Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рагануга-бхакти и ИСККОН 18 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Висарга: Вторичный этап творения, или деятельность Брахмы, первого живого существа. Подробное описание роли Брахмы в процессе творения, а также как он по воле Кришны проявляет подвижные и неподвижные живые существа.

3. Стхана: Рассказ о том, как Господь помощи Своих разнообразных энергий поддерживает Вселенную. Описание божественных энергий и того, как они помогают Богу управлять Вселенной.

4. Посана: Особое положение преданных Господа. Описание того, как в этом мире они осуществляют замыслы Господа, и как Он общается с ними.

5. Ути: Импульс, побуждающий к творению, или причина всех изменений в условиях времени, места и обстоятельств. Подробное изложение концепции времени и пространства, которая применима не только к нашей, но и другим планетным системам.

6. Манвантара: Законы, регулирующие жизнь живых существ, которые соответствуют виду жизни, природе, качеств и деятельности живого существа.

7. Ишанукатха: Подробное описание Личности Бога, Его воплощений и Его взаимоотношений с преданными. Описание развлечений Господа в духовной обители. Подобные сведения не встречаются ни в одном западном священном писании.

8. Ниродха: Процесс «свертывания» всех энергий, занятых в творении. Энергии Господа описываются с точки зрения онтологии и телеологии.

9. Мукти: Виды освобождения, начиная с избавления от материальных страданий и до совершенства в любви к Богу.

10. Ашрайа: Конечная цель. Транцендентное. Summum Bonum. Полное описание Бога, из которого все исходит. Деяния Кришны - драгоценный венец великолепия «Бхагаватам».

Во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам» кратко изложено содержание всего произведения. Брахма задает Шри Кришне четыре вопроса, ответы на них впоследствии прославились как чатух-шлока, четыре основных стиха «Бхагаватам». Шри Чайтанья Махапрабху обсуждал чатух-шлоку в беседе с Пракашанандой Сарасвати в Бенаресе.

Итак, Брахма спросил: 1. Каковы формы Бога в материальном и транцендентном мире? 2. Как действуют разнообразные энергии Господа? 3. Как пользуется Господь Своими различными энергиями? 4. Брахма попросил у Господа наставлений, чтобы исполненить возложенный на него долг.

Прежде, чем ответить на эти вопросы, Верховный Господь сказал: «Знание обо Мне, содержащееся в писаниях, очень сокровенно и раскрывается только в процессе преданного служения. Я опишу тебе этот процесс, ты же слушай внимательно. Пусть же в тебе пробудится знание обо Мне и по Моей беспричинной милости откроется Мой истинный вечный облик, трансцендентное бытие, цвет, качества и деяния» (Бх., 2. 9. 31-32).

Теперь Брахма готов был внимать четырем главным стихам «Бхагаватам»:

1. «О Брахма, это я, Личность Бога, существовал до начала Творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что останется после уничтожения, тоже Я, Личность Бога».

2. «О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме».

3. «О Брахма, как первоэлементы Вселенной входят в космос и в тоже время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном, и в тоже время существую отдельно».

4. «Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск, пока не достигнет цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, прямым или косвенным путем» (Бх., 9. 33-36).

Весь сокровенный смысл «Бхагаватам» заключен в этих четырех стихах, словно в ореховой скорлупе. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада комментирует их так:

«Эти стихи проливают свет на миссионерскую деятельность Господа Чайтаньи. «Шримад-Бхагаватам» включает в себя восемнадцать тысяч текстов, суть которых выражена в этих четырех стихах, начиная с ахам эвасам эвагре (текст 33) и заканчивая йат сьят сарватра сарвада (текст 36). В первом из четырех стихов объясняется транцендентная природа Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Во втором говорится, что Господь свободен от влияния материальной энергии, майи. Живые существа, неотъемлимые частицы Господа, имеют обыкновение попадать под влияние Его внешней энергии, поскольку, несмотря на свою изначальную духовную природу, получают в материальном мире тела, сотворенные из материальной энергии. В этом стихе объясняются также вечные взаимоотношения Верховного Господа с живыми существами. Следующий текст (35) утверждает, что Верховная Личность Бога, благодаря Своим непостижимым возможностям един с живыми существами и материальной энергией и в тоже время отличен от них. Эта доктрина именуется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Когда индивидуальное живое существо вверяет свою судьбу Господу Кришне, оно естественным образом развивает в себе любовь ко Всевышнему. Прежде всего человек должен быть заинтересован в том, чтобы вручить себя Господу. В следующем стихе (36) говорится о том, что обусловленной душе, в конечном счете, необходимо принять истинного духовного учителя и попытаться в совершенстве постичь знание о материальном и духовном мирах, а также о своем изначальном положении. Слова анвайа-вйатирекабхйам, «прямым и косвенным методами», означают, что человеку следует учиться преданному служению в двух его аспектах: непосредственно исполнять преданное служение и косвенно избегать препятствия на пути духовного продвижения» (Чч., Ади, 1.56).

