Я читал заметки человека, путешествовавшего по Среднему Востоку. Однажды он сидел на склоне холма и наблюдал следующую сцену. Три пастуха одновременно подогнали свои стада к колодцу. Овцы смешались в одну кучу, и писателю показалось, что рассортировать их заново будет невозможно. К его удивлению, пастухов, казалось, это совершенно не заботило.
После того как овцы напились, каждый пастух направился в свою сторону и начал петь. Судороги прокатились по морю овец, затем следом за пастухами побежали струйки овечьих спин — и вот уже все овцы разбились на три стада.
Хотя пели все три пастуха одновременно, овцы отличали своего пастуха от других. Они могли узнать голос своего пастуха, потому что они хорошо знали самого пастуха. Они росли, слушая его пение на холмах и пастбищах сезон за сезоном, — они достаточно долго были с ним, чтобы выделить его голос из множества других.
В Писаниях приводится похожая иллюстрация отношений Господа с нами:
«И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса... Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Иоан. 10:4, 5, 27, курсив автора).
В этом тексте Бог объявляет, что Его овцы следуют за Ним, потому что знают Его голос. Чем лучше мы знаем Его голос, тем лучше мы сможем следовать за Ним. Верно и обратное утверждение: если мы плохо знаем Его голос, то нам трудно следовать за ним.
Типично для западного образа мышления желание вывести четкую формулу распознавания голоса Божьего. Мы думаем, что в Библии должны быть понятные «как». Многие пытались вывести эту формулу из Слова, но секрет спрятан не там. Единственный способ узнать голос Бога совпадает с тем, как овцы учатся распознавать голос своего пастуха, — через время, проведенное в Его присутствии.
Единственное, что может помочь нам, — это любовь к Богу. Единственное, что может помочь нам иметь такую любовь, — это просить ее.
Молитва Господа, записанная в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна, считается многими самой важной молитвой в Писаниях. Иисус завершил эту молитву словами: «И Я открыл им (последователям) имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан. 17: 26, курсив автора). Мы знаем, что Иисус — одно с Отцом; такова, значит, и воля Отца. Только вдумайтесь: по воле Отца, Его любовь к Сыну стала и нашей любовью!
Одна из основных черт истинной любви — общение. Для любящих друг друга совершенно естественно делиться всем. Чем сильнее мы любим Господа, тем больше должны иметь жажду к познанию Его и Его голоса, чтобы мы могли как можно точнее следовать за Ним. Первый шаг на этом пути — любить Его так сильно, чтобы искать Его, пока не найдешь. Просите, ищите, стучитесь, но не миритесь ни с чем, кроме истинной и святой близости с Богом. Как изрек однажды мой пророчествующий друг Пол Кейн: «Каждый из нас настолько близок к Господу, насколько себе это позволяет». Или как сказал апостол Иаков: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». Это одно из самых великих обетований во всем Писании!
Когда Бог общается с нами, Его слова, чаще всего не содержат глобальных стратегических планов, это простое общение любящего Сердца. Понять это, как правило, очень сложно. Несмотря на все наши недостатки, ошибки и поражения, Он все равно любит нас и хочет быть ближе к нам просто потому, что Ему нравится быть с нами и Он радуется нам. Истинная близость такого рода принесет настоящие духовные плоды, если мы будем пребывать в Нем. Однако если единственной причиной внимания мужа к жене является рождение детей, их взаимоотношения крайне поверхностны. Это же относится и к нашим взаимоотношениям со Христом.
В истории смерти Лазаря мы видим поразительную иллюстрацию того, насколько сильна близость.
