Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характеристика и классификация продукции военного назначения



Продукция военного назначения - в РФ - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области (приложение 1).

К продукции военного назначения относятся:

- вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);

- системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

- взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:

- инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;

- специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

- объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

- системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;

- коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;

- специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;

- техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;

- научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;

- стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;

- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;

- научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;

- специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;

- обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;

- создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;

- подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств:

- передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;

- проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;

- предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;

- передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;

- проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах РФ;

- показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории РФ;

- услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;

- создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;

- исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;

- ремонт вооружения и военной техники;

- консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;

- иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ;

- вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории РФ;

- ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию РФ;

- военно-техническая помощь - предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами РФ требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения.

Потребление товаров и услуг военного назначения определяет масштабы и интенсивность их использования, а также обеспечивает необходимость в постоянном удовлетворении потребности в них. Государство, с его атрибутами власти, регулирует производство и потребление этого специфического товара. Он нужен ему для реализации своих основных функций, как внешних, так и внутренних, которые направлены на удовлетворение военно-экономических потребностей, поэтому основными критериями производства и потребления такого рода товара выступает деятельность самих государственных институтов. Потребность в этих товарах изменяется в зависимости от их нужд для обеспечения функций государства, жизненно важных интересов - это защита госграницы от посягательств на целостность территории, соблюдение правопорядка внутри самого государства, и, наконец, удержание власти. Государство, имея на службе органы насилия - армию, полицию, тюрьмы, различные специальные вооруженные подразделения, определяет количество потребления товаров каждой из этих структур. Пропорции потребления закрепляются законодательно и соответствуют статьям государственного бюджета[8].

В основе определения этих пропорций лежит совокупный спрос на товары и услуги военного назначения. Его невозможно выявить без системы маркетинговых исследований и определения степени потребности в каждом товаре военного назначения, из существующего широкого спектра.

В свою очередь производители товаров и услуг военного назначения призваны проводить маркетинговые исследования, направленные на изучения спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках военных товаров. В самой основе товарного производства лежат принципы маркетинга. Если у предпринимателя нет соответствующего товара, то у него нет даже возможности выступать на этом рынке в качестве продавца. Пока не выяснены конкретные потребности в нужном товаре, нет смысла предпринимать попытки к производственной деятельности. От произведенного продукта до его товарной реализации существует длительный путь. Особенно это касается военной продукции. Ведь сроки ее изготовления соответствуют длительному периоду, иногда он равняется даже 10-15 годам.

Однако, произведенную собственно военную продукцию, в маркетинговом смысле назвать товаром, как правило, уже можно. Обычно она производится на основе заранее заключенных контрактов с предварительно оговоренной ценой. Поэтому маркетинговые исследования со стороны разработчиков и производителей проводятся на стадии разработки и возможности заключения соответствующих контрактов. Военная продукция еще не попав на соответствующий рынок становится товаром - конкретным результатом исследований, разработок и последующего производства. Она уже несёт в себе те свойства тактико-технического задания заказчика, ради которых этот товар заранее куплен и обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность.

Основными потребителями товаров и услуг военного назначения являются Вооруженные Силы страны и другие силовые структуры. Они выступают определяющими субъектами в формировании спроса на эти товары, выполняя одну из основных ролей в определении государственного оборонного заказа. Таким образом, главным субъектом, утверждающим объемы и масштабы потребления товаров и услуг военного назначения выступает государство.

Потребность в товарах и услугах военного назначения не является какой-то застывшей величиной. Она постоянно изменяется, в периоды военных кризисов имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в годы войны (1941-1945гг.) в Советском Союзе 65-68 % всей произведенной промышленной продукции по своей натуральной форме представляли собой товары военного потребления. Мировые военные расходы в настоящее время идут на спад после достижения пика в 1987 году./224/ Увеличение или уменьшение их происходит асимметрично, со значительными отличиями по странам и регионам.