Проникнуть в тайны «Шримад-Бхагаватам» без руководства духовного учителя, который принадлежит к истинной ученической преемственности, невозможно, и потому Шри Чайтанья Махапрабху велел Рагхунатхе Бхатте изучать «Бхагаватам» в общении с самоосознавшей душой.

Рагхунатха Бхатта отнесся к этому наставлению очень серьезно, и «Шримад-Бхагаватам» стал смыслом его жизни. Безучастный ко всему мирскому, он постоянно слушал и говорил только о Кришне и был опьянен любовью к Господу.

В тоже время он никому не выражал пренебрежения. Видя в Кришне источник бытия, он правильно относился к окружающему миру. Таким образом, любовь Рагхунатхи Бхатты была всеобъемлющей: он любил Кришну и все, что связано с Ним. Таково видение истинного мудреца, которое приходит с серьезным изучением «Шримад-Бхагаватам». Это лучшее из писаний имеет удивительное свойство пробуждать в своих рассказчиках и слушателях глубокую любовь к Богу.

ГЛАВА 17 КАЛИДАС

Как-то раз вместе с бенгальскими вайшнавами в Джаганнатха Пури пришел почтенный человек по имени Калидас, дядя Рагхунатхи даса Госвами. Жил он в деревне Бхадуя, которая находилась в трех милях южнее деревни Кришнапура в провинции Бурдван, где родился его любимый племянник. Божество, которому поклонялся Калидас, сохранилось и поныне. Ему поклонялись в деревне Шанкхья на берегу реки Сарасвати, пока один из жителей деревни Тривени не забрал его себе.

Калидас был очень возышенным преданным, он не произносил иных слов кроме «Кришна». Простодушный и щедрый, он повторял святое имя Кришны даже за обычными делами. В шутку играя в кости, Калидас бросал их со словами: «Харе Кришна!»

Безусловно, подражать такой великой душе, как Калидас, невозможно, не нанося оскорблений святому имени. Он был маха-бхагаватой и не относился к такой игре серьезно. Маха-бхагавата никогда не забыват о главном и потому не ограничен в своих поступках. Писания говорят, что деяния чистого преданного непостижимы, и подражать им нельзя, избежав падения.

Удивительной особенностью Калидаса было то, что он всю жизнь вплоть до самой старости ел остатки пищи (уччхишта) вайшнавов. Общаясь со всеми вайшнавами Бенгалии, он за эти годы сумел попробовать остатки каждого из них.

Это не так просто было сделать, поскольку обычно преданные не считали себя столь великими святыми, чтобы позволить кому-то доедать за ними. Поэтому у Калидаса были свои маленькие хитрости. Посещая вайшнава-брахмана, — неважно, начинающего или возвышенного — он приносил с собой превосходные угощения: фрукты, сладости или что-нибудь еще. После трапезы Калидас смиренно просил позволения собрать все, что осталось на тарелке хозяина, и если в ответ получал смущенный отказ, то делал вид, что уходит, а на самом деле прятался поблизости.

Подождав, когда использованные пальмовые листья или глиняные тарелки окажутся на задворках (в те времена вся посуда была одноразовой), Калидас выходил из своего укрытия, подбирал их и облизывал.

Он приходил с подарками также к вайшнавам, родившимся в семье шудр. Прячась, он ждал, пока они покушают, а потом подбирал все, что у них оставалось. Он не делал различий между брахманами и шудрами, почитая каждого вайшнава слугой Верховного Господа.

По соседству с Калидасом жил великий святой по имени Джаду Тхакур, который принадлежал к касте бхунимали. Однажды Калидас зашел его навестить, захватив с собой в подарок прекрасные спелые плоды манго.

