"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос" (12:12).
Снова Павел (ср. 10:17) для иллюстрации идеи об единстве Христова тела, церкви, и о взаимосвязанности его частей прибегает к сравнению с человеческим телом. Вплоть до 27 стиха главы 12 Павел использует термин тело, всего около 16-ти раз. Этим термином он пользуется и во многих других своих посланиях (Рим. 12:5; Еф. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; Кол. 1:18 и т.п.).
Человеческое тело это ни с чем не сравнимое, изумительное органическое творение Бога, дивно сложное, и все-таки единое. Части этого тела сосуществуют, функционируя с беспримерной гармоничностью, слаженностью и взаимосвязанностью. Это - союз, который нельзя разделить на отдельные части. Если этот союз разделяется, то та часть, которую отрезают от общего целого, прекращает свое существование и умирает, в то время как остальное тело лишается части своих способностей и действенности. Тело - это нечто неизмеримо большее, чем просто сумма его частей.
И Христово Тело тоже едино. Христианских организаций, учреждений, органов и всякого рода групп много. Но церковь только одна, и каждый, истинно верующий в Христа, является ее членом. Павел так настойчиво проводит мысль о единстве в церкви, что он даже о Христе говорит как о церкви: так и Христос. Отделить Христа от Его церкви так же невозможно, как отделить тело от его головы. Когда о Христе говорят как о главе церкви, всегда имеется в виду голову как тот центр, из которого осуществляется умственный и духовный контроль над всем телом. Когда тело теряет свой ум и лишается духа, оно перестает быть телом и становится трупом. Оно все еще организовано так, как было организовано тело, но живым организмом оно больше не является.
О том же самом говорит и Иисус, используя другую метафору: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5). Ветвь, отделенная от дерева, это не только неплодоносная ветвь, но и ветвь безжизненная.
По этой причине Новый Завет говорит о том, что мы - во Христе, а Христос - в нас. Он не просто со Своей церковью. Гораздо более того: Он в Своей церкви, и Его церковь - в нем. Они полностью отождествляются. Церковь - это органическое тело, живое проявление Иисуса Христа, пульсирующее и дышащее в такт с вечной жизнью Бога. Общий знаменатель, к которому можно привести всех верующих, - это то, что они владеют самою жизнью Бога. Иисус сказал: "Ибо Я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14:19). "Имеющий Сына имеет жизнь" (1 Иоан. 5:12), потому что "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17).
В то время, когда Христос пребывал на земле, Он был воплощен в одном-единственном теле. Теперь же Он воплощен в другом теле, великом, разнообразном и драгоценном теле - в Его церкви. Сейчас Христос воплощен в мире через Свою церковь. Истинной церковной жизни без жизни Христа быть не может. Павел не говорит: "ибо для меня жить - значит быть христианином", но говорит "Ибо для меня жизнь - Христос" (Фил. 1:21). По сути дела, он мог сказать: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Этой же самой жизнью Христа владеет каждый верующий, и поэтому каждый верующий - это часть Христа, часть Его Тела, церкви. Церковь - это одно тело, ведь так и Христос. Примеры того, что подразумевается под этой солидарностью, можно найти у Матфея (18:5 и 25:31-46), где наш Господь учит: то, что мы делаем для одного из детей Божиих, мы делаем и Самому Христу.