Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рагануга-бхакти и ИСККОН 11 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нитьянанда шел между гостями, и вайшнавы, поднявшись на ноги, с восторгом наблюдали за этим весельем. Многие поражались необычному поведению Нитьянанды Прабху. Никто не понимал, что Он делает, ибо Господь Чайтанья присутствовал незримо. Однако самые удачливые видели Шри Чайтанью Махапрабху и были счастливы.

Наконец, Господь Нитьянанда, улыбаясь, снова поднялся на возвышение и сел. Справа от Него стояло четыре горшка с дробленным рисом, приготовленным из сырого пэдди. Шри Нитьянанда пригласил Господа Чайтанью сесть рядом, и Оба божественных брата принялись за еду. Нитьянанда Прабху был счастлив видеть, как Господь Чайтанья наслаждается вместе с Ним прасадом, океан экстатической любви поглотил Его, и Он повелел:

— Ешьте, повторяя святое имя Хари!

И в тот же миг многотысячное «Хари! Хари!» заполнило небо и землю, отражаясь под сводами Вселенной. Воспевая святое имя и наслаждаясь сладким рисом, вайшнавы, вспоминали, как Кришна и Баларама завтракали со своими друзьями-пастушками на берегу Ямуны. Близкие спутники Господа Нитьянанды, возглавляемые Рамадасом Абхирамом, которые в вечной духовной реальности Враджа были мальчиками-пастушками, погрузились в волны экстатической любви, принимая песчаный берег Ганги за берег Ямуны.

Возможно ли осознать могущество и милость Господа Нитьянанды Прабху? Он настолько могуществен, что привел Господа Чайтанью на берег Ганги, чтобы угостить прасадом Рагхунатхи. Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда необычайно милостивы и великодушны. По Своей беспричинной милости они приняли подношение Рагхунатхи даса, одарив его величайшей удачей.

Заслышав об огромном празднике в Панихати, торговцы из ближайших деревень несли туда на продажу рис, йогурт, сладости и бананы. Рагхунатха тут же покупал у них весь товар. Щедро заплатив, он угощал каждого прасадом. Кто бы ни пришел посмотреть на веселье, получал горшочек дробленого риса с йогуртом и бананами.

Закончив принимать прасад, Господь Нитьянанда вымыл руки, рот и отдал четыре из семи Своих горшочков Рагхунатхе. Содержимое оставшихся трех брахманы раздали преданным. Счастливый Рагхунатха, отведав немного из своих горшочков, тоже стал раздавать, так что маха-прасада Господа Нитьянанды хватило всем, что увеличило всеобщее ликование.

Брахманы принесли цветочную гирлянду и одели ее Нитьянанде Прабху на шею. Тело Господа они умастили охлаждающей сандаловой пастой. Слуги принесли орехи бетеля, и Господь с блаженной улыбкой на устах стал их жевать, а потом принялся раздавать преданным цветы со Своей гирлянды, сандал и орехи бетеля. Всеобщему восторгу не было предела.

На этом закончился праздник дробленого риса в Панихати. Господь Чайтанья посетил его незримо, а Господь Нитьянанда - явно, и в этом великое чудо. В историю этот праздник вошел под шутливым названием Данда Махотсава, что означает «Праздник наказания». По сей день паломники со всей Индии собираются в Панихати, чтобы отметить Данда Махотсаву. Он приходится на тринадцатый день прибывающей луны месяца Джайишта (май-июнь).

Проведя день на берегу Ганги, Нитьянанда Прабху отправился в домашний храм Рагхавы Пандита. Солнце уже село, когда Он начал воспевание святых имен, преданные танцевали. Некоторое время Он с удовольствием наблюдал за ними, а потом и Сам пустился танцевать, наводняя Вселенную экстатической любовью к Богу. Где найти слова, чтобы описать танец Господа Нитьянанды? Так же как и танец Шри Чайтаньи Махапрабху, этот танец не сравнить ни с чем в трех мирах. Он был так сладок, что Шри Чайтанья не мог не прийти посмотреть на танцующего Нитьянанду. Доступный лишь взору Своего возлюбленного Нитьянанды, для остальных Он оставался сокрыт.

