Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Господи Иисусе, помилуй





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выше мы разбирали тринитарное значение Иисусовой молитвы: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного». Сейчас давайте рассмотрим то, что она может рассказать нам о пришествии Иисуса Христа и о нашем исцелении «в» и «посредством» Него.

В Иисусовой молитве есть два «полюса» или две край­ние точки. «Господь... Сын Божий»: сначала молитва гово­рит о славе Божьей, провозглашая Иисуса Господином всего творения и вечным Сыном. В заключение молитва обращается к нам как к грешникам, совершившим грех по грехопадению и в силу своих личных проступков: «...меня, грешного». (В буквальном значении греческий текст бо­лее выразительный: «меня, такого (the) грешного», будто я есть один-единственный.)

Таким образом, молитва начинается с восхваления и заканчивается раскаянием. Кто или что должно примирить эти две крайности: Божественную славу и человече­скую греховность? Три слова в молитве дают ответ. Пер­вое - «Иисус», личное имя, данное Христу после Его рож­дения как человека от Девы Марии. Оно означает Спаситель; как ангел сказал приемному отцу Христа св. Иосифу: «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мер. 1:21).

Второе слово — наименование «Христос», греческий эквивалент древнееврейского слова «Мессия», что означа­ет «Помазанник», то есть помазанный Святым Духом Бо­жьим. Для ветхозаветного еврейского народа Мессия был грядущим освободителем, будущим Царем, который силой Духа избавит их от их врагов.

Третье слово — «помилуй», это слово означает дейст­венную любовь, любовь, приводящую к всепрощению, освобождению и единству. Помиловать - значит простить другому вину, которую он своими силами не может сте­реть, освободить его от всех долгов, которые он не в состо­янии оплатить, излечить его от болезни, от которой сам он без чьей-либо помощи не может найти средства. Кроме того, слово «помилуй» несет в себе и тот смысл, что все это жалуется в качестве доброго дара: кто просит мило­сти, у того нет требований к другому, нет прав, к которым он может апеллировать.

Таким образом, Иисусова молитва указывает как на человеческую проблему, так и на Божественное решение. Иисус есть Спаситель, помазанный Царь, Тот, у Кого есть милость. Но молитва говорит нам также нечто большее о личности самого Иисуса. К Нему обращаются как к «Гос­поду» и как к «Сыну Божьему»: здесь молитва говорит о Его Божественности, о Его трансцендентности и вечно­сти. Но к Нему наравне с этим обращаются и как к «Иису­су», то есть по личному имени, которое дали Ему мать и приемный отец Его при рождении в городе Вифлееме. По­этому молитва говорит и о Его человеческой природе, об истинной реальности Его рождения как человека.

Иисусова молитва, таким образом, есть утверждение веры в Иисуса Христа как в истинного Бога, так и в абсо­лютного человека. Он есть Theanthropos, или «Богочело­век», Который спасает нас от грехов наших именно потому, что Он Бог и человек одновременно. Человек не смог прийти к Богу, поэтому Бог пришел к человеку, став им. В своей исходящей, или «экстатической», любви Бог объ­единяет себя со Своим творением в самый близкий из воз­можных союзов, сам превращаясь в то, что сотворил. Бог как человек выполняет посредническую миссию, которую человек отверг при грехопадении. Иисус наш Спаситель наводит мост через пропасть между Богом и человеком, поскольку Он в один момент есть как Тот, так и другой. Как поется в одном из православных песнопений в канун Рождества: «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде и человек на небеса взыди».

Пришествие есть высший Божественный акт освобож­дения, который вновь объединяет нас с Богом. Но чтобы случилось, если бы грехопадения никогда не было? Захо­тел бы Бог стать человеком, даже если человек никогда и не согрешил бы? Следует ли относиться к Божественному пришествию просто как к ответу на бедственное положе­ние падшего человека, или же это в каком-то смысле часть вечного Божественного замысла? Должны ли мы от­влечься от грехопадения и посмотреть на акт превраще­ния Бога в человека как на осуществление истинного че­ловеческого предназначения?

Учитывая наше положение, невозможно дать какой-либо окончательный ответ на этот гипотетический вопрос. Живя в состоянии грехопадения, мы не можем ясно пред­ставить, какое было бы отношение Бога к человеку, если бы грехопадение так и не произошло. Поэтому зачастую христианские авторы сужали обсуждение Пришествия до вопроса о положении падшего человека. Но есть и такие, кто осмелился копнуть глубже, самые выдающиеся среди них: св. Исаак Сирин и св. Максим Исповедник на Восто­ке и Дунс Скот — на Западе. Пришествие, говорит, св. Исаак Сирин, — самая счастливая и радостная вещь, которая могла произойти с родом человеческим. Верно ли тогда считать причиной этого радостного события что-ли­бо, никогда, положим, не существовавшее, и которое на самом деле никогда и не должно было существовать? Ко­нечно, не отступает св. Исаак Сирин, принятие Богом нашей человеческой природы нельзя понимать только лишь как акт обновления, только как ответ человеческому гре­ху, но также, что самое главное, как акт любви, как выра­жение собственной Божественной природы. Даже если бы грехопадение и не произошло, Бог в своей безгранично­сти, исходящей любви все равно пожелал бы отождест­вить себя с творением, став человеком.

С этой точки зрения Пришествие Христа имело боль­шее значение, нежели избавление от грехопадения, боль­шее, нежели возвращение человека в его первозданное со­стояние в раю. Когда Бог становится человеком, это зна­менует начало по существу новой эры в истории человечества, а не просто возвращение в прошлое. При­шествие поднимает человека на новый уровень; и новое положение выше прежнего. Только в Иисусе Христе мы действительно видим проявление всех возможностей че­ловеческой природы; до Его рождения истинный смысл нашей индивидуальности остается скрытым от нас. Рож­дение Христа, как говорит св. Василий Великий, есть «рождение всего рода человеческого»; Христос — первый совершенный человек, совершенный, то есть не только в потенциальном смысле, как Адам был невинен до грехопа­дения, а в смысле полностью пресуществленного «подо­бия». Поэтому Пришествие не просто способ ликвидации последствий первородного греха, но это основная ступень на пути человека от образа Божьего к подобию Божьему. Истинный образ и подобие Бога есть сам Христос; и по­этому с самого первого момента творения человека по об­разу Пришествие Христа было в каком-то смысле предоп­ределено. Таким образом, подлинная причина Пришест­вия заложена не в человеческой греховности, а в его не­падшей природе как такой, сотворенной по Божественно­му образу и способной к соединению с Ним.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.