Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ранняя сенсорная депривация (синдром питомника)



Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

 

Депривация – лишение, отсутствие чего-либо.

 

Принято различать три вида условий содержания животных:

1. Обедненные условия содержания (обедненная среда)– когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены. Т.е. содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей.

 

У щенков, выращенных в таких условиях, слабая нервная система и плохо развита мозговая активность.

 

2. Нормальные или обычные условия содержания (нормальная среда) – это условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать.

 

3. Обогащенные условия содержания (обогащенная среда) – это дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярная смена мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

 

У щенков, выращенных в обогащенных условиях, наблюдается крепкая нервная система и хорошо развитая мозговая активность.

 

Синдром питомника или ранняя сенсорная депривация – это целый комплекс качеств, присущих собакам, родившимся и выращенным в условиях питомника: повышенная настороженность, трусливость, резко выраженная ориентировочная реакция к новым и сложным раздражителям.

 

Во время продленного квартирного содержания (когда щенка впервые выводят на улицу в возрасте 5-7 месяцев по причине выдерживания стационара после сделанных прививок) ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям. Так же происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными. И последнее – организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

 

Содержание молодых животных в обедненной среде, а к ней относится и тесная квартира, вызывает:

1.Морфологические изменения центральной нервной системы.

 

Они выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга).

 

2.Торможение формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием.

3.Способствует сохранению рефлекса настороженности, характерного для молодых животных.

 

Если этот рефлекс не угашается в раннем детстве, он может сохраниться на всю жизнь.

 

4.Приводит к замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке.

 

5.Вызывает ухудшение сенсорно-моторной координации животных, что в дальнейшем выражается в трудности освоения двигательных навыков.

 

6.Вызывает активацию нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного.

 

7.Снижает стрессоустойчивость и ухудшает состояние конституционального (естественного) иммунитета.

 

Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то же время, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период.

 

В последние годы часто приходится корректировать поведение собак неуверенно или трусливо ведущих себя в обычных городских условиях, боящихся новых мест и громких звуков. Физиологической основой такого поведения является то, что по мере анатомического и функционального созревания анализаторов определяется не только порог их чувствительности и адаптационные возможности, но и складываются сложнейшие механизмы восприятия и узнавания раздражителей.

Замечено, что выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции.

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.