Раздел (модуль) 1. Основы организации бухгалтерского финансового учета
Тема 1.
Предмет, объекты, цели и концепции бухгалтерского финансового учета.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-7
знать:
– принципы, цели, задачи бухгалтерского финансового учета; приемы ведения учета на предприятиях;
– различия между финансовым и налоговым учетом;
– современные тенденции оценки объектов бухгалтерского наблюдения;
– экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета;
уметь:
– использовать систему знаний о принципах бухгалтерского (финансового) учета для разработки и обоснования учетной политики предприятия;
– продемонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии;
– выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
владеть:
– пониманием основных концепций бухгалтерского финансового и управленческого учета;
Тема 2.
Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в России.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2
знать:
– основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации; – теоретические аспекты основополагающих концепций бухгалтерского финансового учета;
уметь:
– правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные ФХД;
– определять в соответствии с экономическим содержанием ФХД их влияние на показатели бухгалтерской отчетности;
владеть:
– навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета;
– способами решения аналитических задач и сбора необходимой для этого информации;
Тема 3.
Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7
знать:
– организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;
уметь:
– оценивать влияние организационно-правовые особенности предприятий на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах;
владеть:
навыками организации бухгалтерского финансового учета в публичных организациях, непубличных организациях;
Раздел (модуль) 2. Бухгалтерский финансовый учет
Тема 4. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
– понятие, классификацию и порядок оценки долгосрочных инвестиций; состав источников финансирования долгосрочных инвестиций и порядок их учета;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах долгосрочные инвестиции и источники их финансирования;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
− правильно организовать учет долгосрочных инвестиций; учет затрат по капитальному строительству (подрядным и хозяйственным способом); учет приобретения земель и объектов природопользования; учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений; учет некапитальных работ;
владеть:
навыками определения инвентарной стоимости законченных строительством объектов; порядком их учета и списания.
Тема 5. Учет основных средств.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
– экономическое содержание и классификацию объектов основных средств;
– современные тенденции оценки объектов основных средств;
– экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах объекты основных средств;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
– правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах объекты основных средств;
– определять в соответствии с экономическим содержанием ФХД их влияние на показатели бухгалтерской отчетности;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета основных средств;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 6. Учет нематериальных активов.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
экономическое содержание, классификацию и оценку нематериальных активов;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах нематериальные активы;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
ровать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах объект нематериальных активов;
– определять в соответствии с экономическим содержанием ФХД их влияние на показатели бухгалтерской отчетности;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета нематериальных активов;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 7. Учет денежных средств организации.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− общие положения организации наличного денежного обращения;
− понятие лимита кассы и его назначение;
− особенности учета кассовых операций и операций на расчетных и прочих счетах, порядок открытия расчетных счетов;
– современные тенденции в бухгалтерском учете оценки операций в иностранной валюте; основные субъекты и виды валютных операций;
уметь:
− правильно систематизировать на бухгалтерских счетах денежные средства организации;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
– правильно систематизировать на бухгалтерских счетах объект нематериальных активов;
– определять в соответствии с экономическим содержанием ФХД их влияние на показатели бухгалтерской отчетности;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета денежных средств;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
– экономическое содержание, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
– экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета;
− порядок учета процесса заготовления и прочего поступления материалов, выбытия материалов;
− порядок учета готовой продукции, товаров;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах материально-производственные запасы;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета производственных запасов;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 9. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− состав и классификацию затрат на производство;
− объекты учета затрат;
− систему счетов затрат на производство (рабочий план счетов в учетной политике организации);.
