Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБЪЕДИНЕННОЕ ЦАРСТВО





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Приблизительно в середине XI века до н. э. произошли значительные перемены в политическом положении израильских племен. Филистимляне, после некоторого периода политической и военной консолидации, перешли к систематическому наступлению на Центральный Ханаан. По библейскому преданию (Первая книга Самуила 13, 19) производство железных орудий на всей территории израильских племен полностью находилось под их контролем.. Пользуясь превосходством в военной организации и в вооружении, они захватили в свои руки плодородные долины Иудеи и Южного Эфраима, все более расширяя {39}свои владения. Тогда против филистимлян выступила ~ объединенная армия израильских племен Центрального Ханаана. Чтобы придать борьбе характер священной войны, «Ковчег завета» был привезен из Шило и сопровождал войска. Однако израильская армия была разбита наголову, «Ковчег завета» был захвачен в плен, и филистимляне прорвались вглубь Эфраима и разрушили амфиктионный центр — Шило. Эта война, приведшая к порабощению большей части Израиля, была воспринята израильтянами как тяжелая национальная катастрофа и в конечном счете стала поворотным пунктом в истории народа.

Период между разрушением Шило и началом освободительной войны против филистимлян под предводительством царя объединенного Израиля — Саула является также периодом деятельности судьи-пророка Самуила, которая, в сущности, распространялась лишь на территории племен Эфраима и Вениямина. Именно в эти годы возникает в народе сознание о необходимости в постоянном политическом руководстве для обороны от внешних врагов и для создания мощного межплеменного политического объединения. Стремление это ярко выражено в повествовании Первой книги Самуила (гл. 8, 5, 19—20). Народ обращается к Самуилу с требованием избрать царя:

...«пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы; будет судить нас царь наш и ходить пред нами, и вести войны наши».

И действительно, первым царем Израиля был избран доблестный воин Саул, из племени Вениямина, который незадолго до своего избрания освободил осажденный аммонитянами город Явеш-Гилеад в Заиорданье, разбив войска Нахаша, царя аммонитян, в неожиданной для врага атаке.

 

 

Саул

 

Царствование Саула (1025—1004 гг. до н.э.) это время непрестанных войн с филистимлянами. Начало его ознаменовалось победой над их гарнизоном в уделе Вениямина и освобождением от филистимлянского ига всей центральной части Израиля. К освобожденной территории {40}присоединились Иудея, Галилея и Гилеад, образуя первое объединенное царство Израиля. Саул правил им из своего родного Селения Гив'а, которое было обращено им в столицу и названо Гив'ат-Шаул (Холм Саула).

Годы царствования Саула были переломным периодом в еврейской истории. Старый уклад — наследие эпохи Судей — начинает отмирать, и появляются первые зачатки новых государственных и общественных форм, которым предстоит достичь высшей стадии своего развития лишь во времена царя Давида и его сына Соломона. Военная доблесть Саула и его близость к пророческому движению, которые неоднократно подчеркиваются в библейских источниках, свидетельствуют, однако, о том, что в личности и образе действий первого царя сохранилось немало элементов предшествующего периода. Таким образом, Саул может рассматриваться не только как первый царь, но и как последний судья.

Нововведения Саула были прежде всего направлены на реорганизацию военных сил. Саул уже не мог довольствоваться случайными отрядами бойцов, которые, по мере надобности, вербовались из различных племен и, как только миновала опасность, возвращались к своим стадам, полям и виноградникам. Он создает постоянную армию, состоящую частью из добровольцев, частью из ополченцев. Она формируется в отряды — в «тысячи» и «сотни». Однако, несмотря на эту реформу, военная организация Саула, очевидно, все еще основывалась главным образом на территориально-племенных началах.

Другое новшество Саула значительно поколебало племенной строй и уклад: он начал одарять своих приближенных земельными наделами. По большей части это были отторгнутые от филистимлян и от других соседних народов земли, на которые ни одно из колен не могло иметь притязаний. Подобный обычай известен из аккадских документов Угарита (XIV—XIII вв. до н.э.), согласно которым цари наделяли своих приближенных землями и освобождали их от каких-либо повинностей.

Жизнь и деятельность Саула описываются обрывочно в библейских источниках. В последние годы его {41}царствования юный воин и герой Давид возбуждает его зависть. Саул преследует Давида и даже пытается убить его. Давиду суждено быть царем, и позднейшая редакция, тенденциозно направленная в пользу Давида, безусловно, наложила свой отпечаток на сохранившиеся тексты, хотя и в них весьма реально и живо встает перед нами трагическая фигура первого израильского царя Саула.

