Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ 11 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Я пришел к тебе, чтобы понять трансцендентную любовную привязанность Божественной Четы и теперь счастлив, потому что ты прекрасно описал ее. Из твоих чистых уст Я познал высшую любовь в сознании Кришны.

— Не знаю, как я смог говорить об этих предметах, — отвечал Шри Рамананда Рай. — Я знаю, что это Ты Своей мистической силой заставил меня говорить. Я просто повторил Твое послание.

Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай в блаженстве провели эту ночь. Они пили нектар бесед о Кришне, опьяняющее чувство любви заставляло их танцевать, воспевая святое имя Кришны, смеяться и плакать одновременно до самого утра. Если Ишвара Пури дал Гауранге посвящение в повторение святого имени, а Кешава Бхарати — санньясу, то высшая духовная реальность, рага-марга, открылась Ему милостью Рамананды Рая. Конечно, никто из этих трех личностей не считал себя учителем Махапрабху, но таковы были игры Господа, явленные ради блага всего человечества.

В воздухе посвежело, трава отсырела от росы. Пора было расставаться, чтобы вечером встретиться снова. Да, они увидятся здесь же, на берегу реки Годавари.

Едва встретившись, они снова стали говорить о Кришне, но через некоторое время Рамананда Рай пал ниц перед Господом Чайтаньей, прижимая ко лбу Его лотосные стопы:

— Нет конца беседам о Кришне и Радхе, как нет предела Их чистой духовной любви, шуткам и играм!

Он признался:

— Ты открыл в моем сердце сокровенные истины! Точно так же Господь Нараяна просветил Господа Брахму на заре творения. Сверхдуша в сердце каждого говорит не извне, а изнутри. Господь наставляет преданного во всех отношениях, и делает это через сердце.

И Шри Рамананда прочитал стих из “Шримад-Бхагаватам” (1.1.1):

“О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой! Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин создания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина”.

Он продолжал с все возрастающим волнением:

— Будь милостив, избавь от сомнений, что завладели моим сердцем! Но нет... Что же это?! Что происходит со мною? Сначала Ты был в облике санньяси... а сейчас я вижу Шьямасундару, мальчика-пастушка с темным цветом кожи! Ты словно прячешься за золотую куклу санньяси, и из-за этого цвет Твоего тела становится золотым, как у Шримати Радхарани! Я вижу флейту, Ты держишь ее у самых губ, я вижу, как смеются Твои лотосные глаза! Я знаю, что не сплю. Я вижу наяву, и это приводит меня в изумление! О Господь, объясни, что со мной происходит!

Шри Чайтанья Махапрабху ответил:

— Ты поглощен глубокой любовью к Кришне и потому видишь Его во всем. Все живое прославляет Верховную Личность Господа. Преисполненные любви к Кришне, трава, цветы и деревья тянутся к Нему, деревья склоняют ветки, усыпанные цветами и плодами. Из-за великой любви к Кришне они постоянно льют потоки меда. Таким видели гопи лес Вриндавана. Дорогой Рамананда, — продолжал Господь Чайтанья, — ты очень возвышенный преданный. Сердце твое постоянно живет любовью Радхи и Кришны. Поэтому что бы ты ни увидел вокруг — пробуждает в тебе эту память.

— О Господь! — взмолился Рамананда. — не надо Себя скрывать! Я прошу Тебя, не скрывай больше от меня нектарного лика Шьямасундары! Я понимаю, что Ты принял цвет тела и чувства Шримати Радхарани. Ты хочешь увидеть Себя Ее глазами. Ты наслаждаешься Своей мистической шуткой и поэтому пришел как Шри Чайтанья Махапрабху. В этом облике санньяси Ты осуществишь все, что задумал. Ты пришел вкусить собственного духовного блаженства, но в то же время перевернешь весь мир. Ты затопил его океаном любви к Богу, и теперь по Своей беспричинной милости Ты явился передо мной, чтобы даровать мне освобождение. Но сейчас Ты пытаешься обмануть меня! Ты — Чайтанья, но в то же время Ты и Кришна! Что это за игры?! Молю, не шути так со Своим преданным!

