Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Порядок применения оснований прекращения уголовного преследования 5 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

20. Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы - это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности"*(183)).

21. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре*(184)).

22. Помимо первых двух указанных в ч. 2 к.с. видов правоприменения органы дознания уполномочены осуществлять и иные виды деятельности:

1) принимать, регистрировать, рассматривать (проверять) и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях;

2) исполнять поручений и указаний другого органа предварительного расследования (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК).

23. В рамках указанных видов деятельности они обладают определенными уголовно-процессуальными правами и обязанностями.

24. Специфичны и полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания обязан уведомить прокурора сначала об обнаружении подследственного следователю преступления, а затем после возбуждения по данному факту уголовного дела и принятия его к производству направить прокурору копию данного постановления (ч. 4 ст. 146, ч. 2 ст. 156 УПК).

25. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания вправе лишь на выполнения неотложных следственных действий, а после передачи уголовного дела руководителю следственного органа на производство по нему следственных действий и (или) оперативно-розыскных мероприятий, в случае получения соответствующего поручения от следователя.

26. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно по подведомственным ему преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и по прошествии определенного (более десяти дней) времени, значит, оно ни неотложное, и таким образом орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

27. Производство неотложных следственных действий должно быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Вслед за чем орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

28. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и (или) оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК.

29. Право органа дознания производить по делу следственные и (или) розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда предварительное расследование начиналось не с дознания, а с производства предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не имеет права приступать к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

30. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

31. Каких либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

32. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

33. Именно на эти полномочия органа дознания и обращает внимание законодатель в ч. 2 к.с.

34. См. также комментарий ст. 5, 39, 41, 144, 151, 157 УПК.

 

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Самостоятельным субъектом уголовного процесса является руководитель подразделения дознания являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

2. Под группой в нашем определении понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса - дознавателем. Старший дознаватель - руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положение начальника подразделения дознания.

3. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель - руководитель "следственно-оперативной группы", в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

4. В к.с. приведен не полный перечень полномочий начальника подразделения дознания. Последний также вправе возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

5. Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служит дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

6. См. также комментарий ст. 39, 40 УПК.

 

Статья 41. Дознаватель

1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

2. Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

3. По общему правилу под понятием "орган внутренних дел", "орган федеральной службы безопасности", "орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий ст. 40 УПК) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность "служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность"*(185). Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники полиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.

5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации*(186)).

6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции. Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом "О полиции", в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 того же закона возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия "орган дознания" и "дознаватель". Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом "О полиции" обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на сотрудника органа внутренних дел уголовно-процессуальные полномочия путем назначением его на должность и утверждением соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).

8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п.п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях)*(187).

9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о "дознании" нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

11. Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осуществление функций этого учреждения*(188);

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которых не включено осуществление функций учреждения*(189), перечисленного в ст. 40 УПК).

12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

13. Дознаватель - сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания - самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.

14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно - должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.

15. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений*(190). В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.

16. На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя (см. комментарий ст. 38 УПК). При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнение указаний прокурора.

17. В ч. 2 к.с. упомянуто такое понятие, как "оперативно-розыскные мероприятия". Перечень оперативно-розыскных мер дан в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". К таковым отнесены:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент.

18. Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет у органов федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций или сезонных полевых баз, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

19. О понятии "дознаватель" см. также комментарий ст. 5 УПК.

20. См. также комментарий ст. 21, 40, 157, 223 УПК.

 

Статья 42. Потерпевший

1. Настоящая статья начинается со слова "потерпевшим". Термин "потерпевший" в общей сложности пятнадцать раз употреблен законодателем в к.с. (по два раза в чч. 1 и 7, четыре раза в ч. 2 и по одному разу во всех других частях указанной статьи). Во всех, кроме первого, случаях под термином "потерпевший" понимается лицо, в отношении которого следователь (дознаватель и др.), судья оформил и подписал соответствующее постановление или же суд вынес определение о признании его потерпевшим.

2. Соответственно лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и обязанности с момента вынесения дознавателем, следователем, руководителем следственного органа или судом постановления о признании его потерпевшим. Вместе с тем, по мнению Верховного Суда РФ, правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им.

3. Лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, могут быть обжалованы этим лицом в досудебном производстве по уголовному делу в порядке, предусмотренном статьями 124 и 125 УПК РФ*(191).

4. Решение о признании его потерпевшим в отношении каждого лица должно быть оформлено отдельным процессуальным документом.

5. Все права потерпевшего можно подразделить на пять групп:

I) права потерпевшего, одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц;

II) права потерпевшего, как участника следственного действия, куда входят и права допрашиваемого;

III) права потерпевшего как одной из сторон;

IV) права потерпевшего, одинаковые с правами обвиняемого;

V) специфические права потерпевшего.

6. Соответственно более полный, чем закреплен в к.с., перечень прав потерпевшего выглядит следующим образом.

I. Права потерпевшего, одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц:

1) знать свои права, обязанности и ответственность (ч. 1 ст. 11 УПК);

2) давать показания (объяснения), делать заявления, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или языке, которым он владеет (ч. 2 ст. 18, п. 6 ч. 2 ст. 42 УПК);

3) пользоваться помощью переводчика бесплатно (п. 7 ч. 2 ст. 42 УПК). В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению потерпевшему, гражданскому истцу или их представителям, в силу ч. 3 ст. 18 УПК должны быть переведены на их родной язык или на язык, которым они владеют*(192);

4) представлять письменные документы и (или) предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 86 УПК);

5) заявлять ходатайства (п. 5 ч. 2 ст. 42 УПК);

6) заявлять отводы (п. 5 ч. 2 ст. 42 УПК);

7) не подвергаться унижению его чести, человеческого достоинства и (или) опасности для его жизни, а также здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК);

8) не подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 9 УПК);

9) приносить жалобы на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.), суда (судьи) (п. 18 ч. 2 ст. 42 УПК).

