"Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как. они были похотливы Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сел есть и пить, и встал играть" Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя" (10:5-10).
Весь Израиль разделял общие благословения освобождения, крещения и питания в пустыне. И все же не о многих из них благоволил Бог Из всего огромного числа Израильтян, покинувших Египет, в Землю Обетованную было разрешено войти только двоим: Иисусу Навину и Халеву. Моисей и Аарон были признаны недостойными войти в Землю Обетованную, потому что Моисей ударил своим посохом в скалу в Мериве, вместо того, чтобы заговорить с нею как повелел ему Бог (Числа 20:8-12, 24). Из-за своего непослушания все израильтяне, кроме двоих поражены были в пустыне. Слово "катастроннуми", переведенное как "поражены", буквально означает "разбросаны, рассыпаны, разбрызганы". Трупы тех, кто был неугоден Богу, были раскиданы по всей пустыне. Весь Израиль был великодушно благословлен, освобожден из рабства, крещен и питаем Господом в пустыне, но в этом "ристалище", в этом испытании на послушание и служение, большинство из них были признаны недостойными (ср. 9:24, 27). Они неправильно использовали свою свободу и свои благословения, они злоупотребляли ими. Эгоцентричные и самодовольные, они попытались жить на пределе своей свободы, -и впали в искушение, а затем и в грех.
Многие из израильтян, признанных недостойными, были верующими, которые стали непригодными для Божьего служения. Они стали тем, что Павел в другом месте назвал сосудами, которые находятся не в почетном употреблении. Они не очистили себя от "юношеских похотей" и не стремились держаться "правды, веры, любви и мира". Поэтому они не стали теми сосудами, которые "в чести, освященные и благоупотребленные Владыке, годные на всякое доброе дело" (2 Тим. 2:21-22). Они были разбросаны по пустыне как черепки - осколки разбитых сосудов, ставших бесполезными.
Кары, обрушившиеся на непослушных израильтян в пустыне были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Те, кто поражены были в пустыне, не усмиряли свои тела, как усмирял и порабощал свое тело Павел (9:27), но потворствовали каждому желанию своих тел, каждому вожделению, каждой похоти. Тело, находящееся под контролем, полезно Господу, а избалованное - нет. Христианин, который контролирует свое тело и воздержан в том, что касается своего образа жизни, достоин служить Господу, а тот, кто потворствует своему телу и беззаботен в образе жизни, недостоин.
Израильтяне оказались недостойными, и виной тому были четыре главных греха: идолослужение (ст. 7), половая безнравственность (ст. 8), искушение Бога (ст. 9) и ропот (ст. 10).
Идолослужение
Идолы были более чем знакомы коринфянам: все окружающее их общество строилось на идолопоклонстве. В этом обществе не было ни одной религиозной, социальной, политической или деловой функции, осуществление которой проводилось бы без определенной замешанности в почитание идолов или, по крайней мере, в их признание.
Многие из коринфских христиан, слишком полагаясь на свою моральную и духовную силу, стали беззаботно относиться к участию в таких мероприятиях, где поклонялись ложным богам, либо советовались с ними, либо взывали к ним. Они думали, что могут участвовать в таких мероприятиях без всякого вреда для себя. Некоторые из верующих - или из тех, кто притворялся верующим, - соскользнули назад и докатились до активного идолопоклонства (5:11). Некоторые другие находились в опасности, что и с ними случится то же самое.
Все еще используя в качестве примера историю Израиля, Павел предостерегал коринфян: не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них. Не успели израильтяне выйти из Египта, как впали в идолопоклонство. Вокруг них не было ни языческих жрецов, ни храмов, ни идолов, которые могли бы соблазнить их, но они ухитрились сделать собственных идолов и совершить собственные импровизированные религиозные церемонии.
