ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ
Берт Хеллингер
ИСТОЧНИКУ НЕ НУЖНО СПРАШИВАТЬ ПУТИ
Институт консультирования и системных решений
Высшая школа психологии
Москва
Перевод с немецкого: Анастасии Соколовой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.
Все права защищены. Любая перепечатка издания является
нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Опубликовано по соглашению с автором.
Эта книга представляет собой развернутый анализ и попытку обобщения всех наиболее значимых идей и открытий Берта Хеллингера в области человеческих взаимоотношений. «Как после летних трудов осенью собирают урожай, так и в этой книге собраны и наглядно представлены плоды многих усилий и позднее пришедшего понимания» — так говорит о своей книге сам автор.
В книге самым подробным образом описан метод семейной расстановки: подход, процесс, действие семейной расстановки, работа с движениями души. Предлагаемое издание можно без преувеличения назвать учебником системно-феноменологической терапии по Хеллингеру.
Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?
Раскрывая на страницах книги широкий круг важных для каждого из нас тем, автор уникального психотерапевтического метода семейной расстановки побуждает читателя к размышлению и (пере)осмыслению собственного жизненного опыта и ведет путем познания к нахождению возможных решений собственных семейных и личных проблем, к нахождению гармонии с миром, таким, какой он есть, и самим собой. Принятие жизни и уход из нее, порядки отношений в паре, порядки отношений между родителями и детьми, любовь и жизнь, болезнь и душа, религия и вера в Бога — это темы, которые пронизывают всю нашу жизнь.
Многие из приведенных высказываний могут показаться спорными и даже в некоторой степени провокационными, но вряд ли могут оставить читателя равнодушным к описанным событиям и судьбам, предлагаемым решениям, которые Берт Хеллингер наглядно иллюстрирует множеством примеров из своей практики.
ISBN 5-94405-020-9
© Carl-Auer-Systeme Verlag, 2001
© Институт консультирования и системных решений, 2005
© А. Соколова, перевод, 2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Об этой книге ............................................................................ 15
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ .................................................................... 16
Введение ...................................................................................... 16
Истина......................................................................................... 16
Диалектика.................................................................................. 17
Восприятие и мышление........................................................... 18
Феноменологический путь познания....................................... 19
Признание путем отказа ........................................................... 21
Научная и феноменологическая психотерапия.......................24
Широта........................................................................................24
Целое..........................................................................'..................25
Источник.....................................................................................26
Слышать и видеть ...................................................................... 27
Понимание и действие ..............................................................28
Восприятие и сомнение ............................................................ 28
Образ мышления и образец судьбы ......................................... 29
Прерывание образца.................................................................. 30
Свет и тьма................................................................................. 30
Ученики и учитель..................................................................... 31
Видение и озарение ................................................................... 31
Тьма духа.....................................................................................31
История «Мудрость» .................................................................. 32
ЧУВСТВА .....................................................................................34
Введение......................................................................................34
Различение чувств.......................................................................34
Метачувства.................................................................................37
Ярость, отчаяние, любовь ......................................................... 38
Ненависть....................................................................................39
ДУША ..........................................................................................40
Введение......................................................................................40
Границы души ............................................................................ 40
История «Путь» ..........................................................................41
Порядки души ............................................................................ 42
Болезнь и душа .......................................................................... 43
Болезнь, душа и «Я» ................................................................. 43
Измерения души.........................................................................46
Смысл жизни..............................................................................49
Близнецы.....................................................................................49
Служение.....................................................................................50
В память об Освенциме ............................................................ 52
Воспоминания, которые завершают и объединяют............... 53
Убийцу влечет к его жертве...................................................... 55
Покой для убийц и жертв ........................................................ 55
«Плохие» и «хорошие» .............................................................. 56
Герои без риска ......................................................................... 57
Внимание к душе ....................................................................... 57
Идти вместе с душой................................................................. 59
Чистота души.............................................................................. 59
Безразличие................................................................................. 59
Богатство души не сравнить ни с каким учением...................60
Судьба...................................................................................61
Совесть и судьба..................................................................61
Личная совесть.....................................................................62
Родовая совесть....................................................................63
Судьба и свобода................................................................. 64
Удавшаяся жизнь.................................................................65
Судьба и вера....................................................................... 67
Судьба и душа ..................................................................... 69
ПРИНЯТИЕ ЖИЗНИ ................................................................ 70
Введение......................................................................................70
Счастье.........................................................................................70
Восприятие счастья.................................................................... 71
