Подготовительный этап нашей работы начинался с поиска музыкальной сказки, которая соответствовала быследующим критериям:
· возрастные особенности (Приложение 4);
· сказочный сюжет;
· наличие доступного, яркого музыкального материала;
· наличие волшебства;
· наличие морали;
· продолжительность не более 50 минут.
Вместе с руководителями дипломного проекта мы выбрали музыкальную сказку Станислава Горковенко «Кот в сапогах», написанную по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах» потому что:
· сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» предназначена для восприятия детьми старшего дошкольного возраста и будет понятна детям младшего школьного возраста с ОВЗ;
· музыка в сказке яркая, запоминающаяся и состоит из отдельных самостоятельно-законченных номеров;
· сказка учит доброте, дружбе и смекалке;
· развивает словарный запас;
· учит выделять главное и понимать идею произведения;
· развивает фантазию и воображение.
Следующий момент - знакомство с либретто и драматургией спектакля.
Автор музыкальной фантазии «Кот в сапогах» - Горковенко Станислав Константинович - художественный руководитель и дирижер Санкт-Петербургского Губернаторского оркестра. Дирижер-постановщик спектаклей в Театре музыкальной комедии. Возглавляет оркестр имени В.П. Соловьева-Седого телерадиокомпании «Петербург», с успехом гастролирующий в России и за рубежом.
Мы ранее обращались к творчеству этого композитора. В колледже были поставлены музыкальные сказки: «Огниво», «Доктор Айболит», «Буратино», «По щучьему велению».
После прочтения сценария мы поставили перед собой цель: корректировать сценарий спектакля, так как сценарий был рассчитан на актеров – детей, диалоги в нем короткие, недостаточно передают эмоции героев. Чтобы лучше прослеживалась сюжетная линия, мы увеличили количество действующих лиц, вставили дополнительно номера, добавили диалоги и переработали отдельные сцены. Для зрелищности дополнили спектакль танцевальными номерами и ритмопластикой.
Проанализировав сюжет сказки Шарля Перро, либретто Рены Горковенко и сюжет фильма режиссёра Юджина Марнера «Кот в сапогах», мы предложили свою версию сценария. (Приложение 3)
Сценарий дорабатывался в процессе всего подготовительного этапа: меняли, добавляли и убирали реплики, включали шутки и новые диалоги. В связи с низкой познавательной активностью детей с ОВЗ для улучшения восприятия спектакля, текст некоторых песен дублировался в диалогах героев. Все внесенные дополнения сделали сценарий современным, живым, интересным и с юмором.
Таким образом, мы решили поставить музыкальную сказку «Кот в сапогах», так как:
· музыкальная сказка в данной интерпретации ранее не исполнялась;
· в сказке живые, интересные образы, переданные средствами современной музыки;
· актуальна мораль спектакля – смекалка, дружба и добро победит всё в мире зло.
Следующим компонентом в работе было распределение ролей.
Главная задача режиссера - увидеть актера, соответствующего конкретному художественному образу. Под соответствием художественному образу подразумевается наличие у актера внешних и психофизических сходств и артистических способностей, помогающих полнее раскрыть внутренний мир героя. Студенты учились умению перевоплощаться, вживаться в образ, умению двигаться пластично и ритмично на сцене и в танцах, погружать себя в реальные обстоятельства. Параллельно проводилась индивидуальная работа над вокальными партиями и хоровыми номерами.
· Михаил Пивоваров и Евгений Пивоваров - спасатели
· Анна Лугинина, Ольга Ступникова, Софья Алексеева - косари
· Екатерина Елькина, Дарья Павлюк, Екатерина Букмайер - охотники
· Виктория Сидорова, Юлия Несмелова, Надежда Мартолова - рыбаки
· Гита Вербицкая - людоед
Таким образом, при работе над сценарием мы достигли необходимого результата: сценарий стал более интересным, живым и адаптированным для детей с ОВ3. Актерское мастерство помогло студентам сыграть свои роли ярко и правдиво, так что дети поверили в происходящее на сцене, несмотря на условность действий.