Военные расходы уменьшаются в большинстве стран, в соответствии прекращения деления цивилизации на биполярный мир. Если взять за исходную точку отсчета 1990 год - год стратегического равновесия Организации Варшавского Договора и НАТО, то США за период до 1995 года снизили военные расходы в 2,5 раза, а страны НАТО в целом в 2 раза. Россия же, по оценке Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП), сократила свои расходы на оборону в 33 раза. Однако, не проявляется никаких признаков снижения в наиболее взрывоопасных регионах мира - на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

Итак, на производство и потребление товаров и услуг военного назначения оказывают воздействие как внешнеполитические факторы, так и условия формирования военно-экономической политики внутри государства.

Полностью удовлетворить потребности в товарах военного назначения практически невозможно, так как постоянно изменяется международная обстановка, ситуация внутри самих государств, состояние и развитие науки и техники и т.п. В зависимости от потребностей изменяются и сами товары и услуги военного назначения, масштабы и интенсивность их использования. Они становятся всё более сложными в их изготовлении, требуют специального обучения для их использования, приобретают более мощную разрушительную силу. Военно-технические достижения способны вызвать те или иные нововведения в военном искусстве, ведь основой для него является вооружение. Оно определяет формы, методы и направления его применения. Современная война диктует условия, при которых могут быть использованы новые системы оружия. Военная тактика во многом зависит от уровня военной техники, с развитием которой изменяются приемы и способы вооруженной борьбы[9].

В числе основных экспортеров продукции военного назначения (ПВН) в 2009–2013 годах можно выделить 55 стран. США имеют долю 29% рынка, Россия – 27%, Германия – 7%, КНР – 6%, Франция – 5%. В совокупности на первую пятерку приходится 74 процента мирового объема, что на 9 процентов больше, чем в 2004–2008 годах, причем у США и России – 56 процентов.[10]

США. Экспорт этой страны к 2009–2013 годам снизился на 1% по сравнению с периодом 2004–2008-го – 29 против 30. Тем не менее Соединенные Штаты сохранили лидерство, осуществляя поставки по крайней мере в 90 стран мира. Крупнейшими получателями американского оружия стали Азия и Океания – 47 % всех поставок. Далее следуют регион Среднего Востока (28%) и Европа (16%).

Китай вновь повысил свой рейтинг среди крупнейших поставщиков оружия, потеснил Францию и переместился на 4-е место.

В американском экспорте ПВН главенствует авиационная техника (61%), в том числе 252 боевых самолета. Как полагают европейские аналитики, объем будет наращиваться за счет запланированных поставок новых истребителей пятого поколения F-35 в Австралию, Израиль, Италию, Японию, Республику Корея, Нидерланды, Норвегию, Турцию и Великобританию. Именно эти самолеты начнут доминировать в авиационной составляющей экспорта США, несмотря на то, что программа F-35 является самой дорогостоящей в области вооружений. К настоящему времени из 590 истребителей в экспортном варианте поставлено только пять. Некоторые страны сократили размер заказов или рассматривают менее совершенные альтернативы.

Кроме того, в 2009–2013 годах США поставили системы противоракетной обороны дальнего действия в Германию, Японию, Нидерланды, Тайвань, ОАЭ и получили заказы на поставку из Кувейта, Саудовской Аравии и Республики Корея.

Россия. Несмотря на кризис постсоветского периода, Россия сумела достичь высокого уровня оружейных продаж.

В рассматриваемый период Москва поставляла ПВН 52 государствам. Наиболее значительным событием стала продажа Индии авианосца «Викрамадитья». Более половины отечественного экспорта пришлось на Индию (38%), Китай (12%) и Алжир (11%). Если рассматривать по регионам, то в Азию и Океанию направлено 65% российских поставок ПВН, в Африку – 14%, на Средний Восток – 10%.

Россия стала крупнейшим экспортером кораблей – 27% всех мировых поставок военно-морской техники, в числе которых упоминавшийся «Викрамадитья» и атомная многоцелевая подводная лодка для ВМС Индии. Однако основную долю продаж, как и у США, составила авиационная техника (43%), включая 219 боевых самолетов.

Германия хотя и сохранила третью позицию среди оружейных гигантов, но ее военный экспорт в 2009–2013 годах по сравнению с аналогичным периодом 2004–2008-го сократился на 24%. Основные покупатели немецкой ПВН – соседи по Европе (32% суммарного объема), а также страны Азии и Океании (29%), Среднего Востока (17%), Северной и Южной Америки (22%). Германия осталась крупнейшим мировым экспортером подводных лодок – девять кораблей для пяти стран. К концу 2013 года национальные судостроители получили заказы на 23 субмарины.

