Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Волго-Балтийский водный путь



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О.МАКАРОВА»

Кафедра гидротехнических сооружений и конструкций

 

Реферат

 

Волго-Балтийский водный путь. Шекснинский гидроузел

 

Выполнил: студент ФВЗО, Беспалова М.А.

 

Проверил: Моргунов К.П.

 

 

Санкт-Петербург,
2015 год


 

  Стр.
Введение…………………………………………………………………….....
 
 
 
 
 
 
   
Заключение  
Список использованных источников…………………………………..……

 


Введение.

Волго-Балтийский водный путь

 

Волго-Балтийский канал, являющийся основным участком Волго-Балтийского водного пути, представляет собой крупное гидротехническое сооружение.

Канал введён в постоянную эксплуатацию 27 октября 1964 г. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем, длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км.

Выход России к Балтийскому морю в начале 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути — Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810).

 

 

Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озером, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве (всего около 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера.

Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю.

Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы — Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но к началу 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в конце 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось после Великой Отечественной войны 1941—45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь — звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: северный (Балтийский) и южный (Каспийский). Северный склон канала крутой, а южный пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4, №5 и Пахомовский гидроузел со шлюзом №6, являющийся границей между северным и южным склонами Волго-Балтийского канала.

Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км, который начинается от шлюза №6. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна в 121 км от её истока расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. Водораздельный бьеф расположен между шлюзами №6 и№7,8, вода в этом бьефе при установившемся стоке находится почти на одном уровне в течении всего года.

На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне.

В пределах водораздельного канала берега местами оползают, что создаёт определённые трудности в поддержании гарантированных габаритов судового хода. Наиболее сложным в этом отношении является участок «глубокой выемки» в районе селения Александровское 836-831 км.

Высота ветровой волны на всём протяжении канала не превышает 1,5 м и максимальна в Белом озере.

Сгонно-нагонные колебания составляют 0,5 м в Белом озере и 0,4 м на Шекснинском водохранилище.

Течение на канале слабое и практического значения для судовождения не имеет, однако в период половодья могут возникать сильные свальные течения в устьях притоков и в подходных каналах шлюзов при опорожнении-наполнении камер шлюзов возникают сильные течения до 7,2 км/ч.

Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец — Ленинград 2,5—3 сут. против 10—15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных районов страны.

В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.)


Шекснинский гидроузел

 

Общие сведения

Река Шексна вытекает из озера Белое и впадает в Рыбинское водохранилище. Длина реки 132 км, площадь водосбора 47 000 км2. Река Шексна шлюзована на всем протяжении.

Створ Шекснинского гидроузла расположен на р. Шексне в районе выклинивания подпора Рыбинского водохранилища. Шлюз №7 гидроузла однотипен с другими шлюзами канала. В связи со значительным ростом грузооборота по каналу здесь была построена вторая "нитка" шлюза №8. В состав гидроузла так же входят земляная и водосливная плотины и здание ГЭС.

Строительство ГЭС началось в 1958 г., закончилось в 1966 г. (строительство второй очереди происходило в 1973—1975 гг.) ГЭС построена по русловой схеме. Состав сооружений ГЭС:

земляная плотина длиной 808 м и наибольшей высотой 21 м.;

земляная дамба длиной 278 м;

двухниточный судоходный однокамерный шлюз;

здание ГЭС, совмещенное с поверхностным водосливом.

 

 

 

Мощность ГЭС — 84 МВт, среднегодовая выработка — 125 млн кВт·ч. Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 1,2 км) образуют крупное Шекснинское водохранилище, включающее в себя Белое озеро. Длина водохранилища 265 км, ширина до 40 км в озерной части и до 20 км в речной, глубина до 17 м. При создании водохранилища было затоплено 25,1 тыс.га сельхозугодий, перенесено 7751 строение.

Шекснинский гидроузел по сравнению с другими шлюзами Волго-Балта имеет наибольшую загруженность. Грузопоток через гидроузел включает в себя не только транзитный грузопоток, проходящий по всему Волго-Балтийскому пути, но и грузопоток формирующийся в пределах крупного Шекснинского водохранилища. Поскольку в Советское время потребности в перевозках по Волго-Балту постоянно возрастали, в 1980 году было начато строительство второй нитки шлюза Шекснинского гидроузла.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.