Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Порядок применения оснований прекращения уголовного преследования 26 страница



- в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого;

- без учета медицинского заключения, согласно которому обвиняемый по состоянию здоровья не может содержаться в условиях следственного изолятора и нуждается в обследовании и лечении в условиях кардиологического отделения стационара.

- без учета представленных медицинских документов, согласно которым обвиняемый страдает рядом хронических заболеваний, поражением нескольких систем организма, требующих индивидуального врачебного подхода и особенного плана лечения, которое в условиях следственного изолятора невозможно, и др.

26. Причем следует также иметь в виду, что частичное ознакомление находящихся на свободе обвиняемых с материалами уголовного дела не является достаточным основанием для продления срока содержания под стражей обвиняемому, полностью ознакомившемуся с материалами уголовного дела*(442).

27. См. также содержание и комментарий ст. 108, 162, 238, 255, 356, 460 УПК.

 

Статья 110. Отмена или изменение меры пресечения

1. Руководитель следственного органа вправе изменить или отменить любую меру пресечения по каждому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве подчиненного ему следователя. Надзирающий и вышестоящий прокурор может изменить или отменить любую меру пресечения по делу, по которому производится дознание.

2. Следователь (дознаватель и др.), суд (судья) обязаны в пределах своей компетенции изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями к применению меры пресечения.

3. Условия или фактические основания применения меры пресечения отпадают тогда, когда не находят подтверждения доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.

4. Принятию решение об отмене или изменении меры пресечения может способствовать изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: совершенному им деянию дана новая юридическая оценка, обвиняемый своим поведением доказал иное свое отношение к содеянному, ухудшилось (улучшилось) состояние его здоровья, изменилось семейное положение и т.п. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, обвиняемый подлежит освобождению из-под стражи в обязательном порядке. И наоборот, если обвиняемый, в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с лишением свободы, не является по вызовам, старается оказать воздействие на содержание показаний свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему должна быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

5. Изменяют так же, как и отменяют, меры пресечения те должностные лица, в чьем производстве находится уголовное дело, руководитель следственного органа или надзирающий за соблюдением органами дознания законов прокурор. Лишь отмена или изменение следователем (дознавателем и др.) меры пресечения, избранной ими с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, допустимы только с согласия тех же лиц.

6. Правила ч. 3 к.с. нельзя толковать буквально. Они касаются лишь отмены или изменения мер пресечения на стадии предварительного расследования. На судебных стадиях суд (судья) вправе самостоятельно, без получения на то согласия руководителя следственного органа (прокурора) изменить или отменить любую меру пресечения, включая те, которые избраны в ходе досудебного производства руководителем следственного органа, а также следователем с согласия руководителя соответствующего следственного органа, дознавателем с согласия прокурора.

7. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена органами дознания или предварительного следствия. При необходимости отмены (изменения) такой меры пресечения следователь (дознаватель и др.) выносит постановление об отмене (изменении) данной меры пресечения. В этом случае мы бы рекомендовали согласовывать его с руководителем следственного органа (прокурором). Последний давал свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения. Таким образом, он давал согласие и на ее избрание. Соответственно, буквально толкуя положения ч. 3 ст. 110 УПК, мы приходим к выводу, что согласие руководителя следственного органа (прокурора) на отмену или изменение избранной судом меры пресечения орган предварительного расследования получать должен. Указанное правило касается любой меры пресечения, избранной по решению суда. Исключением из этого правила следует считать лишь те случаи, когда мера пресечения изменяется на заключение под стражу, домашний арест или залог. Данные меры пресечения избираются лишь по решению суда.

8. Изменение или отмена меры пресечения производится мотивированным постановлением следователя (дознавателя и др.), судьи или определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с устранением или изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

9. Решение об отмене или изменении меры пресечения может излагаться в самостоятельном процессуальном документе или включаться в постановление (определение) о прекращении дела, в приговор и т.д. Когда, к примеру, вопрос о мере пресечения разрешается судом одновременно с назначением судебного разбирательства, вынесением приговора, прекращением или приостановлением дела и т.п., то суд (судья) не составляет отдельного определения (постановления) о мере пресечения, а указывает свое решение об этом в соответствующем процессуальном документе: постановлении, определении, приговоре. Если же вопрос о мере пресечения разрешается судом в качестве отдельного самостоятельного вопроса, то его решение оформляется специальным определением. По аналогичным правилам оформляют свое решение и органы предварительного расследования. Например, при отмене меры пресечения в связи с тем, что подозреваемому в течение 10 (30) суток не предъявлено обвинение, выносится отдельное постановление. При отмене же меры пресечения в связи с прекращением уголовного дела об этом может быть указано в постановлении о прекращении уголовного дела.

