Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы. Организации.



Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: 1) профилактический характер; 2) участковость; 3) массовость; 4) специализация медицинской помощи 5) общедоступность.

Особенность оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению:

1) этапность оказания помощи;

2) передвижные виды врачебной медицинской помощи (выездные врачебные бригады).

Особенности организации сельской медицинской помощи:

1) низкая плотность населения - численность сельского населения в 2004 г. 2.803.600, 2005 г. 2.744.200, 2006 г. 2.691.500. По сравнению с 2002 г. численность сельского населения снизилась на 118 тыс. В 2005 г. родилось 90.307 чел, из них на селе 24.205 (26,8%). Рождаемость в 2005 г. 9,2 в РБ, на селе - 8,9 . Смертность на селе в 2,2 раза больше, чем в городе. Младенческая смертность в целом 6,4 , на селе - 9,3 . Ожидаемая продолжительность жизни на селе 64,52 г., в городе 70,53 г.

Людность - количество людей в населенном пункте. Средняя численность сельского населения - 200 чел.

2) разбросанность населенных пунктов на большой территории - сельских населенных пунктов 24 тыс. Средняя плотность населения в РБ 48 чел на км2, в селе - 10 чел на км2. Близость - расстояние между населенными пунктами, радиус обслуживания - расстояние от населенного пункта, где есть медицинские учреждения до самого удаленого населенного пункта, жители которого прикреплены к этому учреждению для медицинского обслуживания. Эта величина управляемая и изменяется в зависимости от численности населения.

3) плохое качество дорог

4) специфика сельскохозяйственного труда: сезонность, зависимость от погоды

5) условия, образ жизни, традиции

6) низкая обеспеченность специалистами

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации:

I этап -– ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений:

а) участковую больницу (сельскую врачебную амбулаторию, СВА)

б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

в) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ. ФАП-ы - филиалы врачебной амбулатории.

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы- создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0,5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1,5-2,0% от бюджета ЗО района.

Функции ФАПа:

- оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

- проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

- организация патронажа беременных женщин, детей,

- проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

- гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) - обслуживал 7-9 тысяч населения в радиусе 7-9 км.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При нерентабельной деятельности участковых больниц, они закрываются или перепрофилируются в отделения реабилитации районных больниц, а для медицинского обслуживания населения открываются самостоятельные сельские врачебные амбулатории (СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинскую помощь больным со стоматологическими заболеваниями в участковой больнице или в сельской врачебной амбулатории оказывает стоматолог (зубной врач).

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц:

1. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения:

  взрослое население детское население
Врач-терапевт 4,0
Врач-педиатр 8,0
Акушер-гинеколог 0,6
Хирург 0,4 0,3
Стоматолог 2,5 2,5

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность:

­ врач-терапевт – на 25 коек;

­ врач-педиатр – на 20 коек;

­ хирург – на 25 коек;

­ стоматолог – на 20 коек.

Коечная емкость сельской участковой больницы - 27-29 коек.

II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО).

Руководят ТМО главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители:

­ заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом);

­ заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);

­ заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек);

­ заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек);

­ заместитель по экономическим вопросам;

­ заместитель по административно-хозяйственной части.

В состав медицинского совета входят: главный врач, его заместители, главный врач Центра гигиены и эпидемиологии, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района, председатель райкома профсоюза медицинских работников, председатель общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Решение о создании ТМО принимается вышестоящим органом управления здравоохранения. В небольших городах и сельских районах ТМО объединяет как правило все лечебно-профилактические учреждения и заменяет горздравотдел и ЦРБ. В крупных городах с населением более 100 000 населения может быть несколько ТМО, одно из них – головное.

ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить:

­ поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);

­ женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома;

­ станции скорой медицинской помощи;

­ детские санатории и другие учреждения.

Объединение учреждений должно быть целесообразным, а не обязательным. Учреждения, которые не вошли в ТМО, действуют самостоятельно. Как правило, это центры здоровья и центры гигиены и эпидемиологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, станции переливания крови.

Принципы формирования ТМО:

1. Определенная численность населения – оптимальный размер ТМО – 100-150 тыс. населения.

2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений.

3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города).

4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Задачи ТМО – обеспечение доступной и квалифицированной лечебно-профилактической помощи населению.

Функции ТМО:

1. Организация лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью.

2. Проведение профилактических мероприятий.

3. Оказание скорой помощи больным.

4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому.

5. Своевременная госпитализация.

6. Диспансеризация населения.

7. Проведение медико-социальной экспертизы.

8. Проведение гигиенического обучения и воспитания.

9. Анализ деятельности ЛПУ.

Основными лечебно-профилактическими учреждениями II этапа являются центральная районная больница (ЦРБ) и другие учреждения района.

Структура ЦРБ:

1. Поликлиника со специализированными отделениями (до 20 специальностей врачей).