Путь к счастью ...........................................................................71
Самореализация и полнота ....................................................... 72
Исцеление и благо..................................................................... 73
Границы совести ........................................................................ 74
Вина и невиновность ................................................................ 76
Покой.......................................................................................... 78
Пережить пережитое .................................................................. 78
Принять смиренно ..................................................................... 78
Солдаты и война ........................................................................ 79
Приверженность родине............................................................ 80
Благословение..............................................................................81
Новая жизнь после спасения .................................................... 81
Благодарность..............................................................................82
Компенсация...............................................................................82
Забвение.......................................................................................83
Подарок.......................................................................................84
Бытие и время............................................................................ 84
История «Полнота» .................................................................... 84
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ .................................................. 87
Введение......................................................................................87
Мужчина и женщина................................................................. 87
«Давать» и «брать» в партнерских отношениях.......................88
Обмен в любви........................................................................... 89
Будущее........................................................................................89
Анимус и анима ......................................................................... 89
Мужское и женское ...................................................................90
Полная сила................................................................................90
Поцелуй.......................................................................................91
Единство и различия ............N ..................................................... 92
Как удается любовь .................................................................... 92
Взгляд на третье......................................................................... 93
Преимущество партнерских отношений перед отцовством
и материнством....................................................................94
Порядки в смешанной семье .................................................... 95
В браке ребенок замещает прежнего партнера
одного из родителей ........................................................... 97
На ребенка влияют и неизвестные ему прежние связи...........99
Браки партнеров из разных стран ........................................... 99
Брак с близнецом...................................................................... 100
Большое счастье требует мужества...........................................100
Счастье и несчастье....................................................................101
Позволить любви расти............................................................. 101
Истинная цена............................................................................102
Образы любви.............................................................................102
Страх и страсть.......................................................................... 102
Страх перед любовью................................................................103
Интимное....................................................................................103
Материнское и отцовское между мужчиной
и женщиной.........................................................................104
«Слышать» и «видеть» в партнерских отношениях............... 104
Думать и чувствовать.................................................................104
I
Триумф и ревность.................................................................... 105
Мстить с любовью.....................................................................105
Начать заново.............................................................................106
Освобождать................................................................................106
Расставание..................................................................................107
Расстаться смиренно...................................................................107
Боль расставания........................................................................108
Счастье и величие......................................................................108
Стерилизация и партнерские отношения............................... 109
Наполненная жизнь...................................................................109
Любовь в наше время................................................................ ПО
Любовь и порядок...............................................................111
Привязанность к родительской семье...............................112
Любовь идуша....................................................................112
Любовь и влюбленность.....................................................114
Решения.............:..................................................................115
Завершение...........................................................................116
Любовь и уважение.............................................................117
Любовь и бытие.................................................................. 120
ПОРЯДКИ В СЕМЬЕ ............................................................... 122
Введение......................................................................................122
Право на принадлежность.........................................................122
Кто относится к семейной системе......................................... 122
«Плохие» и «хорошие» в семье................................................ 123
Целостность.................................................................................124
Принимать родителей................................................................125
Склониться перед родителями..................................................125
Мир и смирение........................................................................126
Отец и ребенок.......................................................................... 126
Жизнь больше, чем родители................................................... 127
Вина и надменность.................................................................. 127
Порядки любви между родителями и детьми........................ 129
Детская любовь...........................................................................129
Любовь и власть..................................................................\ ......130
Любовь и бессилие....................................................................130
Борьба сил..................................................................................130
Благословение..............................................................................131
Забота о престарелых родителях.............................................. 132