Джаду Тхакур и его жена сидели у входа своего скромного жилища, когда перед ними появился Калидас. Лишь увидя гостя, Джаду Тхакур тут же приветствовал его поклоном. Побеседовав немного, он сказал Калидасу сладким голосом:

— Я принадлежу к низкой касте, а ты почтенный человек, богатый и знатный. Чем я могу служить тебе? Если позволишь, я пошлю угощение в дом брахмана, чтобы ты смог принять прасад. Этим ты доставишь мне большую радость!

Калидас учтиво ответил:

— Дорогой господин, яви мне свою милость! Я пришел увидеть тебя. Я падший грешник, но встреча с тобой принесет мне очищение. Теперь моя жизнь стала успешной, и я перед тобой в большом долгу. Дорогой господин, у меня есть только одно желание. Пожалуйста, возложи свои стопы мне на голову! Пусть хоть немного пыли с твоих стоп коснется меня!

— Не следует тебе так говорить со мной! - ответил Джаду Тхакур. — Я родился в низкой семье, а ты - богат и всеми уважаем!

Не желая с ним соглашаться, Калидас стал на память читать стихи из священных писаний, которые доставили Джаду Тхакуру большое удовольствие:

«Если человек очень сведущ в литературе на санскрите, но при этом не занят чистым преданным служением, он не является Моим преданным. Если же человек, родившийся в семье собакоедов, стал чистым преданным, лишенным корысти насладиться плодами своей деятельности или философскими рассуждениями, он очень дорог Мне. Он достоин всеобщего почитания. Что бы он ни предложил, — будет принято. Такому преданному следует поклоняться, как Мне Самому».

Далее Калидас стал цитировать «Шримад-Бхагаватам»:

«Человек, родившийся в семье брахмана и обладающий всеми двенадцатью брахманическими качествами, но не предавшийся Господу Кришне, чей пупок подобен лотосу, хуже неприкасаемого. Но если низкорожденный посвятил все свои мысли, дела и слова, богатство и жизнь служению Господу, он выше непреданного брахмана. Родиться в семье брахмана или развить брахманические качества еще недостаточно Человек должен стать чистым преданным Господа. Если свапача, чандала, становится преданным, он освобождает не только себя, но и всю свою семью, тогда как брахман, не предавшийся Господу, но лишь обладающий брахманическими качествами, не в состоянии очистить даже себя, не говоря уже о его семье» (7.9.10).

«Дорогой Господь, тот, кто всегда держит на языке Твое святое имя, более возвышен, чем посвященный брахман. Даже рожденный в семье собакоедов и по материальным меркам низший среди людей, он тем не менее славен. Таково удивительное могущество повторения святого имени Господа. Если человек повторяет святое имя, это означает, что он уже совершил все виды аскез. Он уже изучил все Веды, совершил все великие жертвоприношения, упомянутые в Ведах, омылся во всех святых водах и является истинным арьяном» (3.33.7).

— Это слова писаний, и потому мне нечего возразить, — отвечал Джаду Тхакур. — Однако они относятся к тем, кто действительно возвысился в служении Кришне. Это можно сказать о других, но я не обладаю такой духовной силой. Я родился в низкой семье и не имею даже капли преданности Кришне!

Джаду Тхакур вел себя как истинный вайшнав, который не считает себя возвышенным несмотря на то что обладает всеми качествами чистого преданного. Он всегда мягок и смиренен и осознанно ставит себя в самое низкое положение. «Махабхарата» говорит, что «не рождение и образование делают человека брахманом, а вритта, род занятий». «Падма-Пурана» также объясняет:

«Преданного никогда нельзя считать шудрой. Все преданные Верховной Личности Бога почитаются как бхагаваты. Но если человек не предан Господу Кришне, даже рожденный в семье брахмана, кшатрия или вайшьи, он является шудрой».

«Если брахман по рождению является авайшнава, непреданным, в его лицо нельзя смотреть так же, как и в лицо чандалы, собакоеда. Однако вайшнав, который находится в иной варне, чем брахман, может очистить все три мира».

«Считая преданного Верховной Личности Бога, который родился в семье шудры, нишада, или чандала, принадлежащим к этой касте, можно несомненно отправиться в ад».

«Если млеччха (мясоед) стал преданным, его почитают лучшим среди брахманов и образованным пандитом» («Гаруда Пурана»).

