Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Не помню над собой я песни сладкогласной!



Этот лик Музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой Музы»:

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рожденных для труда, страданья и оков, -

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей…

 

И отношения между Музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же смиряясь, «шептала надо мной»: «Прощай врагам своим!» Вот эта-та, по откровенному слову поэта, « нелюбимая » Муза – потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками Музу трудно любить – все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее « суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой».

Но поединок поэта с Музой не привел к разрыву – в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил Музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Этот оттенок есть в стихотворении "«вчерашний день, часу в шестом ... " Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная Муза учила поэта песнопенью:

 

Чрез бездны темные насилия и зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила

Драматическое, сложное общение поэта с Музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.

Некрасов остро осознавал необычность своей Музы, ее новый по сравнению с Музами других поэтов облик. В целом ряде стихотворений он подчеркнул противоречие между побуждением рассудка к свободному искусству и невозможностью предаться ему при виде народного горя. По традиционным представлениям, подлинная поэзия лишена злобы и мести. Однако эти свойства, по мнению Некрасова, заложены в его лирике как бы помимо воли самого поэта, и он не в силах изменить настоятельным требованиям своей натуры. Так, в стихотворении «В день смерти Гоголя» автор рисует «незлобивого поэта». Он приводит разумные доводы в его пользу. Это не бездарный виршеплет, а настоящий поэт: в его поэзии «много чувства», он обладает «великим умом». Стихотворение вовсе не сатирично по тону. В какой-то мере Некрасова привлекает его судьба: такой поэт быстро находит отзвук у «толпы». Однако сам Некрасов избирает иную дорогу – «тернистый путь» обличения, сатиры, ненависти. В стихотворении явно противопоставлены «миролюбивая лира» и «лира карающая». Образ «незлобивого поэта» контрастен «благородному гению», к которому судьба оказывается беспощадной. Ненависть и хулу толпы он сам вызывает на себя, потому что его призвание – тревожить сердца, наполнять их злобой к угнетателям. Но иначе он не может поступить. Высокая тема поэтического служения и призвания предстает новой гранью – взывая к мести, обличая страсти и заблуждения, поэт неминуемо вступает в конфликт с толпой, отвергающей его право говорить ей суровые и горькие слова.

В стихотворении явно чувствуется продолжение традиции, с одной стороны, декабристов с их отказом от интимной лирики в пользу гражданской поэзии, а с другой – Пушкина и Лермонтова.

 

 

"Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!"




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.