"Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов" (11:7-10).
Поскольку покрытая голова является знаком подчинения, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия. Мужчина в моральном, умственном и духовном отношении был создан по образу Бога. Он был создан с интеллектом, волей, эмоциями, знаниями и святостью, в ко торой он восстановлен в Иисусе Христе (Еф. 4:24).
Кроме того, мужчина несравненным образом создан для того, чтобы нести образ Бога как руководитель, которому дана сфера суверенности. В этом смысле он также создан для того, чтобы быть славой Бога. Бог дал мужчине господство над всем животным миром, чтобы тот заботился о нем в согласии с Его божественным планом. Мужчине дано руководство над миром. И мужчины, и женщины созданы по образу Бога, но, как Павел указывает в стихе 8, первоначальным созданием "из праха земного" был только Адам (Быт. 2:7). Ева была создана позже из части тела самого Адама (2:21-22). Мужскому полу были даны господство и власть над сотворенным Богом миром, и поэтому мужчина есть слава Бога.
Грехопадение закрепило эти роли даже еще более разительным образом, как указано в книге Бытия: "к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (3:16). Итак, мужчина должен представлять Бога в том, что касается власти и руководства, и тем самым он - слава Бога. После грехопадения роль мужчины укрепилась. Следовательно, он не должен носить никаких символов подчинения.
Неправильно интерпретируя 34:33-35 из книги Исхода, некоторые раввины в древности учили, что еврейским мужчинам следует покрывать свои головы, когда они молятся, потому что Моисей закрывал лицо в присутствии Божьей славы. Но Моисей носил покрывало в присутствии людей, а не в присутствии Бога. Как Павел объясняет в своем следующем послании в Коринф, Моисей "полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (2 Кор. 3:13). Он не хотел, чтобы они видели славу Бога, которую он получил в Божьем присутствии и которая исходила от его лица. Поэтому еврейская традиция, предписывающая мужчинам покрывать голову во время молитвы, это человеческая традиция, а не божественная.
С другой стороны, жена есть слава мужа. Женщина была создана, чтобы мужская власть и мужская воля могли проявиться, так же, как и мужчина был создан, чтобы проявить Божью власть и волю. Женщина - это заместитель правителя, руководящая вместо мужчины или осуществляющая волю мужчины, в точности как мужчина - правитель, замещающий Бога, который правит вместо Него и осуществляет Его волю. Женщина светит не прямым светом - от Бога, а отраженным светом - от мужчины. Если мужчина - это и образ, и слава Бога, то женщина - только образ Бога (Быт. 1:27), а не образ мужчины, и слава мужчины, а не слава Бога. Суть в том, что мужчина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из Себя, а женщина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из мужчины (Быт. 2:21-22).
Однако в том, что касается спасительной и освящающей благодати, женщина входит в общение с Богом так же глубоко, как и мужчина. Она была наравне с ним создана по образу Бога, и этот образ в ней равным образом восстановлен через веру в Иисуса Христа. Она будет настолько же подобна Иисусу, как и любой мужчина, когда мы увидим нашего Господа лицом к лицу (1 Кор. 13:12), Но, хотя женщина создана вполне по образу Бога, она не является непосредственной славой Бога. Она непосредственно - слава мужчины, косвенное отражение мужской славы Бога. Ее роль в мире - подчиниться управлению мужчины, которому дано божественное господство.
Приводя дальнейший аргумент в пользу этого утверждения, Павел указывает, что не муж от жены, но жена от мужа. Первым был создан Адам, и ему было дано господство над землей, до того, как была создана женщина; и, когда она была создана, она была создана из него. Само ее имя свидетельствует об этом: она была названа "женою: ибо взята от мужа" (Быт. 2:9-23; ср. 1 Тим. 2:11-13).
Женщина была создана не только из мужчины, но и для мужчины. И не муж создан для жены, но жена для мужа. Ни в интеллектуальном, ни в моральном, ни в духовном или функциональном отношении женщина не ниже мужчины. Она несравненно отличается от него. Ее роль в том, чтобы подчиниться мужчине, принять его защиту и заботу, и она должна быть "помощником, подобным ему".
В стихе 10 Павел возвращается к применению этого принципа. Посему жена и должна иметь на голове свой знак власти над нею, для Ангелов. Использование покрывала символизирует божественный и универсальный принцип подчинения женщины мужской власти. Знак власти - по-гречески одно слово (эксоисия) и означает "законная сила" или "власть". Покрытая голова является законной силой женщины, ее правом молиться и почитать Бога, поскольку покрытая голова символизирует ее покорность. Слово символ или знак употребляется потому, что здесь есть очевидная ссылка на покрытие головы, о котором говорится в стихах 4-7. Женщина должна носить такой знак как указание на то, что она подчиняется мужчине.
Основное значение слова Ангелы - это "посланцы". Здесь Павел говорит о святых ангелах, об ангелах, служащих Богу, самая характерная черта которых - это полное и непосредственное послушание Богу. Повсюду в Писании Божьи святые ангелы показаны как создания, имеющие великую силу, но это всегда - сила, полученная свыше и покорная Богу. Сатана и другие ангелы, последовавшие за ним, были сброшены с небес по той самой причине, что они пытались использовать данную им силу для своих собственных, эгоистичных целей и для своей славы, а не для Божией. А святые ангелы, наоборот, представляют собой наивысший образец того, как тварь должна покоряться Творцу. Большой отрывок из послания к Евреям посвящен объяснению того, что Христос выше ангелов и они, добровольно покоряясь, служат Ему (1:4-2-18).
Эти посланцы - Божьи хранители Его церкви, над которой они стоят, как вечные стражи. Женщина должна покрывать свою голову в знак покорности для Ангелов, чтобы эти самые покорные из всех созданий, не были оскорблены непокорностью. Кроме того, ангелы присутствовали при сотворении мира (Иов 38:7), они были очевидцами уникального Божьего замысла о мужчине и женщине, и любое нарушение этого порядка было бы оскорбительно для них. Представление о том, что надо заботиться о реакции ангелов на наше поведение и об их чувствах, можно обнаружить также в Еф. 3:9-10 и у Матф. 18:10. Мидрэш учил, что ангелы - это хранители порядка творения.