II. Права потерпевшего, как участника следственного действия:

общие права участника следственного действия:

10) знать цель и порядок производства следственного действия, в котором он участвует;

11) быть уведомленным о применении при производстве следственного действия технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК);

12) с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать вопросы участнику следственного действия, в котором он принимает участие;

13) знакомиться с протоколом следственного действия, произведенного с его участием (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК);

14) подавать замечания на протокол произведенного с его участием следственного действия (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК);

15) требовать дополнения протокола следственного действия, произведенного с его участием (ст. 166 УПК);

16) требовать внесения уточнений в протокол произведенного с его участием следственного действия (ст. 166 УПК);

17) удостоверять правильность записи показаний и всего содержания протокола следственного действия, в котором он принимал участие.

18) отказаться подписать протокол следственного действия (ч. 1 ст. 167 УПК);

19) дать объяснение причин отказа подписать протокол следственного действия, которое заносится в данный протокол (ч. 2 ст. 167 УПК);

дополнительные права допрашиваемого потерпевшего:

20) явиться на допрос с адвокатом в соответствии с ч. 5 ст. 189 УПК (ч. 1 ст. 78 УПК);

21) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном процессе, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

22) пользоваться письменными заметками (документами, записями), которые имеются у него и (или) его представителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 279 УПК);

23) читать документы, относящиеся к его показаниям (ч. 2 ст. 279 УПК);

24) изготовлять в ходе допроса схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу (ч. 5 ст. 190 УПК);

25) отдыхать один час после допроса продолжительностью четыре часа (ч. 2 ст. 187 УПК);

26) не подвергаться допросу в течение дня общей продолжительностью более 8 часов (ч. 3 ст. 187 УПК);

27) подписать каждую страницу протокола допроса (очной ставки).

III. Права потерпевшего как одной из сторон:

28) собирать письменные документы и (или) предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК);

29) участвовать с разрешения следователя (дознавателя и др.) в следственных действиях, производимых по его ходатайству и (или) ходатайству его представителя (законного представителя) (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК);

30) участвовать в предварительном слушании (ст. 234 УПК);

31) получить извещение о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч. 4 ст. 231 УПК);

32) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанций (п. 14 ч. 2 ст. 42 УПК);

33) принимать участие в исследовании доказательств во время судебного следствия;

34) представить суду в письменном виде предлагаемую им формулировку решения по вопросам, указанным в пп. 1-6 ч. 1 ст. 299 УПК (ч. 7 ст. 292 УПК);

35) знакомиться с протоколом судебного заседания, а также подавать на него замечания (п. 17 ч. 2 ст. 42 УПК);

36) обжаловать приговор, определение, постановление суда (п. 19 ч. 2 ст. 42 УПК);

37) знать о принесенных по уголовному делу жалобах (представлениях), а также подавать на них возражения (п. 20 ч. 2 ст. 42 УПК);

38) получать копии принесенных по делу апелляционных и (или) кассационных жалоб (представлений) (ч. 1 ст. 358 УПК);

39) участвовать в рассмотрении судом своей или непосредственно затрагивающей его интересы жалобы на действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.) (ч. 3 ст. 125 УПК);

40) участвовать в судебном разбирательстве в суде апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций (п. 14 ч. 2 ст. 42 УПК);

41) представлять суду, рассматривающему дело в кассационном порядке, дополнительные материалы (ч. 5 ст. 377 УПК);

42) при рассмотрении дела в кассационном порядке после краткого изложения содержания приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также его кассационной жалобы выступить в обоснование своих доводов (ч. 3 ст. 377 УПК);

43) участвовать в рассмотрении заключения прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, если при этом непосредственно затрагиваются его интересы (ст. 407, 417 УПК);

44) при рассмотрении дела в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств после доклада прокурора дать свои устные объяснения (ст. 407, 417 УПК).

IV. Права потерпевшего одинаковые с правами обвиняемого:

45) знать о предъявленном обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК);

46) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются совершенного в отношении него преступления (п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК);

47) при ознакомлении с материалами дела снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК).

V. Специфические права потерпевшего:

48) давать показания (п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК);

49) иметь представителя, а в ряде случаев и законного представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК);

50) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении (ст. 198 УПК);

51) знакомиться с заключением эксперта, когда в отношении него производилась судебная экспертиза или же судебная экспертиза произведена по его ходатайству (ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 206 УПК);

52) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК);

53) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии решений судов первой, апелляционной, кассационной, а также надзорной инстанций (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК). Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что потерпевший в целях реализации предоставленных ему уголовно-процессуальным законом полномочий вправе получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о принятии дела к производству и о производстве следствия следственной группой, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подследственности, а также копии решений судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, а также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы*(193);

54) выступать в судебных прениях сторон (п. 15 ч. 2 ст. 42 УПК);

55) поддерживать обвинение (п. 16 ч. 2 ст. 42 УПК);

56) на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК);

57) для поддержания своих имущественных требований заявить по делу гражданский иск и пользоваться правами гражданского истца, в том числе выступая в качестве такового в судебных прениях сторон*(194).

Потерпевший, предъявивший требование о возмещении имущественного вреда, а также о компенсации причиненного преступлением морального вреда, должен быть признан гражданским истцом. Решение о признании гражданским истцом может быть принято до окончания судебного следствия и в случае принятия его судом оформляется определением, а судье - постановлением судьи*(195);

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.