Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Пояснительная записка



Алексеева Софья Сергеевна

Бакулина Галина Эдуардовна

Губина Елена Александровна

Маскалева Юлия Владимировна

Мургина Анастасия Сергеевна

Обухова Алиса Дмитриевна

Тюлькина Марина Николаевна

Специальность 050709 « Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования

 

Технология подготовки и проведения музыкального спектакля для учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения

(в рамках социального проекта)

Выпускная квалификационная работа

 

 

Научные руководители:

 

Лебедева Л. Л.,

 

Сергеева Н. Р.,

 

Скобёлкина Е. П.

 

 

2014 г

Оглавление

Пояснительная записка

Практическая часть

Понятийно-категориальный аппарат Прил1

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Авторский сценарий детского музыкального спектакля «Кот в сапогах» и нотный материал

Приложение 2.Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах»

Приложение 3. Адаптированный вариант сценария

Приложение 4. Возрастные особенности младших школьников

Приложение 5. Декоративные техники, используемые в изготовлении атрибутов к спектаклю

Приложение 6. Эскизы декораций, костюмов, афиши и пригласительного билета

Приложение 7. Подготовительная работа с учащимися начальных классов школы № 45

Приложение 8. Упражнения по технике речи

Приложение 9. Упражнения по вокальной работе

Приложение 10. Схемы танцев

Приложение 11. Буклет к музыкальному детскому спектаклю «Кот в сапогах»

Приложение 12. Контент - опрос

Приложение 13. Анкетирование

Приложение 14. Фотографии

Приложение 15. Детские работы

Приложение 16. Таблица участия студентов в постановке, оформлении и написании теоретической части дипломного проекта

Приложение 17. Рецензии

Пояснительная записка

Определившиеся в начале XXI века новые подходы к начальному образованию поставили в центр внимания психолого-педагогической науки и практики не только результаты обучения, предусмотренные государственными стандартами, но и воспитательные возможности этих стандартов. В связи с этим всё большую актуальность приобрело развивающее обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности.

На основании Федерального закона «Об образовании», принятого в 2013 году, на первое место выходит проблема всестороннего развития личности ребенка, помогающая ему социализироваться в современном обществе. Особое внимание уделяется детям с различными отклонениями в развитии. Для таких детей создана специальная система коррекционно-развивающего обучения, которая рассматривается специалистами как единая система коррекции и диагностики.

Понятие «коррекция» определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков развития, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности [1, с.1О].

По данным Всемирной Организации Здравоохранения сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч – дети-инвалиды. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушение общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь. [63]

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,

к основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

· дети с нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

· дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

· дети с нарушением речи (логопаты);

· дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· дети с умственной отсталостью (УО);

· дети с задержкой психического развития (ЗПР);

· дети с нарушением поведения и общения;

· дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [59]

У детей с ОВЗ наблюдаются следующие проблемы в эмоционально-волевой сфере:

· преобладающее настроение - мрачность, подавленность, злобность, агрессивность.

· замкнутость;

· внушаемость;

· наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества);

· неадекватная самооценка;

· трудности в общении с окружающими (повышенная конфликтность, низкий уровень адаптации и социализации детей в коллективе);

Актуален вопрос развития творческой личности школьников с ОВЗ в системе коррекционного образования, так как творческая активность этих детей значительно снижена по сравнению с их здоровыми сверстниками. Компенсировать и корригировать данные недостатки возможно посредством искусства, так как искусство помогает детям гармонизировать их внутренний мир.

Говоря о формировании личности ребенка, психологи Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец, Борис Михайлович Неменский и другие акцентируют внимание на искусстве, как средстве воспитания и образования. Они считают, что приобщение ребенка к искусству обогащает его внутренний мир и раскрывает его творческий потенциал. Таким образом, современные проблемы в обучении детей с ОВЗ возможно решать с помощью искусства.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства:

1. психофизиологическая коррекция психосоматических нарушений (коррекция посредством танцевальной деятельности);

2. социально-педагогическое развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.

3. психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы (участие в детском спектакле в качестве зрителя);

4. психологическая - регулятивная, коммуникативная функции (участие в постановке детского спектакля в качестве актера).

Театр является одним из видов искусства. Это форма эстетического сознания, выраженная в конкретно-чувственных, художественных образах.

Театр представляет собой универсальную образовательную модель, которая имеет специфические черты, отсутствующие в других видах искусства и творческой деятельности, в которые вовлекаются дети.

Театр – это синтетический вид искусства. Привлекаясь к театральному творчеству, даже в качестве зрителя, ребенок погружается в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии естественно, без принуждения.

Театральная деятельность многогранна, поэтому требует от ребенка различных умений: создание новых образов, сопереживание, словесные ассоциации, а также способностей, заложенных от природы. [22,с.98].