− понятие, состав, методы оценки и порядок отражения в финансовом и управленческом учете незавершенного производства;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, систематизировать на бухгалтерских счетах затраты на производство продукции (работ, услуг);
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 10. Учет выпуска готовой продукции и ее продаж.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− экономическое содержание операций по продажам и задачи учета;
− виды и направления продаж;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах выпуск готовой продукции и ее продаж;
− правильно организовать учет выпуска готовой продукции и продаж, учет расходов на продажу, учет товаров отгруженных;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета выпуска готовой продукции и ее продаж;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 11. Структура и организация учета текущих обязательств и расчетов организации. Порядок формирования и отражение оценочных резервов в учете и отчетности.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− формы безналичных расчетов;
− понятия «обязательства», «дебиторская задолженность», «кредиторская задолженность», «резервы по сомнительным долгам»;
уметь:
− правильно учитывать на бухгалтерских счетах текущие обязательства и расчеты организации;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета текущих обязательств и расчетов организации;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 12. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− виды, формы и системы оплаты труда;
уметь:
− правильно учитывать на бухгалтерских счетах расчеты с персоналом по оплате труда;
−правильно организовать учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц, учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения, учет расчетов с персоналом по оплате отпусков, учет расчетов с персоналом по выплате пособия по временной нетрудоспособности;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета расчетов с персоналом по оплате труда;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 13. Учет финансовых вложений.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− экономическое содержание, классификацию и оценку финансовых вложений;
− особенности учета вкладов в уставные капиталы других организаций,
− особенности учета долговых ценных бумаг,
− учет предоставленных займов;
− особенности учета операций по договору простого товарищества (совместной деятельности);
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах финансовые вложения;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета финансовых вложений;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 14. Учет расчетов по кредитам и займам.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− понятие кредитов и займов, их отличительные особенности;
− особенности учета краткосрочных и долгосрочных кредитов банков и процентов по ним;
− особенности учета краткосрочных и долгосрочных займов и процентов по ним;
уметь:
− правильно учитывать на бухгалтерских счетах расчеты по кредитам и займам;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета расчетов по кредитам и займам;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 15. Учет формирования финансовых результатов деятельности организации и использования прибыли.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− многогранность понятия финансового результата (валовая прибыль, прибыль от обычных видов деятельности, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемая прибыль, нераспределенная (чистая) прибыль отчетного периода, реинвестированная прибыль (капитализированная нераспределенная прибыль);
− классификацию доходов и расходов, последовательное формирование показателей прибыли;
уметь:
− правильно отражать на бухгалтерских счетах формирование финансовых результатов деятельности организации и использования прибыли;
– оформлять учетные записи в учетных регистрах;
− правильно формировать конечный финансовый результат, проводить реформацию баланса;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета формирования финансовых результатов деятельности организации и использования прибыли;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 16. Учет капитала, фондов, резервов организации и целевого финансирования как источников финансирования долгосрочных инвестиций.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− понятие учетных категорий «собственный капитал», «фонд», «резерв», составляющие собственного капитала;
− особенности формирования учета складочного капитала и уставного фонда, учета добавочного и резервного капитала;
− особенности формирования учета расчетов по выделенному имуществу и распределению доходов на унитарных предприятиях; − особенности формирования учета целевого финансирования;
уметь:
− правильно отражать на бухгалтерских счетах формирование капитала, фондов, резервов организации и целевого финансирования;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
– решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в бухгалтерских финансовых отчетах, применять в процессе работы план счетов бухгалтерского учета и его модификаций в виде рабочих планов счетов отдельных организаций, как составной части их учетной политики;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета капитала, фондов, резервов организации и целевого финансирования;
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 17. Учет на забалансовых счетах.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− объекты бухгалтерского наблюдения, учитываемые на забалансовых счетах, их классификацию;
уметь:
− правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на забалансовых счетах товары на ответственном хранении и товары, принятых на комиссию, обязательства и платежи полученных и выданных и др.;
– оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;
владеть:
− практическими навыками ведения в организациях учета на забалансовых счетах;
– способностью подготавливать пояснительную записку для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Тема 18. Состав, содержание и общие требования к составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее нормативное регулирование в России.
лекции (проблемное изложение), метод дискуссии, практические занятия (деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тестирование, контрольные вопросы)
разбор теоретического материала; подготовка к аудиторным (практическим) занятиям; выполнение индивидуального задания; изучение учебной и нормативно-правовой литературы; написание рефератов по заданным темам
ОК-4,
ОК-5,
ПК-2,
ПК-4,
ПК-7,
ПК-12
знать:
− состав, содержание и общие требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее нормативное регулирование в России;
уметь:
– составлять финансовую отчетность;
владеть:
– способностью подготавливать финансовую и другую отчетность, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей.