Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ 8 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пока Бхаттачарья пребывал в таких раздумьях, сидя возле Шри Чайтаньи Махапрабху у себя дома, к храму Господа Джаганнатхи приблизились спутники Махапрабху во главе с Нитьянандой Прабху. От людей, толпившихся возле храма, они узнали, что какой-то неизвестный монах потерял сознание, видя Господа Джаганнатху. Он так и не пришел в себя, когда знаменитый Сарвабхаума Бхаттачарья велел перенести Его в свой дом. Преданные поняли, что люди говорят о Господе Чайтанье, и очень встревожились.

Тут к ним подошел Гопинатха Ачарья, близкий спутник Шри Чайтаньи родом из Навадвипы, из почтенной брахманской семьи. У него в доме юный Господь впервые познакомился с Ишварой Пури, который впоследствии стал Его духовным учителем. Говорится, что под этим именем воплотилась Ратнавали, гопи Вриндавана.

Увидев преданных Господа Чайтаньи, Гопинатха Ачарья очень обрадовался. Он обнял Мукунду Датту, Сварупу Дамодару и Джагадананду. Перед Нитьянандой Прабху он почтительно склонился и вознес молитвы Его лотосным стопам, а потом стал расспрашивать о Господе Чайтанье.

— Шри Чайтанья уже в Джаганнатха Пури, — ответил ему Мукунда Датта. — Всю дорогу от Шантипура мы шли вместе — Он позволил нам сопровождать Его в этом путешествии. Но близ Джаганнатха Пури Господь оставил нас далеко позади и вошел в храм Джаганнатхи один. Сами мы только что пришли и тоже ищем Шри Чайтанью. Судя по разговорам в толпе, Господь находится сейчас у Сарвабхаумы Бхаттачарьи. По-видимому, Шри Чайтанья потерял сознание при виде Джаганнатхи, и Сарвабхаума забрал Его к себе. Я как раз думал встретиться с тобой и рад, что это случилось. Давайте прежде всего пойдем в дом к Сарвабхауме Бхаттачарье, а потом вернемся в храм поклониться Господу Джаганнатхе.

Гопинатха Ачарья был женат на сестре Сарвабхаумы и считался его родственником. Он отвел преданных в дом знаменитого ученого, где Сарвабхаума приветливо их встретил, почтительно поклонившись Нитьянанде Прабху. Преданные прошли внутрь и увидели Господа Чайтанью, который все еще не пришел в Себя. Состояние Господа вызывало у Гопинатхи Ачарьи глубокую скорбь, но все же вновь видеть Его было истинным счастьем. Сарвабхаума подозвал к себе своего сына Чанданешвару и попросил проводить преданных в храм.

Они счастливы были поклониться Господу Джаганнатхе. Шрила Нитьянанда полностью отдался волнам любви, обрушившимся на Него. Он уже близок был к обмороку, но преданные подхватили Его. В это время к ним подошел служитель и одел Нитьянанде на шею цветочную гирлянду Господа Джаганнатхи. Это благословение удвоило их радость.

Вдохновленные, преданные вернулись в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Шри Чайтанья продолжал лежать без сознания. Он был смертельно бледен, и дыхания почти не было слышно. Друзья Его сразу начали петь святые имена Бога, экстатическая киртана не прерывалась до полудня. Прошло еще немного времени, и Господь Чайтанья вдруг открыл глаза. Он резко поднялся и воскликнул: «Хари! Хари!»

Сарвабхаума несказанно обрадовался. Наконец-то Шри Чайтанья пришел в себя! Он почтительно склонился перед Ним и коснулся лотосных стоп, а потом обратился ко всем преданным:

— Пожалуйста, примите полуденное омовение. Сегодня я угощу вас прасадом Господа Джаганнатхи.