Сила близости
Эта история разворачивается в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна. Когда Иисус подходил к Вифании, первой побежала встречать Его Марфа, сестра Лазаря. В своем горе она упрекнула Иисуса: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (ст. 21). Иисус в ответ дал ей учение о том, что Он и есть воскресение. Затем сестра Лазаря Мария вышла навстречу Иисусу и упрекнула Его теми же самыми словами, но совсем с другим результатом. В Писаниях казано, что Он «Сам восскорбел духом и возмутился» (ст. 33) и что «Иисус прослезился» (ст. 35). Иисус воскресил Лазаря из мертвых. Мария смогла глубоко затронуть сердце Бога, она заставила Господа плакать! Она получила гораздо больше, чем просто учение о воскресении, — она получила само воскресение!
Наиболее трогательный отцовский опыт я приобрел после дня рождения своей старшей дочери, когда ей исполни лось три года. За два дня мы устроили ей два праздника: один в нашем доме, а другой — в доме родственников жены. Она получила больше подарков, чем мы должны были позволить, и наслаждалась постоянной «диетой» из тортов и мороженого. Несомненно, она переживала лучшие дни своей юной жизни. Я спросил ее, когда вел машину домой, что ей больше всего понравилось. Вопрос о подарках и событиях последних двух дней она восприняла вполне серьезно и, подумав немного, дала безоговорочный ответ: «Сидеть у тебя на коленях».
Представляете, какое впечатление эти слова произвели на ее папочку! Примерно то же самое испытывает наш Отец Небесный, когда после всех Его даров и благословений самым драгоценным для нас все равно остается общение с Ним Самим.
Почти все, что мы определяем сегодня как служение, подразумевает служение людям, но величайшее служение — это служение Богу. Почти любая сторона духовной власти относится к способности направлять людей, но величайшей духовной властью является способность коснуться сердца Бога. Мария имела такую способность, или власть, если угодно, которая гораздо больше любой другой власти, или способности. Она была настолько близка к Господу, что могла коснуться Его сердца. Когда мы сможем тронуть сердце Бога и побудить Его к действию, то получим гораздо большую власть, чем может дать любая политическая или духовная позиция. Основанием этой величайшей силы служит простая близость к Богу.
Близость напрямую связана с общением, которое не всегда сопровождается громом и молниями или ветхозаветными оборотами речи. Господь совсем не так религиозен, как мы стараемся быть. Мария, которая смогла так сильно тронуть сердце Господа, была не права в своих упреках точно гак же, как Марфа. Быть всегда теологически корректным не так важно для Господа, как для некоторых Его людей. Он больше смотрит на сердце, чем на ум. Конечно, если мы любим истину, то стараемся выдерживать теологическую корректность, но прежде всего мы должны понять самое важное.
Когда плоды, которые приходят как результат общения с Господом, становятся главным мотивирующим фактором этого общения с Ним, мы оказываемся в опасности поддаться «духу Марты» — склонности заменять близость с Ним делами для Него. Да, есть время, когда мы обязаны трудиться для Него, и Господь, конечно же, любил Марфу очень сильно. Многие церкви и служения не могли бы существовать без таких людей, как Марфа. Но когда мы слишком увлекаемся заботами о Нем и забываем, что пребывание у Его ног — величайшая привилегия из всех, мы упускаем самое главное. Эту истину трудно вместить, и она кажется совершенно невероятной, но это все же истина: Он избрал нас, чтобы Самому жить в нас.
Мы не можем думать, что будем знать Его голос, если не будем поклоняться Ему. Возможно, самым лучшим индикатором того, кому или чему мы поклоняемся, служит то, как мы проводим свое свободное время. Когда в последний раз вы посвятили свой выходной день, чтобы поститься, молиться и искать Господа? Ответ на этот вопрос может объяснить, почему мы так плохо слышим голос Господа и почему нам так сложно отличить истину от заблуждения.
Когда мы на самом деле близки к Богу, как нам узнать Его голос и Его волю для нашей жизни? Прежде всего — через изучение Его Слова, но, конечно же, есть и другие ориентиры. Мы не должны забывать о роли Святого Духа, который требует смирения с нашей стороны, о слове для нас через других христиан и о посланиях в снах и видениях.