Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Берт Хеллингер

ИСТОЧНИКУ НЕ НУЖНО СПРАШИВАТЬ ПУТИ

Институт консультирования и системных решений

Высшая школа психологии

Москва

 

Перевод с немецкого: Анастасии Соколовой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Инсти­тут консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.

Все права защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Эта книга представляет собой развернутый анализ и попытку обобще­ния всех наиболее значимых идей и открытий Берта Хеллингера в области человеческих взаимоотношений. «Как после летних трудов осенью собира­ют урожай, так и в этой книге собраны и наглядно представлены плоды многих усилий и позднее пришедшего понимания» — так говорит о своей книге сам автор.

В книге самым подробным образом описан метод семейной расстанов­ки: подход, процесс, действие семейной расстановки, работа с движения­ми души. Предлагаемое издание можно без преувеличения назвать учебни­ком системно-феноменологической терапии по Хеллингеру.

Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?

Раскрывая на страницах книги широкий круг важных для каждого из нас тем, автор уникального психотерапевтического метода семейной рас­становки побуждает читателя к размышлению и (пере)осмыслению соб­ственного жизненного опыта и ведет путем познания к нахождению воз­можных решений собственных семейных и личных проблем, к нахожде­нию гармонии с миром, таким, какой он есть, и самим собой. Принятие жизни и уход из нее, порядки отношений в паре, порядки отношений между родителями и детьми, любовь и жизнь, болезнь и душа, религия и вера в Бога — это темы, которые пронизывают всю нашу жизнь.

Многие из приведенных высказываний могут показаться спорными и даже в некоторой степени провокационными, но вряд ли могут оставить читателя равнодушным к описанным событиям и судьбам, предлагаемым решениям, которые Берт Хеллингер наглядно иллюстрирует множеством примеров из своей практики.

ISBN 5-94405-020-9

© Carl-Auer-Systeme Verlag, 2001

© Институт консультирования и системных решений, 2005

© А. Соколова, перевод, 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

Об этой книге ............................................................................ 15

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ.................................................................... 16

Введение ...................................................................................... 16

Истина......................................................................................... 16

Диалектика.................................................................................. 17

Восприятие и мышление........................................................... 18

Феноменологический путь познания....................................... 19

Признание путем отказа ........................................................... 21

Научная и феноменологическая психотерапия.......................24

Широта........................................................................................24

Целое..........................................................................'..................25

Источник.....................................................................................26

Слышать и видеть ...................................................................... 27

Понимание и действие ..............................................................28

Восприятие и сомнение ............................................................ 28

Образ мышления и образец судьбы ......................................... 29

Прерывание образца.................................................................. 30

Свет и тьма................................................................................. 30

Ученики и учитель..................................................................... 31

Видение и озарение ................................................................... 31

Тьма духа.....................................................................................31

История «Мудрость» .................................................................. 32

ЧУВСТВА.....................................................................................34

Введение......................................................................................34

Различение чувств.......................................................................34

Метачувства.................................................................................37

Ярость, отчаяние, любовь ......................................................... 38

Ненависть....................................................................................39

ДУША..........................................................................................40

Введение......................................................................................40

Границы души ............................................................................ 40

История «Путь»..........................................................................41

Порядки души ............................................................................ 42

Болезнь и душа .......................................................................... 43

Болезнь, душа и «Я» ................................................................. 43

Измерения души.........................................................................46

Смысл жизни..............................................................................49

Близнецы.....................................................................................49

Служение.....................................................................................50

В память об Освенциме ............................................................ 52

Воспоминания, которые завершают и объединяют............... 53

Убийцу влечет к его жертве...................................................... 55

Покой для убийц и жертв ........................................................ 55

«Плохие» и «хорошие» .............................................................. 56

Герои без риска ......................................................................... 57

Внимание к душе ....................................................................... 57

Идти вместе с душой................................................................. 59

Чистота души.............................................................................. 59

Безразличие................................................................................. 59

Богатство души не сравнить ни с каким учением...................60

Судьба...................................................................................61

Совесть и судьба..................................................................61

Личная совесть.....................................................................62

Родовая совесть....................................................................63

Судьба и свобода................................................................. 64

Удавшаяся жизнь.................................................................65

Судьба и вера....................................................................... 67

Судьба и душа ..................................................................... 69

ПРИНЯТИЕ ЖИЗНИ................................................................ 70

Введение......................................................................................70

Счастье.........................................................................................70

Восприятие счастья.................................................................... 71

Путь к счастью ...........................................................................71

Самореализация и полнота ....................................................... 72

Исцеление и благо..................................................................... 73

Границы совести ........................................................................ 74

Вина и невиновность ................................................................ 76

Покой.......................................................................................... 78