После киртана Рагхава Пандит предложил Господу Нитьянанде немного отдохнуть и поужинать. Нитьянанда согласился покушать вместе со Своими спутниками и справа от Себя приготовил место для Господа Чайтаньи. Вдруг Рагхава Пандит увидел Шри Чайтанью Махапрабху, который сидел рядом с Нитьянандой. Экстатический восторг охватил Рагхаву, и он поспешил принести божественным братьям прасад, а потом раздал угощение преданным.

Рагхава Пандит приготовил множество блюда из овощей, сладкий рис и другого вида рис нектарного вкуса, а так же великое разнообразие печенья. Пища, которую готовил Рагхава Пандит, была подобна нектару, и Господь Чайтанья часто посещал дом Рагхавы, чтобы насладиться ею.

Предлагая пищу божеству, Рагхава Пандит неизменно делал отдельное подношение для Шри Чайтаньи Махапрабху, и Господь каждый день появлялся в его доме принять подношение. Иногда Он милостиво открывал Себя Своему преданному, и Рагхава, обливаясь счастливыми слезами, созерцал божественный лик.

В день праздника дробленого риса Господь Чайтанья опять позволил Рагхаве Пандиту увидеть Себя. Одно за другим Рагхава приносил новые блюда необыкновенного аромата и вкуса, которым даже никто не знал названия, и Шри Чайтанья с Нитянандой Прабху с удовольствием ели все, ничего не оставляя на Своих тарелках из пальмовых листьев.

Секрет прасада Рагхавы Пандита заключался в том, что в его доме готовила Сама Шримати Радхарани, некогда получившая благословение Дурвасы Муни, что все, приготовленное Ее рукой, будет слаще небесного нектара и целительно. Блюда Шримати Радхарани были восхитительны на вид и чудесны на вкус, их аромат кружил голову.

Наслаждаясь прасадом из духовного мира, преданные великодушно приглашали Рагхунатху разделить с ними трапезу. Но Рагхунатха Госвами скромно отказывался, объясняя, что поест после.

Как только Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда поужинали и ополоснули руки и рты, Рагхава Пандит принес цветочные гирлянды и сандаловую пасту. Обоих братьев он украсил сандалом и цветами, предложил орехи бетеля и вознес молитвы Их лотосным стопам. Потом Рагхава раздал гирлянды, сандал и бетель преданным.

Подойдя к Рагхунатхе, Рагхава Пандит, который чувствал к нему большое расположение, предложил маха-прасад Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды.

— Господь Шри Чайтанья Махапрабху ел эту пищу, - сказал Рагхава. — Прими ее, и ты освободишься от бремени семьи.

Верховная Личность Господа всегда пребывает в сердце или в доме преданного. Иногда независимый Господь позволяет увидеть Себя, а иногда присутствует незримо. Верховный Господь всепроникающ, Он пребывает повсюду, и несчастны те, кто сомневается в этом.

Утром Господь Нитьянанда совершил омовение в Ганге и снова сел на камне под разросшимся тенистым баньяном, ни на миг не разлучаясь со Своими спутниками. Рагхунатха даса тоже пришел поклониться лотосным стопам Господа Нитьянанды. Не смея обратиться к Господу, он передал через Рагхаву Пандита свою смиренную просьбу:

«Я низкий грешник и негодяй, и все-таки я жажду обреси прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху. Словно карла, который изо всех сил пытается схватить луну, я много раз пытался достичь этого заветного прибежища, но безуспешно. Много раз я хотел оставить дом, но к несчастью отец и мать ловили меня и связывали. Никому не обрести прибежища лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, если нет на то Его милости. Однако по Твоей милости даже последний грешник удостоится этой чести. Я знаю, что недостоин, и все же молю Тебя, о Господь, яви мне Свою милость и одари прибежищем лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху! Возложи Свою стопу на мою голову и благослови, чтобы я без труда достиг Шри Чайтаньи Махапрабху! Я молю о благословении!»

Господь Нитьянанда улыбнулся проникновенным мольбам Рагхунатхи даса и сказал преданным:

— Своим богатством Рагхунатха не уступает Индре, царю небес. Но поскольку Господь Чайтанья пролил на него Свою милость, Рагхунатха нисколько не привязан к материальному счастью. Поэтому все вы должны явить ему свою милость и благословить, чтобы он как можно скорее обрел прибежище лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху!

Ощутив аромат лотосных стоп Господа Кришны, перестаешь ценить даже счастье на Брахмалоке, высшей среди планет материальной Вселенной. Что же говорить о счастье в раю? Это слова «Шримад-Бхагаватам» (5.14.43):

«Господь Кришна, Верховная Личность Бога, внимает возвышенным, поэтическим молитвам тех, кто пытается завоевать Его благосклонность. Поэтому Его называют Уттамашлока. Страстно ища общения с Господом Кришной, царь Бхарата, несмотря на свою юность, оставил прекрасную жену, очаровательных детей, любимых друзей и процветающее царство, словно нечистоты».

С этими словами Господь Нитьянанда подозвал Рагхунатху даса возложил ему на голову Свои лотосные стопы.

— Дорогой Рагхунатха, - сказал Нитьянанда Прабху, - ты устроил на берегу Ганги прекрасный праздник, и Господь Чайтанья посетил его только ради тебя. По Своей беспричинной милости Он отведал приготовленный тобой дробленый рис и молоко, а вечером наблюдал танец преданных и ужинал в доме Рагхавы Пандита. Господь Шри Чайтанья, Гаурахари, Сам явился на берег Ганги, чтобы освободить тебя. Отныне будь спокоен, все препятствия на твоем пути исчезли. Господь Чайтанья примет тебя и поручит заботам Сварупы Дамодары, Своего личного секретаря и близкого спутника. Ты станешь одним из самых близких слуг Господа Чайтаньи, навеки обретя прибежище Его лотосных стоп. Без тени сомнений возвращайся домой, скоро ты увидишь Господа Чайтанью.

Вместе с Господом Нитьянандой Рагхунатху благословили все Его преданные, и счастливый Рагхунатха дас Госвами с благодарностью склонился к их стопам.

* * *

Простившись с Господом Нитьянандой Прабху и Его преданными, Шри Рагхунатха дас готов был вернуться в Саптаграм. Но прежде чем покинуть Панихати, ему хотелось сделать подношение Господу Нитьянанде и всем вайшнавам. Обсудив это с Рагхавой Пандитом, он разыскал казначея Господа Нитьянанды и вручил ему сто золотых монет и более семидесяти грамм золота в слитках.

— Сейчас ничего не говори Господу Нитьянанде, - предупредил он. - Но когда Он вернется домой, скажи об этом подношении.

Рагхава Пандит, который очень полюбил Рагхунатху, привел его в свой дом, обитель Господа, чтобы Рагхунатха напоследок увидел божества. После даршана он принес цветочные гирлянды и сандаловую пасту божеств, а так же большое количество прасада в дорогу. Рагхунатха был тронут.

— Я хочу оставить деньги, - сказал он Рагхаве Пандиту, - чтобы служить лотосным стопам всех великих преданных, слуг и помощников Господа Нитьянанды Прабху. Распредели деньги на свое усмотрение - по двадцать, пятнадцать, двенадцать, десять или пять золотых монет каждому. Здесь хватит, чтобы поддержать жизнь многих вайшнавов.

С этими словами Рагхунатха дас отсчитал сто монет и к ним добавил золото. Взяв пыль со стоп Рагхавы Пандита, он, счастливый, отправился домой. Он чувствовал себя в неоплатном долгу перед Господом Нитьянандой, наделившим его столь милостивыми благословениями.

С этого дня Рагхунатха больше не входил в родной дом. Он спал во дворе, где стоял Дурга-Мандал (место, где поклоняются богине Дурге). Обретя милость Господа Нитьянанды, он опьянел от любви к Богу и уже не мог изображать из себя благополучного домохозяина. Родители продолжали бдительно следить за ним, боясь, как бы он снова не сбежал.

