Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной политики.



1. Основная проблематика вопроса.

Колониализм развивающегося капитализма как особый период общественного развития человечества. Колонии и зависимые страны как источник первоначального накопления. Роль работорговли. Монополизация международной торговли. Превращение стран Азии и Африки в источники сырья и рынки сбыта для капиталистической промышленности Запада. Народные восстания и войны. Возникновение колониальной системы империализма. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Методы колониальной эксплуатации эпохи империализма. Колониализм и политическое развитие восточного общества. Общие закономерности и основные варианты колониализма. Империалистическая колониальная система. Первые межимпериалистические конфликты. «Пробуждение Азии». Характер первых антиколониальных революций. Первая мировая война и переоформление колониальной системы. Вторая волна антиколониальных революций и освобождения ряда стран Азии и Африки. Окончательный развал колониальной системы после Второй мировой войны. (1960-е – начало 1970-х гг.) Неоколониализм и глобализм в современном мире.

Стандарт основного общего образования (7, 8, 9 класс)
Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. Колониальные захваты. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже 19 – 20 вв. Начало модернизации в Японии. Мир после первой мировой войны. Революционный подъем в Азии. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Стандарт полного среднего образования (10-11 класс базовый уровень)
Великие Географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Стандарт полного среднего образования (10-11 класс – профильная школа)
Великие Географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование новой колониальной экспансии. Колониальный раздел мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах. Национально-освободительные движения и региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки в ХХ в. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира».

3. Рекомендации по отбору теоретического материала.

По Учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран вопрос «Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной политики» изучается по специальности «История» (квалификация «учитель истории») в 7 семестре (в 1 семестре IV курса); лекционныйq курс Родригеса А.М. и семинарские занятия А.С. Шахова, .Ю. Кузьмина, В.Н. Горшкова, А.М. Родригеса. Рассмотрение данного материала в курсе новейшей истории стран Азии и Африки – в 8, 9 и 10 семестрах (2 семестр IV и весь V курс). Раскрытие вопроса предполагает использование трех блоков теоретического материала: 1) методологические подходы к изучению формаций и цивилизаций на Востоке; 2) проблемы восточного феодализма и особенности и отличия в развитии Запада и Востока; 3) характер экономического, социально-политического, идеологического и этнического развития восточных обществ в период нового и новейшего времени.
Анализируя методологические подходы к изучению поставленной проблемы, следует обратить внимание на базовые понятия «формация», «цивилизация», «общественная система», «политическая и социально-экономическая эволюция», «структурный кризис». Для характеристики этих понятий целесообразно использовать материал лекций и семинарских занятий. Акцентируйте внимание на современной трактовке понятия «формация», «цивилизация», «структурный кризис» как системных категориях. В контексте такого подхода раскрытие исторической природы колониального мира и взаимоотношений «колония – метрополия» приобретает теоретический системный характер, иллюстрированный к тому же обширным фактологическим материалом.
Рассматривая проблемы политического и социально-экономического развития восточных обществ в условиях колониальной зависимости, используйте лекционные материалы из курса Новой истории стран Азии и Африки и первого периода Новейшей истории стран Азии и Африки, а также в учебнике «Новая история стран Азии и Африки ХУ1-Х1Х вв. (М.: ВЛАДОС, 2004-2005 гг. В 3-х частях.) в разделах Р.Г. Ланды, В.Р. Мельянцева и А.М. Родригеса, в учебнике «Новейшая история стран Азии и Африки» (М.:ВЛАДОС, 2001-2002. В 3-х частях) в соответствующих разделах Ланды, Мельянцева и Родригеса, в учебнике «Новая история стран Европы и Америки. ХУ1-Х1Х вв. (М.:ВЛАДОС,…..В 3-х частях.) часть 2-я, разделы А.М. Родригеса (глава 1-я) в учебнике А.М. Родригеса «История стран Азии и Африки в новейшее время» (М.:Проспект, 2006.). Обратите внимание на раскрытие вышеобозначенных понятий.