Пережить пережитое .................................................................. 78

Принять смиренно ..................................................................... 78

Солдаты и война ........................................................................ 79

Приверженность родине............................................................ 80

Благословение..............................................................................81

Новая жизнь после спасения .................................................... 81

Благодарность..............................................................................82

Компенсация...............................................................................82

Забвение.......................................................................................83

Подарок.......................................................................................84

Бытие и время............................................................................ 84

История «Полнота» .................................................................... 84

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ.................................................. 87

Введение......................................................................................87

Мужчина и женщина................................................................. 87

«Давать» и «брать» в партнерских отношениях.......................88

Обмен в любви........................................................................... 89

Будущее........................................................................................89

Анимус и анима ......................................................................... 89

Мужское и женское ...................................................................90

Полная сила................................................................................90

Поцелуй.......................................................................................91

Единство и различия ............N..................................................... 92

Как удается любовь .................................................................... 92

Взгляд на третье......................................................................... 93

Преимущество партнерских отношений перед отцовством

и материнством....................................................................94

Порядки в смешанной семье .................................................... 95

В браке ребенок замещает прежнего партнера

одного из родителей ........................................................... 97

На ребенка влияют и неизвестные ему прежние связи...........99

Браки партнеров из разных стран ........................................... 99

Брак с близнецом...................................................................... 100

Большое счастье требует мужества...........................................100

Счастье и несчастье....................................................................101

Позволить любви расти............................................................. 101

Истинная цена............................................................................102

Образы любви.............................................................................102

Страх и страсть.......................................................................... 102

Страх перед любовью................................................................103

Интимное....................................................................................103

Материнское и отцовское между мужчиной

и женщиной.........................................................................104

«Слышать» и «видеть» в партнерских отношениях............... 104

Думать и чувствовать.................................................................104

I

Триумф и ревность.................................................................... 105

Мстить с любовью.....................................................................105

Начать заново.............................................................................106

Освобождать................................................................................106

Расставание..................................................................................107

Расстаться смиренно...................................................................107

Боль расставания........................................................................108

Счастье и величие......................................................................108

Стерилизация и партнерские отношения............................... 109

Наполненная жизнь...................................................................109

Любовь в наше время................................................................ ПО

Любовь и порядок...............................................................111

Привязанность к родительской семье...............................112

Любовь идуша....................................................................112

Любовь и влюбленность.....................................................114

Решения.............:..................................................................115

Завершение...........................................................................116

Любовь и уважение.............................................................117

Любовь и бытие.................................................................. 120

ПОРЯДКИ В СЕМЬЕ............................................................... 122

Введение......................................................................................122

Право на принадлежность.........................................................122

Кто относится к семейной системе......................................... 122

«Плохие» и «хорошие» в семье................................................ 123

Целостность.................................................................................124

Принимать родителей................................................................125

Склониться перед родителями..................................................125

Мир и смирение........................................................................126

Отец и ребенок.......................................................................... 126

Жизнь больше, чем родители................................................... 127

Вина и надменность.................................................................. 127

Порядки любви между родителями и детьми........................ 129

Детская любовь...........................................................................129

Любовь и власть..................................................................\......130

Любовь и бессилие....................................................................130

Борьба сил..................................................................................130

Благословение..............................................................................131

Забота о престарелых родителях.............................................. 132

Дети, умершие в раннем возрасте........................................... 132

Живые и мертвые.......................................................................133

Смерть детей...............................................................................133

Упрек как суррогат скорби.......................................................134

Идеализирование как суррогат скорби.................................... 134

Надменная скорбь и скорбь смиренная.................................. 135

Имена умерших..........................................................................135

Исключенные умершие..............................................................136

Дети, от которых отказались родители................................... 136

Искупление..................................................................................138

Семейные тайны.........................................................................138

Инвалиды в семье......................................................................139

Ребенок-инвалид..................................................................139

Брат (или сестра)-инвалид..................................................139

Контерганные дети..............................................................140

Инвалидность партнера.......................................................141

Инвалидность родителей.....................................................142

Сила, которую может дать инвалидность........................ 142

Изначальный порядок................................................................143

Когда вместо виновных бьют слабых...................................... 143

Когда отец готов заботиться о детях после развода............... 143

Уважать родителей......................................................................144

Уважать или покоряться............................................................144

Порядок и любовь..................................................................... 145

Любовь и жизнь.........................................................................145

Ранняя смерть отца или матери............................................... 146

Лев................................................................................................146

Как уважать умерших родителей............................................. 147

Травмы.........................................................................................147

Надменность................................................................................148

Боль расставания........................................................................148

Прощание....................................................................................149

Порядок в созвучии...................................................................149