Днем и ночью возле Дурга-Мандала сидел слуга-телохранитель, который не спускал глаз с Рагхунатхи. «Что же делать? - размышлял Рагхунатха. - Как обмануть сторожей?» Он знал, что сейчас все бенгальские вайшнавы собираются идти в Джаганнатха Пури на встречу с Господом Чайтаньей. Но Рагхунатха не мог присоединиться к ним, потому что отец хорошо знал об этих паломниках. Надо искать другой путь. День и ночь Рагхунатха думал о побеге, и всеблагой Господь послал ему такую возможность.

Однажды ночью, когда до рассвета оставалось всего полтора часа и Рагхунатха спокойно спал, в дом Маджумадаров пришел их семейный священник по имени Ядунандана Ачарья. Это был возвышенный преданный Шри Чайтаньи Махапрабху, ученик Шри Адвайты Ачарьи. Господь был его жизнью и душой. Свободный от кастовых предрассудков, Ядунандана Ачарья, брахман по происхождению и роду занятий, почитал Васудеву Датту свом духовным учителем. Когда Рагхунатха был еще ребенком, Ядунандана Ачарья наставлял его и учил любви к Богу.

Немного удивляясь столь раннему визиту, Рагхунатха поспешил Ачарье навстречу и почтительно поклонился. Как оказалось, один из его учеников, совершавший поклонение божеству, неожиданно оставил свое служение.

— Пожалуйста, - говорил озабоченный Ядунандана Ачарья, - помоги мне вызвать брахмана, который бы возобновил служение, у нас никого больше нет!

Ядунандана Ачарья и Рагхунатха даса вместе вышли из дома. В этот предрассветный час в доме все глубоко спали. Никто из сторожей не услышал, как Рагхунатха покинул Дурга-Мандал.

Дом Ядунанданы Ачарьи стоял к востоку от дома Маджумадаров. Они торопливо шли по дороге, негромко беседуя между собой. Вдруг Рагхунатха остановился и попросил:

— О учитель, позволь мне самому пойти к этому брахману! Я поговорю с ним и пришлю к тебе. Возвращайся домой и ни о чем не волнуйся, я уговорю брахмана.

Доверчивый и мягкий Ядунандана Ачарья согласился, оставив Рагхунатху дасу на дороге. Наконец-то Рагхунатха был один! Ни слуг, ни сторожей рядом. И никто не знает, какой дорогой он ушел. «Это единственный шанс бежать! - подумал Рагхунатха и быстро зашагал на восток.

Не веря своему счастью, временами он оглядывался, но кругом не было ни души. Думая лишь о лотосных стопах Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды, он поспешно свернул с главной дороги и пошел через джунгли. Он направлялся в Джаганнатха Пури, потому что в это время года (а был июль) там собирались все вайшнавы на ежегодный праздник Ратха-ятры.

Опасаясь, как бы отцовские слуги не нагнали его, он шел от одной деревни к другой нехоженной тропой, сторонясь большой дороги. За день Рагхунатха преодолел около тридцати миль. К вечеру он достиг маленькой лесной деревушки, где позволил себе немного передохнуть в амбаре одного молочника. Видя измученного голодом и жаждой молодого путника, добрый молочник принес ему немного теплого молока. Рагхунатха с наслаждением опорожнил горшок и тут же крепко заснул.

Тем временем в доме Рагхунатхи царило смятение. Надзиратели и слуги безуспешно искали беглеца. Но присполненный горя Говардхан Маджумадар не терял надежды. Его сын уже не раз убегал из дома, и ему всегда удавалось его разыскать и вернуть обратно. Подумав, он отправил слуг к Ядунандане Ачарье.

— Я оставил его на дороге, и он уже должен вернуться, - наивно отвечал престарелый священник.

Сомнений не было, Рагхунатха бежал. Дом Маджумадаров погрузился в печаль, женщины плакали. Но мудрый Говардхан знал, что сейчас преданные со всей Бенгалии собираются в Нилачале, чтобы вместе с Господом Чайтаньей провести праздник колесниц, и не собирался медлить.

— Наш Рагхунатха бежал с ними, - сказал он.

Он тут же призвал десять стражников и приказал им догнать вайшнавов и привести Рагхунатху домой. Для Шивананды Сены, который возглавлял группу паломников, он передал письмо, в котором смиренно просил: «Пожалуйста, верни моего сына».

