Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Комментарий как основа интерпретации текста



Комментарий нах-ся в зависимости от текста

Комментарий гетероглоссичен (двуязычие) тексту

 

Комментарий — инструмент, консервирующий, но и взрывающий культуру. Текст, заслуживающий комментария, обладает опред. авторитетом, каноническим статусом. Комментарий множится и на опред. этапе начинает противоречить тексту.

Реформация родилась из критики библейского текста.

Китай, Греция и Библия — во всех случаях комментарии приводили (и неоднократно) к взрыву и перевороту в культуре.

Коран, Веда (м.б. и Тора) — не приводили, традиция росла вширь, не давая качественного взрыва. Вероятно, и мус., и инд. культуры подозрительны к слову.

У европ. традиции комментария три истока:

- античная традиция

- христианская традиция

- иудаизм

Как они связаны между собой? Ответ всегда зависит от принадлежности вопрошающего и отвечающего к той или иной традиции.

Фрагмент «Пещера нимф» (Од. XII, 102-112)

Комментирование Гомера — любимое занятие уже в античности. Порфирий.

Дал космогоническое толкование произведений. «Пещера нимф» - интерпретация авторства Порфирия.

Из комментирования Гомера родилась изначальная греческая философия. Комментарий связан с двумя традициями:

- схоластической («схола») школой

- грамматической школой

Философская экзегеза

Гомилитическая традиция (проповедь) родилась из практики комментирования.

Толкование текста в христианстве строилось на Доктрине трех смыслов, которую придумал Ориген.

- телесный (буквальный)

- душевный

- духовный смыслы (содержит в себе тень будущих благ)

Образ тени — платоновский, прошедший еще через Послание апостола Павла

Учение о трех смыслах после Оригена и Иеронима было развито в учение о 4-х смыслах.

«Буква учит истории, во что верить — аллегория, как поступать — мораль, к чему устремляться (в будущей жизни) — анагогия. (Николай из Лиры)

 

Поиск параллелей. Поиск ссылок на Новый Завет в Ветхом и наоборот.

Канонические и апокрифические евангелия

 

Возрождение — эпоха, строго говоря, вторичная по отношению к античной культуре.

Самостоятельно и критично по отнош. к антич. культуре выступали именно в жанре комментариев. Как только обозначают свою дистанцию и право выверить, откомментировать текст..................

1937 г. - столетие со смерти Пушкина. Тотал. культура иерархична, а Пушкин уже был назначен главным поэтом. Значит, его нужно откомментировать, для чего и собрались лучшие филологические умы. Григорий Осипович Винокур сделал единственный, 7-й, том.Соотношение текст:комментарий — примерно 1:5. Сталин комментирует: «Народу нужен Пушкин, а не пушкинисты». Следующий том был рассыпан.

После этого пушкинисты понимают, что от них требуется создание КАНОНА, а не ок издания.

К 200-летию со дня рождения Пушкина с благословения патриарха это каноническое издание воспроизвели.

 

Данте написал свою комедию на «волгаре», диалекте...

 

Английский стал языком международ. общения после 2 мировой, до этого был франц. И советская транслитерация долго была на франц. манер, за нее долго держались.

 

Данте отказывался писать на интернац. латыни, только на итальянском. Предполагал, что к его комедии будет несколько томов комментариев в духе евангельских, по 4-м смыслам.

Впервые светск. текст, написанный не на сакральном языке, оказывается откомментированным, к тому же по требованию автора — это означает изменение статуса светской литературы, написанной не на элитном священном языке, а на простом диалекте, приближенном к языку улицы.

Традиция чтения и комментария Данте — стала школьной.

Роберто Бениньи читает и комментирует Данте

 

Комментарий - инструмент пропаганды, идеологизации текста, но и сопротивления

 

Комментарию пришлось плохо в эпоху романтизма. Если центр. место занимает «творец», ему нужен не комментатор, а конгениальный читатель. Появляются метафоры. Филолога, комментатора, называют чел., который «гложет кости мертвецов». Кроме как установкой на уникальность гения объяснить нечем.

С романтизма статус комментатора начинает стремительно падать. Первенство в науч. сообществе получает тот, кто делает революц. открытия или изобретает революц. парадигмы. И то, и другое сомнительно.

Но: все комитеты, кот. оценивают работы и принимают на работу, невысоко ставят работу, похожую на комментарий, и очень высоко — любые, даже сомнительные, концепции.

Но ведь ученый свою уникальность выпячивать не должен.

В русской культуре комментария нету, а революц. парадигм, особенно экспортных, море.