10. Постановление или определение об отмене или изменении меры пресечения рекомендуется объявлять лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом следует на постановлении делать отметку с указанием времени ознакомления, удостоверяемую подписью обвиняемого (подозреваемого).

11. В случае изменения меры пресечения обвиняемому вручается копия постановления, где зафиксировано данное решение.

12. В зависимости от вида меры пресечения об ее отмене или изменении уведомляется поручитель, командование воинской части, родители несовершеннолетних или должностное лицо специализированного детского учреждения.

13. Постановление (определение, приговор или выписка из него) об отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу в тот же день нарочным направляется администрации соответствующего места предварительного заключения и должно быть исполнено немедленно по его получению.

14. См. также комментарий ст. 97, 99, 228 УПК.

 

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения

 

Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения

1. Меры процессуального принуждения применяются в целях решения задач правосудия и должны реализовываться лишь в предусмотренной законом процессуальной форме.

2. В литературе упоминается о трех обязательных требованиях, которые должны выполняться при избрании мер процессуального принуждения:

- они избираются только в сфере уголовного судопроизводства;

- лица, к которым будут применяться меры процессуального принуждения, порядок и условия их реализации должны быть регламентированы законом;

- законность и обоснованность применения мер процессуального принуждения обеспечивается системой уголовно-процессуальных гарантий.

3. В к.с. закреплены основания "иных", а не всех мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения подразделяются на виды:

1) превентивно-предупредительные меры. Их еще иногда называют предупредительно-обеспечительные меры. К ним относятся:

а) меры пресечения (ст. 102-108 УПК);

б) меры обеспечения процесса доказывания (к примеру, принудительное производство обыска - ч. 6 ст. 182, ч. 3 ст. 177, ст. 179, 183 УПК);

в) иные предусмотренные законом меры (допустим, временное отстранение от должности - ст. 114 УПК);

2) меры защиты (ч. 8 ст. 42, ч. 8 ст. 56, ст. 237 УПК);

3) меры уголовно-процессуальной ответственности (ч. 4 ст. 103, ч. 3 ст. 105, ч. 9 ст. 106, п. 3 ч. 1 ст. 108, ст. 258 УПК).

4. Помимо лиц, перечисленных в к.с., меры процессуального принуждения вправе применить начальник подразделения дознания, руководитель следственной группы (группы дознавателей) и руководитель следственного органа.

5. Часть 2 к.с. не предусматривает применение к подсудимому меры процессуального принуждения в виде денежного взыскания*(443).

6. О понятии и порядке применения обязательства о явке см. содержание и комментарий ст. 112 УПК.

7. О понятии и порядке применения привода см. содержание и комментарий ст. 113 УПК.

8. О понятии и порядке временного отстранения от должности см. содержание и комментарий ст. 114 УПК.

9. О понятии и порядке наложения ареста на имущество см. содержание и комментарий ст. 115, 116 УПК.

10. О порядке наложения денежного взыскания см. содержание и комментарий ст. 117 УПК.

 

Статья 112. Обязательство о явке

1. В ч. 1 к.с. фразой "при необходимости" определено обязательное условие применения данной меры процессуального принуждения. Оно ориентирует должностное лицо (орган), осуществляющее уголовный процесс, на то, что в материалах уголовного дела должны быть определенного рода доказательства (оперативно-розыскные сведения) - фактические основания применения к лицу обязательства о явке. Применение рассматриваемой меры процессуального принуждения необходимо в случае, когда имеется вероятность отсутствия одного из указанных в ч. 2 ст. 111 и ч. 1 ст. 112 УПК лиц по месту жительства (или работы), что может явиться препятствием для осуществления с их участием процессуальных действий.

2. Причем применение "обязательства о явке" к подозреваемому и (или) обвиняемому "необходимо", когда отсутствуют фактические основания избрания меры пресечения. В ином случае должна быть избрана мера пресечения.