Стражники нагнали паломников в Джханкаре. Они передали Шивананде Сене письмо Говардхана и спросили о Рагхунатхе. Однако Шивананда ответил, что Рагхунатха к ним не присоединялся, как оно на самом деле и было. Стражникам ничего не оставалось, как ни с чем возвращаться в Сантаграм.

Отца и мать Рагхунатхи охватила глубокая скорбь. К кому обратиться? Может быть, еще раз послать слуг в Джаганнатха Пури? А вдруг Рагхунатха не собирался идти туда? Вдруг он попал в беду и нуждается в помощи? Они не находили себе покоя и плакали.

Но Рагхунатха не мог думать о родителях. Сердце его принадлежало Господу Гаурахари, надежда увидеть Его лотосные стопы неумолимо гнала все дальше от родного дома. Отдохнув у молочника, он ранним утором вновь отправился в путь. Теперь он повернул на юг, пересек всем известный тракт Чатра Бхога, который проходит недалеко от одного из притоков Ганги, и снова пошел лесом от деревни к деревне. До Пури ему оставалось двенадцать дней пути.

С собой у Рагхунатхи не было ни еды, ни воды. В течение дня он не делал никаких остановок, но, целиком поглощенный медитацией на Господа, не чувствовал голода и усталости. В деревнях, которые попадались ему на пути, крестьяне давали ему немного пищи. Иногда Рагхунатхе удавалось что-то сготовить, иногда он пил молоко, а иногда жевал сухое зерно. Мыслями о Господе он питал свою душу, а скудной едой - тело. Говорят, за двенадцать дней пути он поел всего трижды, а все остальное время постился. Но он ни разу не пожалел о содеянном, наоборот, это еще больше укрепило в нем дух аскезы, так прославивший его впоследствии.

Достигнув, наконец, Джаганнатха Пури, Рагхунатха сразу направился к дому Каши Мишры, где жил Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Сияя трансцендентной красотой, Господь сидел в окружении Своих спутников, самым близким из которых был Сварупа Дамодара.

Не смея подойти, Рагхунатха поклонился Господу Чайтанье во дворе, но Мукунда Датта увидел его и сказал Шри Чайтанье:

— Здесь Рагхунатха.

Господь, казалось, ждал этих слов. Он радостно улыбнулся и тут же позвал, протягивая к нему руки:

— Иди ко Мне!

С сердцем, полным любви, Рагхунатха припал к Его лотосным стопам, но Шри Чайтанья ласково поднял его с земли и прижал к груди. Лавина трансцендентного восторга захватила Рагхунатху, эти мгновенья стали вершиной и смыслом всей его жизни. Справившись с собой, он почтительно приветствовал всех присутствовавших вайшнавов. Видя беспричинную милость Господа Чайтаньи к Рагхунатхе дасу Госвами, все искрене радовались за него и тепло обнимали.

— Во трех мирах нет ничего сильнее милости Господа Кришны, — сказал Шри Чайтанья. - Господь освободил тебя из когтей материальной жизни, которая подобна вонючей сливной канаве.

Шри Чайтанья Махпрабху знал, что Рагхунатха дас Госвами был вечно освобожденной душой, но в назидание тем, кто привязан к материальному комфорту, дал истинное определение их жизни.

Слушая Шри Чайтанью, Рагхунатха дас подумал: «Я не знаю Кришну. Но я знаю, что из бездонного колодца семейной жизни меня спасла лишь Твоя беспричинная милость, о мой Господь».

— Ниламбара Чакраварти, Мой дед, относился к твоим отцу и дяде, как младшим братьям, - продолжал Чайтанья Махапрабху. — Поэтому Я считаю их Своими дедушками. Почтенные, набожные люди, они всегда были очень милосердны к брахманам. Поскольку это младшие братья Моего деда, Я позволил Себе немного пошутить с ними, освободив тебя. Пусть они простят Мне. Дорогой Рагхунатха, твой отец и дядя живут, как черви в канаве материальных наслаждений, называя эту ужасную болезнь счастьем. Удовольствия мирской жизни - это яд, однако они пьют его, словно нектар.

