Аристотель. Западные философы очень мало говорили о смысле страданий, но все же некоторые представления по этой теме имеются. Аристотель говорит: «Многие согласны с тем, что люди стараются избежать страданий, так как считают его злом, оно является злом либо в безотносительном смысле, либо как препятствие для чего-то». (Этика, Т.В. Машаткиной, Я.С. Яскевич, 2002, с. 178).
Опровержение:
1. Страдания - это не зло, а испытание веры, допущенное Богом (Иак. 1:2,3).
Кант. Он понимает страдание, как чувственное неудовольствие, которое происходит из-за чего-то неприятного или затрудняющего жизнь. По его мнению, именно в страданиях человек начинает стремиться к чему-то лучшему. Человеку свойственно переживать, как удовольствие, так и страдания. Удовольствие приходит только после опыта страданий.
Опровержение:
1. Не страдания, а вера является стимулом к лучшему.
2. На практике человек может получать удовольствие от жизни без опыта страданий и скорби приходят потом (Иов 1, 2 главы.).
Шопенгауэр. Он оценивал страдание в жизни человека с положительной стороны, а удовольствие и счастье видел негативным по своей природе. Смысл жизни он видит не в том, чтобы наслаждаться ею, но чтобы, превозмогая трудности и скорби достигать истинной цели в жизни.
Опровержение:
1. В Божьем плане изначально не было предусмотрено для человека страдания (Быт.1:26).
2. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы найти покой в Иисусе Христе (Евр. 3:10-11).
Ницше. Он считал, что величие духа формируется через страдания. Человек становится великим путем страдания. Вот что он писал о страданиях: «Страдание делает человека аристократом: оно отделяет его от других». ( Т.В. Машаткиной, Я.С. Яскевич, 2002, с. 182).
Опровержение: Страдание вне воли Божьей не имеет никакого смысла.
Русский философ Бердяев. Он считает, что понятие «страдание» является самым важным вопросом человеческого существования и является условием формирования личности. По его мнению, страдания могут быть двух видов:
1. Могут иметь место из-за социальной причины и для решения проблем достаточно изменить социальный строй и поднять развитие жизни в стране.
2. Другие возникают из-за трагических основ жизни и проблему страданий не могут решить никакие социальные преобразования. ( Т.В. Машаткиной, Я.С. Яскевич, 2002, с. 182.).
Страдания нельзя считать злом, так как без них человек мог бы стать животным. Решать проблему страданий человек может с помощью любви и творчества, а облегчить через сострадание к другому человеку.
Опровержение:
1.Улучшение социальных условий не решит нравственных проблем человека, а, следовательно, страданий. Избавлением от страданий из-за греха может быть только вера в Иисуса Христа.
2. Страдания второго вида могут быть решены благодаря крови Иисуса, пролитой на кресте.
3. Человек не может победить страдания с помощью любви и творчества, так как он не познал Источник любви и творчества.
Кальвин. Понимание Кальвина о страданиях сводится к тому, что если Христос страдал, то и верующий не избегнет этой участи. Вот, что он говорит по этому поводу: «Все, кого Господь усыновил и удостоил общения, как своих детей, должны готовиться к суровой и тяжкой жизни, полной трудов и неисчислимых бед. Такова воля небесного Отца: испытать своих служителей, дабы удостовериться в их преданности». (Кальвин Ж. 1995, с. 61.).
В основе его вероучения в страданиях лежит наша склонность к гордости или само возвеличиванию, поэтому Бог посылает в нашу жизнь либо позор, либо бедность, либо болезнь или смерть родных с целью очистить нас.
Оценка: По моему мнению, этот взгляд является здравым с библейской позиции. Возражение с моей стороны может быть только по поводу его утверждения, что все дети Божьи должны готовиться к суровым тяжким испытаниям. Мне кажется, что мы не должны концентрироваться и ожидать больших испытаний, но готовиться к славе Божьей. Бог по Своей воле избирает, кому нужно больше за него пострадать, а кому меньше. В 1 Пет.1:6 говорится, что мы должны радоваться в Иисусе Христе, «поскорбевши немного, если нужно, от различных искушений».