Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5. Возрастосообразность педагогического процесса



Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

1. Ваше понимание: человек, личность, индивид, индивидуальность.

2. Формирование личности школьников разных возрастов.

3. Внутренние и внешние факторы развития ребенка (наследственность, среда, воспитание).

4. Взаимодействие биологических и социальных факторов развития детей.

5. Трудные дети.

6. Одаренные дети.

7. Когда у человека появляется право на субъектность?

8. В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе?

9. ______________________________________ваш вариант темы.

Тезисы выступления на семинаре: -:вступление (почему тема актуальна?)

- Тезис 1. о чем идет речь? (понятия, аксиомы)

-Тезис 2. в чем суть проблемы?

- Тезис 3. что думаете по существу темы, что предлагаете?

По итогам изучения темы вы должны знать:

- структуру личности человека, его анатомо – физиологические, психические, социальные свойства и качества;

- движущие силы и закономерности развития ребенка и формирование его личности;

- половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;

- внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

Литература

Конвенция о правах ребенка // Педагогика. – 1991. - № 10. – С. 3-13.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б.Г. Избр. Псих. труды: В 2 . – М.,1980. – Т. 1.

Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1999.

Зеньковский В. Психология детства: Учебн. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999.

Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991.

Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 2001.

Подласый И.П. Педагогика. – М.,1996.

Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М.; СПб.: Смысл – Гармония, 2001.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2 т. – М., 1974.

Выполнить тестовое задание в рамках КСР.

ЛИЧНОСТЬ

Цель: Уметь описать - общую структуру личности с точки зрения роли биологических и социальных факторов ее становления; - уметь выделять в поведенческих проявлениях человека врожденные и приобретенные свойства.

Основные понятия: личность, индивид, иерархическая структура личности, темперамент, характер, способности, направленность личности, социализация, социальная роль.

Информационный материал Личность определяется как: а) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; б) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира человеческой, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой еще не человек в собственном смысле слова, а, по выражению А. Пьерона, только «кандидат в человеки». Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: - с общения с другими людьми. Иерархическая концепция структуры личности К.К. Платонова является наиболее распространенной ( хотя и далеко не единственной). В ней особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Структура личности (К.К. Платонов)

 

Краткое название К данной подструктуре Соотношение биологического

подструктуры относятся: и социального

Направленность Убеждения, мировоззрение, Социальный уровень

личностные смыслы, интересы (биологического почти нет)

Опыт Умения, знания, Социально-биологический

навыки, привычки уровень (больше социально го,

чем биологического)

Формы отражения Особенности познавательных Биосоциальный уровень

процессов (мышления, (биологического больше, чем

памяти, восприятия, ощущения, социального)

внимания); особенности

эмоциональных процессов

(эмоции, чувства)

Биологические Скорость протекания Биологический уровень

конституциональные нервных процессов (социальное практически

свойства возбуждения и торможения, отсутствует)

половые, возрастные свойства

Характер и способности занимают в этой таблице особое положение, Дело в том, что эти характеристики личности не рядоположены выше перечисленным, а как бы наложены на них. И характер, и способности складываются из элементов всех подструктур личности. Схематически это можно изобразить так:

Направленность х с все перечисленные подструктуры

Опыт а п тесно взаимосвязаны,

Формы отражения р о взаимодействуют друг с другом и

Биологические свойства а с практически всегда проявляются

к о в комплексе

тер бности