Хотя твой отец и дядя во всем поддерживают брахманов, раздают милостыню и поклоняются божеству, их нельзя назвать чистыми вайшнавами, потому что они не освободились от желания материального наслаждения. Однако, считать их слепыми материалистами тоже нельзя. Это вайшнавы, не ведающие о высших принципах духовной жизни, каништха-адхикари. Им придется снова рождаться и умирать в этом мире, пожиная плоды своего благочестия и греха. Тебе же это не грозит. По Своей беспричинной милости Господь Кришна освободил тебя из рабства материализма, уничтожив все последствия твоей материальной деятельности. Невозможно описать славу беспричинной милости Господа Кришны!

Тут вдруг Шри Чайтанья заметил, как изможден и грязен Рагхунатха, двенадцать дней проведя в джунглях. Вид его вызывал жалость.

— Дорогой Сварупа, Я поручаю Рагхунатху твоим заботам, прими его как сына или слугу. Теперь среди Моих спутников будет три Рагхунатхи — Вайдья Рагхунатха, Бхатта Рагхунатха и Даса Рагхунатха! С этого дня называйте этого Рагхунатху — Рагху Сварупы Дамодары.

С этими словами Господь Чайтанья сжал руку Рагхунатхи даса и вложил ее в руку Сварупы Дамодары.

— Шри Чайтанья Махапрабху, я исполню любое Твое желание! — отвечал Сварупа Дамодара и обнял Рагхунатху.

* * *

Заботясь о Рагхунатхе, Шри Чайтанья, сказал Своему слуге Говинде:

— Все двенадцать дней пути Рагхунатха голодал и терпел всякие лишения. Пожалуйста, несколько дней последи за тем, чтобы он хорошо питался.

Он велел Рагхунатхе совершить омовение в море и поклониться Господу Джаганнатхе, а потом вернуться и поесть. Уже был полдень, и Господь ненадолго простился со всеми, чтобы исполнить Свои полуденные обязанности санньяси. Рагхунатху обступили вайшнавы, искренне радуясь выпавшей ему удаче и прославляя его добродетели.

Счастливый Рагхунатха дас совершил омовение и посетил храм, вознося полные благодарности молитвы Господу Джаганнатхе. Все его мечты сбылись. Из храма он вернулся к Говинде, который поставил перед ним тарелку маха-прасада Шри Чайтаньи Махапрабху, и Рагхунатха с благодарностью и благоговением почтил его.

Все вайшнавы полюбили Рагхунатху, Сварупа Дамодара заботился о нем, как о родном сыне, а Говинда кормил маха-прасадом Господа Чайтаньи. Так прошло пять дней. Но на шестой день Рагхунатха встал у ворот Симха-Двара храма Джаганнатхи, прося подаяние. Служители, ночью возвращавшиеся домой после вечерней церемонии предложения цветов Господу (пушпанджали), вместе с местными лавочниками обычно подвали что-нибудь из еды такому вайшнаву.

В поступке Рагхунатхи даса не было ничего предосудительного. По традиции тех времен, вайшнав, лишенный какой-либо поддержки, приходил к воротам Симха-Двара и просил подаяние у слуг Господа Джаганнатхи. Полностью полагаясь на милость Господа, он целый день повторял святое имя и беспрепятственно созерцал улыбающий лик Джаганнатхадева. Одни вайшнавы собирали милостыню у лавочников, торговавших вокруг храма, а другие всю ночь стояли у Симха-Двары, ожидая, когда служители храма будут возвращаться домой.

Жизнь в полном отречении — это главный принцип последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Они не привязаны к материальному наслаждению в любом его проявлении, наоборот, целиком отдаются служению Господу Кришне, отдавая Ему свою жизнь и душу. Поскольку их служение не имеет и тени материальных желаний, обстоятельства не властны над ними. И хотя мирянам, как правило, трудно это понять, Верховный Господь Шри Чайтанья Махапрабху высоко ценит такое отречение.