«Железный колокольчик превращается в золотой, смешавшись с ртутью в алхимическом процессе, точно так же должным образом обученный и принявший посвящение у истинного гуру человек сразу становится брахманом» («Таттва-сагара»).

Все ведические писания провозглашают высокое положение вайшнава, независимо от его происхождения, образования или богатства, потому что служа Господу Кришне, он очищается от всех мирских определений.

Калидас снова поклонился Джаду Бхарате и попросил позволения уйти. Святой Джаду встал, чтобы проводить гостя. Попрощавшись, он вернулся домой, оставив за собой на дорожке вереницу ясно различимых следов. Как только Джаду скрылся, Калидас вернулся и принялся с головы до пят посыпать и растирать по себе пыль с этих следов.

Вернувшись, Джаду Тхакур увидел плоды манго, которые принес ему Калидас. Он предложил фрукты Кришне, а потом попросил жену подать ему несколько. Жена Джаду вытащила манго из банановых листьев, в которые был завернут каждый, сняла шкурку и подала мужу. Манго оказались такими вкусными и сочными, что Джаду ел с большим удовольствием, обсасывая косточку, которую потом ложил на банановый лист. Покормив мужа, жена тоже поела и собрала шкурки и косточки в банановый лист, который выбросила в мусорную яму.

Калидас, спрятавшись в укромном месте, только этого и ждал. Когда жена Джаду ушла, он поспешил к яме, подобрал остатки манго и стал их облизывать. При этом его переполняло трансцендентное ликование.

Когда Калидас появился в Джаганнатха Пури, Господь наградил его особой милостью. Шри Чайтанья Махапрабху ежедневно посещал храм Джаганнатхи, и Говинда неизменно сопровождал Его, неся кувшинчик с водой. На северной стороне ворот Симха-двара, в двадцати двух шагах от храма Джаганнатхи, есть небольшая яма, где Господь Чайтанья омывал стопы прежде чем войти в храм.

Хотя многие знали о яме, никто не осмеливался прикасаться к ее святой воде, потому что Шри Чайтанья через Говинду настрого запретил это делать. Какое живое существо во Вселенной посмеет ослушаться воли Господа? Однако кто-то из ближайших Его спутников все-таки умудрялся пить эту воду.

Калидас даже не стал хитрить. Как только Шри Чайтанья Махапрабху омыл стопы, он подошел к яме, зачерпнул воды и стал жадно пить: одну горсть, вторую, третью...

Наконец, Шри Чайтанья остановил его.

— Больше не делай этого! - сказал Он. - Насколько это было возможно, Я исполнил твое желание.

Шри Чайтанья Махапрабху, будучи всеведущей Верховной Личностью Бога, знал, что Калидас в глубине сердца обладает абсолютной верой в вайшнавов. Это доставляло Ему такое удовольствие, что Он явил ему милость, которой не видел никто иной.

С южной стороны за воротами, чуть дальше знаменитой ямы, стоит божество Господа Нрисимхи. Если входить в храм, оно остается слева. Каждый раз, проходя мимо, Шри Чайтанья поворачивался к божеству левым боком и, кланяясь, выражал почтение молитвой из «Нрисимха Пураны»:

намас те нара-симхая прахладахлада-дайине

хираньякашипор вакшаха-шила-танка-накхалайе

ито нрисимхах парато нрисимхо йато йато йами тато нрисимхах

бахир нрисимхо хридайе нрисимхо нрисимхам адим шаранам прападйе

«Я почтительно кланяюсь Тебе, Господь Нарасимха! Ты даруешь счастья Махараджу Прахладе. Словно резцом по камню, Ты разорвал когтями грудь демона Хираньякашипу. Господь Нрисимха везде. Куда бы Я ни пошел, повсюду Я вижу Господа Нрисимху. Он повсюду, Он и в Моем сердце. Я ищу прибежища у Господа Нрисимхи, Изначальной Верховной Личности Бога!»

Выразив почтение Нрисимхадеву, Господь Чайтанья входил в храм Джаганнатхи, а потом возвращался домой пообедать. Калидас в это время стоял за дверью, ожидая маха-прасада Шри Чайтаньи. Зная об этом, Господь подал знак Говинде, чтобы тот сейчас же отнес что-нибудь Калидасу.

