Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Негативное научение (привыкание)



Негативное научение (привыкание) – формирование образа окружающей среды.

 

Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма.

Речь идет об ориентировочной реакции или ориентировочном поведении.

 

Ориентировочная реакция – это комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды, необходимых для анализа биологического значения этих раздражителей для организма.

 

Привыкание считается наиболее распространенной формой научения. Отличительная ее особенность проявляется не в приобретении новых поведенческих реакций, а в утрате или ослаблении уже имеющихся.

 

Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители, подавлять реакции на последние, а так же правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.

 

Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно встречается, и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакцией, может приспособиться к своим собратьям по стае или стаду и ограничивать свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно при необходимости. Благодаря привыканию происходит стабилизация общественного поведения любого сообщества животных.

 

Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей или воздействий: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым.

 

Негативное научение характеризуется рядом особенностей, которые можно рассматривать и как правила использования привыкания в воспитании и дрессировке:

 

1.Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).

 

2.Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.

 

3.Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.

 

4.Скорость развития и степень выраженности привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.

Если раздражитель предъявляется часто, то привыкание развивается быстрее.

 

Предъявление животному какого-либо, вызывающего ориентировочное поведение раздражителя, и лишения его возможности скрыться от этого раздражителя называется избыточным предъявлением.

 

5.Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя.

Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции (пример: сильный звуковой, световой раздражитель).

 

6.Привыкание к одному раздражителю может обеспечить привыкание к другим, близким по характеру раздражителям.

 

7.Предъявление другого, необычного или сверхсильного раздражителя может приводить к отмене привыкания.

 

8.Повторное предъявление раздражителей, восстанавливающих ответную реакцию (отменяющих привыкание), менее эффективно, так как постепенно и к этим раздражителям развивается привыкание.

 

Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться, если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.

 

Привыкание очень близко к процессу угашения условных рефлексов. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение — приобретенных.

 

В этом случае уместно привести еще одно определение привыкания.

Привыкание - это процесс постепенного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемых подкреплением.

Следовательно, для ускорения привыкания следует найти, что подкрепляет поведенческую реакцию и устранить его или не допустить, особенно если это отрицательное подкрепление.

 

Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.

 

В процессе воспитания и дрессировки ориентировочная реакция имеет двоякое значение.

 

С одной стороны для того, чтобы команда (раздражитель, сигнал, событие) была воспринята нужно, чтобы она могло вызвать ориентировочную реакцию (ориентированная ориентировочная реакция), которая позволяет «настроить» на нее органы чувств. Без внимания восприятие невозможно и чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Образование любого условного ответа начинается с ориентировочной реакции.

 

Но с другой стороны, если ориентировочная реакция не исчезает или поведение переходит в оборонительное, научение становится невозможным. Вспомните наличие стоп-реакции, которая выражается в отмене текущей деятельности. Тем более, если ориентировочная реакция вызвана не относящимися к делу раздражителями.

 

Проявление ориентировочной реакции делится на два этапа (по Павлову):

 

1. Начальная реакция (реакция тревоги, удивления), характеризующаяся прекращением текущей деятельности и фиксацией позы.

 

2. Исследовательское поведение(внимание), проявляющееся в повороте головы или форме различных исследовательских рефлексов и характеризующееся анализом раздражителя.

 

Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы и состояния организма. Если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.

 

Выраженность реакции животного на раздражитель (на информацию и ситуацию) тоже зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности, внезапности появления раздражителя.

 

Специфическим стимулом для ориентировочной реакции является новизна.

 

3 варианта развития событий при изучении раздражителя:

 

1.По мере изучения раздражителя ориентировочная реакция уменьшается. Объект познан и не страшен.

2.Если объект биологически важен, то привыкание развивается по классическому безусловному рефлексу.

3.Если сигнал не нужен и не важен, то собака на него не реагирует.

 

Степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

 

1.Частоте появления похожих раздражителей.

2.Степени давности (имеется ввиду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей).

3.Степени сходства раздражителей.

 

Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно или в незнакомой ситуации (среде) вызывают негативную реакцию.

 

В.С. Варлаков «О чем лают собаки».

 

Различают так же новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей).

 

Степень новизны зависти так же от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации вызывает испуг. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции.

 

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения, как привыкание и импринтинг.

 

Степень ориентировочной реакции измеряется степенью новизны и характером собаки.

 

Реакция на абсолютно новый раздражитель непредсказуема. Новый, незнакомый раздражитель (объект) собака может не видеть, не воспринимать.

 

Животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных.

Замечено, что чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость, страх и даже реакция избегания – нежелание находиться в данной обстановке, неповиновение, побег. Животное убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю. Он перестает вызывать страх, оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражителя, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.

 

Снижая ориентировочную реакцию, привыкание способствует переходу к более сложной форме научения — условнорефлекторной.

 

Считается, что в основе скрытых механизмов негативного научения лежат два процесса. Один заключается в том, что в результате предъявления раздражителя происходит формирование «нервной модели стимула» (по Е.Н. Соколову) и это приводит к ускорению узнавания данного раздражителя. В результате второго процесса привыкания происходит выработка условнорефлекторного бездействия в связи с отсутствием у раздражителя биологически важного значения.

 

Е. Н. Соколов рассматривает привыкание как универсальную форму отрицательного условного рефлекса, в котором условным сигналом может быть любой раздражитель, а безусловным — биологическая безразличность (подкреплением является внутренне состояние организма, которое соответствует отсутствию безусловного раздражителя).

 

Считается, что существуют периоды так называемого «детского страха», но данные о его начале, продолжительности и окончании очень противоречивы. По одним сведениям, боязнь новых зрительных раздражителей появляется значительно позднее — у собак примерно на 2—1 неделе, у обезьян на 3—1, а у детей — в возрасте полугода. По другим данным время страхов у собаки начинается с 8-ой недели их жизни и заканчивается на 12-ой. Третьи считают, что реакция страха у щенков может наступить с 2—6 месячного возраста. Скорее всего наличие, продолжительность и интенсивность периода «детского страха» зависит от индивидуальных особенностей собаки, ее породы и раннего опыта. Не исключено, что в течение года, а то и более, ваша собака будет настороженно или боязливо относится к некоторым явлениям внешнего мира.

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.