Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Абстрактный читатель



Абстрактный читатель как атрибут абстрактного автора

С правой стороны нашей схемы эпической коммуникации напротив абс­трактного автора внесен абстрактный читатель. Конечно, никакого контакта между этими абстрактными величинами, которые, собственно говоря, не «прагматические» инстанции, а семантические реконструк­ты, не существует. Абстрактный читатель — это ипостась представле­ния конкретного автора о своем читателе.

Здесь напрашивается обманчивая симметрия — если абстрактный автор является образом конкретного автора, созданным конкретным читателем, то абстрактный читатель может показаться образом кон­кретного читателя, созданным конкретным автором:

Дело, однако, обстоит чуть сложнее. Не конкретный автор, о наме­рениях которого мы мало знаем, а созданное им произведение или аб-

страктный автор — источник проекции абстрактного читателя. Это представление о получателе входит в совокупность свойств реконстру­ируемого конкретным читателем абстрактного автора. Представление о получателе, как и другие свойства абстрактного автора, присутствует в тексте только имплицитно, в его фактуре. Следовательно, аб­страктный читатель зависит от индивидуальной экспликации, т. е. от прочтения и понимания текста конкретным читателем, не в меньшей мере, чем сам абстрактный автор. Поэтому мы должны исправить дан­ную схему следующим образом:

Предыстория понятия «абстрактный читатель»

Об абстрактном читателе бытует ряд разных понятий. Уже в книге Бу­та (1961) фигурирует «имплицитный читатель» (implied reader) как эк­вивалент абстрактного автора на стороне получателя. Вольфганг Изер (1972; 1976) определяет «имплицитного читателя» (impliziter Leser) как «вписанную в тексты структуру»:

Имплицитный читатель реальным существованием не обладает, потому что он воплощает целостность предварительных ориентировок, которые фик­циональный текст предоставляет своим возможным читателям как условие рецепции. Следственно, имплицитный читатель основывается не на некоем эмпирическом субстрате, а только на самой структуре текстов (Изер 1976, 60).

Польский ученый Михал Гловиньский (1967) предлагал понятие «виртуальный реципиент» (wirtualny odbiorca), выделяя две его разно­видности, различение которых обосновывается разными способами пре­зентации смысла: «пассивного читателя» (czytelnik bierny), довольству­ющегося принятием более или менее явно выражаемого в произведе­нии смысла, и «активного читателя» (czytelnik czynny), активно реконст­руирующего завуалированный разными приемами смысл.

Мирослав Червенка (1969, 138—139) характеризует «личность ад­ресата» (osobnost adresata) следующим образом:

Если субъект произведения является коррелятом актов творческого выбо­ра, то семантическая целостность того, к которому обращено произведе­ние, предстает как набор необходимых способностей понимания, способ­ностей употреблять те же коды и развивать их аналогично созданию гово­рящего, способностей превращать потенциальность произведения в эстети­ческий объект. <...> И адресат произведения конкретным лицом не являет­ся. Он постулируется самим произведением, он является свойственными произведению нормой и идеалом.

После того как Эрвин Вольф (1971) ввел в дискуссию термин «за­думанный читатель» (intendierter Leser), Гунтер Гримм (1977, 38—39) разделил эту инстанцию на «воображаемого читателя» (imaginierter Leser) и «концепционального читателя» (konzeptioneller Leser). Умбер­то Эко пишет в своей книге «Lector in fabula» (1979) о «читателе-моде­ли» (lettore modello). В России Рымарь и Скобелев (1994, 119—121) вслед за Б. О. Корманом употребляют понятие «концепированный» чи­татель. Сам Корман противопоставляет «автору как носителю концеп­ции произведения» соответствующую инстанцию «читателя как посту­лируемого адресата, идеальное воспринимающее начало»:

Инобытием... автора является весь художественный феномен, который предполагает идеального, заданного, концепированного читателя. Процесс восприятия есть процесс превращения реального читателя в читателя кон­цепированного (Корман 1977, 127).




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.