Дом стоял на южной стороне храма, прямо на берегу Бенгальского залива. Совершив омовение в море, Господь Чайтанья и Его преданные вернулись к Сарвабхауме. Господь ополоснул от песка стопы и сел на ковер, а Сарвабхаума тем временем расставлял на полу множество блюд с маха-прасадом из храма Джаганнатхи. На золотых тарелках лежал рис и превосходные овощи. Шри Чайтанья сразу почтительно склонился перед маха-прасадом Господа и издал громкий возглас восторга, а затем с удовольствием принялся за еду. Вокруг, наслаждаясь прасадом, сидели Его преданные. Это был Его первый завтрак в Джаганнатха Пури. Вдруг кто-то обратился к Господу Чайтанье:

— Махапрабху, позволь Тебя спросить. Я вижу, Ты принимаешь маха-прасад с блаженной улыбкой на устах. Чему Ты улыбаешься?

— По благословению богини Катьяяни животные тоже могут получить маха-прасад. Однако после многих попыток полубогам, подобным Индре, Чандре, гандхарвам, не всегда удается обрести его. Даже великие преданные — Нарада, Шукадева, Прахлад и другие — очень редко обретают возможность вкусить маха-прасад, а сейчас все могут насладиться им. Отвергая маха-прасад, считая его обычной пищей, можно утратить все свое благочестие и в следующей жизни родиться свиньей. Маха-прасад нужно принимать всегда и немедленно, ни о чем не раздумывая, даже если он выпал из пасти собаки. Маха-прасад всегда чист и лишен изъянов.

Господь Чайтанья прославлял маха-прасад, а Сарвабхаума разносил блюда и предлагал добавку.

— Принеси Мне, пожалуйста, только вареные овощи, а печенье и молочные сладости раздай! — попросил его Господь Чайтанья.

Но Сарвабхаума и слышать об этом не хотел.

— Прими, пожалуйста, завтрак Господа Джаганнатхи! — строго сказал он и принес разные печенья и сладости из сгущенного молока.

Преданные ели с удовольствием. В заключение Сарвабхаума предложил всем воду, чтобы ополоснуть после еды рот, руки и стопы, а затем, испросив позволения, удалился принять прасад со своим зятем Гопинатхой Ачарьей. Вскоре он вернулся и, приветствуя Чайтанью Махапрабху, сказал:

Намо Нараяна! (Я выражаю почтение Нараяне).

Кришне матир асту! (Пусть твои мысли всегда будут обращены к Кришне) — отвечал Господь Чайтанья.

Услышав приветствие Шри Чайтаньи, Сарвабхаума понял, что перед ним санньяси-вайшнав. В отличие от майявади, которые в каждом отреченном санньяси видят воплощение Господа Нараяны, санньяси-вайшнав никогда не думает, что он равен Богу, а считает себя Его вечным слугой и хочет видеть мир предавшимся Кришне.

Личность Шри Чайтаньи неодолимо влекла Сарвабхауму, и оставшись с Гопинатхой наедине, он стал расспрашивать о Нем:

— Кем был Чайтанья Махапрабху до принятия санньясы? Была ли у Него семья, или же Он был учеником-брахмачари?

— Жил в Навадвипе некий человек по имени Джаганнатха, Мишра Пурандара, — отвечал Гопинатха Ачарья. — Дом его стоял на берегу Ганги, и Шри Чайтанья Махапрабху — его сын. До принятия санньясы Его имя было Вишвамбхара Мишра. Знаменитый ученый-астролог Ниламбара Чакраварти — Его дед.

— О! — с явным удовлетворением воскликнул Сарвабхаума. — Ведь Ниламбара Чакраварти учился вместе с моим отцом! Я помню, отец очень уважал Джаганнатху Мишру, и я также питаю уважение к нему и к Ниламбаре Чакраварти!