Подробно описан в библейском рассказе последний эпизод в жизни Саула — решающая битва с филистимлянами у горы Гилбоа. Филистимляне, после подготовки, которая длилась несколько лет, сконцентрировали все свои войска и прорвались в Эздрелонскую долину. Таким образом, они заставили армию Саула спуститься с гор и вступить в бой для того, чтобы воспрепятствовать рассечению территории Израиля надвое. В равнине у филистимлян, имевших колесницы, было значительное преимущество. В жестокой битве пал Саул со своими сыновьями, израильская армия была разбита, и филистимляне, заняв старинный ханаанский город Бет-Шеан, стали властителями большой части страны. Израиль оказался в положении не лучше того, в котором он был при воцарении Саула.

 

Царство Давида

 

В отличие от описания Саула, которое явно пострадало в Библии из-за тенденциозной позднейшей редакции, о Давиде дошли до нас в обилии эпические повествования, записи очевидцев и официальные архивные документы, относящиеся к его времени. Часть Первой книги, вся Вторая книга Самуила и две главы Первой книги Хроник (Паралипоменона) посвящены Давиду и его эпохе. Значительная часть повествования о Давиде, изображение его личности, описание его карьеры при дворе Саула, а в особенности биографический цикл, обрисовывающий невзгоды царской семьи с моралистической точки зрения, представляют собой из ряда вон выходящее явление не только в историографии Древнего Израиля, но и во всем летописании народов Древнего Востока.

Материалы, почерпнутые из всех этих источников, выявляют четыре основных этапа на пути Давида к царской власти над всем Израилем.

В первом этапе Давид, сын Ишая (Ессея), молодой пастух из иудейского городка Бет-Лехема (Вифлеема), добивается признания и почета при дворе царя Саула и женится на его дочери. Об этих происшествиях имеются две версии. Одна из них, сохранившаяся в Первой книге Самуила (глава 16), рассказывает о том, что Давид, бывший незаурядным арфистом, был приведен ко двору, чтобы рассеять удрученное состояние Саула, и благодаря своей игре заслужил расположение царя. По другой версии (там же, гл. 17), будучи пастухом, он явился на поле брани и победил филистимского богатыря Голиафа.

Второй этап — начало борьбы Давида за власть. Саул, потерявший доверие к Давиду, пытается убить его. Давид спасается бегством и создает дружину из людей, спасавшихся от преследования властей или покинувших родные места по другим причинам. Он становится во главе этой дружины, которая несколько напоминает отряды «праздных и свободных» Ифтаха и Авимелеха. Однако в качестве предводителя дружины Давид не находит поддержки у родного племени — Иуды, остающегося верным Саулу. Есть основания предполагать, что возникшее противоречие не лишено социальной подоплеки, т. к. дружина Давида могла стать притягательной силой для угнетенных и недовольных общественных элементов, что было весьма нежелательно для правящих кругов племени.

Саул все более ревностно преследует Давида. Усилившиеся преследования приводят к тому, что Давид вместе со своей дружиной переходит к филистимлянам. Он получает от них пограничный город Циклаг и под их покровительством становится его правителем.

Этот период, завершившийся смертью Саула, представляет собою третий этап жизни Давида на пути к власти. Несмотря на подвластность филистимлянам, Давид не принимает участия в их военных действиях против объединенного Израильского царства. Смерть Саула и поражение его войск приводят к усилению сепаратистских {43} тенденций среди племен. Старейшины колена Иуды, с которыми Давид вступил в контакт во время своего пребывания в Циклаге, предложили ему царствовать в Иудее. Резиденцией царя, а, следовательно, и столицей Иудейского царства, был избран город Хеврон. Наступил четвертый, последний этап, продолжавшийся несколько лет. Большая часть страны находилась в руках филистимлян, а между Давидом и сыном Саула Иш-Баалом велась кровопролитная война. Армией Давида командовал его военачальник Иоав, а войска Иш-Баала находились под командованием Авнера, заслуженного полководца Саула, который был предательски убит Иоавом. Убит был и сам Иш-Баал, и тем самым была завершена междоусобная война. Старейшины Израиля прибыли в Хеврон и избрали Давида царем над всем народом. Это избрание приняло форму союза между Давидом и старейшинами Израиля, что наложило отпечаток на последующую историю царствования Давида.

Перед Давидом, ставшим царем всего Израиля приблизительно в 1004 г. до н. э., встали те же задачи, которые в свое время стояли перед Саулом, а именно: слияние воедино разрозненных израильских племен-колен и освобождение их от филистимского ига.

Еще в бытность свою в Хевроне Давид положил основание хорошо обученной, дисциплинированной и преданной ему армии. Ядро ее составили знаменитые «тридцать витязей» («шелошим гагиборим»). Военачальниками служили в ней, главным образом, соучастники его набегов в прошлом. Из имеющихся источников трудно выяснить хронологический порядок войн Давида и процесса объединения Израиля. Лишь о походах Давида на соседние страны сохранились более или менее точные данные.

Очевидно, первые шаги Давида были направлены против филистимлян, которые, как только дошел до них слух о его вступлении на престол, поспешили начать войну. Сознавая, что воцарение Давида над всем Израилем положит конец их владычеству над южной и центральной частью страны, филистимляне предпочли немедленно атаковать первыми, не дав Давиду времени сорганизоваться.

{44}По фрагментарным сведениям, сохранившимся во Второй книге Самуила (главы 5, 21, 23), самые крупные столкновения происходили в районах Бет-Лехема и Иерусалима. После длительных и ожесточенных боев Давиду удалось оттеснить филистимлян от горных районов. Филистия сократилась до узкой прибрежной полосы к югу от Яркона и примыкающей к ней части долины Шефела. Надо полагать, что политическим результатом этой войны явилось либо признание Филистией израильского суверенитета, либо — что более вероятно — заключение соглашения о взаимном ненападении. Позднее мы находим на службе у Давида отряды филистимлян из города Гата. Они составляли часть постоянной армии и дворцовой стражи, под названием «к'рейти у п'лейти».

За ослаблением Филистии и установлением западной границы последовало продвижение на север и устранение ханаанских вклинений, удержавшихся под защитой крепостных стен своих городов. К Израильскому государству были приобщены города долин Саронской и Эздрелонской (среди них Мегиддо, Таанах и Бет-Шеан) и Галилеи. Раскопки в Бет-Шеане, Мегиддо и Хацоре обнаружили густой слой пепла, который отделяет наслоения конца XI в. от наслоений начала Х века до н. э., что свидетельствует о разрушительной войне, сопровождавшейся сожжением большой части зданий в этих городах.

Особое значение имело завоевание Давидом крепости Сион, цитадели города Иерусалима, находившегося во владении иевуситов — одной из древних ханаанских народностей. Этим завоеванием была ликвидирована географическая помеха единению северных и южных наделов. Возможно, что именно завоевание Иерусалима послужило поводом для начала войн с Филистией. Естественные преимущества Иерусалима, как в стратегическом, так и в экономическом отношении, были полностью оценены Давидом. Находясь в географическом центре страны, в точке пересечения древних путей, ведущих с севера на юг и с запада на восток, будучи нейтральным пунктом, на который ни одно из колен не могло предъявить каких-либо притязаний, и по своему {45}местоположению представляя собой неприступную твердыню, — этот город был во всех отношениях наиболее подходящей столицей объединенного государства.

Вся гражданская и военная администрация сосредоточивается во времена Давида в Иерусалиме. С перенесением в него «Ковчега завета», в сопровождении обслуживающих его священников и их помощников левитов, он превратился также в культовый и судебный центр. Для нового царя Иерусалим имел особое достоинство: близость к наделу его родного племени, колена Иуды.

Провозглашением Иерусалима столицей Израиля фактически завершается первая стадия сплочения всех колен в едином централизованном государстве. Израильское царство растет и укрепляется. Одновременно с ним в Сирии крепнут и усиливаются арамейские государства, образуя вместе с Израилем новый элемент на политической арене Ближнего Востока в Х веке до н. э.

Арамейские племена, появившиеся на восточной окраине Месопотамии в XII веке, сравнительно быстро перешли от кочевого к оседлому образу жизни и к началу Х века основали несколько самостоятельных государств. Этому благоприятствовала политическая обстановка: империи, решавшие судьбы Передней Азии в период завоевания Ханаана, в начале XI века до н. э., пришли в состояние упадка. Египет утратил свое былое величие еще в XII веке. Хеттское государство перестало существовать уже к концу XIII века, а Ассирия, вынужденная оборонять свои границы от теснивших ее арамейских царств, переживала тяжелый кризис.

