общество в период поздней античности. «Великое переселение народов»: социально-политическая характеристика варварских государственных образований. Различная степень влияния римских и германских “начал” и бессинтезный путь развития.

ЗАПАДНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ:

Проблема происхождения феодализма возникла одновременно с образованием варварских государств. В XVIII в. сложились две теории. Аристократ граф Буленвиль выдвинул «германистическую» теорию, согласно которой феодализм сложился в результате германских завоеваний. Идеолог «третьего сословия» — аббат Дюбо — в противовес выдвинул «романистическую теорию», отрицавшую существенное значение германского завоевания. Он полагал, что до X в. во Франции (и в Западной Европе) продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население. Только в X в. дворяне, частью германского происхождения, узурпировали власть над простым народом и установили феодальный строй.

Большинство историков эпохи Просвещения (Ш. Монтескье и Г. Мабли) склонялись к германистической теории, но придавали ей иное, антифеодальное звучание: они считали, что германцы принесли с собой из «лесов Германии» не феодальное угнетение, а, напротив, присущий им свободный «демократический строй».

В начале XIX в. германистическая теория пользовалась преобладающим влиянием. Феодальный строй, по мнению историков, вырос исключительно из развития древнегерманских институтов: отчасти из свободной общины (марка), отчасти из господства сильной родовой знати, как считал, например, К. Ф. Эйхгорн. «Романистическая» теория в первой половине XIX в. не пользовалась влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза. В немецкой медиевистике ее пропагандировал К. Ф. Савиньи, утверждавший, что германское завоевание не уничтожило в Западной Европе полностью «римский народ» и соответствующий ему «народный дух», а следовательно, и римское право, которые нашли убежище в сохранившихся и после завоевания городах, тогда как сельские области стали средоточием германского «народного духа». Феодализм сложился, по мнению К. Ф. Савиньи, во взаимодействии этих разных правовых традиций. Сторонником теории германо-романского синтеза был и Л. Ранке.

В 20 в. появляется теория континуитета – преемственности античных традиций (в основном политических) варварскими народами.

Середина и конец 20 в. – теория византийского континуитета, в которой говорилось, что германские военные элементы были заимствованы из Византии.

В историографии XX века получил известность тезис французского историка Анри Пиренна, считавшего, что Запад Темных веков - составная часть позднеантичного мира по причине не распавшихся связей с Византией. После арабских завоеваний Запад оказывается в изоляции, претерпевая вынужденную трансформацию: его политические центры отодвигаются к северу, язычество окончательно искореняется, роль папства возрастает, рабовладение постепенно вытесняется крепостным правом, восстанавливается империя; на месте позднеантичного мира возникает феодальная система.

Современная работа, посвященная комплексному изучению Великого переселения народов «Великие империи варваров. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XIX века» (2006) французского историка Луи Альфана.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ:

Отечественная историография: главная проблема генезис феодализма в разных областях. Спорный вопрос: романисты и германисты. Аверинцев склоняется к германистической теории, говоря, что 6-8в. это темные века, было разрушено все, что создал Рим. Виноградов придерживается позиции дуализма (взаимовлияния двух начал). Концепция Романо-германского синтеза. Отечественные историки усматривали разную степень влияния элементов в разных регионах. Корсунский выделяет основные проблемы в изучении истории готской Испании – это были так называемый континуитет (т. е. судьбы античных социальных и политических учреждений и вообще античной цивилизации на Пиренейском полуострове); роль германских социальных и политических институтов, в частности, общины, королевской власти, дружины, вопрос о наличии феодализма.

Советские медиевисты, изучавшие генезис феодализма в Западной Европе, уделяли главное внимание тем ее областям, где феодализм вырастал преимущественно из отношений разлагавшегося родоплеменного строя германцев (исследования А. И. Неусыхина и др.). В Испании переход к феодализму совершался в иных условиях. Удельный вес германских элементов был здесь меньшим, а римских — большим, чем в тех странах, которые обычно считаются классическим образцом генезиса феодализма в Западной Европе. В Испании и Италии преобладало романское влияние, во Франции – уравновешенный синтез. Скандинавские страны, Англия не были затронуты римским влиянием, кроме юго-восточной части Англии.

Результаты дискуссии о Романо-германском синтезе на всемирном конгрессе обнародовали в выступлении Удальцова и Гутнова, которые разрабатывали теоретические проблемы европейского феодализма, в частности проблемы типологизации и развития феодализма в Европе.

Отечественная историография: главная проблема генезис феодализма в разных областях. Грацианский – социальные проблемы перехода.

Ведущий специалист по этногенезу в Западной Европе Буданова В.П, определяет Великое переселение народов как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но еще не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Современная историография уделяет значительное внимание распространению христианства в этот период в Западной Европе, которое имеет огромное значение в становлении западной цивилизации.

 

 


9. Христианизация западной Европы: историко-культурные аспекты

Источники:

Агиографические произведения (жития святых).

Ценность: важный исторический источник раннего средневековья. В них, несмотря на обилие легендарного материала, сохранились многие черты народной жизни и ценные сведения по истории церкви, о росте ее землевладения, о быте, нравах, идеологии, чаяниях и верованиях народных масс.

«Церковные истории». Григорий Турский «Десять книг истории или церковная история франков», Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов» др..

Особенность: разнообразная источниковая база, элементы критики источников.

Ценность: объективное, хронологически последовательное подробное повествование о христианизации. Высокая степень достоверности фактов, хотя в оценках авторов присутствует субъективность.

Патристика - труды отцов Церкви IV-VII вв.: Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина, Боэция, Кассиодора, Григория Великого и т.д.

Ценность: для изучения основ христианского мировоззрения.

Богословские сочинения. Трактат Алкуина о добродетелях и пороках, трактат Рабана Мавра «Универсум» с трактовкой понятия всеобщей сущности Бога, троицы и природы человека.

Раннесредневековые эпистолярные источники – письма Аполлинария Сидония, Эннодия, Григория Великого, Алкуина.

Ценность: ценный источник для изучения социально политической истории и духовной культуры 5-8в. письма папы Григория I – дает сведения о политике римской церкви в VI- VIIвв., об экономическом состоянии патримоний, о положении колонов и свободных на церковных землях, об организации управления поместьями.

Книги понтификов IX-XI вв. – «Деяния римских понтификов» (изложение биографий римских пап 6-9 вв.), «Книга понтификов Равеннской церкви» (сведения об истории римской церкви римско-византийских отношениях др.)

Пенетенциалии – «покаянные книги», документы церковно-правовой практики.

Ценность: для изучения массовых социально - культурных представлений, нравственных ценностей, христианской этики, влияние церкви на общественное сознание. Самые известные Франкские, Бургундские, Парижские.

Особое место занимают папские грамоты («апостолические грамоты»), которые с XIV в. обычно называвшиеся буллами (буллой называлась свинцовая печать, подвешенная на шнурке к папской грамоте; это название затем было перенесено и на саму грамоту), и малые грамоты — бреве, издававшиеся по поводу различных конкретных событий).

Ценность: достоверные источники по истории католической церкви и папства, они отражают политику папства в странах Западной Европы.

ПРОБЛЕМАТИКА:

Духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась в этот период могущественным феодальным институтом. Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания и науки. Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации.

В современных исследованиях посвященных истории Средних веков авторы подчеркивают позитивную роль христианства и католической церкви, просветительскую деятельность духовенства, социальную функцию защиты обездоленных, политических институтов, в оформлении семейно-брачных отношений и преодолении пережитков обычного права, кровной мести и произвола.

История католицизма столь же противоречива, как и вся эпоха средневековья. Христианство в Западной Европе утверждалось путем жесточайшего насилия над личностью. Беспощадная борьба с языческим культом и ересями сопровождалась истреблением десятков и сотен тысяч людей, видевших иное толкование Священного Писания. Христианский фанатизм достиг своего апогея в эпоху инквизиции. Гуманистическая идеология, соборное движение, а затем и Реформация привели к существенным изменениям в религиозной идеологии и организации религиозных общин.

Период христианизации можно условно разделить на два периода, в каждом из них присутствует ряд проблемных вопросов.

Христианизация народов Европы и Римская церковь в VI-VIII вв. Народные языческие верования в эпоху раннего средневековья. Распространение христианства в варварских королевствах. Основные формы христианства в Западной Европе: католичество, несторианство, арианство. Религиозная политика королевской власти. Влияние католической церкви на нравственное и эмоциональное поведение. Понятие «христианская духовность». Скромность и смирение как нормы христианской этики. Христианская церковь в Ирландии как центр миссионерской деятельности.

Христианизация Европы в IX-XI вв.:политические последствия христианизации народов Европы (расширение сферы влияния католической церкви). Христианская политика Карла Великого, его вклад в создание системы христианского воспитания и образования. Теологи IX в. (Алкуин, Агобард Лионский, Валафрид Страбон, Рабан Мавр) и их роль в формировании средневековой схоластики. Церковь и феодальные войны. Религиозная нравственность и феодальный быт. Влияние церковной идеологии на воспитание, образование, мораль, нравы и обычаи эпохи.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ:

Вопрос о христианизации Западной Европы долгое время не привлекал к себе внимание историков. Советские ученые (по известным всем причинам) рассматривали изменения в раннесредневековом обществе на основе материалистического понимания развития исторического процесса и генезиса феодализма. Значение христианской церкви в этом процессе было сведено к минимуму.

Историки в конце XIX – первой трети XX в. занимались изучением культурологических аспектов христианизации или отдельными проблемами истории Церкви: Бицилли П. М. «Элементы средневековой культуры», Безескул В. П. «К истории папства в XI столетии», Вязигин А. С. «Очерки из истории папства в XI столетии», и другие. В рамках сложившегося историко-культурологического направления следует отметить труды Карсавина Л.П., Добиаш-Рождественской О. А, Герье В. И., Лебедева А. П., Болотова В.В, Карташев А.В.

Несмотря на влиятельное положение, представители этого направления не смогли создать сколько-нибудь устойчивую школу средневековой церковной истории, что объясняется общим состоянием медиевистики в это период. Тем не менее, соответствующая проблематика занимала существенное место в работах представителей этого направления. История церкви лишь постепенно втягивалась в поле зрения светских источников. Известное влияние на состояние русской медиевистики оказывали, противоречия между православием и католицизмом, затруднявшие постановку «частных» проблем западной церкви.

Л.П. Карсавин занимался сознанием людей прошлого, их миропониманием. Осознавая невозможность применения обычного исторического анализа, автор пытался найти методически решить эту проблему. Объектом его поиска стал дух средневековой религиозности, концепция которой только складывалась.

О.А. Добиаш-Рождественской создавая одну из глав «Всемирной истории», фокусировала свое внимание на частной психологии человека без обобщающих концепций, представляя средневековое монашество сквозь «призму фактических и биографических деталей средневековых текстов». Комплексному изучению взаимоотношений монашества и папство посвящены работы Герье В. И., Корелин М. С., Лебедев А. П.

Революция 1917г. негативно воздействовала на изучение истории церкви и религиозности в России. Происходила переориентация науки на исследование почти исключительно социально-экономической истории и политики.

Господство исторического материализма в советской историографии заключало исследование церковной истории в жесткие рамки. В работах советских историков церковь предстает как общественный институт непосредственно связанный с господствующим классом, выполняющий правовые, политические и идеологические функции. Вся деятельность церкви сводиться к поддержанию и освещению эксплуатации в обществе, и торможению социального прогресса.

Примерно с 60-х гг. в отечественной науке возрождается интерес к истории средневековой Церкви, в контексте изучения которой развивается более корректное отношение к проблематике истории церкви и монашества. Этот интерес связан как с растущим пониманием ограниченности существующих подходов к изучению средних веков, расширением контактов с зарубежными историками, так и с новыми общественными запросами.

С началом перестройки были созданы благоприятные условия для изучения церковной истории. Хотя появляются монографии, затрагивающие те или иные аспекты истории церкви, переиздаются дореволюционные труды, публикуются на русском языке монографии зарубежных историков и многочисленные источники церковной тематики, средневековая церковь и процесс христианизации, пока еще не стали предметом самостоятельного научного исследования.

С позиции преемственности традиций построена работа В.И. Уколовой «Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – середина VII века)» (1989г.). Автор опровергает представление об этом периоде как о «темных веках», времени упадка и невежества, придавая особое значение роли античного наследия в формировании культуры раннего средневековья. Христианство, как идеологический стержень западноевропейской культуры, имело детально и глубоко разработанную философию (во многом заимствованную у греков), своеобразную теологию, широкий спектр научно-практических знаний и политических теории. Также в работе говорится о новых методах и формах хранения и передачи культурного наследия – школах, скрипториях, библиотеках, возникших на базе опыта поздней античности и первых попыток создания христианской системы образования.

В монографии И.А. Дворецкой «Западная Европа V – IX веков» (1990г.) дается характеристика политической и законодательной основы церкви, которая рассматривается как феодальный собственник земли, обладающий рядом привилегий и большим политическим влиянием. Говоря о большой роли монашеского движения в распространении христианства, автор делает вывод о тесном союзе в раннее средневековье христианской церкви и королевской власти. Этот союз представлял обоюдный интерес, ибо христианское вероучение и христианская мораль, внушаемая проповедями священников, учила повиновению и смирению.

А.Я. Гуревич говорит о сложном характере обращения варварских народов. «Христианизация не проходила столь гладко и быстро, как это изображают иные жития святых». Он выделяет важную роль государственной власти в обращении в новую религию, и существование языческих пережитков, длительное время сохранявшихся в среде крестьян. Феномену средневековой народной культуры, как синтезу язычества и христианства, посвящен ряд монографий этого автора. В продолжение изучения народной культуры и мировоззрения средневекового человека, Колганов О.С. исследует характер изменения в англосаксонском обществе после христианизации на основе поэмы «Беовульф».

Н.Ф.Усков ("Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья", СПб., 2001) является первым в отечественной историографии исследователем раннесредневекового монашества. Данный феномен рассматривается автором в широком контексте религиозного, социального, политического развития германских земель. Вместе с тем исследование отражает развитие христианства и монашества в Галлии, Ирландии, Англии, выходцы из которых действовали в Германии. Центральное место в книге занимают вопросы христианизации - внешней и внутренней, миссионерства, феноменология аскезы и монашества.

ЗАПАДНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ:

Зарубежная историография насчитывает более двух веков научного изучения истории Церкви и христианизации Западной Европы. Ведущие университеты Европы и Америки издают журналы, посвященные данной проблематике. В связи с широчайшим кругом научной литературы, следует остановиться на наиболее значительных работах.

К. Хьюс - раннесредневековая церковь и общество Ирландии.

Т.Дж. Хефферман – сакрализация и культ святых в средние века.

К.А. Вольц – церковь в средние века, рост и изменение в 600-1400гг.

Б. Ярд – святые, проповедники и чудотворцы в средние века.

П.Ф. Говард-Джонсон – культ святых в поздней античности и раннем средневековье.

Ж. Ле Гофф - Средневековый мир воображаемого.

 


 

10. Эволюция аграрных отношений в средние века, особенности феодальной собственности, сеньориальной власти.

правовые источники раннего средневековья (7-12 вв.)

 

раннефеодальные грамоты - постановления королевского суда (местные суды еще не фиксировали свои решения), акты дарений, купли-продажи и обмена земли, завещания, акты, закреплявшие отношения зависимости.

сборники формул, т. е. образцов типичных грамот, по которым писались реальные документы различного содержания, дающие представление о всех типах совершавшихся сделок, но в абстрактной форме, без упоминания имен, дат, конкретных описаний земель и т. п.

VIII—IX вв. в монастырях возникают полиптики, т. е. описи поместий (например, составленный в начале IX в. подробный полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского монастыря под Парижем), и картулярии, т. е. сборники грамот и других документов, обычно в копиях.

В империи Карла Великого появляется обширное и разнообразное королевское законодательство — капитулярии (названные так потому, что текст разделяется на капитулы, т. е. главы). «Капитулярий о поместьях» Карла Великого (около 800 г.) содержит инструкции по управлению крупными поместьями.

Ценность: полиптики, картулярии, капитулярии дают представление об организации крупного феодального землевладения, формах эксплуатации зависимого населения, основных типах зависимости крестьян. Обладают наибольшей достоверностью. Грамоты, описи поместий, списки крестьянских повинностей являются основными документами для аграрной истории XI—XII вв. Основная масса этих документов сохранилась в копиях или в виде резюме, вписанных в картулярии.

Особенности: на территории бывшей Западной Римской империи правовые источники раннего средневековья писались по латыни. Но, как правило, это был не литературный латинский язык, а народные провинциальные диалекты, усвоенные германскими народами. В Англии, Ирландии и Исландии законы писались на народном языке. Византийские источники были написаны на греческом языке, которым пользовалось большинство населения.

 

правовые источники раннего средневековья (13-15 вв.)

 

В связи с развитием товарно-денежных отношений в XIII—XV вв. появились новые виды документов: акты, оформлявшие различные земельные сделки, установление фиксированных крестьянских повинностей, выкуп крестьян из крепостного состояния и т. п. Сохранились в копиях — в форме нотариальных минут (т. е. кратких записей о содержании сделки) или же в составе городских и сеньориальных регистров.

Важный материал по аграрной и социальной истории Англии XI—XIII вв. дают земельные переписи — результаты правительственных расследований. Наибольший интерес среди них представляют «Книга Страшного суда», составленная в Англии в 1086 г. и являющаяся переписью почти всех землевладений, населенных пунктов, включая города, и населения страны, а также «Сотенные свитки» 1279 г. — сплошная опись земельных владений некоторых графств Центральной Англии. Для Германии характерно появление в XIII в. «Марковых уставов», т. е. записей обычного права, в которых фиксировались общинные распорядки, а иногда также повинности крестьян в пользу феодалов.

В странах, где при развитии товарно-денежных отношений в значительных масштабах сохранялось барское хозяйство, большое значение приобрели в XIII в. описи поместий (экстенты в Англии, урбарии в Германии и др.), отчеты управляющих, счета, инструкции и т. д. Эти источники дают порой возможность даже производить более или менее точные статистические подсчеты.

Записи феодального обычного права («Зерцала» в Германии, «Кутюмы» во Франции, «Фуэрос» в Испании, «Иерусалимские ассизы» в государстве крестоносцев и т. д.); отражали перемены, происходившие в социально-экономическом развитии стран. В этих документах, составленных, как правило, судьями, оформлялось право, действовавшее в пределах более или менее крупных областей и регулировавшее отношения феодальной собственности на землю, судопроизводство, взаимоотношения отдельных сословий, вассальные связи и имущественные отношения внутри класса феодалов, а также оброчные денежные отношения между крестьянами и земельными собственниками. В Византии вследствие сохранения централизованного государства и законодательства, а также в силу длительного господства римского права юри­дические сборники представляли собой руководства для юристов в форме изложения отдельных судебных случаев (сборник «Пира» XI в. и др.).

Ценность: все эти правовые памятники, а также протоколы (регистры) судебных учреждений начиная с XIII в. становятся вместе с документами хозяйственного, финансового и административного характера важнейшими источниками по истории имущественных и социальных отношений. Они обрисовывают также управление, суд, полицию и финансы феодального государства.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.