3. Постановления о применении (избрании) к лицу обязательства о явке выносить не нужно. Обязательство о явке следует считать примененным после оформления соответствующего процессуального документа и получения (взятия) его следователем (дознавателем и др.). Письменный документ, именуемый обязательством о явке, будет служить юридическим основанием применения (взятия) обязательства о явке.

4. В ч. 1 к.с. перечислено четыре группы субъектов, к которым применимо обязательство о явке. Однако, исходя из содержания ч. 2 ст. 111 УПК, данная мера процессуального принуждения может быть применена также и к:

- гражданскому истцу;

- гражданскому ответчику;

- эксперту;

- специалисту;

- переводчику;

- понятому.

5. У каждого из вышеуказанных лиц обязательство о явке "может быть взято". Иначе говоря, во-первых, применение к лицу даже в случае наличия такой необходимости обязательства о явке - право следователя (дознавателя и др.), а не его обязанность; во-вторых, обязательство о явке дается, а не отбирается. Обязательство о явке - это результат волеизъявления обвиняемого (свидетеля и др.). Обвиняемому (свидетелю и др.) предлагается дать обязательство о явке. В случае получения на то согласия обязательство берется. Если согласие не дано, отказ от обязательства следует зафиксировать письменно.

6. "Своевременно явиться" означает прийти к кабинету следователя (дознавателя и др.), куда лицо было вызвано, в тот день и в то время, которое значится в повестке (соответственно записано на корешке повестки).

7. Под вызовом, о котором идет речь в ч. 2 к.с., подразумеваются случаи предусмотренного уголовно-процессуальным законом вызова лица. Если вызов осуществлен не предусмотренным и тем более запрещенным законом способом, неявку по такому вызову нельзя расценивать как нарушение обязательства о явке. Вызов, о котором идет речь в к.с., - это лишь вызов лиц, находящихся на свободе. У лица, содержащегося под стражей или задержанного в порядке ст. 91 и 92 УПК, обязательство о явке взято быть не может.

8. Обязательство о явке не нарушается переменой места жительства. Обязательство может быть нарушено только, если лицо не сообщило об имевшей место перемене места жительства, что повлекло за собой неприбытие или несвоевременную явку по вызову.

9. О перемене места жительства обвиняемый (свидетель и др.) обязуется сообщать "незамедлительно", то есть в день изменения его места жительства. Промежуток времени между сменой обвиняемым (свидетелем и др.) места жительства и уведомлением следователя (дознавателя и др.) об этом должен быть минимален и ни в коем случае не может превышать 24 часов.

10. В ч. 2 к.с. законодателем использован термин "сообщать", а не "направить сообщение". Соответственно, обвиняемый (свидетель и др.) обязуется в течение 24 часов с момента изменения его места жительства "сообщить" следователю (дознавателю и др.) об этом, а следователь (дознаватель и др.) получить данное сообщение. Если в указанный промежуток обвиняемый (свидетель и др.) направил, к примеру почтой, следователю (дознавателю и др.) сообщение о перемене места своего жительства, но следователь (дознаватель и др.) получил его поздно и это имело следствием неявку либо несвоевременную явку обвиняемого (свидетеля и др.) по вызову, последним нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или осуществление привода (наложение денежного взыскания) не явившегося по вызову лица.

11. Нарушением исследуемого обязательства является неявка (несвоевременная явка) без уважительных причин. Причем уважительными причинами неявки (несвоевременной явки) вызываемого признаются:

1) стихийные бедствия, катастрофы;

2) болезнь, реально лишающая обвиняемого (свидетеля и др.) возможности явиться;

3) смерть близких родственников лица, вызываемого на допрос;

4) болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними;

5) несвоевременное получение либо неполучение повестки;

6) длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта;

7) иные существенные обстоятельства, лишающие свидетеля (обвиняемого и др.) возможности явиться в назначенный срок.

12. О невозможности явки по вызову обвиняемый (свидетель и др.) обязан сообщить следователю (дознавателю и др.) заранее (ч. 3 ст. 188 УПК). "Заранее", то есть до того времени, когда согласно повестке должно было начаться процессуальное действие, для участия в котором обвиняемый (свидетель и др.) был приглашен. Между тем представляется необходимым ориентировать обвиняемых (свидетелей и др.) на уведомление о неявке сразу же, как стало понятно, что они не смогут своевременно прибыть к следователю (дознавателю и др.) по вызову. Это могло бы способствовать эффективному планированию хода предварительного расследования (судебного разбирательства).