Почитание остатков пищи вайшнавов настолько значительно, что благодаря этому Шри Чайтанья Махапрабху явил Калидасу Верховную милость. Их нужно принимать без колебаний и отвращения, чтобы достичь желанной цели. Пища, предложенная Кришне, называется маха-прасад. Слово маха на санскрите означет «великий». Но после того, как маха-прасад вкусит вайшнав, остатки становятся маха-маха-прасадом. Пыль с лотосных стоп вайшнава; вода, которой омывали стопы вайшнава; остатки пищи с тарелки вайшнава - все это обладает особым могуществом.

Кришнадас Кавираджа Госвами призывает: «Мои дорогие преданные, пожалуйста, послушайте меня! Я говорю вам снова и снова: с верой относитесь к трем названным вещам и служите им без колебаний» (ЧЧ Антья, 16.62).

Почитая пыль, воду и остатки пищи вайшнавов, можно обрести высшую цель жизни - экстатическую любовь к Кришне. И Калидас был живым примером этой истины, провозглашенной всеми явленными священными писаниями.

 

Часть 2

САМАДХИ

Глава 18 В разлуке с Кришной

Писания говорят, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху - это Сам Кришна, который нисшел на Землю, приняв настроение и цвет тела Шримати Радхарани. Однако в годы юности, проведенные в Навадвипе, Господь Гауранга не проявлял настроения Шримати Радхарани, которое в то время скорее было присуще Гададхаре Пандиту. Махапрабху всецело погрузился в Радха-бхаву лишь в Нилачале, видя в божестве Шри Джаганнатхи возлюбленного Господа Кришну.

Вернувшись из странствий по Индии в апреле 1516 года, Шри Чайтанья Махапрабху не покидал Джаганнатха Пури до конца Своих проявленных игр на Земле. Первые шесть лет Он без устали проповедовал жителям Пури, которые с воодушевлением принимали Его миссию санкиртаны. За эти годы Господь явил множество игр, исполненных трансцендентного блаженства и наставлений.

К 1522 году Махапрабху убедился в том, что некоторые из Его последователей уже обрели необходимую духовную зрелость, чтобы самостоятельно продолжать Его движение. В возрасте тридцати шести лет Шри Чайтанья Махапрабху вошел в состояние непрерывной духовной погруженности — самадхи.

Постичь состояние Господа в этот последний период чрезвычайно сложно, оно глубоко, сокровенно и непостижимо для тех, кто находится в материальном сознании. В нем - суть всей философии гаудия-вайшнавов.

Шри Чайтанья Махапрабху - это Кришна, который хочет вкусить сладость трансцендентной любви к Самому Себе. Поэтому Он не желает думать о Себе как о Кришне, а хочет оставаться в настроении Радхарани.

«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади, 4.42-48) объясняет это настроение: «Четыре категории преданных вмещают четыре типа любви к Богу — в служении, дружбе, родительской любви и супружестве. Каждый из них думает, что испытываемые им чувства - самые возвышенные, и наслаждается величайшим счастьем в общении с Кришной. Но если беспристрастно сравнить эти чувства, то окажется, что супружеская любовь превосходит остальные. «Различные вкусы усиливают любовь, один превосходя другой. Но любовь, которая обладает самым высшим вкусом, проявляется в супружеской расе».

Эта любовь называется мадхурья. Ее воплощают жены Кришны в Двараке (свакия-раса) и гопи, не связанные с Кришной узами брака (паракия-раса). Супружеская любовь вне брака беспредельно усиливает расу, такой любви нет нигде, кроме Враджа. Но среди всех гопи только в Шримати Радхарани это настроение достигает совершенства.

Имея мужей, гопи наслаждаются с Кришной паракия-расой, без которой их взаимоотношения с Господом не будут полными. В действительности Кришна их единственный супруг. Он — Гопинатха, Гопиканта, Радханатха, Радхаканта — единственный Господь и хозяин гопи и Радхики. Рупа Госвами говорит, что когда гопи глубокой ночью убежали в лес на встречу с Кришной, Йогамайя устроила так, что дома остались их точные подобия, и мужья не заметили исчезновения жен. Шрила Прабхупада объясняет: «Гопи, танцевавшие с Кришной, не обладали материальными телами. Они танцевали с Ним в духовных телах. Околдованные внешней энергией Кришны, их мужья думали, что жены спят рядом с ними и не понимали, что они убежали танцевать с Кришной... Тела гопи, принадлежавшие мужьям, оставались в супружеской постели, но духовные неотъемлемые частички Кришны танцевали с Ним. Кришна - Высшая личность, чистый дух, и Он танцевал с гопи, которые тоже находились в духовных телах» (И.в.н., 32).

Гопи обретают Кришну благодаря сат-санга, постоянному общению с Ним. Они не читают Вед, не изучают «Веданту», не совершают аскез, жертвоприношений, не следуют ритуалам. Зато они всегда ищут встречи с Кришной, между собой прославляя Его трансцендентные деяния и подвиги. Общение с близкими спутниками Господа также дарует встречу с Ним.

Кришна принимает позу трилинга, когда Его тело делает три изгиба подобно змее, которая никогда не бывает ровной, и жалит гопи Своей трансцендентной любовью. Охваченные экстазом, они поклоняются Ему, словно укушенные змеей.

Но потом Кришна покидает гопи. Према, любовь к Кришне - это конечная цель. Чтобы эта чистая любовь стала еще более сильной, Кришна покидает Вриндаван, вызывая в гопи и Шримати Радхарани острую боль разлуки. Своей вершины чистая према достигает в разлуке (вираха) с Господом. Вираха поддерживает прему, не дает ей умереть. Поэтому Кришна покидает Вриндаван и уходит в Матхуру и Двараку, проливая на гопи Свою милость (крипу) и пробуждая в них боль разлуки. Вираха, разлука, - это высшее проявление премы. Говорят, «когда имеем - не ценим». Но в разлуке трансцендентная любовь становится только сильнее и сильнее. Кришна оказывает гопи особую милость, и благодаря Его уходу они беспредельно развивают свою любовь к Нему. Вираха означает «снаружи в разлуке, но вместе внутри».

Шрила Прабхупада объясняет: «В действительности Кришна, изначальная Верховная Личность Бога, никогда не покидает Вриндавана... Кришна не был ни обманщаком, ни нарушителем обещания (вернуться). В своем истинном облике Он вернулся вместе с Нандой Махараджем и остался с гопи и матерью Яшодой в форме бхавы (экстатическое состояние любви к Богу). Кришна и Баларама находились в Матхуре не в изначальных обликах, а как экспансии — Ваасудева и Санкаршана. Истинные Кришна и Баларама пребывали во Вриндаване в Своем проявлении бхава, тогда как в Матхуре Они находились как экспансии прабхава и ваибхава... Так что Кришна и Баларама не нарушили Своего обещания и не отсутствовали, но Им необходимо было быть в Матхуре» (И.в.н.,45).

Посылая Уддхаву во Вриндаван, Кришна писал: «Дорогие гопи, Мои подружки, знайте, что мы не можем разлучиться никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах, ибо Я - всепроникающий. Трансцендентное знание Абсолюта не нужно вам. Вы привыкли любить Меня с самого начала ваших жизней. Дорогие гопи, Я намеренно расстался с вами, чтобы усилить вашу необыкновенную любовь ко Мне. Я сделал это, чтобы вы постоянно думали обо Мне».

Любовь в разлуке с Кришной позволяет очень быстро обрести лотосные стопы Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Шри Чайтанья Махапрабху нисшел показать всем, что любовь к Кришне в разлуке - самый легкий путь достижения успеха для всех живых существ» (Ч.-Ч, Ади,14.14).

Слушая, как Уддхава рассказывает о Кришне и вспоминая Его развлечения, гопи чувствовали, что Кришна действительно с ними, и разлуки нет. Шрила Прабхупада пишет: «Они почувствовали действие этого необычайного способа поклонения Кришне, который принес им облечение, и поняли, что Кришна не оставил их, но всегда был с ними» (И.в.н., 45).

Шрила Вишванатха Тхакур в «Мадхурья-кадамбини» (8) описывая прему, показывает, как чистая любовь преданного привлекает Кришну:

«Преданный наслаждается нектаром, который сочится из плода премы и представляет собой блаженство необычайной силы. Этот нектар обладает исключительным могуществом привлекать Кришну. Без сомнения, вкусив этого нектара, преданный избавляется от любых препятствий. Подобно воинствующему демону в пылу сражения или вору в порыве неодолимой страсти к богатству, теряющему всякое чувство меры, преданный полностью забывает о себе. Охватившее его стремление к Господу можно сравнить с голодом, который не утоляют даже самые изысканные блюда, если есть их день и ночь. Сгорая от нетерпения, подобного палящему солнцу, он в то же время чувствует облегчение, когда безграничные формы, качества и сладость Господа на мгновенье проявляются в его сердце, одаривая нежной прохладой миллионов лун.

