Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Имитационное научение (подражание)



Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.

 

Различают следующие формы имитационного научения:

 

1. Инстинктивное подражание у животных (взаимную стимуляцию).

Например, присоединение животных к кормящимся особям, бегство, реакция следования и т.п.

 

Т.е. инстинктивное подражание воспроизводится тогда, когда действие животного-актера вызывает наследственную реакцию у животного-зрителя. Другими словами, действие животного-актера является релизером – раздражителем, вызывающим наследственную реакцию.

 

У собак инстинктивное подражание можно наблюдать при групповых занятиях по развитию злобы и недоверчивости к посторонним, исполнению команды «Гуляй!». Таким же образом одна собака может научить другую подбирать пищу с земли или играть с предметом.

 

2. Социальное облегчение – облегчение воспроизведения, имеющегося поведения в группе.

 

3. Настоящее имитационное научение происходит тогда, когда расширяется и обогащается врожденный репертуар поведения путем заимствования чужого опыта, чаще всего подражания детенышей действиям взрослых особей.

 

Первые две формы очень просто использовать на площадке.

 

«Собака-ищейка и розыск с ней» И.И. Шидловский, Ленинград, издание Леноблхотсоюза,1931г.

 

Установлено, что животные с первых дней рождения копируют поведение матери по отношению к животным своей стаи, животным другого вида и человеку. Позднее происходит подражание пищедобывательному поведению и оборонительным реакциям.

 

Значение имитационного научения в ранний период жизни огромно. Лишение возможности подражания животным своего вида приводит к необратимым изменениям поведения, так как подражание у животных является «социальным» способом передачи информации.

 

Высшим проявлением имитационного научения является имитационное решение задач, которое происходит путем лишь одного наблюдения за действием другой особи. Считается, что такое научение происходит крайне редко. Классическим примером этому является обучение синиц лазоревок Англии протыкать клювом крышки молочных бутылок и выпивать сливки.

 

Чаще всего имитационное научение используют для натаски охотничьих собак. Такой способ считается наиболее легким, но замечено: хотя молодые собаки способны копировать все поведение, они легче усваивают отрицательные, с точки зрения человека, навыки.

 

Хотя по свидетельству И.И. Шидловского (он пишет об этом в своей книге «Cобака-ищейка и розыск с ней») в Саратове и служебных собак милиции «учили по способу «перенимания», заключающегося в том, что все упражнения сначала показывали на работе уже вполне обученных, образцовых собак и в течение недолгого времени обучавшиеся собаки, подражая уже ранее выдрессированным, усваивали первоначальные упражнения по общему послушанию. Далее он приводит в качестве примера имитационный способ обучения собаки навыку подачи голоса, ссылаясь на известного немецкого дрессировщика того времени Р. Герсбаха: «на глазах своей собаки подавать команду «голос» другой, уже выдрессированной и после каждой подачи ее хвалить и ласкать». «Инстинкт подражания и самолюбия» - говорит Р. Гресбах - «очень скоро заставят вашу собаку дать голос». Способ хороший, верный, но мы добавим на основании своей практики, что еще лучше и вернее будет, если мы на глазах дрессируемой собаки будем дрессированную за каждую подачу голоса награждать не похвалами и ласками, а какими-либо вкусными кусочками.

 

Необходимые условия для использования имитационного научения:

1.Животное-зритель должно входить в состав стаи животного-актера. (Можно так же использовать знакомую для щенка собаку, спокойную и доброжелательную по отношению к нему.)

 

2.Животное-актер должно быть доминантным по отношению к животному-зрителю.

 

3.Животное-зритель должно испытывать такую же потребность, как и животное-актер.

 

Применяя имитационное научение можно отработать у щенка исполнительные команды «КО МНЕ!», «ГУЛЯЙ!», информационную команду «ЧУЖОЙ!» и преследование нарушителя, легче отработать команду «МЕСТО!», навыки аппортировки предмета, плавания и преодоления препятствий.

 

Что касается приемов воздействия на «показательную» собаку и щенка, то нельзя использовать те, что вызывают болевые ощущения и оборонительную реакцию. Показательная собака (собака-актер), не должна демонстрировать страх при выполнении приемов.

 

Замечено, если «актер» за свой поступок получила поощрение, то ей подражают охотнее, чем в том случае, если она была наказана.

 

Особенно важно проводить занятия без отвлекающих раздражителей, мешающих наблюдению за показательной собакой и отвлекающих щенка.

Необходимо также, чтобы особь-зритель наблюдала не только последовательность действий, но и их результат (подкрепление), при этом потребность в получении такого же подкрепления должна быть очень выражена.

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.