Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Развитие интеграционных процессов в СНГ.



СНГ было создано в 1991 г. До последнего времени в его состав входило 12 госу­дарств (в 2008 г. Грузия подала заявку на выход из СНГ). Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность:

1) нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур:

2) предполагает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ стала система межреспубликанских взаимосвязей, существовавших в рамках бывшего СССР.

Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов:

1-й этап-1992 г. - становление СНГ;

2-й этап – 1993-1994 гг. – формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Экономического Союза СНГ (сентябрь 1993 г.), который предусматривал классическую, выверенную на европейском опыте, последовательность интеграции: ЗСТ (Зона свободной торговли) - ТС (Таможенный союз) - ОР (Общий рынок) товаров, капиталов, услуг, рабочей силы – валютный союз. Однако, на этом этапе, более действительными оказались не многосторонние, а двусторонние отношения.

3-им этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании ЗСТ, которое знаменует переход от 2-х к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

4-й - современный этап развития СНГ характеризуется усиливающейся фрагментацией экономического и политического пространства, созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. В частности:

· Таможенного Союза (1996г.) в составе РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана (1999 г.), преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс;

· Союза РБ и РФ (1997), трансформирующегося в 1999 г. в Союзное государство;

· Центральноазиатского Союза (1994) в составе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении;

· ГУАМ - в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, которые имеют общий интерес по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР;

· Организации региональной интеграции (2003г.) в составе РБ, Казахстана, России и Украины.

Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности государств-участников (в основном создана ЗСТ, развивается плодотворное сотрудничество в отдельных сферах деятельности (транспорт, электроэнергетика и проч.), реализуются программы по формированию общего образовательного пространства, в сфере военного сотрудничества и т.д. В то же время СНГ не смогло стать эффективно действующим региональным объединением государств. Большинство из провозглашенных целей и задач, особенно в области экономики, остаются невыполненными.

Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создавать интеграционную группировку только посредствам политических решений. Необходимо убедить предприятия и фирмы, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для успеха интеграции нужны развитые рыночные отношения.

С другой стороны, у СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы соответствующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество. В то же время органы СНГ фактически лишены властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграции и предполагаемое создание единого экономического пространства.

В целях повышения действенности данного образования Советом глав государств Содружества 5.10.2007 г. была одобрена Концепция дальнейшего развития СНГ и утвержден План основных мероприятий по ее реализации.

 

34. Платежный баланс: понятие, принципы составления, структура.

Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей; - это систематизированные записи (статистическая система) всех экономических сделок между резидентами и нерезидентами за определенный период времени (1 год)

Принципы составления

1. Принцип двойной записи (двойного счета)

двусторонняя запись экономических сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета и дебету другого

2. Принцип учета экономической территории

в ПБ фиксируются сделки, совершенные резидентами определенной экономической территории с нерезидентами

3. Принцип учета резидентности и центра экономического интереса

в ПБ отражаются операции, осуществленные резидентами страны, критерий определения которых - центр экономического интереса

Резиденты - домашние хозяйства или юридические лица, находящиеся в стране более года и имеющие на ее экономической территории центр своего экономического интереса

Центр экономического интереса имеется, если, размещаясь на экономической территории страны и имея жилые помещения, производственные площади или другие сооружения, субъект занимается хозяйственной деятельностью или ведет экономические операции в значительных масштабах в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного времени (год и более)

4. Принцип оценки экономических сделок

-требуется единая система оценки сделок

-рекомендуется оценка по рыночным (фактическим) ценам

-когда рыночную цену установить невозможно, оценка производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка:

5. Принцип учета времени сделки

-время регистрации записей по кредиту и дебету должно совпадать

-операции отражаются в ПБ в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости

6. Принцип единой единицы учета

-единица учета должна быть стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях

Структура ПБ

· торговый баланс

· баланс услуг и некоммерческих операций

· баланс доходов

· баланс трансфертов

· баланс движения капиталов и кредитов

· баланс движения золотовалютных резервов

· Счет текущих операций

· Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

Торговый баланс (ТБ) отражает реальные операции с товарами, т. е. экспорт и импорт

· активный ТБ

· пассивный ТБ

Баланс услуг и некоммерческих операций включает платежи и поступления от операций по купле-продаже услуг

Баланс доходов

· выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам

· предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом

· выплаты лицам наемного труда (резидентам – за границей и нерезидентам – в стране)

Баланс трансфертов

· односторонние переводы (трансфертные платежи) - записи, отражающие переход прав собственности на реальные или финансовые ресурсы от резидентов к нерезидентам и наоборот,

Счет текущих операций

· охватывает трансакции, совершаемые в сфере реальной экономики, на рынке товаров и услуг

· отражает величину реальных ценностей, которые страна передала загранице или получила от нее в дополнение к ВВП

· показывает, живет ли страна «по своим доходам»

Cчет операций с капиталом и финансовых операций выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов

Баланс движения золотовалютных резервов показывает операции, связанные с изменением официальных золотовалютных резервов, располагаемых страной, изменение обязательств страны перед иностранными банками

В общем виде структуру платежного баланса можно представить следующим образом:

I. Текущий счет:

- товары,

- услуги,

- доходы,

- текущие трансферты.

II. Счет операций с капиталом и финансовых операций:

А. Счет операций с капиталом

- капитальные трансферты

Б. Счет финансовых операций

- прямые инвестиции,

- портфельные инвестиции,

- другие инвестиции,

- резервные активы: монетарное золото, специальные права заимствования, резервная позиция в МВФ, другие зарубежные активы.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.