Дети, умершие в раннем возрасте........................................... 132
Живые и мертвые.......................................................................133
Смерть детей...............................................................................133
Упрек как суррогат скорби.......................................................134
Идеализирование как суррогат скорби.................................... 134
Надменная скорбь и скорбь смиренная.................................. 135
Имена умерших..........................................................................135
Исключенные умершие..............................................................136
Дети, от которых отказались родители................................... 136
Искупление..................................................................................138
Семейные тайны.........................................................................138
Инвалиды в семье......................................................................139
Ребенок-инвалид..................................................................139
Брат (или сестра)-инвалид..................................................139
Контерганные дети..............................................................140
Инвалидность партнера.......................................................141
Инвалидность родителей.....................................................142
Сила, которую может дать инвалидность........................ 142
Изначальный порядок................................................................143
Когда вместо виновных бьют слабых...................................... 143
Когда отец готов заботиться о детях после развода............... 143
Уважать родителей......................................................................144
Уважать или покоряться............................................................144
Порядок и любовь..................................................................... 145
Любовь и жизнь.........................................................................145
Ранняя смерть отца или матери............................................... 146
Лев................................................................................................146
Как уважать умерших родителей............................................. 147
Травмы.........................................................................................147
Надменность................................................................................148
Боль расставания........................................................................148
Прощание....................................................................................149
Порядок в созвучии...................................................................149
ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ
И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ ...................................................................150
Введение......................................................................................150
Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь .... 150
История «Дварода счастья» ......................................................152
Пути к новым ориентирам....................................................... 157
Психотерапия и медицина........................................................157
Болезнь и порядок.....................................................................158
Болезнь как процесс исцеления души.................................... 159
Рак................................................................................................ 159
Истощение и булимия...............................................................163
Питание и посты....................................................................... 164
Одержимость едой (обжорство)................................................164
Аллергия.......................................................................................165
Астма............................................................................................165
Депрессия....................................................................................165
Семейная динамика при психозах........................................... 167
Семейная расстановка..........................................................167
Движения души...................................................................167
Любовь..................................................................................169
Решение.................................................................................169
Прерванное движение................................................................171
Что приводит к неврозам......................................................... 172
Смерть во время родов............................................................. 172
Магическая любовь и любовь знающая.................................. 173
Уважение границ........................................................................174
Привязанность............................................................................175
Тяжелобольные дети..................................................................176
Болезнь и компенсация.............................................................177
Инцест.........................................................................................178
Решение для следующих поколений........................................180
Уважение вместо искупления....................................................181
Смерть вместо другого...............................................................182
Заключительный штрих.............................................................182
СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ДУШИ ..... 183
Введение......................................................................................183
Семейные расстановки...............................................................183
Что дают семейные расстановки.............................................. 184
На что необходимо обратить внимание
при семейных расстановках................................................185
Душа указывает путь................................................................. 185
О подходе при семейных расстановках................................... 187
Стандартные вопросы................................................................188
Серьезность.................................................................................189
Системный подход.....................................................................189
Не уходить от существенного................................................... 189
Силовое поле..............................................................................190
Доверять полю............................................................................190
«Починить» или «дать вырасти»...............................................191
Исцеление как подарок.............................................................192
Осторожность при контроле результата.................................. 193
Мужество узнать правду — такую, как есть........................... 194
Любопытство унижает................................................................194
Опираться в душе на любовь................................................... 195
Границы семейной расстановки...............................................196
Живые и мертвые.......................................................................196
Знание в силу принадлежности к общей душе...................... 196
Помогать в гармонии................................................................ 197