13. См. также комментарий ст. 42, 44, 46, 47, 54, 56-60 УПК*(444).

 

Статья 113. Привод

1. Если подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель не явились по вызову (обычно дважды не явились) без уважительной причины, к ним может быть применен привод.

2. Применение данной меры процессуального принуждения возможно лишь после исследования вопроса о надлежащем уведомлении свидетеля о дате, времени и месте судебного заседания. Отсутствие доказательств надлежащего извещения свидетеля о дате, времени и месте, к примеру, судебного заседания является препятствием для применения к нему привода*(445).

3. Порядок исполнения привода органами внутренних дел следующий. Поступившее постановление о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел, который должен безотлагательно обеспечить его точное исполнение. В отсутствие начальника постановление о приводе рассматривает его заместитель.

4. Должностное лицо органа дознания, выделенное для исполнения привода, на основании имеющихся в постановлении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязано достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. Если в постановлении отсутствуют отдельные данные, которые позволили бы установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом следователя (дознавателя и др.), вынесшего постановление о приводе.

5. По установлению лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему постановление (определение) о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в постановлении и заверяется исполнителем привода. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.

6. Лицу, подлежащему приводу, также разъясняются его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его привода, право на отказ от дачи объяснения.

7. При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом, работающим в медицинском учреждении органов здравоохранения.

8. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода (стихийное бедствие, длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта, болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и т.д.), немедленно извещается следователь (дознаватель и др.), принявший решение о приводе. К сообщению прилагаются: рапорт исполнителя, копии листков нетрудоспособности и другие документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

9. Сотрудники полиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

10. По исполнению постановления (определения) о приводе сотрудник полиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.

11. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.

12. Привод обвиняемого в соответствии с законом не может производиться в ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени), за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

13. Соответственно, случаями, не терпящими отлагательства, следует признавать следующие ситуации:

- внезапно появились фактические основания применения привода;

- налицо обстоятельства, позволяющие полагать, что отказ от немедленного осуществления привода может привести к потере сведений, имеющих значение для уголовного дела.

14. Если результативность привода не изменится при осуществлении его утром следующего дня, значит, это процессуальное действие нельзя признать не терпящим отлагательства. Такой привод в ночное время производить нельзя.

16. Лицо, доставленное приводом к месту вызова, передается под расписку должностному лицу, постановление которого исполняется*(446).

17. Закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода.

18. См. также комментарий ст. 44, 54, 56-60, 111, 277 УПК.

 

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. Возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности не обязанность, а право следователя (дознавателя и др.).

2. О временном отстранении от должности должно выноситься постановление судьи.

3. Постановление должно быть мотивированным. Это означает, что необходимость принятия этого решения должна не только быть подтверждена содержащимися в деле доказательствами, но и на наличие таковых должно быть указано в самом постановлении.

4. Постановление об отмене отстранения от должности направляется тому же должностному лицу, которому в свое время было отправлено постановление об отстранении от должности.

5. См. также комментарий ст. 109 УПК.

 

Статья 115. Наложение ареста на имущество

1. Наложение ареста на имущество может быть следственным действием, так как иногда, помимо основной, преследует цель собирание доказательств, а протокол такового содержит в себе данные, имеющие отношение к делу.

2. Цель наложения ареста на имущество:

- обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска;

- обеспечение других имущественных взысканий;

- обеспечение возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК;

- иногда - собирание доказательств.

3. Нельзя налагать арест на ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестных приобретателей.

4. Наложения ареста на имущество производится после возбуждения уголовного дела.

5. Наложение ареста на имущество возможно при наличии в распоряжении компетентного органа достаточных данных о причинении преступлением имущественного вреда как до заявления гражданского иска, так и после этого.

6. Специальный субъект, на чье имущество может быть наложен арест:

а) обвиняемый;

б) подозреваемый;

в) лица, несущие по закону ответственность за действия обвиняемого, подозреваемого.