Таково поразительное свойство премы: она в одно и тоже время причиняет острую боль и дарит облегчение. Пробуждаясь и волнуя сердце преданного, сначала према пронзает его, словно копье, острым желанием видеть Господа каждое мгновенье. Пламя этого жгучего желания сжигает копье в пепел и приносит преданному облегчение, вызывая в его сердце образ Господа. Наслаждаясь обликом и играми Господа, он уже не может довольствоваться кратковременной встречей и его пылкое желание обрести Господа усиливается...

В свой час према привлекает темноликого Кришну, как магнит притягивает железо, заставляя Его предстать перед взором Своего слуги. И Господь открывает преданному несравненные, благоприятные качества Своей вечной личности: красоту, аромат, мелодичный голос, юношескую нежность, сладость, великодушие и сострадание. Необычайная сладость и исключительная свежесть этих божественных качеств пробуждают в сердце еще больше стремление к Господу, которое растет с каждым мгновением...

Сначала глазам изумленного преданного Господь являет Свою красоту, и все его чувства, включая ум, обращаются в зрение. Слезы, дрожь, оцепенение и другие проявления экстаза охватывают его, и не в силах справиться с собой, преданный падает без чувств. Чтобы он пришел в себя, Господь дает ему почувствовать аромат Своего тела, и все чувства преданного, включая ум, обращаются в обоняние. Теряя сознание во второй раз, он слышит вдруг голос Господа: «Дорогой преданный, Я полностью в твоей власти. Прошу тебя не волнуйся. Пусть общения со Мой удовлетворит все твои желания». Так Господь являет Свой сладкозвучный голос, и в тоже мгновенье все чувства преданного обращаются в слух и он теряет сознание в третий раз. Затем, в зависимости от расы преданного, милостиво касается его Своими стопами, ладонями или грудью, давая ему ощутить юношескую нежность Своего тела: тем, кто относится к Господу как слуга, Он возлагает на голову Свои лотосные стопы; тех, кто испытывают к Господу дружескую привязанность, Он берет за руки; тем, кто испытывает родительскую любовь, Он вытирает ладонью слезы, а влекомых супружеской любовью, прижимает к сердцу, обняв Своими длинными руками. Тогда все чувства преданного обращаются в осязание и он ощущает нежность Кришны и в четвертый раз теряет сознание. Господь снова приводит его в чувства, давая насладиться нектаром Своих губ (это качество Господь открывает лишь тем, кто находится с Ним в супружеских отношениях). В это время все чувства преданного ощущают нектарный вкус и он теряет сознание в пятый раз. Блаженное беспамятство настолько глубоко, что Господь может привести его в чувство, только явив Свое великодушие. И тогда все качества Господа - красота, аромат, голос, прикосновение и вкус - одновременно становятся доступны чувствам преданного.

В этот момент према по воле Господа достигает вершины, и вмесите с ней усиливается желание преданного. Словно могущественная луна, приводящая в волнение океан, према вспенивает океан блаженства. Поднимая сотни волн, она рождает в сердце преданного почти разрушительное столкновение одновременно возникающих эмоций. В тоже время према воцаряется на троне его ума и являет свое особое могущество, одаривая возможностью одновременно наслаждаться множеством вкусов. При этом все чувства, обретя непостижимую и сверхъестественную способность выполнять функции друг друга, не смешиваясь и гораздо полнее воспринимают красоту Господа, приятный голос и другие качества. Это непостижимое состояние премы выходит за рамки мирской логики...

Видя, как преданный стремится одновременно познать все качества Господа, но выглядит беспомощно, словно птица чатака, тщетно пытающаяся сразу поймать все капли дождя, Господь думает: «Почему Я берегу эти удивительные качества для Себя?» И давая возможность во всей полноте насладиться Своим великолепием, Господь являет преданному Свое седьмое сладостное качество - сострадание, главное из всех шакти Бога... Благодаря этой энергии среди всех благоприятных духовных качеств Кришны главенствующей становится любовь Господа к Своим преданным (бхакта-ватсалья)...

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.