Собственные и чужие чувства.................................................. 199
Насколько правдивы заместители............................................200
Замещение и собственное «Я»..................................................201
Преимущество большего............................................................202
Одна из реальностей..................................................................202
Толкования ограничивают.........................................................203
Воздействие на других членов семьи......................................204
Когда необходимо остановиться...............................................204
Смотри вперед — за спиной родители ................................... 205
С чем необходимо считаться....................................................205
Минимализм...............................................................................205
Действие последует за душой...................................................206
Оставить картину расстановки позади....................................207
Результат в отсутствие действия...............................................207
Пустая середина..........................................................................207
Мгновение, которое несет........................................................210
Решение как созревший плод..................................................210
Решение и отказ.........................................................................211
Решение путем невмешательства..............................................211
Разрешающие фразы..................................................................212
Глубины души............................................................................213
«Я останусь еще ненадолго».....................................................215
Привычное и доступное............................................................215
Исцеление семейной души........................................................216
Молния........................................................................................217
Когда удается расстановка: обзор.............................................217
Путь познания.....................................................................217
Процесс.................................................................................218
Семейная расстановка..........................................................219
Клиент...................................................................................219
Терапевт................................................................................220
Заместители...........................................................................220
Вопросы................................................................................221
Собранность.........................................................................222
Знаки.....................................................................................223
Открытость...........................................................................223
Начало...................................................................................223
Подход...................................................................................224
Уплотненные расстановки...................................................225
Пространство........................................................................225
Участие..................................................................................226
Силовое поле........................................................................226
Умершие................................................................................227
Душа......................................................................................227
Любовь..................................................................................228
Компенсация........................................................................228
Преимущество старших.......................................................229
Полнота.................................................................................229
Решения................................................................................229
История «Два рода знания» ...................................................... 231
Семейные расстановки и движения души..............................233
Порядки родовой совести..................................................233
Порядки личной совести....................................................235
Взаимные движения обоих видов совести.......................237
Движения души...................................................................237
Опыт с движениями души.................................................238
Пример: женщина, больная раком....................................240
Пример: израильтяне и палестинцы.................................241
Пример: женщина, страдающая обжорством...................242
Умершие................................................................................242
Пример: женщина, умершая в родах................................243
Пример: индианка и ее сестра,
погибшая в результате несчастного случая.......................244
Предки..................................................................................245
Смерть...................................................................................245
Пример: страх смерти.........................................................246
Будущее.................................................................................247
ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ ........................................................248
Введение......................................................................................248
Решение без проблемы..............................................................248
Интуиция и решение.................................................................248
Решение следует за любовью....................................................249
Описание проблемы поддерживает саму проблему...............249
Отклонения служат решению...................................................249
Границы помощи.......................................................................250
Увидеть время, которое осталось.............................................254
В гармонии со смертью............................................................ 255
Привязанность и прогресс........................................................255
Основные терапевтические позиции........................................256
Круг..............................................................................................257
Два рода помощи.......................................................................258
Уважение......................................................................................258
Сдержанность..............................................................................260
Сопротивление............................................................................260
Необратимые последствия.........................................................260
Сострадание.................................................................................261
Полнота.......................................................................................262
Психотерапия в гармонии.........................................................262
СКАЗКИ И ИСТОРИИ .............................................................264
Введение......................................................................................264
Судьбы в зеркале сказок и историй....................................... 264