В 32-ой главе книги Исхода записана отвратительная история. После того, как Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить скрижали с Божьими заповедями, народ никак не мог дождаться его возвращения. Они убедили Аарона без большого труда сделать золотого тельца. Хотя телец был символом популярного в те времена египетского бога, израильтяне собирались использовать его для поклонения Иегове. Они обращались к тельцу как к богу, который вывел их из Египта (32:4), и когда Аарон построил этому идолу алтарь, он объявил "праздник Господу", то есть Иегове, или Яхве (таково было по завету имя израильского Бога) (3:14-15). Аарон даже предложил принести тельцу те же самые жертвоприношения: всесожжения и жертвы мирные, которые по обычаю предлагались Богу. Каким-то образом они предполагали, что могут использовать языческих идолов для почитания истинного Бога. Они так долго жили и в окружении языческих церемоний Египта, что это казалось им почти естественным: добавлять языческие обычаи к истинному богослужению. Даже Аарон, первый из израильских первосвященников и второй среди руководителей после Моисея, не отказался, когда к нему пришел народ со своей развращенной идеей. Это он выдвинул предложение использовать драгоценности, полученные от египтян, чтобы сделать из них тельца.
Цитируя книгу Исхода (32:6), Павел продолжает: "народ сел есть пить, и встал играть". Еда и питье - это ссылка на тот избыточный пир, который последовал за жертвоприношением. Слово "играть" в данном случае - эвфемиам, означающий сексуальные игры; здесь употреблено то же самое слово, которое переведено как "играет" в книге Бытие 26:8. Около трех тысяч израильтян, которые раздули эту идолопоклонническую и безнравственную оргию на Синае, погибли (Исх. 32:28).
Некоторые из верующих в Коринфе также вернулись к своему прежнему образу богослужения. Идолы представляют ложных богов, богов, которые на самом деле - демоны, и ниже, в главе 10 Павел предостерегает: "не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (1 Кор. 10:20-21). Истинному Богу можно поклоняться только истинным образом. Те, кто пытается почитать Бога с помощью безнравственных и языческих обычаев, приносят бесчестие Ему и осуждение себе.
Когда христиане почитают кого-нибудь, кроме Бога, это -идолопоклонство. Почитание Девы Марии, святых, икон или ангелов - это идолопоклонство. Как бы искренне ни старались почитать Бога те, кто следует этим обычаям, такие обычаи являются ложным богослужением и строго запрещены в Писании. Первая заповедь, которую Бог дал Моисею, гласила: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20:3). Существует лишь один Бог, и только Его следует почитать. Содержащийся в книге Откровения приказ: "Богу поклонись" (22:9) и до сих пор является повелением, исключающим любое другое почитание. И слова: "дети! храните себя от идолов" все еще являются всесторонним запрещением.
Конечно, не всякий идол - это физический объект. Необязательно идолы должны быть сделаны из камня, дерева или металла. Любое представление о Боге, не являющееся библейским, это ложное представление, и если ему верят и следуют, оно становится идолом. Те, кто следует богу, сделанному человеком, могут заявить, что они почитают Бога Писания, - в точности как израильтяне заявляли, что их поклонение тельцу было поклонением Господу. Но ни один ложный бог не имеет ничего общего с Богом Библии.
Различные церкви и философские течения половины в том, что фактически люди делают богов из успеха, любви, социального служения, из представления о себе или просто из человечества. Все, чему мы отдаем свою преданность и верность в первую очередь, является идолом. Многие из тех, кто не бросил бы и второго взгляда на вырезанного из дерева или камня идола, жертвуют здоровьем, временем, семьей, моральными устоями и всем, что бы ни потребовалось, чтобы достичь успеха или признания, которого они хотят, - то есть приносят жертвы этим идолам. В основе этого - грех идолопоклонства, как и всякий другой грех.
Как Бог сказал Иезекиилю об израильских старейшинах, "сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим" (Иез. 14:3).
В тех церквях, где практикуется любая форма идолопоклонства - церемониальная, теологическая или практическая, христиане не могут долго участвовать в церковной жизни, оставаясь незапятнанными. Им не следует и оставаться в таких церквях. Не следует поддерживать и поощрять, даже косвенно, тех, кто придерживается таких учений и обычаев, которые не являются библейскими и благочестивыми. Даже косвенная поддержка таких учений и обычаев бесчестит Бога, укрепляет других в их грехах и подвергает опасности собственное духовное благополучие этих людей.