ЧТО В СЕМЬЯХ ПРИВОДИТ К БОЛЕЗНИ

И ЧТО ИСЦЕЛЯЕТ...................................................................150

Введение......................................................................................150

Любовь, которая ведет к болезни, и целительная любовь .... 150

История «Дварода счастья»......................................................152

Пути к новым ориентирам....................................................... 157

Психотерапия и медицина........................................................157

Болезнь и порядок.....................................................................158

Болезнь как процесс исцеления души.................................... 159

Рак................................................................................................ 159

Истощение и булимия...............................................................163

Питание и посты....................................................................... 164

Одержимость едой (обжорство)................................................164

Аллергия.......................................................................................165

Астма............................................................................................165

Депрессия....................................................................................165

Семейная динамика при психозах........................................... 167

Семейная расстановка..........................................................167

Движения души...................................................................167

Любовь..................................................................................169

Решение.................................................................................169

Прерванное движение................................................................171

Что приводит к неврозам......................................................... 172

Смерть во время родов............................................................. 172

Магическая любовь и любовь знающая.................................. 173

Уважение границ........................................................................174

Привязанность............................................................................175

Тяжелобольные дети..................................................................176

Болезнь и компенсация.............................................................177

Инцест.........................................................................................178

Решение для следующих поколений........................................180

Уважение вместо искупления....................................................181

Смерть вместо другого...............................................................182

Заключительный штрих.............................................................182

СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ДУШИ..... 183

Введение......................................................................................183

Семейные расстановки...............................................................183

Что дают семейные расстановки.............................................. 184

На что необходимо обратить внимание

при семейных расстановках................................................185

Душа указывает путь................................................................. 185

О подходе при семейных расстановках................................... 187

Стандартные вопросы................................................................188

Серьезность.................................................................................189

Системный подход.....................................................................189

Не уходить от существенного................................................... 189

Силовое поле..............................................................................190

Доверять полю............................................................................190

«Починить» или «дать вырасти»...............................................191

Исцеление как подарок.............................................................192

Осторожность при контроле результата.................................. 193

Мужество узнать правду — такую, как есть........................... 194

Любопытство унижает................................................................194

Опираться в душе на любовь................................................... 195

Границы семейной расстановки...............................................196

Живые и мертвые.......................................................................196

Знание в силу принадлежности к общей душе...................... 196

Помогать в гармонии................................................................ 197

Собственные и чужие чувства.................................................. 199

Насколько правдивы заместители............................................200

Замещение и собственное «Я»..................................................201

Преимущество большего............................................................202

Одна из реальностей..................................................................202

Толкования ограничивают.........................................................203

Воздействие на других членов семьи......................................204

Когда необходимо остановиться...............................................204

Смотри вперед — за спиной родители ................................... 205

С чем необходимо считаться....................................................205

Минимализм...............................................................................205

Действие последует за душой...................................................206

Оставить картину расстановки позади....................................207

Результат в отсутствие действия...............................................207

Пустая середина..........................................................................207

Мгновение, которое несет........................................................210

Решение как созревший плод..................................................210

Решение и отказ.........................................................................211

Решение путем невмешательства..............................................211

Разрешающие фразы..................................................................212

Глубины души............................................................................213

«Я останусь еще ненадолго».....................................................215

Привычное и доступное............................................................215

Исцеление семейной души........................................................216

Молния........................................................................................217

Когда удается расстановка: обзор.............................................217

Путь познания.....................................................................217

Процесс.................................................................................218

Семейная расстановка..........................................................219

Клиент...................................................................................219

Терапевт................................................................................220

Заместители...........................................................................220

 

Вопросы................................................................................221

Собранность.........................................................................222

Знаки.....................................................................................223

Открытость...........................................................................223

Начало...................................................................................223

Подход...................................................................................224

Уплотненные расстановки...................................................225

Пространство........................................................................225

Участие..................................................................................226

Силовое поле........................................................................226

Умершие................................................................................227

Душа......................................................................................227

Любовь..................................................................................228

Компенсация........................................................................228

Преимущество старших.......................................................229

Полнота.................................................................................229

Решения................................................................................229

История «Два рода знания» ...................................................... 231

Семейные расстановки и движения души..............................233

Порядки родовой совести..................................................233

Порядки личной совести....................................................235

Взаимные движения обоих видов совести.......................237

Движения души...................................................................237

Опыт с движениями души.................................................238

Пример: женщина, больная раком....................................240

Пример: израильтяне и палестинцы.................................241

Пример: женщина, страдающая обжорством...................242

Умершие................................................................................242

Пример: женщина, умершая в родах................................243

Пример: индианка и ее сестра,

погибшая в результате несчастного случая.......................244

Предки..................................................................................245

Смерть...................................................................................245

