"Но если кто скажет вам: "это идоложертвенное", - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю?" (10:28-30).
Для иллюстрации четвертого принципа Павел пользуется тем же самым примером: предполагаемой трапезой в доме язычника.
Если кто, в данном случае имеется в виду верующий, случайно окажется в этом доме и скажет вам "это идоложертвенное", тогда не ешьте ради того, кто объявил вам. Не вступайте в спор, не осуждайте никого и не настаивайте на своей свободе. Откажитесь от своей свободы, чтобы не оскорбить совесть другого верующего.
Павел ясно дает понять, что слова ради совести в этом случае относятся не к нашей совести, а к совести другого. Ради единоверцев мы должны поступать по-другому, чем мы сами считаем нужным, но даже ради них мы не должны изменять свои мысли, совершать насилие над своей совестью. Законничество немощного брата не должно доводить и нас самих до законичества, оно должно только побуждать нас к великодушию.
Но совесть нашего брата во Христе должна быть для нас важна, важнее, чем чувства неверующего хозяина, пригласившего нас в гости. Лучше обидеть хозяина, отказавшись есть идоложертвенное мясо, чем обидеть немощного верующего, не отказываясь от этой еды. Если перед нами выбор оскорблять ли христианина или нехристианина, то лучше оскорбить нехристианина. Польза и назидание нашего брата или сестры во Христе имеет большее значение. Да и не только это. Необходимо учитывать, что наше свидетельство о Христе потеряет силу, если мы станем ссориться с единоверцами и осуждать их. Наоборот, если мы с любовью встанем на их сторону, это вызовет уважение к нам самим со стороны неверующих, которые поймут, что мы заботимся об убеждениях братьев и сестер по вере.
Наша собственная свобода не должна быть судима чужой совестью, то есть нам не следует проявлять свою свободу таким образом, который может показаться обидным для немощного брата. Мы должны поблагодарить и за еду, и за свою свободу, и затем проявить свою свободу в том, что мы откажемся от еды, которая оскорбляет брата. Как же это возможно, благодарить Господа за то, что могло бы по служить соблазном для нашего брата или сестры во Христе?
Цель христианской свободы
"Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией" (10:31-32).
Если мы внимательно и бескорыстно пользуемся своей христианской свободой, цель этого состоит в том, чтобы прославлять Бога. Слова о еде и питье стоят в контексте примера, связанного с употреблением идоложертвенного, но этот пример следует понимать гораздо шире. Павел говорит нам, что даже в самых земных, обыденных и недуховных занятиях, таких, как еда и питье, нам следует прославить Бога. Мы должны посвятить всю свою жизнь Его славе. Это - цель нашей жизни, которая теперь принадлежит Господу, потому что мы "куплены дорогою ценою" (1 Кор. 7:23). Не только когда мы едим или пьем, но и всегда, что бы мы ни делали, мы должны все делать в славу Божию. (Дальнейший материал о прославлении Бога смотри в разделе, открывающем эту главу).
Человек либо живет такой жизнью, которая оказывает честь Богу, либо позорит Его своей жизнью. Даже Его избранный народ стал для Бога таким срамом, что в 722 году до н.э. Он позволил Ассирии завоевать и увести в плен Израиль, а в 586 году до н.э. - Вавилонии завоевать и увести в плен Иудею. Однако эти завоевания в первую очередь принесли Его имени еще больше позора, потому что окружающие Израиль и Иудею языческие народы стали говорить, что у Бога Иеговы не было сил даже для того, чтобы спасти Свой собственный народ. Через Своего пророка Иезекииля, который тоже был уведен в вавилонский плен, Бог пообещал, что Он избавит и вновь соберет Свой народ. Но целью этого будет освятить "великое имя Мое, бесславное у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я - Господь" (Иез. 36:23). Божья слава - это главная забота Бога, и она должна быть и нашей главной заботой.
Когда кто бы то ни было грешит, это бесчестит Бога, но особенное бесчестие для Него - когда грешит Его народ. Поскольку Он оказал нам особую честь Своим прощающим милосердием, мы особенно бесчестим Его своими грехами. Когда же Он, в Своей справедливости, принужден наказать нас, неверующие бесчестят Его еще больше, обвиняя в том, что Он не заботится даже о своем собственном народе, как это делали народы, жившие вокруг Израиля. Грех любого рода отнимает славу у Бога.
Но сколько бесчестия приносят Ему грехи Его народа, столько же чести и славы приносят Ему вера и послушание Его народа. В точности так же, как наши грехи свидетельствуют против Его чести, наше любящее послушание свидетельствует к Его чести. Когда мы отрекаемся от греха и оставляем его, мы прославляем нашего небесного Отца А когда мы пользуемся своей христианской свободой ради Него и ради других Его детей, мы прославляем Его даже еще больше.
Мы должны вести такой праведный, бескорыстный и полный любви образ жизни, чтобы не подавать соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией. В эти три группы входит все человечество. Ни один наш поступок не должен помешать неверующему, будь он евреем или неевреем, прийти ко Христу (ср. Деян. 15:20-29), и ни один наш поступок не должен заставить споткнуться нашего немощного брата во Христе (1 Пет. 2:11-19). Что многих людей оскорбляет Писание, - это их дело; но если их без всякой необходимости оскорбляет наш образ жизни, - это уже наше дело; и это то, что бесчестит Господа. Термин "апроскопос", здесь переведенный как не подавайте соблазна, в послании к Филлипийцам (1:10) переводится "чтобы... вы были чисты и непреткновенны".