Таким образом, когда после победы над Филистией, Израильское государство консолидировалось, и начало прочно устанавливать свои границы, оно наткнулось на сопротивление соседних стран, Аммона и Моава, искавших поддержку у влиятельных арамейских государств Южной Сирии. Арамеи боялись потерять свое влияние в Заиорданье, где проходил один из важнейших караванных путей, связывавший их столицу Дамаск с Аравией и со Средиземным морем. Однако Давид, по-видимому, не был заинтересован в столкновении с арамеями, и {46} война с ними была прямым результатом борьбы между Давидом и аммонитянами, призвавшими себе на помощь арамейские войска Цова—Сувской Сирии. Между израильтянами и арамеями произошли три решающих сражения. Последнее сражение велось на арамейской территории. Арамеи были разбиты, и часть их колесниц была захвачена. В результате этих войн Дамаск пал, и Сирийское царство превратилось в данника Давида. Приблизительно в то же время Давид завоевал Идумею, доведя тем самым пределы Израиля на юге до Красного моря.

На севере сфера влияния царства Давида простиралась отныне до границы с новохеттским государством Хамат, а на западе до берега Средиземного моря, к югу от финикийских городов Тира и Сидона. Общность экономических и политических интересов приводит к тесному союзу царей Израиля, Тира и Хамата. Наиболее важное значение имел для Израиля союз с Тиром. Это богатое финикийское государство зиждилось на широко развитой международной морской торговле. Его мореходы впервые в истории пересекли вдоль Средиземное море и достигли берегов нынешней Испании. Союз с Израилем обеспечил ему также сухопутный путь до Эйлатского залива (Эцион-Гевера) — на берегу Красного моря — и открыл перед ним еще один морской путь, который вел в Аравию и Восточную Африку.

Союз между Израилем и Тиром соответствовал интересам обеих стран. Перед Израилем открылись широкие экономические горизонты. Израиль — страна земледельческая испокон веков — поставлял Тиру свои сельскохозяйственные продукты, получая взамен недостававший ему строевой лес (ливанские кедры) и художественные изделия искусных финикийских мастеров.

Одним из крупнейших достижений Давида была коренная реформа государственного управления. Двор царя превратился, в административный центр. Однако с учреждением новых органов государственной власти начинают намечаться классовые расслоения, и появляется новое сословие — царское чиновничество. Высшие чиновники носят титул: «раб царя» («эвед г'амелех»). Это звание {47} неоднократно упоминается в библейских источниках, а вместе с именем соответствующего царя встречается, на печатях и печатках чиновников. Некоторые из чиновников Давида носят нееврейские имена; весьма вероятно, что при организации государственного аппарата Давид не только следовал в некоторой мере системе правления ханаанских городов, но, видимо, привлек к себе на службу и чиновников из их среды.

В библейских хрониках сохранились подробные списки имен царских чиновников тех времен (Вторая книга Самуила, главы 8 и 20; Первая книга Хроник, глава 27). Во главе их стояли военачальники Давида: сначала Иоав, а затем Бенаягу, оба из колена Иуды. Важную роль играли государственный секретарь — «софер», занимавшийся, как видно, главным образом иностранными делами; «мазкир» — возможно, царский герольд, провозглашавший указы, — и сборщик податей («ашер-ал-гамас»), наблюдавший за отбыванием трудовой повинности населения. Очевидно, для этой цели была проведена тщательная перепись, вызвавшая сопротивление народных масс.

Особое значение приобретают организация царской казны и управление царским имуществом. В Первой книге Хроник (глава 27) имеется длинный список чиновников, заведующих царским имуществом — виноградниками, оливковыми рощами, смоковницами, верблюдами, крупным и мелким скотом и пр. Список этот дает, понятие о размерах царских угодий, которые в немалой мере обуславливали независимость царского двора от различных сословий населения.

Наряду с политическими и экономическими успехами. царя Давида в стране зарождается до сих пор чуждая Израилю идеология, согласно которой личность царя содержит в себе элементы святости и наделяется священническими прерогативами. Эта идеология ярко выражена в 110 псалме, написанном, очевидно, одним из придворных поэтов Давида. «Ты священник вовеки, воистину Малкицедек» — говорит Бог Давиду, устанавливая таким образом связь между ним и древним царем-священником Иерусалима Малкицедеком (Книга Бытия, глава, 14).

