"Все мне позволительно, но не все полезно" (6:12а)
Утверждение "все мне позволительно" было, может быть, распространенной в коринфском либеральном обществе поговоркой. Павел позаимствовал ее - и, заставляя ее показать себя с невыгодной стороны, говорит: "И мне все позволительно, тоже. Каждый грех, который я совершу, мне простится". Но это не значит, что какой-либо грех мог бы быть правильным или хорошим или мог бы привести к чему-либо правильному или хорошему. Грех никогда не может быть ценным или приносящим пользу. Слово "полезно" ("сумферо") означает - приносить благо. В том смысле, что верующие свободны и больше не находятся под властью закона - никоим образом - все им позволительно. Но расплата за совершение некоторых поступков ужасно высока, последствия некоторых поступков чрезвычайно неполезны. Грех никогда не приносит выигрыша, а проигрыш он приносит всегда.
Тот конкретный вид греха, который имеет в виду здесь Павел, это - грех в половой жизни. Ни один другой грех не имеет в себе столько хитро спрятанных ловушек, не обладает такой разрушительной силой. Этот грех разбил больше браков, погубил больше семей, вызвал больше болезней и сердечной боли и испортил больше жизней как алкоголь и наркотики, вместе взятые. Этот грех ведет к тому, что люди начинают лгать, воровать, мошенничать, убивать, клеветать, сплетничать, становятся ожесточенными, полными ненависти и непрощения.
Нигде не говорится об опасностях этого греха ярче и убедительнее, чем в Притчах. "Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее" (Прит. 5:3). Истина, лежащая в основе этих стихов, относится к блуднице или к любой женщине, которая пытается соблазнить мужчину. Она относится также и к мужчине, который пытается соблазнить женщину. Суть в том, что половое обольщение крайне соблазнительно и обладает могучей силой. Кажется, что это - что-то милое, приятное и хорошее. Оно не обещает ничего, кроме наслаждения и удовлетворения. Но его последствия "горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый. Ноги ее (чужой жены) нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостижимы, и ты не узнаешь их" (ст. 4-6). Первый признак греха в половой жизни - это обман. Этот грех никогда не дает того, что обещает. Предлагает он большое удовлетворение, но приносит большое разочарование. Он претендует на то, что он-то и дает чувство настоящей жизни, но на самом деле он - путь к смерти. Незаконные половые отношения всегда - "непостижимы". Участвующих и этих отношениях не связывает ничто, кроме временного и безличного удовлетворения физических импульсов. Это -непрочный цемент. Другая трагедия, которую приносит этот грех, в том, что часто люди, состоящие в незаконных половых отношениях, "не знают", что эти отношения не-стабильны, не сознают, - и, возможно, в течение долгого времени, что их отношения не могут не угаснуть однажды.
Так они все глубже и глубже увязают в болоте этих обреченных взаимоотношений, и, чем дольше они остаются в этой западне, тем губительнее и мучительнее оказывается конец этих отношений.
Однако те, кто считает всякий секс в основе своей явлением негативным, так же далеки, от истины, как и те, кто считает, что всякий секс в основе своей явление положительное и позволительное. Бог не против секса. Он Сам создал его и благословил. Когда половая жизнь протекает исключительно в рамках брака, как и задумал Господь, она прекрасна, она обладает утоляющим и стабилизирующим воздействием. "Источник твой да будет благословен - говорит Писание, - и утешайся женою юности твоей... любовью ее услаждающейся постоянно" (5:18-19).
Как же избегнуть половых связей вне брака? Совет Библии прост: не приближайся к тем лицам и к тем местам, которые могли бы вовлечь тебя в беду. "Держи дальше от нее путь. твой, и не подходи близко к двери дома ее" (Прит. 5:8). Когда жена Потифара ежедневно соблазняла Иосифа, он отказался не только "спать с нею", но и "быть с нею" (Быт. 39:10). Когда она попыталась принудить его к прелюбодеянию и сорвала с него одежду, он "оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон" (ст. 12). Для объяснений и споров было не время - пора было бежать. Когда мы невольно. оказываемся в подобной ситуации, единственное разумное, что мы можем сделать - это выбраться из нее как можно скорее. В страсти нет ничего рационального или разумного, и ситуаций, опасных в половом отношении, надо избегать, а не рассуждать о них.
Незаконные половые отношения приводят к потере здоровья, к потере владений, к потере чести и уважения. Это не значит, что каждый, замешанный в такие отношения, непременно терпит все эти убытки, но это лишения, ожидающие тех, кто упорствует в этом грехе. Злоупотребляющему сексом придется обнаружить, что он здоровье свое отдал "другим", и лета свои - "мучителю", что "насыщались силою" его "чужие", и что он будет "стонать" "после, когда плоть (его) и тело (его) будут истощены" (Прит. 5:9-11). "Краденые воды" половых отношений вне брака "сладки, и утаенный хлеб приятен", но "мертвецы там" (Прит. 9:17-18). Грех в половой жизни - это ситуация, в которой не может быть выигрыша. Он никогда не приносит пользы и всегда приносит вред.
Бог смотрит на половую безнравственность чрезвычайно серьезно. Из-за этого греха в Израиле "в один день погибло... двадцать три тысячи" (1 Кор. 10:8). Давид был человеком по сердцу Бога, через него Бог руководил Израилем и даже писал Писание. Но, согрешив, Давид не был освобожден от последствий своего греха. Он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, и она забеременела. Тогда Давид подстроил, чтобы ее муж был убит в бою, и взял Вирсавию себе в жены. "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа" (2 Цар. 11:27). Устами Своего пророка Нафана Бог сказал Давиду: "Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, ... вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего", и "умрет родившийся у тебя сын" (12:10-11, 14). Давид платил за этот грех почти каждый день своей жизни. Несколько его сыновей были мятежниками,, мстили и завидовали, и в основном его семейная жизнь была трагической бойней.
Давид покаялся и был прощен. "Господь снял с тебя грех твой", - сказал ему пророк (2 Цар. 12:13), но Господь не снял с него последствий греха. После этого события царь Давид написал Псалом 50, полный благодарности, но также и глубокого раскаяния, мучительных угрызений совести. Он испытал чудесное и великодушное прощение Божье, но он также и сумел разглядеть ужас своего греха. "Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал" (ст. 6). Божья благодать свободна изливаться на любого, но цена греха велика.