Прежде Сарвабхауму Бхаттачарью звали Васудева Бхаттачарья, и вырос он в Видьянагаре, что находится в двух или полутора милях от Навадвипы. Отец его Махешвара Вишарада был блестяще образованным человеком. Сарвабхаума Бхаттачарья был признан величайшим логиком Индии тех времен. Он был учеником знаменитого профессора Пракшадхары Мишры в Митхиле, который никому из учеников не позволял пропускать или не записывать его уроки по логике. Но Сарвбхаума был настолько талантлив, что все запоминал наизусть. Вернувшись в Навадвипу, он основал школу логики навьяя-ньяя, и к нему приходили учиться юноши со всей Индии. В конце концов Сарвабхаума Бхаттачарья стал единственным авторитетом в этой области. Хотя у него были семья и дом, он обучал логике многих санньяси. Спасаясь от преследований Навваба Хуссейн Шаха, правителя Бенгалии, Сарвабхаума Бхаттачарья перебрался в Пури под покровительство царя Пратапарудры, правителя Ориссы, и стал его личным советником. Здесь он основал школу изучения философии «Веданты», в чем был большим знатоком, и имел тысячи учеников. Однако встреча с Господом Чайтаньей, которому тогда было двадцать четыре года, перевернет всю его жизнь. Он станет великим преданным, Его близким спутником в Джаганнатха Пури. Сарвабхаума напишет книгу о Нем —«Чайтанья-шатака», сто стихов из которой будут знать наизусть многие поколения вайшнавов. Говорят, что под этим именем в играх Шри Чайтаньи принял участие Брихаспати, великий мудрец с райских планет.

Узнав, что Шри Чайтанья родом из Надии, Сарвабхаума проникся к Нему еще большей симпатией.

— Ты достоин уважения за одно Свое происхождение! — сказал Он Господу, когда они вновь увиделись. — А то, что Ты принял санньясу, заставляет уважать Тебя еще больше. Поэтому позволь Мне стать Твоим слугой!

— Ты наставник всего мира, доброжелатель людей и благодетель всех санньяси, — смиренно ответил Господь. Не желая слушать похвалы Сарвабхаумы, Он в это время думал о Господе Вишну. — Мне известно, что ты давно обучаешь философии «Веданты», и люди прославляют твою ученость. Я же еще совсем молод и лишь недавно принял санньясу. Неопытный, Я не могу отличить хорошее от дурного. Мне следует искать прибежища у такого ученого, как ты, и принять тебя Своим духовным учителем. Ведь Я пришел сюда, только чтобы встретиться с тобой. Будь милостив, помоги Мне! Однажды ты спас Меня, когда Я потерял сознание в храме. Я знаю, ты многое можешь!

— Никогда больше не ходи один в храм Джаганнатхи, — ответил Бхаттачарья. — Лучше скажи, и я пойду с Тобой или пошлю кого-то из учеников.

— Да, — согласился Господь, — больше Я не войду в храм. Я буду смотреть на Господа Джаганнатху только издали.

Сарвабхаума Бхаттачарья обратился к своему зятю Гопинатхе:

— Пожалуйста, пойди с Госвамиджи и покажи Ему Господа Джаганнатху. Недалеко от храма стоит дом Каши Мишры, там живет моя тетка. Это очень тихое и спокойное место. Я думаю, это будет подходящее жилье для Шри Чайтаньи.

Было время вечерней службы, и Гопинатха Ачарья проводил Шри Чайтанью в храм, где Он снова увидел Господа Джаганнатху, чей божественный лик цвета темного грозового облака с глазами, подобными распускающимся лотосам, очаровывал сердце каждого. Вся Вселенная не вместила бы восторга, с которым Господь Чайтанья взирал на Господа Джаганнатху. Не в силах сдерживать Себя, Он покатился по земле. Казалось, будто катится золотая гора Сумеру. Золотистое сияние, исходившее от Господа Чайтаньи, было таким сильным, что Господь Джаганнатха тоже стал золотым. Господь Баларама и храмовые священнослужители оказались во власти экстаза Гауранги. Видя это, преданные почувствовали безмерное блаженство. Храмовый священник поклонился Господу Чайтанье, признавая в Нем Самого Господа Джаганнатху, который принял теперь облик санньяси.

Когда Господь пришел в Себя, Гопинатха Ачарья показал Ему новое жилище, где все уже было готово, чтобы принять Шри Чайтанью: кувшины с водой и корыто для омовения. На следующее утро Гопинатха вновь проводил Шри Чайтанью в храм к пробуждению Господа Джаганнатхи, а затем они вместе с Мукундой Даттой пошли к Сарвабхауме. Поприветствовав друг друга, они стали беседовать. Шри Чайтанья все больше завладевал сердцем Сарвабхаумы, и когда старый ученый ненадолго остался с Мукундой наедине, он признался:

— Этот юный санньяси так прекрасен, кроток и смиренен, что меня неумолимо влечет к Нему!

Хотя Шри Чайтанья жил в полном отречении, имя Его все еще указывало на статус ученика-брахмачари. Он принял санньясу у Кешавы Бхарати. В этой школе брахмачари носили имя Чайтанья. То, что Господь сохранил Свое имя ученика, указывало на Его безграничное смирение. Он выражал готовность быть слугой любого санньяси, и Сарвабхауме это очень понравилось.

— У кого Он принял санньясу? — спросил он у Гопинатхи. — Как звучит Его полное имя?

Шри Кришна Чайтанья — ответил Гопинатха Ачарья. — А санньясу Ему дал Кешава Бхарати.

— Да, Шри Кришна — хорошее имя, — размышляя, сказал Сарвабхаума, — но община Бхарати не самая высокая среди санньяси!

Сарвабхаума Бхаттачарья не знал истинного положения Шри Чайтаньи Махапрабху, который был самой Верховной Личностью Бога и не зависел от определений этого мира. Он был имперсоналистом, и Абсолютной Истиной считал безличное сияние Брахмана, не ведая о Личности Бога.

Гопинатха Ачарья пылко возразил:

— Шри Кришна Чайтанья Махапрабху стоит выше всех степеней и категорий. Он не нуждается в этих формальностях!

Однако Сарвабхаума не придал его словам особого значения:

— Шри Чайтанья Махапрабху — только что оперившийся юнец, — надменно сказал он. — Откуда у Него силы, чтобы соблюдать строгие обеты отречения? Я должен обучить этого юношу философии «Веданты», тогда Он почувствует Себя уверенней. Если Он захочет, я даже помог бы Ему перейти в общину санньяси самого высокого класса! Я сам надену на Него шафрановые одежды и проведу все необходимые церемонии.

Гопинатха Ачарья и Мукунда Датта были разочарованы.

— Дорогой Бхаттачарья, — обратился к нему Гопинатха. — Ты не знаешь величия Шри Чайтаньи Махапрабху! Зачем Ему все это? Ты даже не видишь в Нем вайшнава, хотя Он проявляет все качества Верховной Личности Бога. Да, Чайтанья Махапрабху — это Верховная Личность Бога, но невеждам трудно понять слова ачарьев!

Но тут в беседу вступили ученики Сарвабхаумы:

— Где доказательства, что Шри Чайтанья Махапрабху — это Верховный Господь? Что указывает на это?

— Доказательства? — переспросил Гопинатха Ачарья. — Все великие авторитеты, познавшие Верховную Личность Господа, говорят об этом!

— Мы не следуем никаким авторитетам! — возразили ученики. — Мы получаем знание об Абсолютной Истине путем гипотез и доказательств.

— Но человек никогда не постигнет истины о Верховной Личности Бога логическим путем, оно открывается лишь по милости Самого Господа. Нет нужды в собственных догадках и предположениях. Их надо отбросить, а иначе вы попадетесь на удочку любого обманщика, который вздумает провозгласить себя Богом. Не надо быть глупцами! Такие чудеса — лишь ловкость фокусника, но вы принимаете его за Бога. Это не лучший способ познания Абсолютной Истины. Капли милости Господа достаточно, чтобы почувствовать сладкий вкус преданного служения и постепенно познать природу Верховной Личности Бога. «О мой Господь! Если человек обретет лишь каплю милости с Твоих лотосных стоп, он познает бесконечное величие Твоей Личности! Но те, кто лишен Твоей милости, не знают Тебя. Всю свою жизнь они изучают Веды, и все же ум их рождает лишь пустые фантазии!»

— Ведь ты великий ученый, — продолжал Гопинатха, обращаясь к Сарвабхауме, — у тебя столько учеников! На Земле нет человека, равного тебе по уму и знаниям. И все же ты лишен даже крохи милости Господа. Сам Господь находится сейчас в твоем доме, а ты не узнаешь Его, словно слепой, который не видит солнца! И в этом нет твоей вины — таков приговор священных писаний. Веды утверждают, что человеку не познать Бога своим умом, сколько бы он ни изучал Веды. Только если ты начнешь служить Господу с любовью и преданностью и Он будет доволен тобой, ты постигнешь Его. Кто же более достоин милости, если не Его возлюбленные преданные? Они знают, как великодушен Верховный Господь, потому что Он открыл им Себя в благодарность за их бескорыстное служение.

Сарвабхауму слова эти задели за живое.

— Дорогой Гопинатха, — сухо ответил он, — будь осторожней в выражениях! Ты считаешь, что уже обрел милость Господа?

— Если человек познал Абсолютную Истину, — ответил Гопинатха, — это значит, он обрел милость Верховного Господа. Вот высшее доказательство. Ты впервые увидел Шри Чайтанью, когда Он без сознания лежал на полу храма Джаганнатхи. В эти минуты в Нем нетрудно было узнать Верховную Личность Бога, но для тебя это осталось загадкой, потому что ты лишен преданности. Ты не увидел, кто перед тобой. Так действует майя, иллюзорная энергия Кришны. Благодаря ей Господь скрывается от мирских людей, как бы обширны ни были их познания, поэтому они никогда не поймут Высшей Истины.

Гопинатха говорил очень горячо и всем своим видом выражал сожаление. Видя, как он взволнован, Сарвабхаума улыбнулся:

— Не стоит гневаться! Мы ведь родственники и спорим в кругу друзей. Я думаю, нет причин для ссоры, и прошу тебя, не опускайся до оскорблений! Ведь я обращаюсь к авторитету шастр, священных писаний. Там я ищу доказательства. И вот что я тебе скажу, мой дорогой Гопинатха: Шри Чайтанья Махапрабху — великий преданный, и сила Его любви к Богу необычна, но мы не можем признать в Нем воплощение Господа Вишну! Шастры говорят, что в век Кали Господь Вишну не приходит на Землю. Его называют Триюга, это означает, что Он приходит только в первые три эпохи существования мира — Сатья-, Трета- и Двапара-югу .

Верховного Господа Вишну называют Триюга, потому что Он нисходит и являет Свои трансцендентные игры (лилы) только в первые три юги — Сатья-, Трета- и Двапара-югу. В действительности Господь нисходит и в век Кали, четвертую югу, но не раскрывая Себя всем и каждому. В «Шримад-Бхагатам» (7.9.38) говорится: «Мой Господь, Ты убил всех в мире врагов, приняв множество воплощений среди людей, животных, полубогов, риши, на земле, в воде и т.д. Ты освещаешь мир трансцендентным знанием. В век Кали, о Махапуруша, Ты иногда являешься как скрытое воплощение, поэтому Тебя называют Триюга (кто приходит только в трех югах)». Господа Вишну называют Триюга еще и потому, что в предшествующие века Он нисходил, чтобы насладиться играми со Своими преданными и уничтожить демонов, однако в век Кали Господь действует совсем иначе — Он уничтожает не демонов, а демоническое сознание. Зная скрытый смысл писаний, Гопинатха Ачарья только удивился словам Сарвабхаумы:

— Ты считаешь себя знатоком Вед, но почему-то не принимаешь во внимание то, что говорят «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарата», великие священные писания. Там есть утверждение, что Господь приходит и в Кали-югу, но в это время Он проявляет Себя не лила-аватарой, каковыми были Матсья, Курма, Вамана, Нрисимха т.д. В Кали-югу, железный век, Господь Кришна приходит, не обнаруживая Себя, в облике Шри Чайтаньи Махапрабху.

«Шримад-Бхагаватам» говорит: «В этот век Кали, так же как в Двапара-югу, люди, повторяя различные мантры, возносят молитвы Верховной Личности Бога и придерживаются законов религии, установленных Ведами. Узнай же об этом» (Бхаг. 11.5.31).

«В Кали-югу разумные люди повторяют Харе Кришна маха-мантру, поклоняясь Верховному Господу, Личности Бога, который нисходит в этот век, прославляя Кришну. В этом воплощении Он имеет желтый цвет тела и всегда окружен Своими экспансиями, такими как Нитьянанда Прабху, Гададхара и др., а так же преданными и спутниками (такими как Сварупа Дамодара)» (Бхаг.11.5.32).

А вот что говорит «Махабхарата»:

«Господь (в воплощении Гаурасундары) — золотой. Все Его тело, прекрасное сложенное, подобно расплавленному золоту и украшено сандаловой пастой. Он примет санньясу, четвертый статус духовной жизни, и будет строг в исполнении обетов. Он будет очень отличаться от санньяси-майявади тем, что останется тверд в преданном служении и распространении движения санкиртаны».

— Но довольно цитат из писаний, — заключил Гопинатха Ачарья. — Твое сердце очерствело в бесконечных рассуждениях о Боге. Зачем сеять хорошее зерно в бесплодную почву? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь Господь проявит к тебе беспричинную милость, и тогда ты поймешь, о чем говорят Веды. В Ведах нет ошибок или пустого словоблудия, но такие философы, как ты, искажают их смысл, и поэтому Абсолютная Истина не доступна вам. Твоих учеников тоже нельзя обвинять во лжи и жонглировании словами, потому что это не их вина. Они просто получили благословение философии майявады и находятся во власти иллюзии. Так говорят шастры.

Сарвабхаума, не перебивая, слушал Гопинатху. В душе он не считал себя побежденным, но доводы Гопинатхи и его знание писаний внушали ему уважение.

— Прежде всего, — сказал он, — надо пойти к Шри Чайтанье и пригласить Его сюда. Спроси Его обо мне. Возьми прасад из храма Джаганнатхи и угости Шри Чайтанью и Его спутников, а потом возвращайтесь, и мы продолжим беседу. Мне нравятся твои наставления!

Женатый на сестре Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Гопинатха Ачарья был ему зятем. Их отношения были по-родственному добрыми, но иногда Гопинатха поучал его и даже ругал, а иногда хвалил или подсмеивался. Так уж у них сложилось. Мукунда Датта, прослушавший всю беседу, был очень доволен. Это была хорошая попытка отстоять верховное положение Господа Чайтаньи Махапрабху. Но возражения старого ученого приводили его в негодование.

 

* * *

Расставшись с Сарвабхаумой Бхаттачарьей и его учениками, Гопинатха и Мукунда направились к Господу Чайтанье пригласить Его на прасад. Они все еще были под впечатлением от спора и обо всем рассказали Шри Чайтанье. Сухие рассуждения Сарвабхаумы болью отзывались в их душе. Они видели, что Бхаттачарья совершает грубые ошибки и наносит оскорбления лотосным стопам Господа. Но Шри Чайтанья ответил им:

— Пожалуйста, не судите его. Сарвабхаума Бхаттачарья проявил ко Мне любовь и заботу. Он отнесся, как отец и хочет, чтобы Я выполнял все требования санньясы. Что в этом плохого?

На следующее утро Сарвабхаума пригласил Шри Чайтанью посетить храм Господа Джаганнатхи, оба были в прекрасном расположении духа. Сарвабхаума усадил Его на возвышение, а сам, в знак уважения к Его отречению, сел на пол и принялся наставлять Шри Чайтанью в философии «Веданты». Чувствуя к Нему неодолимую симпатию, он говорил:

— Основное занятие каждого санньяси — изучение «Веданты», поэтому Ты должен делать это безо всяких колебаний, слушая наставления сведущего учителя.

— Ты очень милостив ко Мне, — кротко ответил Господь. — И Мой долг повиноваться тебе!

Слова эти пришлись Сарвабхауме по душе, и он с удовольствием приступил к объяснению «Веданты» на основе имперсонального учения Шанкарачарьи. Он не знал, что Господь Чайтанья считает это учение не только величайшим обманом, но и оскорблением Господа, потому что оно утверждает полное единство души и Бога. Господь безличен и проявлен в каждом, поэтому все мы, освободившись от влияния иллюзии, майи, можем стать Богом. Сарвабхаума продолжал рассуждать в течение семи дней, и за все это время Господь Чайтанья не проронил ни слова, не задал ни одного вопроса, лицо Его не выражало ни одобрения, ни возражений. Слушал ли Он вообще? Бхаттачарья был сбит с толку. На восьмой день он не выдержал и спросил:

— Шри Кришна Чайтанья! Я объясняю Тебе «Веданту» уже семь дней, но Ты все время молчишь, и я в сомнении, понимаешь ли Ты меня?!

— О господин, Я полный глупец, — смиренно ответил Господь, — и поэтому никогда не изучаю «Веданту». Но ты велел Мне слушать, и Я повиновался. Такова обязанность санньяси. Но сознаюсь, Я не понимаю твоих толкований!

— Я допускаю, что Ты плохо понимаешь «Веданту», — согласился Сарвабхаума, — но в таких случаях люди задают вопросы. Ты же хранишь молчание, и я не знаю, что у Тебя на уме.

— Я очень хорошо понимаю смысл каждого стиха «Веданта-сутры», — с улыбкой ответил Господь. — Они ясны, как день. Но твои толкования только беспокоят ум, они подобны облакам, что скрывают солнце. Ведь ты только запутываешь, не раскрываешь прямого значения стихов «Веданты», потому что не желаешь понять главную и простую истину: Верховный Господь — это личность, а не божественный свет! И если ты начнешь преданно служить Ему, ты обретешь любовь к Богу. В этом смысл жизни.

Шри Чайтанья объяснил, что, поведанные Самим Богом, стихи «Веданта-сутры», как и вся ведическая литература, уже совершенны, и потому нет нужды устанавливать их значение. Например, Веды говорят, что прикоснувшись к испражнениям любого животного, человек оскверняется и должен принять омовение. Однако коровий навоз Веды считают очищающим. Последователи Вед без обсуждений принимают это кажущееся противоречие, и современные ученые подтвердили — коровий навоз действительно обладает всеми антисептическими свойствами.

Господь Чайтанья сказал, что ведическую мудрость надо принимать такой, как она есть. Не ища туманных, эзотерических и абстрактных значений в каждом стихе, человек раскроет их прямой смысл, каким его поведал Бог и каким передает преемственность духовных учителей. Господь Чайтанья стал объяснять все сутры «Веданты» в их прямом значении. Приводя множество стихов из Вед, Он доказал, что Абсолютна Истина — это Кришна, Верховная Личность Бога, и цель ведической литературы — привести человека не к имперсональному Абсолюту, как это думает Бхаттачарья, а к Личности Бога, причине всех причин.

Господь Чайтанья продолжал:

— В своих рассуждениях ты следуешь Шанкаре. Но древние Пураны рассказывают о нем правду. Однажды Верховный Господь обратился к Шиве:

— Придумай свои толкования Вед, чтобы увести людей от истины. Тогда они привлекутся радостями земной жизни и увеличат человеческий род.

Шива сказал своей жене Парвати:

— В этот век Кали я приду как брахман и дам ложные толкования Вед.

Он пришел под именем Шанкары, который родился в Южной Индии, в Керале, и создал учение, отвергающее Верховную Личность Бога, лишив людей духовного знания.

Очарованный простыми и мудрыми толкованиями Господа Чайтаньи, Бхаттачарья не мог вымолвить ни слова.

— Дорогой Бхаттачарья, — улыбнулся ему Господь, — в Моих объяснениях нет ничего удивительного. Знай, что преданное служение Личности Бога — это высшая цель человеческой жизни.

И Шри Чайтанья прочитал знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам» (1.7.10), который называется «атмарама»:

атмарамас ча мунайо ниргрантха апи арукраме

курванти ахойтуким бхактим иттхам-бхута-гуно хари

«Великие самореализованные души (атмарамы), которые черпают наслаждение в своем духовном «я», и особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, жаждут чистого преданного служения Верховному Господу, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает всеми трансцендентными качествами и привлекает всех, в том числе и освобожденные души».

— Объясни мне этот стих! — попросил Сарвабхаума.

— Прежде Мне хотелось бы послушать тебя, — с улыбкой ответил Господь, — а потом Я попытаюсь рассказать то немногое, что знаю о нем.

Сарвабхаума начал рассуждать, опираясь на логику и грамматику, и привел девять значений знаменитого стиха.

— Мой дорогой Бхаттачарья, — сказал Господь, когда тот замолчал, — ты великий мудрец! Твои познания безграничны, но Я раскрою тебе смысл, который ускользнул от тебя.

И Господь Чайтанья, не касаясь приведенных девяти значений стиха, дал еще шестьдесят одно! В Своих толкованиях Он ссылался на Шукадеву Госвами и четырех мудрецов Кумаров.

— Невозможно описать во всей полноте непостижимо прекрасные качества Верховного Господа, — в заключение сказал Он и внимательно посмотрел на ученого пандита.

Слушая Шри Чайтанью, Сарвабхаума все больше понимал, кто сидит перед ним. «Нет сомнений в том, что Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Кришна, — думал он. — Я не понял этого сразу из-за чрезмерной гордыни. Я возомнил себя великим ученым, а сам нанес оскорбление лотосным стопам Господа!»

Шри Чайтанья прекрасно видел, что происходит в душе Сарвабхаумы. Когда он признал себя низким оскорбителем Господа и стал искать у Него прибежища, Господь Чайтанья пролил на него Свою милость. Он предстал перед изумленным взором удачливого Сарвабхаумы Бхаттачарьи в облике четырехрукого Вишну, а затем Самого Кришны. Тело Его было цвета грозовой тучи, а возле губ Он держал флейту. Прямой, как палка, Сарвабхаума с благоговейным трепетом упал к лотосным стопам Верховного Господа, а поднявшись, почтительно сложил руки и стал возносить молитвы, осознав вдруг важность повторения святого имени и преданного служения. Тут же он сочинил сто прекрасных стихов во славу Господа и Его деяний. Господь Чайтанья Махапрабху благосклонно слушал его, сохраняя трансцендентный облик Шьямасундары.

— О Господь Шри Кришна Чайтанья, Ты Господь моей жизни. Молю, взгляни с состраданием на этого никчемного негодяя! Я настолько греховен, что осмелился учить Тебя законам религии, не ведая о том, что Ты трансцендентная причина всех причин. О Господь, никто не устоит перед Твоей иллюзорной энергией, даже самый могущественный мистик. Что заставило меня впасть в иллюзию? Но теперь, мой Господь, пожалуйста, одари меня вечной преданностью Твоим лотосным стопам.

Слава Шри Кришне Чайтанье, Господу моего сердца! Он явился из божественного чрева матери Шачи, Он — жизнь и душа каждого, защитник Вед, брахманов, законов благочестия и религии. Он — Верховный Господь всех духовных и материальных планет, который обладает вечной формой, исполненной знания и блаженства. Он — бесценный бриллиант, украшение ашрама санньяси!

Всем сердцем я ищу прибежища у Верховного Абсолютного Господа. Он непревзойденный, причина всех причин, самая щедрая личность. Он нисшел под именем Шри Кришны Чайтаньи дабы научить человечество отречению, знанию и преданности Себе.

Мой Господь, Ты нисшел ради освобождения падших душ, будь же милостив, освободи и этого негодяя. Майя связала меня веревками материального образования, богатства и высокого рождения. Могу ли я в таком состоянии узнать истину о Тебе? Поэтому я молю Тебя лишь об одном благословении, о Господь Веленной! Пусть мой ум и сердце целиком принадлежат Тебе, ни на мгновенье не отходя в сторону. Все Твои деяния непостижимы и трансцендентны, они не раскрываются, пока Ты Сам милостиво не захочешь раскрыть их. Ты принял вырезанную из дерева форму божества Джаганнатхи и поселился в Нилачале, милостиво наслаждаясь подношениями Своих преданных. Теперь Ты Сам предлагаешь подношения и вкушаешь их, а потом раздаешь всем как милость. Ты плачешь в разлуке, глядя на Себя Самого, и теряешь рассудок от любви к Самому Себе. Кому дано понять Тебя? Ты один знаешь истину о Себе, а те редкие удачливые души, что познали Тебя, отмечены Твоей беспричинной милостью. Кто я, чтобы познать Тебя? Незначительное существо! Господь Шива, Господь Брахма и другие полубоги падают жертвами Твоей могущественной иллюзорной энергии, майи!

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.