Китай, как отмечалось выше, добился наибольших успехов в торговле оружием, потеснив Францию с 4-го места. Объем военного экспорта к 2009–2013 годам вырос на 212 %, а доля на мировом рынке увеличилась с двух до шести процентов. За этот период Пекин поставил ПВН в 35 государств, но почти 3/4 общего объема пришлось на Пакистан (47%), Бангладеш (13%) и Мьянму (12%).

Быстрое развитие военных технологий Китая частично объясняется тем обстоятельством, что страна поставляет ПВН крупнейшим импортерам, включая Алжир, Марокко и Индонезию, в условиях прямой конкуренции с Россией, США и европейскими производителями. В частности, КНР удалось выиграть конкурс на поставку в Турцию зенитного ракетного комплекса (ЗРК) HQ-9/FD-2000.

В отличие от стабильного списка лидеров экспорта пятерка крупнейших мировых импортеров ПВН с 1950 года неоднократно менялась. Только в последние годы их рейтинг более или менее устоялся, и первые места в периоды 2004–2008-го и 2009–2013-го теперь занимают Индия и Китай.

Страны Африки увеличили импорт на 53%. Основными покупателями стали Алжир (36%), Марокко (22%) и Судан (9%). В страны южнее Сахары поставлен 41% всего континентального импорта ПВН. Особенной популярностью пользуются оружие и техника для обеспечения безопасности на море. Это объясняется в первую очередь военно-политической обстановкой. Скажем, Судан и Уганда вовлечены в ряд конфликтов и на них приходится 17 % и 16 % оружейных поставок в страны южнее Сахары.

В 2009–2013 годах Судан увеличил объем закупок на 35 % по сравнению с предыдущим циклом. Приобретено 44 ударных вертолета Ми-24 из России, четыре штурмовика Су-25 и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 из Белоруссии, 170 танков Т-72 и Т-55 с Украины. Эти системы использовались в пограничном конфликте с Южным Суданом, а также в провинции Дарфур, несмотря на эмбарго ООН на применение там оружия.

Объем военного импорта Уганды в 2009–2013 годах вырос на целых 1200 % по сравнению с 2004–2008-м. Основная причина – закупка в России шести боевых самолетов Су-30 и 44 танков Т-90С, а также четырех зенитных ракетных комплексов С-125 на Украине. Некоторые из этих вооружений применялись в гражданской войне в Южном Судане в 2013 году.

Америка. Объем поставок обычных вооружений на оба континента увеличился на 10 %, но в мировом объеме импорта ПВН уменьшился с 11% до 10% . США здесь были крупнейшим поставщиком обычных вооружений в 2009–2013 годах и 6-м в списке импортеров. Высокую активность на рынках продемонстрировала Венесуэла, став крупнейшим покупателем в Латинской Америке, вторым по значению – на обоих континентах и 17-м – в общемировом списке.

В течение нескольких лет Бразилия искала возможности получить через закупку вооружений доступ к зарубежным технологиям для укрепления своей национальной оборонной промышленности. В 2012 году эта стратегия начала давать первые результаты. Военный импорт увеличился на 65 %. Несмотря на нормальные отношения с соседними странами, Бразилия приступила к реализации нескольких крупных программ по закупке вооружений[11].

В частности, после долгого периода ожидания, вызванного финансовыми ограничениями, в 2013 году эта страна по итогам тендера выбрала 36 шведских истребителей JAS-39 «Грипен-Е» на общую сумму 4,8 миллиарда долларов. Также она заказала одну атомную многоцелевую и четыре неатомные подводные лодки «Скорпен» у Франции на сумму 9,7 миллиарда долларов, начала лицензионное производство 2044 итальянских бронеавтомобилей «Гуарани», подписав на сумму 3,6 миллиарда долларов контракт с итальянской компанией «Ивеко».

