12. Состав и система согласных звуков русского языка. Артикуляционная характеристика согласных.
13. Сильные и слабые позиции согласных по глухости/звонкости. Позиционная мена глухих и звонких согласных, ее причина и характер.
14. Сильные и слабые позиции согласных по признаку твердости/мягкости. Позиционная мена твердых и мягких согласных, ее причины и характер.
15. Фонология. Фонема и звук. Фонемный ряд. Аллофоны.
16. Проблема фонемы в отечественной фонологии.
17. Орфоэпия. Общие и частные орфоэпические правила.
18. Варианты произношения. Отклонения от произносительных норм и их причины.
19. Графика русского языка. Звуковое значение русских букв. Слоговой принцип русской графики. Способы обозначения мягкости согласных.
20. Основной принцип русской орфографии. Правила, основанные на морфологическом принципе.
Методические указания для студентов
Познакомьтесь с содержанием каждой темы занятия, которое включает формулировку темы, определяет конечную цель ее изучения, основные теоретические понятия, задания для самостоятельной работы, включающие теоретические вопросы, перечень словарей для составления аннотаций, практические задания, описание работы.
Приступая к подготовке по теме, соотнесите формулировку темы с определяемой целью, запаситесь нужной литературой из списка основных и дополнительных источников.
Внимательно прочитайте содержание темы, которое включает основные теоретические понятия, осознание и понимание которых необходимо в ходе занятия, все ли слова вам понятны, какие требуют дополнительных разъяснений и комментария. Если такие имеются, обратитесь к преподавателю в начале занятия или на консультации. Далее выполните указанные практические задания.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.
Условно можно выделить два вида СРС:
• непосредственно на аудиторных занятиях (на лекциях, семинарах, лабораторных работах);
• внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.
Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может
• определить вид самостоятельной работы;
• ограничить время работы;
• дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
• организовать контроль.
Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки. Организация СРС отражается в учебной программе (цель, задачи, содержание, литература); конкретные виды работы обозначены в тематическом планировании.
Конкретные установки (задания, образцы работ, инструкции и т.д.) для студентов отражены в предлагаемых методических рекомендациях, распределяющих материал по темам. Каждая тема включает цель, которая стоит перед студентами для усвоения материала, вопросы теоретического плана, практические задания, инструкции по работе со словарями, перечень литературы по данной теме. Выполнение самостоятельной работы поможет студентам в усвоении программного материала и в успешном проведении контрольных мероприятий.