1. Собственно тема..............................................................264
2. Иллюзия...........................................................................265
3. Поворотный пункт.........................................................265
4. Пробелы...........................................................................266
5. Стратегии разочарования................................................266
6. Смещение.........................................................................267
7. Место в жизни................................................................267
8. Симптомы........................................................................267
9. Решения............................................................................268
10. Контристории................................................................268
11. Примеры контристорий...............................................268
Истории в помощь детям.........................................................269
Ночное недержание.............................................................269
Запор.....................................................................................271
Дети, которые пачкают штаны..........................................271
Ребенок-упрямец.................................................................272
РЕЛИГИЯ ...................................................................................274
Введение......................................................................................274
Религии........................................................................................274
История «Другая вера» ................................................................277
Уважать тайну.............................................................................278
Хранить молчание......................................................................279
Образы Бога................................................................................280
Критика церкви..........................................................................281
Высшее благо..............................................................................281
Движения души..........................................................................282
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ .................................................................284
Введение......................................................................................284
Собранность и смерть...............................................................284
Живущие и умершие.................................................................285
Прийти и уйти...........................................................................286
Движение к смерти....................................................................287
Принятие жизни и уход из нее .............................................. 287
Смерть и завершение.................................................................289
Уважение кумершим.................................................................290
Рано умершие.............................................................................291
Аборты.........................................................................................292
Смерть больше, чем жизнь.......................................................293
Насильственная смерть..............................................................294
Пересадка органов......................................................................294
Умирание и смерть....................................................................294
Первопричина......................................................................265
Ранняя смерть......................................................................265
Смерть и примирение.........................................................266
Страх смерти........................................................................298
Примирение с умершими...................................................299
Образы жизни и смерти.....................................................301
Преимущество жизни..........................................................301
Душа......................................................................................303
Путешествие в царство мертвых..............................................303
Межвременье...............................................................................305
Жить до конца...........................................................................306
Заключительное слово................................................................306
Жизнь продолжается...........................................................306
Счастье..................................................................................307
Об этой книге
Разделы этой книги написаны в период с 1992 по 2000 годы. Все высказывания приводятся в определенном контексте, поскольку я озвучивал их во время моих курсов в виде введений, объяснений или выводов относительно того, что происходило. Иногда это были ответы на вопросы участников курса или ответы на вопросы во время интервью или докладов. Т. к. курсы и интервью издавались отдельно, их можно найти в дословном исполнении, в этой книге я их только немного отредактировал.
Все написанное следует воспринимать в контексте, т. к. приводимые высказывания относятся к конкретным ситуациям. Контекст придает им цветность и делает живыми, поэтому они раскрывают ту или иную тему не полностью, а только в той мере, в какой этого требовала конкретная ситуация или конкретный вопрос. Некоторые высказывания схожи, но в зависимости от ситуации приобретают дополнительное значение. Только в главе «Судьбы в зеркале сказок и историй» я раскрывал тему обзорно.
Читателю может показаться, что за моими рассуждениями не стоит целостная теория. Но что бы это дало? Если вытащишь на берег невод, полный рыбы, — она твоя, и каждую рыбешку ты можешь подержать в руках. Но, к сожалению, эта рыба не сможет больше плавать. В этой книге вы сможете увидеть, как плавает каждая рыба.
Как я работал над этой книгой, можно проиллюстрировать на примере одной истории. Юноша спросил учителя о свободе, учитель ответил: «Некоторые думают, что ищут истину в своей душе. Но Большая Душа сама думает и ищет через них. Так же, как и природа может себе позволить много ошибок и постоянно с легкостью заменяет плохих игроков на новых. Давая время на размышление, она дает свободу, как река — пловцу, который отдается ее течению, и та несет его своею силой к другому берегу».
Чтобы читателю было легче ориентироваться, я разбил содержание книги на отдельные разделы и каждый из разделов снабдил введением.
Ваш Берт Хеллингер
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ
Введение
Эта глава знакомит с исходными позициями, которые готовят к глубокому пониманию, прежде всего к пониманию возможных решений. Исходные позиции — это отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного.
Основные понятия: феноменологический путь познания, феноменологический подход, истина как данность, открывшаяся истина как побуждение к действию.
Истина
Истина — это нечто, что стремительно появляется из небытия и снова погружается в небытие. Она появляется внезапно и снова исчезает. В тот миг, когда она приходит, она верна. В этом нет сомнения. Мы недооцениваем существа истины и познания. Пытаясь увековечить момент истины, мы недооцениваем ее быстротечность. Истина — это быстротечное благо.
Но все же в момент своей внезапной вспышки истина верна. Поэтому протест против открывшейся истины всегда приходит слишком поздно. Она уже исчезла.
УЧАСТНИК: Но это, конечно, очень субъективное открытие.
