Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Как связаны между собой понятия биотоп и биоценоз?

Биоценоз — совокупность популяций разных видов, совместно существующих в природе. Биотоп (местообитание) — территория, занимаемая в природе биоценозом. Объединяясь с биотопом, биоценоз создает единую систему живых и неживых компонентов — биогеоценоз. Любой биоценоз объединяется со своим биотопом в целостную систему — биогеоценоз.

 

Какое значение для живых организмов имеет изменение продолжительности светового дня?

Изменение продолжительности дня (фотопериода) для большинства растений и животных является главным фактором регуляции сезонных циклов. Реакция организмов на изменение продолжительности дня называется фотопериодизмом. Так, уменьшение длины дня определяет наступление зимнего покоя у растений и холоднокровных животных, стремление к перелету у птиц, линьку у млекопитающих и т. д. Весенний, удлиняющийся день стимулирует сокодвижение у деревьев и кустарников, развитие побегов из почек, проявление гнездовых инстинктов у птиц и т. д. Фотопериод служит точным астрономическим предвестником сезонных изменений температуры и других условий.

 

В чем причина парникового эффекта?

Парниковый эффект — процесс постепенного потепления на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных примесей (диоксида углерода, метана, оксида азота, озона, фреонов), которые, пропуская солнечные лучи, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности. Часть этого поглощенного теплового излучения отражается атмосферой, возвращается обратно к земной поверхности и нагревает приземный слой воздуха, создавая парниковый эффект. Основным источником углекислого газа антропогенного происхождения является сжигание угля, нефти, газа и другого топлива.

 

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды.

 

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Элементы ответа:

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

 

Каковы биохимические функции живого вещества?

Биохимические функции живого вещества:

1. Энергетическая функция — аккумуляция растениями солнечной энергии (или химической — некоторыми бактериями) и передача ее по пищевым цепям. Зеленые растения образуют 99% первичной продукции планеты (около 150-200 млрд. т сухого органического вещества в год).

2. Газовая — выделение и поглощение кислорода, углекислого газа, метана, сероводорода в процессе фотосинтеза, дыхания, процессов жизнедеятельности.

3. Концентрационная функция — увеличение и накопление организмами-концентраторами в своих жилах некоторых химических элементов (азота, фосфора, кремния, кальция, магния). В результате этой деятельности произошли накопления известняка, торфа, каменного угля и т. п.

4. Окислительно-восстановительная функция заключается в окислении веществ, содержащих атомы с переменной степенью окисления. Например, окисление углеводов до углекислого газа и восстановление его до углеводов.

5. Деструкционная функция заключается в минерализации органических останков до минеральных соединений, которые вовлекаются в биологический круговорот.

 

В чем состоит заслуга научных идей В. И. Вернадского?

Смысл учения В.И. Вернадского о биосфере заключается в том, что он показал роль живых организмов в геохимической эволюции планеты Земля. Эта идея позволила осознать роль биосферы в судьбе каждого отдельного человека и человечества в целом. Так как биосфера представляет собой глобальную экологическую систему, а человек часть этой системы, то деятельность человека в биосфере может оказаться как полезной, так и пагубной для ее существования.

 

Каково участие функциональных групп организмов в биосферном круговороте веществ?

Элементы ответа:

1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород;

2)все функциональные группы организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя

углекислый газ и воду;

3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

 

Какие организмы в экосистеме способствуют разло­жению органических отходов?

Под органическими отходами следует понимать мертвое ор­ганическое вещество. Минерализуют (разлагают) мертвое органи­ческое вещество деструкторы (редуценты).

Ответ: Редуценты - бактерии, низшие грибы, некоторые черви.

 

Почему отношения между лосями и зубрами в экоси­стеме смешанного леса считают конкуренцией?

Ключевое понятие, определяющее формулировку ответа, -«конкуренция».

Конкуренция - это антагонистические отношения между ор­ганизмами (в данном случае между разными видами), которые ис­пользуют одни и те же ресурсы (пищу, территорию, свет и т. п.)

Лоси и зубры растительноядные животные.

Ответ: Они питаются одинаковой растительной пищей.

 

Что регулирует сезонные явления в жизни орга­низмов?

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развития играет продолжительность воздействия света- фо­топериод.Изменение продолжительности светового дня представ­ляет собой как бы пусковой механизм, последовательно включаю­щий физиологические процессы, приводящие к росту, цветению растений весной, плодоношению летом и сбрасыванию листьев осенью, а также к линьке и накоплению жира, миграции и размно­жению у птиц и млекопитающих, наступлению покоя у насекомых.

Ответ: Изменение продолжительности дня (фотоперио­дизм).

 

Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, напри­мер оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного от­бора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.