В своей книге «Работа актера над собой» (1948) Константин Сергеевич Станиславский раскрыл особенности театральной деятельности, разработал метод проникновения во внутренний мир человека с помощью специально обновляемой и разрабатываемой артистической техники.

По мнениям ученых, перечисленных выше, детский театр определяется как особая форма образовательной, художественной и нравственно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно к искусству и образованию. Лев Семенович Выготский отмечал, что театральное искусство изменяет аффективную сферу, играет важную роль в организации поведения и социализации детей с ОВЗ.

Театральное искусство чрезвычайно приближено к детству, так как ведущий элемент театра - игра.

Игре, как основному виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Игра является эффективным средством формирования личности и морально-волевых качеств младшего школьника. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[39,с.315].

Театрализованные игры открывают перед детьми новый мир, помогают разобраться в характерах героев и понять мотивы их поступков, а также заставляют задуматься над тем, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Современный театр не может существовать без музыки. Музыка один из видов искусства, являющийся художественным отражением жизни. Она способствует развитию духовной личности ребенка. Дмитрий Борисович Кабалевский отмечал: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, играет громадную роль в воспитании духовного мира детей». [34, с.50]

В современной общеобразовательной школе существуют различные формы организации музыкальной деятельности детей:

· массовые (общешкольный хор, праздники, карнавалы, смотры)

· кружковые (сольные, инструментальные, хоровые, детский музыкальный театр, беседы о музыке);

· музыкальные развлечения (утренники, тематические вечера, дискотеки).

Музыкальный театр - одна из кружковых форм организации музыкальной деятельности детей с ОВЗ, являющаяся наглядной формой художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через музыкальные образы.

Музыкальный театр раскрепощает детей, делает их открытыми, дает возможность избавиться от ненужной стеснительности, комплексов и даже фобий, развивает общие музыкальные способности, духовные и интеллектуальные стороны ребенка, познавательную активность.

Таким образом, музыкально-театральное искусство является уникальным и эффективным средством художественно-эстетического воспитания, коррекции поведения, развития способностей детей с ОВЗ. Музыкальный театр помогает ребенку с ОВЗ адаптироваться, социализироваться и самореализовываться в современном обществе.

Но, несмотря на это, музыкально-театрализованная деятельность в общеобразовательной школе сегодня остаётся не до конца востребованной, и далеко не все возможности этого эффективного средства воспитания исчерпаны.

Проблемазаключается в том, что на сегодняшний день существует большое количество сценариев театральных представлений, но из всего многообразия лишь немногие соответствуют художественно-эстетическим потребностям и несут воспитательную ценность. Также отсутствует нотный материал и конкретная структура постановки музыкального спектакля.

Цель исследования:разработать технологию постановки спектакля «Кот в сапогах» для учащихся классов КРО, художественно оформить его и провести подготовительную работу с детьми.

Объект исследования:музыкальный спектакль для детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:технология подготовки, оформления и проведения музыкального спектакля «Кот в сапогах» для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ.

Гипотеза:постановка музыкального спектакля пройдет успешно, если:

· будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей;

· будет определен жанр спектакля;

· будет проведена подготовительная групповая работа с детьми классов КРО;

· будут определены этапы и особенности работы над спектаклем;

· будет художественно оформлено место проведения спектакля и созданы костюмы действующих лиц.

Задачи исследования:

1. Определить жанр спектакля, проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую и музыкальную литературу по проблеме;

2. Разработать технологию постановки спектакля и составить план работы над ним;

3. Подготовить детей классов КРО к просмотру спектакля;

4. Осуществить постановку музыкального спектакля для детей младшего школьного возраста;

5. Проанализировать эмоциональное состояние детей после просмотра музыкального спектакля.

Методологическую основу работы составили:

· теории, касающиеся проблем возрастной психологии (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, A.B. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев);

· исследования в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (О.А. Апраксиной, В. А. Лапшинова, Б. П. Пузанова, Л.С. Волковой, P.E. Левиной, Т.М. Овчинниковой);

· положения философов, искусствоведов, психологов и педагогов об искусстве как о факторе формирования личности (Л.C. Выготский, Д.Б. Кабалевский, К.С. Станиславский, Д.Б. Эльконин);

· исследования музыкального обучения, воспитания и развития (Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, М.С. Кагана, Б.Л. Яворского);

· опора на опыт таких методистов, музыкальных руководителей, учителей (Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина, О.П. Радынова).

В процессе работы над проектом мы использовали следующие методы исследования:

· теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;

· обобщение педагогического опыта работы преподавателей и студентов Кировского педагогического колледжа по постановке и оформлению спектаклей;

· контент - опрос и анкетирование детей после просмотра музыкального спектакля.

Опытно-экспериментальная база:КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж».

Теоретическая значимость:создание технологии постановки музыкального спектакля.

Практическая значимость:постановка детского музыкального спектакля для учащихся начальной школы классов КРО.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.