7. Имущество, принадлежащее указанным лицам, может находиться не у них. На такое имущество, полученное в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо если оно использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), также может быть наложен арест.

8. Порядок наложения ареста на имущество следующий:

- принимается решение о необходимости и возможности наложения ареста на имущество;

- следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество;

- принимается судебное решение о наложении ареста на имущество. В судебном решении о наложении ареста на облигации должны указываться не номера облигаций, а количество ценных бумаг и их общая стоимость;

- готовятся видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства;

- приглашаются понятые и, если необходимо, специалист;

- разъясняются права, обязанности и ответственность участников (если есть в этом необходимость, предупреждаются о неразглашении данных предварительного следствия), а также порядок наложения ареста на имущество;

- собственно наложение ареста на имущество;

- производятся (в необходимых случаях) измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка;

- по правилам ст. 166, 167 УПК составляется протокол наложения ареста на имущество;

- протокол вручается лицу, на имущество которого наложен арест;

- лицу, которому имущество передано на хранение, разъясняется его ответственность за сохранность этого имущества, что отражается в протоколе. В случае необходимости данное имущество может быть изъято.

9. Согласно общим правилам описи имущества нельзя производить арест имущества в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

10. В протоколе этого следственного действия отражается не только арестовываемое, но и не подлежащее аресту имущество. Однако не подлежащее аресту имущество не должно включаться в опись. Верховный Суд обращает внимание как на нарушение закона на то, что в процессе предварительного следствия в опись включается имущество, на которое не может быть обращено взыскание*(447). Это имущество не должно включаться в опись и соответственно на него не может быть наложен арест, тем не менее, целесообразно в протоколе этого процессуального действия отражать факт наличия некоторых предметов, арест на которые не наложен. Это делается в целях подтверждения наличия у лица двух, к примеру, квартир. Иначе к моменту рассмотрения дела в суде одна из них будет продана и с единственной оставшейся квартиры суд будет вынужден арест снять.

11. Имущество, на которое наложен арест, передается по усмотрению следователя (дознавателя и др.), исходя из конкретных обстоятельств и интересов дела, на хранение представителю сельской или поселковой администрации либо жилищно-эксплуатационной организации, вневедомственной охране органов внутренних дел, а также организации, которой причинен ущерб, или владельцу этого имущества либо его родственнику, которому разъясняется его ответственность за сохранность принятого имущества, о чем у него отбирается подписка. В случае необходимости имущество, на которое наложен арест, может быть изъято*(448).

12. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением или определением органа, в производстве которого находится дело, если в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Получения у суда согласия на отмену наложение ареста на имущество не требуется.

13. В случае наложения ареста на имущество в процессе предварительного следствия (дознания) суд, рассматривая дело, должен проверить, соблюдены ли требования закона об имуществе, на которое не может быть обращено взыскание, и в случае включения в опись такого имущества обязан своим определением исключить его из описи и снять арест.

14. В опись имущества, на которое следователем (дознавателем и др.) наложен арест, не должно быть включено:

- жилое помещение (его части), если для обвиняемого (подозреваемого) и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

- земельный участок, на котором расположены вышеуказанное жилое помещение и (или) имущество организаций, на которое согласно федеральному закону *(449) не может быть обращено взыскание по исполнительным документам;

- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

- имущество, необходимое для профессиональных занятий обвиняемого (подозреваемого), за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

- используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

- семена, необходимые для очередного посева;

- продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина - должника и лиц, находящихся на его иждивении;

- топливо, необходимое семье обвиняемого (подозреваемого) для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

- средства транспорта и другое необходимое обвиняемому (подозреваемому) в связи с его инвалидностью имущество;

- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден обвиняемый (подозреваемый) (ч. 1 ст. 446 ГПК).

15. В суд могут быть обжалованы и действия следователей (дознавателей и др.) по наложению ареста на имущество, принадлежащее предприятию, по заявлению предприятий, не согласных с указанными действиями. Установленный УПК порядок обжалования постановлений следователя (дознавателя и др.), вынесенных при расследовании уголовного дела, не лишает собственника права на обращение в суд с заявлением об освобождении имущества от ареста и не может служить основанием для отказа в принятии заявления*(450).

16. См. также комментарий ст. 54, 165-167, 182 УПК.

 

Статья 116. Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги

1. Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.