БЕРТ ХЕЛЛИНГЕР (далее Б. X): Совсем нет. И в этом все дело. Если истина открывается в процессе семейной расстановки, она доступна всем.
УЧАСТНИК. Но только после того, как ты ее сконструировал.
Б. X: Я не конструирую, я ее вижу. Она открывается внезапно. Например, во время последней расстановки я внезапно
увидел, что речь идет об абортированном ребенке, я ее почувствовал.
УЧАСТНИК: Включив в расстановку ребенка, ты сконструировал истину для участника, с которым работал.
Б. X:. Кто конструирует, тот (за редким исключением) попадает не в цель, а рядом, потому что конструкция не проникает в душу, а только в голову. Это важное различие. Я заметил, что, если я в процессе работы озвучиваю то, что мне открылось, достаточно посмотреть на лица, чтобы понять, так ли это. По воздействию всегда можно понять, достигло ли оно души. Если же я что-то измыслил, возможно, уже сформулировал и высказываю вслух, то вижу, что реакция отсутствует. Воздействие не достигло души.
Когда вы говорите о конструировании, спросите себя: почему одна конструкция действует, а другая — нет? Вероятно, действует что-то еще, нечто за пределами конструкции. Иначе не было бы так, что одна конструкция действует, другая — нет. Обе должны были бы действовать одинаково или одинаково не действовать.
УЧАСТНИК: Когда происходит расстановка семьи, обозначается отсутствующий порядок, тогда ты говоришь, что терапия окончена. А какой была бы констелляция, если с участником этой расстановки сделать вторую расстановку?
Б. X.: Тот, кто делает вторую расстановку, возможно, хочет вновь осознать исчезнувшую истину, но это невозможно. Ее уже нет. Я могу сделать вторую расстановку, но только если поступила совершенно новая информация или вместо уже расставленной системы необходимо сделать расстановку родительской системы, и наоборот. Тогда будет привнесено что-то новое.
Диалектика
Диалектика предполагает осознание в три шага. Тезис, превращаемый в антитезу, они дают синтез, который становится новым тезисом, превращается в антитезу, что приводит к новому синтезу. Принципиально важно, чтобы антитеза представляла собой не просто мнение или возражение, но новый взгляд.
2 - 5433 1 7
Если один человек в процессе диалога высказывает свой взгляд на любовь или делится своим опытом о ней, а другой обладает иным взглядом либо опытом, то это — антитеза в диалектическом смысле, но это такая антитеза, которая ведет к синтезу, обогащающему обоих.
Часто бывает так: кто-то высказывает свое убеждение в качестве тезиса, а другие в качестве антитезы приводят возражения, которые ставят тезис под сомнение. Действуя таким образом, они рассматривают тезис в качестве простого мнения, тем самым лишая его силы, несмотря на то, что данный тезис основан на восприятии и является его описанием.
Ключевым словом для такого типа антитезы является слово «но». Такое «но» обесценивает непосредственное восприятие. Если я, например, глядя на гору, говорю «но», я уже не воспринимаю ее такой, как есть, хотя гора и стоит передо мной. Своим «но» я лишаю гору части ее величия и мощи.
Возражать можно против чего угодно, не тратя сил на восприятие, не имея терпения ждать до тех пор, пока не придут новое понимание и новый опыт. Поэтому возражения всегда так скоры. Понимание, напротив, требует времени.
Я бы хотел еще кое-что сказать о диалектике. Возражая против чего-то, человек чувствует себя свободным. Возражения рождаются из собственного усмотрения, они не предполагают необходимости обоснования. Мысль обретает свободу, связанную с ощущением власти. В то время как свобода действий становится чрезвычайно мала. И может ли человек, высказавший все свои возражения против понимания и опыта другого, сделать что-либо, выходящее за рамки понимания другого?
Тот же, кто отказывается от всяких возражений, в своем мышлении несвободен. Свобода его мысли весьма ограничена, поскольку он руководствуется непосредственным восприятием действительности. При этом он свободен в своих действиях, у него много возможностей.
Поиск по сайту: