Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Становление информационного общества в странах Запада на рубеже XX-XXI вв.



Рекомендации Пономарева (курсивом мои):

По учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран проблематика вопроса «Становление информационного общества в странах Запада на рубеже XX-XXI вв.» изучается в 9 и 10 семестрах (первый и второй семестры V курса; лекционный курс Пономарева М.В.). Раскрытие вопроса предполагает использование четырех блоков теоретического материала: 1) технологические и экономические аспекты «информационной революции», (здесь речь пойдет о компьютерной революции и информационной экономике, все по лекциям за 9-ый семестр) 2) влияние «информационной революции» на социальную структуру западного общества (здесь кризис идентичности, homo ludens, посматериалистическая мотивация); 3) специфика политического процесса в условиях формирования информационного общества; 4) методологические дискуссии о характере современной истории как эпохи становления информационного общества.
Рассматривая проблемы экономического развития западного общества на рубеже XX-XXI вв. используйте материалы лекций из курса Новейшей истории 9 семестра, а также файла «Запад в ХХ в. Экономика» из учебного CDRW (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, глава 4). Обратите внимание на взаимосвязь технологической основы «информационной революции» и ее «человеческого измерения» – закрепления новых форм отношений собственности, труда и потребления. Ключевое значение в этом плане имеет раскрытие понятия «человеческий капитал» (не забывайте также здесь охарактеризовать информацию как средство производства) и трактовка инновационной модели экономического роста с точки зрения использования методов сетевого менеджмента и брендинговых технологий маркетинга (схемы инновационного производства и таблицы про генезис системы менеджмента из лекций за 9 семестр будет предостаточно). Для подготовки по этим вопросам можно использовать дополнительные материалы из учебного CDRW (папка «15 Постмодерн и информ. общество», файлы «Становление информационного общества (Негодаев)», «Становление информационного общества (Чернов)», «Творчество как труд и товар (Глинчикова)», «Информационная экономика постмодерна (Мясникова)», «Информационная экономика (Мельянцев)» и др.).

Отталкиваясь от понятия «человеческий капитал» и анализа современной системы трудовых отношений следует перейти к характеристике социальной структуры западного общества. Эта проблематика отчасти рассматривалась в лекционном курсе 10 семестра (тема «Проблемы исторического развития Запада в концепциях постиндустриального и информационного общества»). Наиболее целесообразно использовать материалы из файла «Запад в ХХ в. Социальная структура» (этот файл лучше читать полностью, там ответы на другие два вопроса) из учебного CDRW (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, главы 5). Для более глубокого понимания социальных процессов рубежа XX-XXI вв. важно соотнести их с динамикой развития отношений собственности, труда и потребления на протяжении ХХ в., что и позволяет сделать вывод о формировании в информационном обществе принципиально новой системы социализации личности. Акцентируйте внимание на дискуссии о постматериалистической модели потребления и «Homo ludens» как новом социальном типе.

Анализ актуальных тенденций в сфере социальной мотивации позволяет сделать вывод о природе современного «кризиса идентичности» и объяснить причины нарастания протестных настроений в ведущих странах Запада в первой половине 2000-х гг. Соотнесите этот материал с изученными на семинарских занятиях в 9 семестре тенденциями развития современной политической идеологии, а также вспомните, какие события свидетельствуют о нарастании политической нестабильности в ведущих странах Запада в 2005-2007 гг. (используйте материалы из файла «Запад в ХХ в. Идеология» из учебного CDRW, в т.ч. последний текстовый фрагмент из его состава – «Эпоха рublic relations» (обязательно) + материалы из учебных файлов по Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, США, где рассматриваются события середины 2000-х гг. (учебник: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006, главы 8, 6, 7 + по странам: Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2006).

Методологические дискуссии о характере современной истории как эпохи становления информационного общества были предметом отдельной лекционной темы в 10 семестре. Часть материала вошла в состав главы 5 в учебнике Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время - М., Проспект, 2006 (+ файл «Запад в ХХ в. Социальная структура» из учебного CDRW). Дополнительные материалы по этой теме можно найти в учебном CDRW в папке «15 Постмодерн и информ. общество». Обратите внимание на файлы «Виртуализация общества (Иванов)», «Виртуальное пространство совр культуры ДИСС (Брославский)», «БОДРИЙЯР Ж. Символический обмен и смерть», «Бодрияр о симуляции (Зенкин)», «ДРУКЕР П. От капитализма к обществу знания», «Картины мира, модерн и постмодерн (Дианова)», «ЛУМАН Н. Решения в информационном обществе» и др.

4. При изучении данной темы можно использовать чрезвычайно широкий круг источников, отражающих специфику современного общественного сознания, ключевые тенденции экономической и политической жизни. Отбор источников для практики школьного преподавания определяется прежде всего их доступностью в сети Интернет и возможностью использования источников в рамках подготовки учебно-исследовательских проектов, творческих работ и т.п.

5. Историография темы «в классическом понимании» пока не сложилась. Но дискуссия о становлении информационного общества имеет уже достаточно длительную предысторию. Обзор соответствующих материалов входит в круг основных теоретических вопросов по теме (см. выше). Из трудов современных отечественных авторов можно выделить:

o Иванов Д.В. Виртуализация общества. – СПб., 2002

o Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М., 1999.

o Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.

o Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2004.

o Национальные модели информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартанова. – М., 2004.

o Побережников И.В. Переход от традиционного к постиндустриальному обществу. – М., 2006

o Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. – М., 2004.

o Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. – СПб., 2005.

o Сурова Е.Э. Европеец «отчужденный»: персоналистская личность. – СПб., 2004.

o Политические институты на рубеже тысячелетий. – М.,2001




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.