Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2010 ГОДА

 

(Извлечение) <1>

 

--------------------------------

<1> Сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru.

 

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе утверждать показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, без предварительного соблюдения процедуры утверждения результатов их соответствия государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Общество с ограниченной ответственностью "Куйтунская лесопромышленная компания" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 г. N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в части утверждения в приложении N 1 среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра принадлежащих заявителю земельных участков в размере 401,88 рублей и в части утверждения в приложении N 3 среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, находящихся на территории рабочего поселка Куйтун, в разрезе девятого вида разрешенного использования в сумме 401,88 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на противоречие оспариваемых положений п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министра экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 г. N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215.

По мнению заявителя, допущенные нарушения существенным образом затрагивают его права и интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, влекут необоснованное завышение размера земельного налога. Утверждение кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков произведено в отсутствие акта Роснедвижимости о результатах проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Иркутской области на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Кроме того, заявитель указал, что Отчет об определении кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов Иркутской области от 10 июня 2009 г. не может свидетельствовать о достоверности и обоснованности результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов области, изложенных в оспариваемом Постановлении, поскольку он составлен после принятия оспариваемого акта и содержит сведения об иной кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю.

Решением Иркутского областного суда от 22 марта 2010 г. в удовлетворении требований заявителю отказано.

Согласно пп. "в" и "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. п. 1, 10 Правил).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента (п. п. 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министра экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 г. N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Судом по делу установлено, что на момент принятия оспариваемого постановления акт проверки Роснедвижимостью отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков отсутствовал. Однако суд посчитал, что, коль скоро ко дню рассмотрения данного спора отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков получил положительное заключение Роснедвижимости, допущенное нарушение процедуры кадастровой оценки земель не может служить основанием для признания результатов такой оценки недействительными.

Утверждение правительством Иркутской области данных о среднем удельном показателе кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков заявителя, отличных от тех, которые содержатся в отчете, суд расценил как обстоятельство, не нарушающее прав заявителя, сославшись на то, что такая стоимость утверждена для него в меньшем размере: 401,88 вместо 481,94 рубля.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.

Как указывалось выше, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, Регламентом организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (в настоящее время - Росреестром) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящее время - Росреестра) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов определять показатели такой оценки.

В решении суд указал, что изменение этих показателей кадастровой стоимости земельных участков произошло в результате исправления недостатков, выявленных при предыдущей проверке отчета Роснедвижимостью.

Таким образом, суд фактически пришел к выводу об ошибочности содержащихся в оспариваемом Постановлении показателей кадастровой стоимости земельных участков, однако, несмотря на это, в удовлетворении требований заявителю отказал.

Довод суда о том, что утверждение стоимости участков в меньшем размере не нарушает прав заявителя, является необоснованным, поскольку каждый вправе рассчитывать на то, что отношения, участником которых он является, будут урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение Иркутского областного суда от 22 марта 2010 г. и вынесла по делу новое решение, признав Постановление правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 г. N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в оспариваемой части недействующим с момента вступления решения в законную силу.

 

Утвержден

Постановлением

Президиума Верховного Суда

Российской Федерации

от 15 сентября 2010 года

 

ОБЗОР

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.