 

Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?

Для ответа необходимо использовать правило экологической пирамиды и определение понятия «биомасса».

Ответ: На процессы жизнедеятельности в каждом звене пищевой цепи расходуется энергия, заключенная в органических ве­ществах, часть ее (80-90 %) рассеивается в пространстве в виде тепла.

 

Каковы причины смены биогеоценозов?

Ответ:

1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также измене­ние среды обитания проживающими в них видами;

2) вытеснение старых видов более конкурентоспособными видами;

3) увеличение видового разнообразия, цепей питания, ста­новление замкнутого круговорота веществ - причины появления более устойчивого биогеоценоза.

 

Объясните, как осуществляется саморегуляция в водоеме на примере соотношения численности щук и плотвы.

Саморегуляция в экосистемах основана на пищевых связях. В данном примере щука - хищник, потребляющий плотву в пищу.

Ответ:

1) при увеличении численности плотвы увеличивается чис­ленность щук;

2) увеличение численности щук приводит к сокращению численности плотвы;

3) таким образом осуществляется саморегуляция рыб в водоеме

 

Чем отличается наземно-воздушная среда от вод­ной?

В ответе необходимо выделить свойства, характерные толь­кодля наземно-воздушной среды.

Ответ:

1) содержанием кислорода (содержится в воздухе больше, чем в воде);

2) различиями в колебаниях температуры (широкая амплиту­да колебаний в наземновоздушной среде);

3) степенью освещенности (больше, чем в водной);

4) плотностью (менее плотная, чем водная).

 

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к со­кращению численности популяции клевера?

Биотические факторы - факторы живой природы. Ответ:

1) уменьшение численности шмелей;

2) увеличение численности растительноядных животных;

3) размножение растений-конкурентов (злаков и др.).

Почему лосей относят к первичным консументам?

Ответ:

1) питаются растениями, потребляя их органические вещества;

2) используют заключенную в органических веществах энергию;

3) служат пищей для хищных животных.

Почему для сохранения биосферы необходимо под­держивать биоразнообразие?

Ответ:

1) биоразнообразие (разнообразие видов) - основа разнооб­разных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы;

2) разнообразие цепей и сетей питания - основа сбалансиро­ванного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы;

3) охрана видов в биосфере за счет поддержания их числен­ности на определенном уровне путем саморегуляции.

 

Объясните, почему в процессесукцессии (самораз­витие сообщества), например зарастания скал ли­шайниками, в экосистеме увеличивается число видов, образуются разветвленные цепи питания?

Ответ:

1) лишайники первыми заселяют среду обитания, неблаго­приятную для жизни других организмов, например скалы;

2) в процессе жизнедеятельности лишайники разрушают ска­лы и создают почву, среду обитания, благоприятную для жизни других организмов;

3) на заросшей лишайниками скале поселяются другие виды растений и животных, возникает экосистема с разными цепями пи­тания.

 

Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?

Симбиоз - совместное существование, взаимовыгодное, не­редко обязательное сожительство особей двух или более видов. Ответ:

1) шмели питаются нектаром цветков клевера;

2) шмелями опыляется клевер;

3) оба организма приносят друг другу пользу.

Какую роль играет круговорот веществ в природе?

Ответ формулируется на основе определения понятия «кру­говорот веществ».

Ответ:

1) обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов;

2) растения поглощают из окружающей среды неорганиче­
ские вещества и образуют из них органические в процессе фото синтеза. Животные, растения, грибы и многие бактерии использу­ют органические вещества в качестве источника пищи и энергии;

3) органические вещества разрушаются редуцентами, а также всеми организмами в процессе дыхания до неорганических и воз­вращаются в окружающую среду.

 

Какие биотические факторы могут привести к уве­личению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущест­венно растениями?

Ответ формулируется на основе закономерности: числен­ность популяций возрастает в том случае, если увеличивается чис­ленность потребляемых ею в пищу организмов и одновременно уменьшается численность ее врагов и возбудителей болезней

Ответ:

1) увеличение численности растений;

2) сокращение численности хищников - жаб, ежей;

3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

 

Почему в агроэкосистеме круговорот веществ незамкнутый?

Значительную часть продукции человек изымает из агроэкосистемы.

 

Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы?

1) Живые организмы - главные участники круговорота веществ в биосфере.

2) Роль растений в круговороте веществ - поглощение из окружающей среды неорганических веществ с использованием энергии Солнца.

3) Обмен веществ в организмах - причина вовлечения в круговорот веществ многих химических элементов, создания из них органических веществ, разрушения их и возвращения элементов в окружающую среду.

 

Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

1) Абиотические.

2) Биотические.

3) Антропогенные.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.