2. Стационар.

3. Отделение скорой помощи.

4. Патологоанатомическое отделение.

5. Организационно-методический кабинет.

6. Вспомогательные структурные подразделения.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения райцентра, района квалифицированной специализированной медицинской помощью.

2. Оперативное, организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения района.

3. Планирование, финансирование деятельности медучреждений.

4. Проведение мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи.

5. Повышение квалификации медицинских кадров.

Средняя коечная емкость ЦРБ 300-320 коек.

За организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.

Амбулаторная стоматологическая помощь на II этапе может оказываться в стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях поликлиники ЦРБ. Стационарная стоматологическая помощь в стоматологическом отделении стационара ЦРБ или на специальных койках для стоматологических больных в хирургическом отделении.

III этап – областная больница и медицинские учреждения области.

Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы:

1. Стационар.

2. Консультативная поликлиника.

3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).

4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.

5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.

6. Общежитие для медицинских работников.

Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000-1100 коек, детской - 400 коек.

Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.

Число больничных организаций на селе в 2005 г. - 274, из них участковых больниц 184, больниц сестринского ухода - 90. Число амбулаторно-поликлинических организаций 3326. Самостоятельных врачебных амбулаторий на 2005 г. - 253, амбулаторий врача общей практики на 2005 - 336. ФАП-ов в 2005 - 2524.

IV этап: республиканский уровень (РНПЦ, республиканские больницы).

Санэпидслужба, ее место и роль в профилактике заболеваний. Управление службой. Организации. Взаимосвязь ЦГЭиОЗ (ЦГиЭ) с медицинскими организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, стационар).

Санитарно-эпидемическая служба - система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Задачи санэпидслужбы:

1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство

2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними

3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населения

В основе организации санэпидслужбы лежит:

1. государственный характер санитарно-эпидемической деятельности

2. научная плановая основа санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий

3. единство управления санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности, состоящая в том, что эта работа сосредоточена в едином комплексном учреждении - ЦГиЭ.

4. участие всех медицинских организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе при организующей роли санэпидслужбы

5. участие населения в санитарно-оздоровительной работе и пропаганде гигиенических знаний

Основная задача - государственный санитарный надзор; контроль за проведением санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Содержание (контроль за высолнением) СЭС:

1) предупреждение и ликвадация загрязнения окружающей среды

2) оздоровление условий труда на сельско-хозяйственном и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости

3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков

4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами

5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.

Государственный санитарный надзор осуществляется органами санэпидслужбы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.

Организационная структура СЭС РБ:

а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный государственный санитарный врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет санитарно-эпидемический отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.

б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным государственным санитарным врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области

в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный государственный санитарный врач района, заместитель главного врача района

Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии.

Всего ЦГиЭ в РБ - 146, кроме них есть центры дезинсекции и дератизации, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты.

Организационная структура ЦГиЭ (на примере):

1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования

2. Санитарно-гигиенический отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.

3. Санитарно-эпидемиологический отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)

4. Радиационная гигиена.

5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции

6. Отдел особо опасных инфекций

7. Отдел профилактики СПИД.

Связь ЦГиЭ с поликлиникой - решает следующие вопросы:

- контроль за проведением профилактических прививок

- совместная работа по диспансеризации населения

- учет и отчетность по инфекционной заболеваемости

- контроль за проведением врачебных первичных противоэпидемических мероприятий

- медицинское наблюдение за очагом инфекции

- проведение дегельминтизации

- анализ заболеваемости и связь с окружающей средой (социально-гигиенический мониторинг)

- заслушивание на медицинских советах материалов о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима

- работа по формированию ЗОЖ

- участие в совместных профосмотрах рабочих промышленных предприятий

Связь ЦГиЭ со стационаром:

- контроль за проведением санэпидрежима и своевременным выявлением инфекций:

а) периодическое обследование персонала

б) периодическое закрытие на дезинфекцию

- учет и отчетность по инфекционным заболеваниям

- заслушивание в стационарах материалов по противоэпидемическим мероприятиям, их проверки ЦГиЭ

Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются: а) конституцией РБ б) законом о ЗО в) законом о санитарно-эпидемическом благополучии г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов по санитарно-противоэпидемическим вопросам.

Государственный санитарный надзор органами и учреждениями СЭС осуществляется в 2-х формах:

а) предупредительной - за строительством, планировкой, застройкой населенных пунктов, планированием размещения промышленности

б) текущий - санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, промышленных мероприятий, пищевых объектов, детских дошкольных и школьных учреждений, источников инфекции и прочее.

Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только санитарный врач имеет право принуждения.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредото

Медико-социальная экспертиза (МСЭ), определение, содержание, основные понятия.

Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:

1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая

а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)

б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.