4. Круг источников. Прежде всего, это источники, включенные в программы, практикумы и исторические пособия (отрывки из фирманов восточных монархов, документов Ост-Индских и Левантийских компаний-монополий, материалы идеологических систем, экономических программ восстаний, допросы лидеров восставших и т.п.). Кроме того, в библиотеке университета есть отдельно изданные источниковые сборники к 100-летию восстаний: 1) тайпинов, 2) бабидов, 3) сипаев. По колониальному периоду арабских стран переведены исторические хроники, из которых могут быть рекомендованы Абд-ар-Рахман аль-Джабарти «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» для изучения политической и социальной истории Египта в ХУШ – первой трети Х1Х вв. или хронику Хусейна ибн Ганами «История Неджда», где приводятся уникальные данные о почти неизвестной Аравии ХУП-ХУШ и начала Х1Х веков, а также о зарождении и развитии движения ваххабитов.
Фактически по всем странам Азии и Африки существуют сборники «Документы внешней политики, соглашения, договоры», издававшиеся в издательстве «Восточная литература в 1960-е – 1970-е годы. Там представлены многие темы дипломатических документов: международные акты, договоры, соглашения, конвенции (например, документы о Суэцком канале, соглашение о Судане, англо-турецкие договоры и многое другое). Особенно доступным и интересным источником по колониализму на Востоке могут быть записки русских путешественников об их пребывании афро-азиатском мире. О путешественниках на Ближнем и Сдернем Востоке можно использовать книгу Р.Н. Данцига «Русские путешественники на Ближнем и Среднем Востоке» (1966 г.). назвать из них К.М.Базили, российский консул, жил долго в Сирии, Березин – тоже писал по Сирии.

5. В полной мере историография данной проблемы не сложилась. Однако, основные подходы состояния будущих колониальных стран в начале Нового времени, а затем их же колониального состояния вместе с использованием многообразных важных общественных процессов этого времени можно найти в трудах (прежде всего, монографических) отечественных востоковедов.т (см. «Всеобщий история. Сборник типовых программ». С. 392 – 393: выбрать самостоятельно авторов 8 – 10, добавить 3 – 4 Монографии А. М. Родригеса. - «Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий»!)


29.Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
1. Основная проблематика вопроса:
Освободительные революции на Востоке к началу ХХ в. и причины их незавершенности. Мера участия стран Азии и Африки в 1-й и 2-й мировых войнах и последствия этого. Освободительные революции середины ХХ в. И причины их успехов: доминирование общенационального сознания над этноконфессиональным, общинным и региональным, ослабление феодальных (и полуфеодальных) институтов, связей и пережитков, усиление национального предпринимательства, интеллигенции и квалифицированного пролетариата вследствие процессов модернизации стран Востока. Неравномерность и разновременность этих процессов в разных странах и регионах и ее причины.
Примеры незавершенности движений эпохи «пробуждения Азии» - революция младотурок 1908 – 1913 гг. в Китае. Общие их черты – неучастие в событиях народных масс, неблагоприятное для революционеров соотношение классово-политических сил, влияние великих держав. Примеры победоносных национальных революций – в 1949 г. в Китае, в 1952 г. в Египте, в 1954 – 1962 гг. в Алжире, в 1958 г. в Ираке. Общие их черты – участие народа, слабость или изолированность антиреволюционных сил, слабость влияния традиционных колониальных держав и активизация влияния помощи СССР.

Стандарт основного общего образования (9 класс)
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX – XX вв. Начало модернизации в Японии. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африки. Выбор пути развития государствами Азии и Африки.
Стандарт полного среднего образования (11 класс – базовый уровень)
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго – Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Стандарт полного среднего образования (11 класс – профильный уровень).
«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго – Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. Национально – освободительные движения. Региональные особенности социально – экономического развития стран Азии и Африки. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира».