{48}В библейском Повествовании сохранились признаки волнений, вызванных в народе нововведениями Давида. Ядро оппозиции царю составляли, очевидно, старейшины, которых централизация власти и все усиливающееся влияние царских чиновников лишили былого значения. Когда один из сыновей Давида, Авшалом, поднял восстание против отца и захватил власть в свои руки, недовольство новыми порядками выразилось в поддержке, которую оказали Авшалому старейшины и широкие круги народа, примкнувшие к восстанию. В последовавшей междоусобной войне царской гвардии, оставшейся верной Давиду, противостояло народное ополчение всех племен Израиля. Авшалом пал в бою, а Давид, вынужденный в начале восстания спасаться бегством в Заиорданье, вернулся к власти в Иерусалиме при помощи своего родного колена Иуды. С этого времени Давид стал отдавать предпочтение Иудее в политическом и экономическом отношении. Эта новая политика сыграла решающую роль во времена Соломона и привела к распаду единого царства.

Историография последних лет царствования Давида, созданная, по-видимому, очевидцами, приписывает все бедствия, обрушившиеся в этот период на царский дом, а в особенности братоубийства и восстание Авшалома против своего отца, непростительному греху, который совершил Давид, взяв себе жену одного из своих военачальников, Бат-Шеву, после того как он намеренно послал ее мужа на верную смерть в бою. Такого рода эпизод представляет собой обычное явление в деспотических монархиях, однако для летописцев эпохи Давида он служит исходным пунктом моралистической оценки всей деятельности и личности величайшего еврейского царя. Подобное осуждение могущественного владыки и обожаемого вождя — единственное в своем роде в исторической литературе не только древнего мира, но и позднейших эпох.

Давид умер в 965 г. до н. э. Он положил начало династии дома Давидова, которая бессменно продержалась на престоле Иудеи около четырехсот лет, вплоть до разрушения Первого храма. Несмотря на критический подход {49}древнего летописца и несмотря на открытое недовольство широких кругов народа, Давид вошел в историю, окруженный ореолом идеального царя, помазанника божьего, национального героя и псалмопевца.

 

 

Соломон

 

Библейские источники уделяют Соломону сравнительно много места и рисуют подробную картину его правления, Эти источники содержатся в Первой книге Царств (главы 3—11). Государство Соломона заключало в себе, кроме территории Израиля, также арамейские царства на севере, Эдом (Идумею), Моав и Аммон на востоке (в Заиорданье) и, по-видимому, некоторую часть Филистии на западе. Оно заняло первенствующее место на Среднем Востоке — между Египтом на юге и неохеттскими государствами на севере. Об исключительном положении объединенного Израильского царства среди современных ему государств свидетельствует, между прочим, и тот факт, что египетский фараон только по отношению к Соломону нарушил вековую традицию, дав ему в жены свою дочь, которая принесла в приданое пограничный город Гезер.

В вопросах внешней и внутренней политики Соломон продолжал линию, намеченную его отцом Давидом.

В области внешней политики это означало: расширение союзов и договоров, заключенных Давидом, и активное участие в международной торговле. Соломон сохранил дружественные связи с Египтом. Особенно важным было укрепление союза с царем Тира Хирамом, основоположником финикийской колонизации в разных районах Средиземноморья.

Соломон разделил страну на 12 административных округов (хотя возможно, что первые шаги в этом направлении были сделаны уже во времена Давида), намеренно перекроив их так, чтобы границы не совпадали с традиционными рубежами уделов отдельных племен, по-видимому, с целью ослабить патриархальную внутриколенную организацию. Во главе округов были поставлены назначенные Соломоном наместники, двое из которых {50}были зятьями царя.

Колену Иуды было отведено в этом подразделении особое место, — оно оставалось под непосредственным управлением самого царя. Каждый округ был обязан снабжать поочередно один месяц в году царский двор всем необходимым. Вся торговля с чужеземными странами была царской монополией. Соломон обладал возможностью контроля над всей сухопутной транзитной торговлей между Анатолией, Сирией, Месопотамией и Египтом. Через Израиль шел обмен между египетскими колесницами, направлявшимися в новохеттские и арамейские государства Северной Сирии и Анатолии, и конями, посылавшимися оттуда в Египет. Очевидно, царь мог по личному усмотрению распоряжаться доходами от торговли.

Одним из немаловажных мероприятий, проведенных Соломоном совместно с Хирамом, было снаряжение судов в Эцион-Гевере (Эйлате) на берегу Чермного (Красного) моря для торговых экспедиций вдоль берегов Аравии и Африки. Визит, нанесенный Соломону царицей Савской (Саба — область в Южной Аравии), свидетельствует о расширении международной торговли в этот период: арабы доставляли в Сирию мирру и ладан, предметы роскоши того времени. Торговля велась «царскими купцами». Предметами ввоза служили, главным образом, строевой лес, медь, изделия из слоновой кости и железа —с севера, и различные пряности, золото, серебро и слоновая кость, диковинные птицы и животные — с юга и юго-востока.