Как только Говинда сообщил Шри Чайтанье, что Рагхунантха дас больше не принимает у него прасад, а ходит к воротам Симха-Двары и просит подаяние, Господь с явным удовлетворением ответил:

— Он правильно делает, как и подобает в отречении. Санньяси должен с великой любовью и верой повторять святое имя, постоянно думая о лотосных стопах Кришны и поддерживая душу в теле подаянием. У него нет иного занятия. Вайраги (отрешенный) не должен зависеть от других, в противном случае он не обретет успеха, Кришна отвергнет его. Ища разнообразия для языка, он утратит духовную жизнь и станет его слугой. Вайраги должен всегда повторять Харе Кришна мантру и наполнять желудок доступными овощами, листьями, фруктами и корнями. Тот, кто служит языку, и ради этого ходит повсюду, на самом деле предан своим гениталиям и желудку. Ему не достичь Кришны.

Рагхунатха дас проявил достойный аскетизм и смирение, но чем теперь заниматься он так и не знал. Не осмеливаясь подойти с этим вопросом к Шри Чайтанье Махапрабху, он смиренно обратился к лотосным стопам Сварупы Дамодары:

— Я не знаю, почему оставил жизнь домохозяина и чем должен заниматься. Я нуждаюсь в твоих наставлениях!

На следующий день Сварупа Дамодара сообщил Шри Чайтанье Махапрабху:

— Рагхунатха даса обращается к Твоим лотосным стопам. «Я не знаю моих обязанностей или цели жизни, — говорит он. — И хочу услышать наставления из Твоих трансцендентных уст».

Улыбаясь, Господь Чайтанья сказал Рагхунатхе:

— Я просил Сварупу Дамодару стать твоим наставником. От него ты узнаешь, в чем твой долг и как его исполнить. Сварупа знает это гораздо лучше Меня. Однако если ты с верой и преданностью внемлешь Моим наставлениям, то Я скажу тебе: не веди пустых разговоров, подобно большинству людей, и не слушай их болтовни о семейной жизни. Откажись от вкусной еды и богатой одежды. Всегда оказывай почтение другим, не ожидая почтения к себе. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны, а мысли займи служением Радхе и Кришне во Вриндаване. Вот тебе Мои наставления, подробности ты узнаешь от Сварупы Дамодары. Чувствуя себя смиреннее травы и терпеливее дерева, не ожидая почтения к себе, но всегда оказывая почтение другим, ты без труда сможешь постоянно повторять святое имя Господа.

Выслушав Господа, Рагхунатха даса вознес молитвы Его лотосным стопам, а Господь в ответ милостиво обнял его. Сварупу Дамодару Он снова попросил во всем наставлять Рагхунатху. Поскольку Сварупа Дамодара Госвами был воплощением Лалиты деви, самой близкой служанки Шримати Радхарани, и, погружаясь в глубокую медитацию, был постоянно поглощен служением Божественной Чете, то Рагхунатха дас, оказавшись в числе его ближайших помощников, тоже стал служить Радхе и Кришне, созерцая в своем сердце реальность духовного мира.

Тем временем в Джаганнатха Пури пришли бенгальские вайшнавы. Приближалась Ратха-ятра, знаменитый праздник колесниц Господа Джаганнатхи. Господь Чайтанья и Его спутники снова убирали и мыли храм Гундича, а потом вместе наслаждались прасадом в саду Аитота. И вновь Господь, окруженный Своими преданными, самозабвенно танцевал перед ратхой Господа Джаганнатхи. Это удивительное зрелище вызвало в Рагхунатхе экстатическое изумление. Огромное людское море, среди которого милостиво возвышались сияющие Джаганнатха, Субхадра и Баладева, гудело пением святого имени. Наводнение любви к Богу, вызванное Шри Чайтаньей Махапрабху, затопило Вселенную.

Рагхунатха дас рад был встретиться со всеми бенгальскими вайшнавами. Адвайта Ачарья, словно родного сына, одарил его всеми благословениями, а Шивананда Сена рассказал о том, что произошло после его побега из дома.

— Твой отец послал десять человек на розыски. Он написал мне письмо, думая, что ты ушел с нами. Но никто не знал, где тебя искать, и его посланцы вернулись ни с чем.

Через четыре месяца бенгальские вайшнавы покинули Нилачалу. Услышав об их возвращении, отец Рагхунатхи отправил к Шивананде слугу расспросить о новостях.