3. Рекомендации по отбору теоретического материала.
По учебной программе кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран вопрос «Национально – освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки» изучается по специальности «История» (квалификация «учитель истории») в 8 семестре (в 2 семестре IV курса); лекционный курс Горшкова В. Н. и семинарские занятия В.Н. Горшкова. Рассмотрение данного материала в курсе новейшей истории стран Азии и Африки – в 9 и 10 семестрах (весь V курс). Раскрытие вопроса предполагает использование трех блоков теоретического материала: 1) методологические подходы к изучению формаций и цивилизаций на Востоке; 2) проблемы национально – освободительных движений к началу ХХ в. 3) характер экономического, социально-политического, идеологического и этнического развития восточных обществ в период новейшего времени.
Анализируя методологические подходы к изучению поставленной проблемы, следует обратить внимание на базовые понятия «формация», «цивилизация», «общественная система», «политическая и социально-экономическая эволюция», «структурный кризис». Для характеристики этих понятий целесообразно использовать материал лекций и семинарских занятий. Акцентируйте внимание на современной трактовке понятия «формация», «цивилизация», «структурный кризис» как системных категориях. В контексте такого подхода раскрытие исторической природы колониального мира и взаимоотношений «колония – метрополия» приобретает теоретический системный характер, иллюстрированный к тому же обширным фактологическим материалом.
Рассматривая проблемы национально- освободительного движения и региональные особенности процесса модернизации восточных обществ, используйте лекционные материалы из курса Новой истории стран Азии и Африки, а также первого и второго периодов Новейшей истории стран Азии и Африки, а также в учебнике «Новая история стран Азии и Африки ХУ1-Х1Х вв. (М.: ВЛАДОС, 2004-2005 гг. В 3-х частях.) в разделах Р.Г. Ланды, В.Р. Мельянцева и А.М. Родригеса, в учебнике «Новейшая история стран Азии и Африки» (М.:ВЛАДОС, 2001-2002. В 3-х частях) в соответствующих разделах Ланды, Мельянцева и Родригеса, в учебнике «Новая история стран Европы и Америки. ХУ1-Х1Х вв. (М.:ВЛАДОС,.В 3-х частях.) часть 2-я, разделы А.М. Родригеса (глава 1-я) в учебнике А.М. Родригеса «История стран Азии и Африки в новейшее время» (М.:Проспект, 2006.). Обратите внимание на раскрытие вышеобозначенных понятий.

 

4. Для раскрытия данной темы необходимо изучение следующих групп исторических источников: 1) официальных изданий правительств (например, «Документов внешней политики СССР». М., 1957 г.); 2) изданий международного характера (например, «Коммунистический Интернационал в документах. 1919 – 1932». М., 1933; Документы и материалы кануна второй мировой войны. Т. 1-2, М., 1948); 3) мемуаров и выступлений политических деятелей (например, «Избранных речей и выступлений» М.К. Ататюрка, «Философия революции» Г.А. Насера, «Избранных статей и речей» Хо Ши Мина и др.).
5. Анализ историографии вопроса охватывает литературу по национально-освободительному движению, по модернизации стран Азии и Африки (в том числе – в рамках современных процессов глобализации) и по особенностям регионов Востока, определяющим характер, темпы и результаты этих процессов. Рекомендуются:

o Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002.

o Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997.

o Капитализм на Востоке во второй половине ХХ в. М., 1995.

o Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

o Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе. М., 1999.

o Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. 1900 – 1945. М., 2001.

o Родригес А.М., Белоусова К.А., Киселев К.А., Шахов А.С. Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000.

o Социальный облик Востока. М., 1999.

o Федоров В.А. Армия и модернизация в странах востока. М., 1999.

o Цветкова Н.Н. Иностранный частный капитал в странах Востока и глобализация. М., 2004.

o Широков Г.К. Мир на перепутье (расхождение векторов общественного развития: Запад – Восток). М., 2000.

o Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). М., 1998.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.