. Увеличение потребности в металлах в Х веке, связанное с переходом к новому роду орудий производства— использование железа в земледелии и кустарных промыслах — совместно с неуклонно растущей торговлей, говорит о радикальной перемене в экономической структуре Израиля.

Строительство приобретает во времена Соломона исключительно широкий размах.. Центральное место в этом строительстве занимает храм, воздвигнутый в Иерусалиме. Храм был построен, очевидно, по финикийскому образцу и финикийскими мастерами.

{51} Некоторые историки считают, что храм был как бы «царской часовней», в которой в дни торжественных праздников служил сам царь. Они основываются на том, что Соломон отправлял богослужение в храме в день его освящения (Первая книга Царств, гл. 8, 36—64).

Рядом с храмом, к югу от него, был построен царский дворец, к которому примыкали дома царедворцев и иерусалимской знати, составляя обширный район города. Таким образом Иерусалим, обнесенный массивной городской стеной с несколькими монументальными воротами, уподобился во всем «храмовым городам» Месопотамии, в которых большинство населения группировалось вокруг храма и дворца.

Оборонное строительство включало, кроме иерусалимской крепостной стены, также некоторые селения, превращенные в опорные оборонительные пункты, обнесенные характерными казематными стенами (Мегиддо, Хацор, Гезер).

Все строительные царские работы — храм, дворец и оборонительные сооружения в Иерусалиме и во всей стране — выполнялись тяглым трудом («царским трудом») местного населения.

Несмотря на царивший мир, немало внимания было уделено и армии. Ее кадры были расширены и были введены особые отряды колесниц, являвшиеся главной наступательной силой того времени. Они размещались в специально для них предназначенных городах, снабженных особо построенными конюшнями, колесничными парками и продовольственными складами. Одним из них, судя по проведенным в нем недавно раскопкам, был Хацор в Галилее.

Во времена Соломона классовые противоречия еще не проявляются с той остротой, которая позднее столь сурово осуждается пророками. Но все же неуклонно растет число землевладельцев, не обрабатывающих более свою земли собственными руками, а либо пользующихся полурабским трудом, либо сдающих землю в аренду.

Во вторую половину царствования Соломона наступил {52}экономический кризис. В Первой книге Царств (гл. 9, 10—11) упоминается, что «по окончании двадцати лет, в которые Соломон построил оба дома, — дом Господень и дом царский, — на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской». Возможно, что Соломон, истощив все свои запасы, и не имея более возможности оплатить дорогой ввоз сельскохозяйственными продуктами, как было условлено (Первая книга Царств, гл. 5, 25), был вынужден компенсировать Тир частью территории своей страны.

Недовольство росло и против самого царя Соломона, и против привилегированного колена Иуды, освобожденного от податей и повинностей, тяготевших над всеми остальными коленами. Северные наделы начинают себя чувствовать как бы порабощенными царем и его племенем.

Последние годы царствования Соломона ознаменовались значительными переменами также и в международной обстановке. В 945 году до н. э. в Египте воцарилась новая, сильная династия (XXII) фараона Шишака (Шешонка), не скрывавшего своего враждебного отношения к разросшемуся в годы упадка Египта объединенному Израильскому царству, что заставило Соломона умножить число крепостей — в особенности на границе с Филистией, очевидно, подвластной Египту — и увеличить количество взятых на «царский труд».

Есть основания полагать, что арамейское царство и идумеяне восстали и освободились от израильского владычества еще при жизни Соломона.

Государственные расходы, связанные с содержанием двора, храма, и ставшей необходимостью большой армии, росли безудержно, а приток доходов в казну сократился вследствие уменьшения подвластной территории, повлекшего за собой тем самым и упадок во внешней торговле. В результате увеличивались подати и повинности, возлагавшиеся на народные массы.

Брожение росло и, наконец, прорвалось в восстании Иоров'ава, сына Невата из надела Эфраима, «поднявшего {53}руку на царя». По версии Септуагинты (Септуагинта — «перевод семидесяти толковников», т. е. перевод Библии на греческий язык, который был сделан, согласно традиции, 70 еврейскими учеными в эллинистической Александрии в III—II вв. до н. э.), Иоров'ам укрепил свой родной город Цереду и во главе отряда в 300 колесниц открыто выступил против Соломона.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.