Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А. ТОЙНБИ



Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) родился 14 апреля 1889 г. в Лондоне. Получил классическое образование, пройдя обучение в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета.

Как учёный-историк, Тойнби реализовал себя в двух ипостасях. Во-первых, он известен как эллинист и византинист, автор нескольких монографий, посвящённых данной проблематике: «Западный вопрос в Греции и Турции» (1922), «Греческая историческая мысль» (1924), «Константин Багрянородный и его эпоха» (1973). В 1919-24 гг. Тойнби был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета.

Другое направление интеллектуальной деятельности Арнольда Тойнби – сфера международных отношений. Считается, что именно оно оказало решающее влияние на формирование его мировоззрения и научного кругозора, определило масштабность его мышления, глобальный характер исторических построений, заострило внимание к проблемам межнационального и межкультурного взаимодействия.

Долгие годы Тойнби сотрудничал с британским Министерством иностранных дел. Это сотрудничество началось в годы Первой мировой войны. Поработав недолго на американском направлении, Тойнби становится экспертом-востоковедом, специалистом по Османской империи. Именно в этом качестве Тойнби присутствовал на Парижской мирной конференции 1919-20 гг., подведшей итоги Первой мировой войны. С 1925 по 1955 г. он возглавлял Королевский институт международных отношений. В 1925-65 гг. Тойнби – составитель ежегодных обзоров политических событий в мире («A survey of international affairs»). В годы Второй мировой войны он занимает должность директора научного отдела МИД Великобритании. Был в его карьере международника ещё один эпизод – в начале 1920-х гг. он работал на Ближнем Востоке в качестве военного корреспондента газеты «Манчестер гардиен». И ещё один штрих к биографии Тойнби. Когда в 1929 г. его пригласили в Японию для участия в работе Института Тихоокеанских отношений, он совместил сугубо академическую командировку с путешествием по Дальнему Востоку. Так что международную проблематику он знал не понаслышке.

Наиболее известная работа Арнольда Тойнби – «Постижение истории» (A Study of History). Первый том этого монументального труда вышел в 1934 г., последний, двенадцатый – в 1961-м. В работе над книгой ему пригодились навыки как классического историка, свободно ориентирующегося в древней и средневековой истории, так и знатока актуальных современных проблем, таких например, как вестернизация восточных обществ.

На специфику «Постижения истории» повлияла религиозная эволюция самого Тойнби. Выходец из англиканской семьи, он, тем не менее, не отличался особенной религиозностью. Известно высказывание Тойнби-студента: «Религия – это не имеющая значения иллюзия». Но в годы работы над «Постижением истории» его отношение к религии было уже совсем иным. Любой внимательный читатель этой книги обратит внимание на обилие в ней библейских цитат. Что было главной причиной обращения Тойнби к Богу – семейные неурядицы (смерть матери, самоубийство сына, развод с женой) или же воспринятое апокалиптически нарастание международной напряжённости накануне Второй мировой войны – нам знать не дано. Тем не менее, исследователи отмечают нарастание религиозности автора «Постижения истории» от тома к тому. Это принципиальный момент, без учёта которого мы не сможем понять многих важных идей Тойнби.

Примечательно, что учение Тойнби популярно в большей степени в США, чем на родине, в Англии, где у него больше критиков, чем поклонников.

Умер Тойнби 22 октября 1975 г. в Йорке.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.