— Не встречал ли ты в окружении Господа Чайтаньи вайшнава, который живет в полном отречении? - спрашивал посланец. - Должно быть, это Рагхунатха, сын Говардхана Маджумадара. Не видел ли ты его в Нилачале?

— Да, господин, - отвечал Шивананда Сена. - Рагхунатха дас живет со Шри Чайтаньей Махапрабху. Он очень известный человек. Кто ж не знает его? Господь поручил его заботам Сварупы Дамодары. Рагхунатха стал жизнью и душой всех преданных Господа Чайтаньи. Днем и ночью он повторяет Харе Кришна маха-мантру и ни на миг не покидает лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. Он живет в полном отречении от мира и совсем не заботится о еде и одежде. В четыре часа утра он уже наблюдает в храме церемонию предложения цветов Господу, а потом стоит у ворот Симха-Двара и просит милостыню. Рагхунатха дас живет лишь подаянием. И хотя порой он жует на обед сухое зерно, а зачастую и вовсе постится, он всегда доволен.

Слуга вернулся к Говардхану Маджамадару и рассказал все, что узнал о Рагхунатхе. Мать и отец очень опечалились, узнав, в каком суровом отречении живет их сын. Он мог бы жить в роскоши, но предпочел просить подаяние. Этого невозможно было ни понять, ни согласиться, и родители решили позаботиться о нем. Говардхан тут же призвал двух слуг и вручил им четыре сотни золотых монет. Вместе с брахманом-поваром они должны были отправиться к Шивананде Сене, чтобы тот объяснил, как идти в Джаганнатха Пури.

— Но вы не можете сами идти туда, — отвечал Шивананда Сена. — Подождите, пока я поведу паломников. Возвращайтесь домой, на следующий год я возьму вас с собой.

Счастье Рагхунатхи даса, который оставил все ради лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, могли оценить лишь те, кто сам изведал этот незабываемый вкус. Знаменитый поэт Кави Карнапур в своей пьесе «Чайтанья-чандродайя» описывает его жизнь:

«Рагхунатха дас был учеником Ядунанданы Ачарьи, человека доброго и очень дорогого сердцу Васудевы Датты, жителя Канчанапалли. Обладая трансцендентными качествами, он стал самой жизнью и душой всех преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был богат милостью Господа Чайтаньи и потому всегда счастлив. Являя идеальный образец отречения, этот дорогой сердцу Сварупы Дамодары Госвами ученик был океаном отречения. Кто среди жителей Джаганнатха Пури не знал его имени?

Любимец преданных, Рагхунантха дас Госвами стал плодородной почвой удачи, в которую Господь Чайтанья Махапрабху посадил семя. Это семя выросло в бесценное древо любви Шри Чайтаньи Махапрабху и принесло плод».

Через год Шивананда Сена, как обычно, повел вайшнавов в Джаганнатха Пури и взял с собой слуг Говардхана Маджумадара, которые несли его отрешенному сыну четыреста золотых монет. Однако Рагхунатха дас Госвами не взял денег и сказал, что не нуждается ни в слугах, ни в поваре. Не зная, как поступить, они остались в Пури.

В это время Рагхунатха дважды в месяц принимал Шри Чайтанью Махапрабху у себя, угощая прасадом и с большой заботой служа Господу. Поскольку это обходилось Рагхунатхе в 640 кауди, — в те временами деньгами служили морские ракушки, которые носили в связке — он решил все-таки воспользоваться отцовским золотом. В течение двух лет он неизменно приглашал Господа на обед, но когда второй год был на исходе, неожиданно перестал это делать.

Заметив это, Господь Чайтанья, сын Шачидеви, спросил Сварупу Дамодару:

— Почему Рагхунатха больше не приглашает Меня на прасад?

— Должно быть, он что-то осознал, - объяснил Сварупа. - Рагхунатха сказал мне: «Я приглашал Господа Чайтанью принять подношение материалистов. Я знаю, что Господь недоволен этим. Я сам загрязнился, принимая дары от людей, которые думают только о деньгах. Такими обедами я снискал себе славу материалиста. Господь Чайтанья уступал моим просьбам и принимал приглашения, зная, что иначе глупцы, подобные мне, будут чувствовать себя несчастными».

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.