Основные задачи МСЭ:

1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

2. установление причин инвалидности

3. определение трудовых рекомендаций

4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

6. экспертный контроль за длительно болеющими

7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

Основные понятия МСЭ:

1) трудоспособность - такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

а) медицинский - влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

б) социальные - включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

2) нетрудоспособность делится на:

а) временную - функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

б) стойкую - возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

Временная и стойкая нетрудоспособность могут:

1. полной - невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.

2. частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Аспекты экспертизы нетрудоспособности:

1) медицинские – исследование характера заболевания;

2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;

3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;

4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;

5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.

46. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Реабилитация - это комплекс мер различного характера, направленных на снижение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалида достижения социальной интеграции. Это межведомственное понятие ( в реабилитации должны участвовать не только врачи).

Основные виды реабилитации:

а) медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм

б) медико-профессиональная реабилитация - процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней;

в) профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;

г) трудовая реабилитация - процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;

д) социальная реабилитация - система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества

Направления реабилитации:

1) реабилитация больных – направлена на предупреждение дефекта, профилактика инвалидности

2) реабилитация инвалидов – снижение тяжести инвалидности, адаптация инвалида к бытовой и трудовой среде.

Уровни предупреждения инвалидности

а) первичная профилактика инвалидности - снижение частоты возникновения нарушенных функций, затрудняющих жизнедеятельность и ограничивающих трудоспособность.

б) вторичная профилактика инвалидности - ограничение степени нарушения функций или обратное развитие при уже имеющихся заболеваниях, врожденных или приобретенных дефектах.

в) третичная профилактика инвалидности - предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений на уровне инвалидности в устойчивые дефекты, приводящие к утяжелению инвалидности и нетрудоспособности.

В 1994 г. принят закон "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов". На его основе действует государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Статья 4. Задачи законодательства РБ в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов:

- создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;

- обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;

- участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.

Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности включает:

- изучение причин инвалидности;

- разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации;

- разработку мер по предупреждению врожденных дефектов, хронических и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма, а также перестройку человеческой психики с помощью

внешнего воздействия;

- создание системы раннего выявления и профилактики инвалидности;

- создание специальных программ по снижению травматизма

- разработку программ аттестации и рационализации рабочих мест и условий труда как мер профилактики профессиональных и других заболеваний

- проведение медицинского обследования и оздоровление детей;

- анализ всех случаев травматизма, вызванных чрезвычайными и экологическими обстоятельствами или риском возникновения таких обстоятельств;

- контроль за неумеренным использованием лекарственных средств, наркотиков, алкоголя, табака и других стимуляторов;

- создание специальных программ по снижению частоты и тяжести наследственной патологии, эндокринных, психических заболеваний, приводящих к инвалидности, а также заболеваний алкоголизмом;

- меры воспитания, разъяснительной работы о вреде курения и алкоголизма, избыточной массы тела, недостаточной физической активности как факторов риска онкологических, сердечно-сосудистых и

других хронических заболеваний;

- научное обеспечение разрабатываемых программ, подготовку кадров, образовательные, просветительные и другие меры.

47. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы. Служба медицинской реабилитации в Республике Беларусь.

Медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм

Основная цель медицинской реабилитации – предупреждение инвалидности, восстановление и продление активной жизнедеятельности, социальной интеграции и обеспечение приемлемого качества жизни. Максимальная задача – достижение полного уровня социально-бытового обслуживания; минимальная задача – повышение способности больного к самообслуживанию.

Принципы медицинской реабилитации:

а) раннее начало;

б) непрерывность;

в) этапность (стационарный этап, поликлинический этап и санаторно-курортный этап);

г) преемственность;

д) комплексный характер реабилитации;

е) индивидуальный подход.

В организации медицинской реабилитации выделяют 2 направления:

1. Интеграция реабилитации в лечебном процессе;

2. Создание службы медицинской реабилитации (с 1993 г.), в ней выдел. 2 типа учреждений:

- неспециализированные (они организованы на региональном уровне, это многопрофильные отделения медицинской реабилитации );

- специализированные (на областном и республиканском уровне, создаются по нозологии).

Уровни и службы медицинской реабилитации в РБ:

1) Республиканский уровень:

- отделение реабилитации с клиникой на базе Белорусского научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов

- центры специализированной реабилитации на базе клинических НИИ

2) Областной уровень:

- областные многопрофильные отделения медицинской реабилитации на базе областной больницы

- специализированные реабилитационные койки в отделениях

- реабилитационные койки на базе диспансеров

- кабинеты медико – профилактического реабилитирования.

3) Местный уровень: неспециализированные отделения медицинской реабилитации.

Этапы медицинской реабилитации:

1) лечебно-реабилитационный

2) стационарный - в специализированных стационарных отделениях

3) амбулаторно-клинический

4) стационарный поздней медицинской реабилитации.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.