И в это мгновенье Шри Чайтанья Махапрабху открыл Себя до конца. Изумленный Рамананда Рай увидел, как в Нем одновременно проявились Радха и Кришна. Блаженство ослепило и захлестнуло Рамананду Рая с такой безумной силой, что он без сил упал на землю. Он был почти без сознания. Господь Чайтанья склонился над ним и кончиками пальцев коснулся лба. Рамананда тут же пришел в себя. Он открыл глаза и с изумлением увидел перед собой Шри Чайтанью в шафранных одеяниях санньяси.

Господь обнял Рамананду Рая и постепенно успокоил его. Потом Он сказал:

— Никто кроме тебя не видел Меня таким. Ты знаешь сокровенную истину обо Мне и Моих играх, и потому Я не мог скрыть от тебя свою тайну Радхи-Кришны. Да, Мое тело темного цвета, но оно становится золотистым, когда ко Мне прикасается Радха. Она не притронется больше ни к кому, кроме сына Махараджа Нанды. В это мгновенье Я становлюсь золотистым. Я нисшел на землю с чувствами и цветом тела Шримати Радхарани, чтобы узнать вкус собственной сладости. Без Радхарани никому не дано познать духовного блаженства супружеской любви к Кришне!

Теперь тебе известно все. Твоя любовь ко Мне так чиста, что для тебя нет загадок! Но от людей Я скрываю Свою божественную природу и прошу тебя держать в секрете все, что ты видел сегодня. Никому и никогда не говори об этом. Многим Я кажусь безумцем, люди просто посмеются надо Мною.

Господь Чайтанья рассмеялся и повторил:

— Конечно же, Я безумец! Но и ты тоже безумец, Рамананда! Поэтому мы можем понять друг друга!

Девять ночей встречались Господь Чайтанья и Рамананда Рай. Девять ночей пили они нектар неописуемого счастья, видя перед глазами игры Господа Кришны, Радхи и гопи во Вриндаване. Их беседы были бесконечны, им не хотелось прерываться — пусть бы этот нектар лился еще и еще!.. Но наступил день, когда Шри Чайтанья попросил у Рамананды Рая позволения отправиться дальше. Пришло время прощаться, и Господь повелел Рамананде:

— Оставь все мирские занятия и иди в Джаганнатха Пури. Я скоро вернусь туда, как только завершу паломничество по святым местам. И мы будем счастливы, живя в Нилачале и беседуя о Кришне!

Шри Чайтанья обнял Рамананду Рая и простился с ним. Рамананда отправился домой, а Господь прилег немного отдохнуть. На следующее утро, поднявшись с постели, Он зашел в маленький храм Ханумана, великого преданного Шри Рамачандры, поклонился и покинул берега реки Годавари.

Но жизнь городка Видьянагары совсем изменилась. Прежде ее жители следовали самым разным религиям, но с приходом Шри Чайтаньи они расстались с прежними обычаями и верованиями и стали поклоняться Господу Кришне, воспевая Его святые имена. Рамананда Рай тосковал в разлуке с Господом Чайтаньей. Он оставил царскую службу, бросил дела и стал готовиться к отъезду в Джаганнатха Пури.

Вот так произошла эта необыкновенная встреча Шри Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая. На самом деле, ее невозможно описать во всей полноте. Не сделает этого даже Господь Шеша-Нага, у которого сотни тысяч голов и столько же уст. Деяния Господа Чайтаньи подобны сгущенному молоку, а Рамананды Рая — куску сахара, вместе они дают божественный вкус. А их беседа об играх Радхи и Кришны добавила каплю камфары в это сладкое молоко, и оно превратилось в чистейший нектар.

Всякий, кому доведется попробовать этого удивительного напитка, обретет величайшую удачу. С великой жадностью ему захочется пить его еще и еще. Беседа Шри Чайтаньи и Рамананды Рая осветит сердце духовной сладостью игр Радхи и Кришны, и в нем пробудится чистая любовь к Их лотосным стопам.

 

Глава 6 ШРИ РАНГА-КШЕТРА

 

Перейдя на другой берег реки Годавари, Господь Чайтанья пришел в Панчавати, где много тысяч лет назад жили Сита, Рама и Лакшман в самом начале своего четырнадцатилетнего изгнания в лес. Очарованный красотой этих мест, Гауранга звал: «Шри Рама! Лакшмана!» Здесь, в Панчавати, доблестный Лакшман должен был охранять Ситу в соломенной хижине, пока Рама преследовал золотого оленя. В тот момент, когда Лакшман отправился искать Раму, завистливый демон Равана украл Ситадеви.

Панчавати напомнила Господу Чайтанье о Его былых играх. Вдруг Он закричал:

— Убей! Убей! Убей!

А в следующее мгновенье:

— Держи его! Держи!

Потом Он стал громко звать Лакшмана. Вспомнив о Сите, Он так разрыдался, что Его спутник не мог Его успокоить.

Каким необычным было путешествие Шри Чайтаньи по Южной Индии! Жители южных земель были подобны сильным слонам во власти крокодилов. Умами их владели проповедники разных учений и вер. На все лады они искажали знание о Боге и уводили людей от истины. Подобно Господу Кришне, который Своим диском Сударшаной снес голову крокодилу и спас слона Гаджендру, Своего великого преданного, Шри Чайтанья Махапрабху острым диском Своей милости срезал ложь и принес освобождение тысячам людей. И жители Южной Индии становились преданными Господа Кришны.

Господь посетил сотни тысяч храмов и святых мест, Своим присутствием Он очищал их. Говорится, что такие великие личности сами по себе являются местом паломничества, и поскольку они абсолютно чисты, они могут очистить любое святое место. Везде, где бы ни появился Господь, тысячи людей оставляли прежние верования, становились вайшнавами и обретали освобождение.

В Южной Индии было также немало и вайшнавов, многие из них поклонялись Господу Рамачандре. Одни были последователями Рамануджачарьи, а другие — Мадхвачарьи и называли себя таттвавади, но и те и другие были противниками философии майявады, основанной Шанкарачарьей. Таттвавади всегда пытались опровергнуть философию имперсонализма, утверждая абсолютное положение Верховной Личности Бога. В действительности, сампрадайя (преемственность учителей) к которой принадлежал Мадхвачарья, известна как Брахма-вайшнава, потому что она исходит от Брахмы. Великий Шрила Мадхавендра Пури был одним из учителей этой сампрадайи, конечной целью духовной жизни он установил преданное служение, любовь к Богу. Встреча с Махапрабху заставляла людей переменить свои взгляды, каких бы философских школ они ни придерживались. Все начинали петь мантру Харе Кришна и поклоняться Радхе-Кришне. Многие вайшнавы, ставшие последователями Господа Чайтаньи (Гаудия-сампрадайа), прежде принадлежали к таттвавади-сампрадайе, поэтому ученическую преемственность Господа Чайтаньи называют Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадайя.

А Господь все дальше шел дорогами Южной Индии и воспевал: Рама! Рагхава! Рама! Рагхава! Рама! Рагхава! Ракша мам! Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! Пахи мам! —«О Господь Рамачандра, потомок Махараджа Рагхавы, милостиво защити меня! О Господь Кришна, победитель демона Кеши, милостиво покровительствуй мне!»

Прославляя Господа Рамачандру, Шри Чайтанья Махапрабху прибыл на берега реки Гаутами-ганга и совершил омовение. Продолжая Свой путь, Господь достиг Малликарджуна-тиртхи, где стоит храм Господа Шивы, великого слуги Господа Рамачандры. Он почтил божество и благословил местных жителей на воспевание Харе Кришна мантры, а затем отправился в Аховала-нрисимха, где долго возносил молитвы храмовому божеству.

Далее Господь Чайтанья достиг Сиддхаваты. Здесь стоит храм Господа Рамачандры и Его супруги Ситы. Господь Гауранга поклонился божествам и вознес молитвы. В это время в храме находился некий брахман, преданный Господа Рамачандры. Он всегда воспевал святое имя Господа Рамы и читал “Рамаяну”. Увидев Господа Чайтанью, брахман пригласил Его в свой дом и угостил прасадом, у него же Господь Чайтанья провел ночь. Утром Он покинул гостеприимного хозяина и на прощание благословил его.

В Сканда-кшетре Господь Чайтанья посетил храм Сканды, а дальше путь лежал в Триматху, где Он почтил божество Вишну-Тривикрамы. Но потом Шри Чайтанья неожиданно решил вернуться в Сиддхавату. Он снова пришел в дом того брахмана, который принимал Его, и брахман с прежним почтением встретил Господа Чайтанью и предложил прасад. Ожидая угощения, Господь услышал, что брахман все время поет Харе Кришна мантру. Наконец все было готово, и Господь поел, а потом спросил:

— Друг Мой, Я очень удивлен. Ты был преданным Господа Рамы и повторял Его святое имя. Что же произошло? Я слышу, ты теперь постоянно поешь Харе Кришна!

— Причина тому — Ты! — улыбаясь, ответил брахман. — С самого раннего детства я повторял святое имя Рамы, но стоило мне встретиться с Тобой, как я стал повторять святое имя Господа Кришны. Язык перестал подчиняться мне, он хочет повторять только «Кришна!». Святое имя Рамы исчезло само собой! Еще маленьким мальчиком я воспевал славу Господу Раме и собирал из священных писаний стихи, прославляющие Его святое имя. Верховную Личность Господа называют Рама, потому что Он дарует духовную радость. А в «Махабхарате» говорится, что корень Криш означает «всепривлекательные черты Господа», а суффикс на —«духовное блаженство». И когда эти два слова соединяются, получается Кришна, что означает «Абсолютная Истина». Святые имена Кришна и Рама стоят на одном уровне, и тем не менее писания открывают нам различие. В “Падма Пуране” Господь Шива говорит своей жене Дурге: «Я повторяю святое имя Рамы: «Рама! Рама! Рама!» — и наслаждаюсь этим звуком. Святое имя Рамачандры приравнивается к тысяче имен Господа Вишну». А в другой Пуране говорится: «Повторение одного святого имени Господа Кришны приносит плоды троекратного повторения святого имени Господа Рамачандры». Таким образом, священные писания утверждают, что слава святого имени «Кришна» безгранична. Как видишь, я знал об этом, но все же не мог повторять Его святое имя, потому что с детства поклонялся Господу Рамачандре. Я чувствовал себя таким счастливым! Я мог петь славу Господу днем и ночью. Но тут в моем доме появился Ты. И с Тобой пришло святое имя Господа Кришны. С этого мгновенья мое сердце прозрело.

И брахман воскликнул, обращаясь к Господу Чайтанье:

— О господин, я думаю, что Ты — Сам Господь Кришна. Это подсказывает мне сердце!

С этими словами он упал к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь был очень доволен им и снова благословил, а потом покинул его дом.

В Своих странствиях Господь проходил через множество деревень, в том числе и через деревню Вриддхакаши, где на берегу реки Манимукха стоял храм Господа Шивы. Покинув Вриддхакаши, Он отправился дальше и остановился в одной деревне брахманов немного отдохнуть. Его появление привлекло в эту деревню множество людей — всем хотелось хоть раз увидеть необыкновенно привлекательного санньяси, всегда украшенного экстазом любви к Богу. Просто глядя на Него, люди начинали петь имя Кришны и становились вайшнавами.

Жители здешних мест придерживались разных верований и философских школ, но Господь в каждом пробуждал сознание Кришны, повсюду сея семена преданного служения. Охотники подискутировать не могли одержать над Ним победу, и слух о необыкновенном уме и широкой эрудиции Шри Чайтаньи Махапрабху разлетался повсюду с быстротой ветра. Шри Чайтанья разбивал в прах все аргументы, повсюду устанавливая Свой культ бхакти, основанный на Ведах, «Веданте», «Брахма-сутре» и философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Побежденные Господом противники вместе со своими последователями становились вайшнавами. Даже гордые безбожники, прослышав о Господе Чайтанье, приходили взглянуть на Него.

Однажды к Господу Чайтанье подошел знаменитый проповедник буддизма, окруженный большой толпой своих учеников. Великий ученый, он хотел установить в споре с Шри Чайтаньей девять принципов буддизма.

Писания буддистов основаны главным образом на логике и аргументах, и Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что у них есть два пути понимания философии. Один называется хинаяна, а другой — махаяна, и он включает девять принципов: 1- творение вечно и потому не нуждается в творце; 2 — это космическое проявление ложно; 3 — “Я” — истина; 4 — повторение рождения и смерти; 5 — Господь Будда — единственный источник понимания истины; 6 — нирвана, или уничтожение — это конечная цель; 7 — философия Будды — это единственный философский путь; 8 — Веды составлены людьми; 9 — чистота поступков, милосердие и проч.

Отвергая авторитет Вед, буддисты не знают ответа на вопросы о Боге, душе и духовном мире. Хотя они очень строги к себе и избегают любого насилия, цель жизни они видят в нирване — пустоте, совершая насилие над своей душой.

Вайшнавы обычно избегают встреч с буддистами, потому что в их учении, лишенном Бога, нет и капли здравого смысла, но Шри Чайтанья Махапрабху все же вступил с ними в беседу, желая избавить их от ложной гордости. На всеобщем собрании буддисты проиграли спор: Господь разбил все их аргументы неотразимой логикой. Ответы Его прозвучали так убедительно, что возразить было нечего. Люди приветствовали бесспорную победу Шри Чайтаньи и осмеивали Его противников. Буддийский проповедник с ужасом сознавал, что потерпел полное поражение от вайшнава, вернувшись домой, в бессильной злобе он затеял против Шри Чайтаньи заговор.

На следующий день буддисты снова пришли к Нему. С собой у них был большой изукрашенный поднос, полный всяких подношений, но пища эта была оскверненной, к ней нельзя было даже прикасаться. Однако буддисты сказали, что принесли маха-прасад, и любезно подали его Чайтанье Махапрабху. Не успели они поставить поднос на землю, как в небе появилась неведомая птица, такая огромная, что заслонила своими крыльями свет! Она пролетела совсем низко над землей, схватила в свои когти поднос и взвилась в небо. От взмахов ее больших крыльев поднялись пыль и ветер. Вся оскверненная пища посыпалась прямо на головы буддистам, а вслед за нею птица выпустила из когтей и сам поднос. Тяжелая металлическая посудина с грохотом упала прямо на голову их учителю и отлетела в сторону. Поднос был не только тяжелый, но и с острыми загнутыми краями, так что учитель без сознания упал на землю, из его раны текла кровь. Видя, как мало ему осталось жить, ученики громко заплакали и стали молить Шри Чайтанью о прощении. Они обращались к Нему как к Верховной Личности Бога.

— О Господь! Пожалуйста, прости нам оскорбления! Яви Свою милость и верни к жизни нашего учителя!

— Повторяйте имена Кришны и Хари прямо в ухо вашему учителю, и как можно громче. Это вернет его к жизни! — ответил им Господь.

Так они и сделали, и очень скоро под пение святых имен Кришны, Рамы и Хари их учитель пришел в себя. Как только к нему вернулась способность говорить, он сразу подхватил пение. Все, кто видел это, пришли в великое изумление, а Шри Чайтанья Махапрабху, сын Шачидеви, улыбнулся и неожиданно исчез! Его бросились искать, но так и не смогли найти.

Шри Чайтанья пришел в Тирупати, в восьми милях от которого на холме Вьенката стоит храм четырехрукого Господа Вишну-Вьенкатешвара, где поклонялись божеству Баладжи и Его энергиям — Шри и Бху. Это знаменитое место паломничества называется Вьенката-кшетра. Хотя в Южной Индии много храмов, храм Баладжи особенно богат. В Трипати Господь Чайтанья посетил храм Господа Рамачандры, а затем достиг храма Пана-нрисимха, который находится в провинции Кришна на холме Мангалагири, в семи милях от города Веджаойада. Говорят, что человеку достаточно отсчитать ровно сто шагов, чтобы оказаться в храме, где, по преданию, до сих пор хранится раковина Самого Господа Кришны. Здесь божеству каждый день предлагают такой сладкий сироп, что больше половины Господь съесть не может. В экстатической любви Шри Чайтанья Махапрабху вознес молитвы Господу Нрисимхе, и люди с изумлением взирали на Него.

В Шива-канчи Чайтанья Махапрабху посетил божество Господа Шивы. В этом древнейшем храме хранятся сотни святынь Господа Шивы. Силой Своего влияния Шри Чайтанья обратил всех преданных Господа Шивы в вайшнавов. В Вишну-канчи, что находится в пяти милях от Шива-канчи, Махапрабху увидел божества Лакшми-Нараяны и выразил им почтение. Два дня Господь провел здесь, танцуя и воспевая в экстазе. Люди становились преданными Господа Кришны, просто видя Его.

Посетив Трималаю, Шри Чайтанья Махапрабху пошел взглянуть на Трикала-хасти. Это место знаменито своим храмом Господа Шивы, который стоит на южном берегу реки Суварна-мукхи. В Пакши-Тиртхе Господь снова посетил храм Шивы, который стоит на холме Ведагири. Говорят, что с незапамятных времен две птицы каждый день прилетают сюда, чтобы получить пищу из рук храмового священнослужителя.

Во Вриддхаколе Господь Чайтанья посетил храм Шветаварахи — белого вепря. Этот каменный храм стоит в миле от оазиса Балипитхам, и поклоняются здесь божеству белого вепря, над которым раскинул Свои клобуки божественный змей Шеша-Наг. Затем Господь Чайтанья пришел в храм Господа Шивы, где божество Питамбара одето в желтые одежды. Следующим был храм Шияли-бхайрави (другая форма богини Дурги), рядом с которым находится большое озеро. Говорят, один маленький мальчик, преданный Господа Шивы, пришел в этот храм, и богиня Дурга, Бхайрави, накормила его своим молоком. Затем Шри Чайтанья Махапрабху, сын матери Шачи, вступил на берега священной реки Кавери.

В Го-самадже Он увидел храм Господа Шивы, а затем поклонился божеству Шивы в Ведаване и посетил еще одно божество Шивы — Амриталинга. Посещая храмы Господа Шивы, Он обращал шиваитов в преданных Господа Кришны.

В Дева-стхане Господь Чайтанья пришел в храм Господа Вишну и беседовал здесь с вайшнавами из ученической преемственности Рамануджачарьи. В Кумбхакарна-капале Шри Чайтанья увидел большое озеро, а рядом святое место Шива-кшетра, где стоит храм Господа Шивы. После этого Шри Чайтанья посетил Папанашану, где увидел храм Господа Шивы. Из Папанашаны Господь Чайтанья шел на запад берегом Кавери. Наконец жарким летним днем в конце июля Он достиг святого места, которое называется Шри Ранга-кшетра.

Здесь, на одном из островов реки Кавери стоит храм Господа Ранганатхи, самый большой в Индии. Семь каменных стен окружают этот величественный храм, и семь древних дорог ведут к нему: дорога Дхармы, дорога Раджамахендры, дорога Кулашекхары, дорога Алинаданы, Тирувикрама, дорога Тирубиди в Мадамади-гайса и, наконец, дорога Ада-ийавала-индана. Под золотым куполом на теле тысячеглавого змея Ананта-Шеши, как на ложе возлежит Господь Вишну, Ранганатха, господин Лакшмидеви, самый прекрасный из всех личностей.

Предание гласит, что божеству Ранганатхи с самого начала творения поклонялся сам Господь Брахма. Затем в Трета-югу после победы на Раваной Господь Рамачандра передал божество Вибхишане, чтобы тот доставил Господа Ранганатху на Ланку и оказывал самое пышное поклонение. Путь их лежал через Ранга-кшетру, где они решили немного передохнуть и опустили божество на землю. Когда настало время отправляться дальше, они уже не смогли поднять божество, как ни пытались. Оно стало очень тяжелым. И тогда Вибхишана воздвиг на этом месте храм. Каждые двенадцать лет он посещает Ранга-кшетру, чтобы поклониться Господу.

С божеством Ранганатхи связано много других удивительных историй. С давних времен храм был обителью великих преданных Господа Вишну, оплотом проповеди бхакти по всей Южной Индии. Многие великие цари-вайшнавы, такие как Кулашехара или Алабандара, жили в Шри Рангаме, а возглавляли храм Ямуначарья, Шри Рамануджачарья и Сударшаначарья.

 

* * *

История возведения храма Ранганатхи очень интересна. Задолго до рождения Раманауджачарьи (1017 г.) жил в Индии преданный по имени Тирумангай. Сердце его всегда было исполнено преданности Господу Вишну, и потому он создавал прекрасные поэтические молитвы. С молодости он привык странствовать по святым местам. Во время странствий его возвышенный нрав привлек к нему четырех великих мистиков, и они стали его учениками. У каждого из этих мистиков были какие-то особые способности, отличающие его от обычных людей.

Первого ученика звали Тола Васхаккан, он мог одержать победу в любом споре. Второй был Талудуван, он мог без ключа открыть любой замок. Третий и четвертый ученики обладали самыми необычными талантами: Нисхалай Митхиппан мог любого человека заставить остановиться и замолчать, просто наступив на его тень, а Нирмал Мадаппан мог ходить по воде.

Обойдя множество святых мест, Тирумангай пришел наконец в храм Господа Ранганатхи. Когда-то здесь проводилось очень пышное поклонение, но во времена Тирумангая храм совсем обветшал и стал обителью летучих мышей. Раз в день жрец приходил сюда, чтобы предложить божеству пару цветов и немного воды, и спешил удалиться в страхе перед дикими животными, обитавшими в ближайшем лесу.

Когда Тирумангай увидел все это запустение, ему захотелось возвести прекрасный богатый храм во славу Господа Ранганатхи. Однако у него не было ни гроша, не было денег и у его учеников. Посоветовавшись, они решили обратиться ко всем богатым людям с просьбой дать денег на постройку храма. К сожалению, под влиянием Кали-юги никто не пожелал дать им и самой мелкой монеты, а некоторые даже обозвали грабителями и ворами.

Тирумангая, очень смиренного в душе, огорчило такое отношение, но мысль о том, что никто не заботится о Верховном Господе в этом лесу, полном шакалов и гиен, причиняла невыносимую боль. В конце концов он не вынес этого и воскликнул, обращаясь к четырем своим ученикам:

— Мы потратили достаточно времени, пытаясь убедить этих негодяев, что они должны служить Господу. Они навсегда останутся вероломными безбожниками. Что же лучше — просить у них милостыню, в то время как Господь Ранганах остается в таком плачевном положении, или посрамить их, построив для Господа величественный храм, который заставит их поклониться Его стопам?