Колумбия продолжает импортировать оружие для борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). США поставили Боготе управляемые авиабомбы «Пейвуэй», которые применялись для устранения лидеров НВФ, а также 35 транспортных вертолетов UH-60L, некоторые из которых были доработаны для применения израильских управляемых ракет «Спайк-MR». Израиль продал Колумбии дополнительное высокоточное оружие, включая 13 боевых самолетов «Кфир» с управляемыми авиабомбами «Гриффин», разведывательные БЛА «Гермес-900» и «Гермес-450».

Азия и Океания. Объем поставок ПВН в этот регион за рассматриваемый период увеличился на 34 %. В общей сложности на его государства пришлось 47 % общего объема импорта ПВН, в то время как в 2004–2008 годах – 40 %. Страны Южной Азии получили 45 % регионального объема, Восточной Азии – 27%, Юго-Восточной Азии (ЮВА) – 23 %, Океании – 8 % и Центральной Азии – 1 %. Все три крупнейших мировых импортера ПВН в 2009–2013 годах были из Азиатского региона – Индия, Китай и Пакистан.

Военные закупки Нью-Дели увеличились на 111%, что сделало страну крупнейшим на планете импортером вооружений в 2009–2013 годах. Доля составила 14% мирового импорта ПВН, что почти в три раза превысило аналогичные показатели КНР или Пакистана, ее региональных соперников. Самым крупным торговым контрагентом Индии оказалась Россия, поставившая 75% общего импорта ПВН, остальные производители далеко отстали: у США – 7 %, у Израиля – 6%. За тот же период военные приобретения Пакистана увеличились на 119%, причем 54% импорта пришлось на Китай и 27 % – на США.

Европа уменьшила импорт ПВН на 25%. Здесь выделяется Великобритания с 12% от общего регионального объема, за ней расположились Азербайджан (12%) и Греция (11%). Многие европейские страны выбирали для пополнения своих арсеналов бывшее в эксплуатации вооружение.

Азербайджан, ведущий территориальный спор с Арменией за Нагорный Карабах, увеличил в 2009–2013 годах закупки ПВН на 378%. В основном из России, на которую пришлось 80 % поставок. Кроме того, оружие и военная техника приобретались на Украине, в Белоруссии, Израиле и Турции.

Греция в списке крупнейших мировых импортеров ПВН в 2004–2008 годах занимала 5-е место. Однако затем страну охватил глубокий экономический кризис и оборонные программы пришлось сократить на 47 %. Существенно задержалась поставка четырех подводных лодок, заказанных в Германии перед началом кризиса. В 2013-м были проведены расследования фактов коррупции при заключении военных сделок и их результаты поставили серьезные вопросы о влиянии лиц, принимающих решения, на закупки вооружений.

Средний Восток увеличил импорт вооружений на 3 %. В 2009–2013 годах 22 % всего объема в страны региона поступило в ОАЭ, 20 % – в Саудовскую Аравию и 15 % – в Турцию. Остающийся под действием санкций ООН на импорт вооружений Иран получил только 1 %. На Среднем Востоке доминируют производители США, которые осуществили 42 % всех поставок ПВН.

В 2009–2013 годах ОАЭ были четвертым крупнейшим мировым импортером оружия и техники, а Саудовская Аравия заняла 5-е место, значительно поднявшись с 18-й позиции в предыдущий период. Обе арабские монархии имеют большие заказы на поставки ПВН различного назначения и обширные планы на перспективу. Например, активность на рынках Саудовской Аравии возрастет ввиду дополнительной поставки 48 самолетов «Тайфун» из Великобритании, а также получения 154 истребителей F-15SA из США начиная с 2015 года. В 2013-м королевство разместило заказ в Канаде на боевые бронированные машины стоимостью 10 миллиардов долларов.

Сирия в области оборонных закупок в основном зависит от России, однако планировавшиеся поставки истребителей МиГ-29 и зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 в 2013 году вновь были отложены.

Ирак восстанавливает свои вооруженные силы, получая основные партии ПВН от нескольких торговых партнеров. В конце 2013-го сюда прибыли первые четыре ударных вертолета Ми-35 из России, ожидаются другие типы российского вооружения и военной техники. Кроме того, Багдад ранее заказал Южной Корее 24 учебно-тренировочных/учебно-боевых самолета Т-50IQ, а в текущем году должны начаться поставки из США первых из 36 самолетов F-16C.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.