Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Действие как основа драматургического произведения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Само слова «драма» в переводе с древнегреческого означает «действие», «действо». Однако в течение многих лет некоторые теоретики и драматурги утверждали, что в основе драматического произведения находятся художественные характеры, именно они являются главным, сущностным звеном драмы, определяющим конфликт, идейное содержание, жанровую и видовую специфику этого рода искусства.

Аристотель, обобщая опыт античной драматургии, пришел к выводу, что главным элементом трагедии является фабула. Он писал: «Фабула – это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии»[2, 58]. Фабула у Аристотеля означает нечто иное, чем то, что принято понимать под фабулой или даже сюжетом в современной литературе. Это понятие характеризует произведение как целое. Это действие не в узком только современном сюжете, но и в широком смысле – содержании произведения. Следовательно, действие (сочетание фактов, состав происшествий) является той стороной античной трагедии, в которой сосредоточен смысл целого. Понятие фабулы, по Аристотелю, вбирает в себя в немалой мере и определение идеи, содержания произведения как единства. Характерам в драматическом произведении Аристотель отводил второе место. Он писал: «Без действия не могла существовать трагедия, а без характеров могла бы. Цель трагедии – изобразить какое – либо действие, а не качество».

Лессинг в своих теоретических высказываниях отражает иную художественную эпоху, во многом иначе решающую проблемы нового искусства по сравнению с искусством древности. Уделяя большое внимание разработке проблемы художественного характера в драме, Лессинг в своем труде «Гамбургская драматургия» писал: «В трагедии действие – главное средство к характеристике изображаемого. Фабула ведь и есть то, что главным образом характеризует трагического поэта Из десяти трагических поэтов, удачно описавших нравы и чувства действующих лиц, только один безукоризненно преодолеет трудности фабулы» [13, 235-236]. Именно по средством действия, по мнению Лессинга, и раскрываются перед нами в драматическом произведении идейная проблематика, нравственные вопросы, которые ставит писатель, и характеры людей.

Гегель писал: «Действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей» [8, 227].

В.Г. Белинский писал об этом вопросе следующее: «Драма должна образовывать собою отдельный замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь у собственной цели и действуя только для себя, способствует, само того не зная, общему движению пьесы»[26, 90]. Драматургия, как писал Белинский, по своей природе наиболее проникнутый пафосом вид искусства, сущность же пафоса – борьба.

Ф.Энгельс в своих высказываниях по вопросам искусства, драматургии в частности, ставит на первое место «положения и действие». Он писал: «Я ни в коем случае не противник тенденциозной поэзии как таковой. Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами, точно так же и Данте, и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что это – первая немецкая политическая тенденциозная драма. Но я не думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, ее не следует особо подчеркивать» [26, 94-96].

Бертольт Брехт в своих многочисленных высказываниях по вопросам теории драматургии, писал за действенный театр. Такой театр по мнению Брехта, должен выдвигать на передний план сцены, в которых взаимоотношения людей показаны так, что становятся очевидны социальные законы, управляющие ими. Главная цель и задача драматургии, по Брехту, - показать изменяемость сосуществования людей, а вместе с тем и изменяемость самого человека. Достичь этого можно, только если внимательно присматриваться ко всему неустойчивому, зыбкому, относительному. «Фабула является в конечном счете главным, она – сердцевина, стержень всякого спектакля, так как именно из того, что происходит между людьми, получается все о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять».

Актер является главным носителем специфики театра, театральное искусство есть искусство коллективное и синтетическое. Но эти свойства, будучи очень важными, не являются исключительной принадлежностью театра, их можно найти и в некоторых других искусствах. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым художник пользуется для создания художественных образов. В литературе таким материалом является слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук, в скульптуре — пластическая форма. Именно в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера-образа. Действие — это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В нем участвует весь человек. Поэтому действие и служит основным материалом в актерском искусстве, определяющим его специфику. Живое наглядное человеческое действие и является материалом актерского искусства, ибо именно из действий актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами); на языке человеческих действий актер рассказывает зрителю о людях, которых он изображает. Поскольку же эти действия он извлекает из самого себя. т.е. сам их производит и при этом таким образом, что в осуществлении их принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое, мы вправе сказать, что актер сам для себя является инструментом.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: рассмотрев различные точки зрения по этому вопросу, становится ясным то, что действие занимает главенствующее положение в структуре драмы как в специфическом роде искусства.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.