Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Орудия в мире животных





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Орудиями пользуются животные, стоящие на самых разных уровнях организации. Вот несколько примеров. Только не будем придавать слову «орудие» никакого мистического или философского сверхсмысла. Договоримся, что орудие – это то, чем орудуют.


 


Залетев когда-то на Галапагосские острова, вьюрки начали быстро приспосабливаться к новым источникам питания – благо, конкурентов на островах не было. Большинство новообразованных видов изменили свое строение и поведение в соответствии с новой специализацией. Но у одного вида, пошедшего по пути питания насекомыми, прятавшимися в коре деревьев, клюв успел измениться должным образом, а вот второе необходимое при таком способе питания приспособление – очень длинный язык – естественный отбор за такое короткое время создать не успел. Поэтому этот вид, дятловый вьюрок, долбя кору клювом, постоянно попадал в положение «видит око, да зуб неймет». И тогда тот же естественный отбор создал особое поведение. Дятловый вьюрок срывает с кактуса колючку, находит место, где прячется в коре недоступное насекомое, и, держа колючку в клюве, просовывает ее в отверстие и выпугивает насекомое. Птичка размером с воробья великолепно разбирается в качествах разных колючек, а если их нет, делает орудие из веточек. Учить вьюрка пользоваться приспособлениями не надо: это поведение врожденное.


В Африке стервятник разыскивает яйца страусов, но разбить их скорлупу клювом не может. Найдя яйцо, он отправляется на поиски подходящего камня. Метко бросая камень в яйцо, стервятник разбивает его. Это поведение тоже врожденное.

Обитающие в Южной и Юго-Восточной Азии маленькие птички-портнихи при постройке гнезда сшивают между собой края нескольких листьев. Делают они это при помощи ниток из растительного волокна. Концы волокон аккуратно завязывают узелком. И это тоже врожденное поведение. Как видите, для создания сложной и гибкой инстинктивной программы орудийной деятельности естественному отбору много мозга не требуется – хватает того, что был в наличии. Ведь точно такую же по сложности работу, как портнихи, проделывают и совсем крошечные африканские муравьи-ткачи, причем выполняют ее коллективно. Сначала они, образовав живые цепочки, постепенно стягивают вместе края двух листьев. После этого их сестры берут в челюсти личинок и выдавливают из них, как из тюбиков, клейкую нить. Орудуя «тюбиками», муравьи аккуратным зигзагообразным швом скрепляют листья. Личинка здесь выступает в роли орудия.

Многие обезьяны, в том числе и человекообразные, инстинктивно, без обучения употребляют палки, чтобы чесаться, трогать подозрительные предметы и выковыривать съестное из дупел. Ребенок применяет палку для тех же целей тоже без всякого обучения. У шимпанзе есть в распоряжении три врожденные программы, как добраться до содержимого чего-то, заключенного в твердую оболочку: разгрызть, бросить об пол и ударить камнем. Много ли труда составит отбору заменить орех другим камнем и отработать очень простой косой удар, нужный для оббивания галек?! Разве вы забыли, как в раннем детстве, без всякой подсказки, любили бить камнем о камень, хотя бы для извлечения звука и искр? Никто не проверял еще, врожденное ли это поведение у детей, но очень вероятно, что врожденное.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.