— Наш долг — служить Богу, а не быть слугами этих мошенников! — отвечали ученики.

— Тогда приготовьтесь, — продолжал Тирумангай, — потому что теперь мы будем заботиться о том, чтобы богатства этих скупцов шли на постройку храма. Богатые землевладельцы, жестокие от рождения, прожили жизнь, обирая бедняков, занятых тяжким трудом, даже не давая им вдоволь наесться. А теперь мы оберем этих негодяев, используем их деньги на постройку храма и накормим бедняков.

Четверо учеников с готовностью согласились с этим предложением.

— Никто не может победить меня в споре, — сказал Тола Васхаккан. — Пока я буду занимать этих богачей дебатами, они забудут обо всем на свете, и вы без труда сможете унести их сокровища.

— Я могу открыть без ключа любой замок, — сказал Тудулаван, — и для нас не останется запертым ни один сундук!

— Чьей тени коснется моя нога, — сказал Митхиппан, — утратит силу и станет неподвижен, и мы без труда остановим на дороге любого богатого путешественника.

— Большие дома богатых землевладельцев, — сказал Надаппан, — окруженные рвами с водой, всегда открыты для меня, потому что я свободно хожу по воде. Поэтому с нынешнего дня все сокровища царей — ваши!

С помощью четырех своих учеников Тирумангай стал вскоре главарем шайки разбойников. Все вместе они накопили огромные богатства, которые хранили в потайном месте на острове Господа Ранганатхи. За большие деньги Тирумангай привел сюда лучших архитекторов, поручив им планировку огромного храма для Господа, и в благоприятный момент они заложили первый камень.

Внутренний зал храма, окруженный первым кольцом стен и увенчанный высокой башней, был закончен за два года. Тысячи каменщиков были заняты в этом строительстве, и все же понадобилось четыре года, чтобы закончить следующее кольцо стен и помещений, шесть лет ушло на второе, восемь — на третье, десять — на четвертое, двенадцать — на пятое и восемнадцать лет на шестое. В общей сложности строительство храма заняло шестьдесят лет, и когда оно завершилось, Тирумангаю было более восьмидесяти лет.

Было окончено строительство внутренних помещений, когда царь, уверовав в Тирумангая как чистого преданного Господа, сам стал посылать ему деньги. Более того, Тирумангай теперь был главарем шайки разбойников числом более тысячи человек, и богатые землевладельцы добровольно отдавали ему деньги на строительство, опасаясь, что иначе все их богатства будут разграблены. Несмотря на свое влияние, Тирумангай жил очень просто. Он принимал раз в день прасад, который сам себе готовил из того, что собирал как подаяние. Заботами святого Тирумангая люди во всей округе не страдали от голода, и только богачи жили в страхе перед ним.

Наконец возвели семь стен храма, и Тирумангай щедро наградил архитекторов. После расчета с ними от сокровищ не осталось ни гроша. Не зная об этом, разбойники-сообщники Тирумангая пришли требовать своей доли награбленного. Тирумангай поразмыслил немного и, не зная, как с ними расплатиться, посоветовался в укромном месте со своим учеником Нирмал Надаппаном.

Разбойники, уверенные в том, что Тирумангай обманул их, истратив все деньги на строительство храма, сговорились убить своего главаря. Однако в тот самый момент, когда они готовы были привести в исполнение свой коварный план, среди них появился Нирмал Надаппан.

— Братья мои, на северном берегу Кавери есть место, где спрятаны несметные богатства нашего хозяина. Смотрите, вот лодка, я отвезу вас туда, и мы поделим сокровища между собой.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.