Пример: страх смерти.........................................................246

Будущее.................................................................................247

ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ........................................................248

Введение......................................................................................248

Решение без проблемы..............................................................248

Интуиция и решение.................................................................248

Решение следует за любовью....................................................249

Описание проблемы поддерживает саму проблему...............249

Отклонения служат решению...................................................249

Границы помощи.......................................................................250

Увидеть время, которое осталось.............................................254

В гармонии со смертью............................................................ 255

Привязанность и прогресс........................................................255

Основные терапевтические позиции........................................256

Круг..............................................................................................257

Два рода помощи.......................................................................258

Уважение......................................................................................258

Сдержанность..............................................................................260

Сопротивление............................................................................260

Необратимые последствия.........................................................260

Сострадание.................................................................................261

Полнота.......................................................................................262

Психотерапия в гармонии.........................................................262

СКАЗКИ И ИСТОРИИ.............................................................264

Введение......................................................................................264

Судьбы в зеркале сказок и историй....................................... 264

1. Собственно тема..............................................................264

2. Иллюзия...........................................................................265

3. Поворотный пункт.........................................................265

4. Пробелы...........................................................................266

5. Стратегии разочарования................................................266

6. Смещение.........................................................................267

7. Место в жизни................................................................267

8. Симптомы........................................................................267

9. Решения............................................................................268

10. Контристории................................................................268

11. Примеры контристорий...............................................268

Истории в помощь детям.........................................................269

Ночное недержание.............................................................269

Запор.....................................................................................271

Дети, которые пачкают штаны..........................................271

Ребенок-упрямец.................................................................272

РЕЛИГИЯ...................................................................................274

Введение......................................................................................274

Религии........................................................................................274

История «Другая вера»................................................................277

Уважать тайну.............................................................................278

Хранить молчание......................................................................279

Образы Бога................................................................................280

Критика церкви..........................................................................281

Высшее благо..............................................................................281

Движения души..........................................................................282

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ.................................................................284

Введение......................................................................................284

Собранность и смерть...............................................................284

Живущие и умершие.................................................................285

Прийти и уйти...........................................................................286

Движение к смерти....................................................................287

Принятие жизни и уход из нее .............................................. 287

Смерть и завершение.................................................................289

Уважение кумершим.................................................................290

Рано умершие.............................................................................291

Аборты.........................................................................................292

Смерть больше, чем жизнь.......................................................293

Насильственная смерть..............................................................294

Пересадка органов......................................................................294

Умирание и смерть....................................................................294

Первопричина......................................................................265

Ранняя смерть......................................................................265

Смерть и примирение.........................................................266

Страх смерти........................................................................298

Примирение с умершими...................................................299

Образы жизни и смерти.....................................................301

Преимущество жизни..........................................................301

Душа......................................................................................303

Путешествие в царство мертвых..............................................303

Межвременье...............................................................................305

Жить до конца...........................................................................306

Заключительное слово................................................................306

Жизнь продолжается...........................................................306

Счастье..................................................................................307

Об этой книге

Разделы этой книги написаны в период с 1992 по 2000 годы. Все высказывания приводятся в определенном контексте, по­скольку я озвучивал их во время моих курсов в виде введений, объяснений или выводов относительно того, что происходило. Иногда это были ответы на вопросы участников курса или от­веты на вопросы во время интервью или докладов. Т. к. курсы и интервью издавались отдельно, их можно найти в дословном исполнении, в этой книге я их только немного отредактиро­вал.

Все написанное следует воспринимать в контексте, т. к. при­водимые высказывания относятся к конкретным ситуациям. Контекст придает им цветность и делает живыми, поэтому они раскрывают ту или иную тему не полностью, а только в той мере, в какой этого требовала конкретная ситуация или конк­ретный вопрос. Некоторые высказывания схожи, но в зави­симости от ситуации приобретают дополнительное значение. Только в главе «Судьбы в зеркале сказок и историй» я раскры­вал тему обзорно.

Читателю может показаться, что за моими рассуждениями не стоит целостная теория. Но что бы это дало? Если выта­щишь на берег невод, полный рыбы, — она твоя, и каждую рыбешку ты можешь подержать в руках. Но, к сожалению, эта рыба не сможет больше плавать. В этой книге вы сможете уви­деть, как плавает каждая рыба.

Как я работал над этой книгой, можно проиллюстрировать на примере одной истории. Юноша спросил учителя о свобо­де, учитель ответил: «Некоторые думают, что ищут истину в своей душе. Но Большая Душа сама думает и ищет через них. Так же, как и природа может себе позволить много ошибок и постоянно с легкостью заменяет плохих игроков на новых. Давая время на размышление, она дает свободу, как река — пловцу, который отдается ее течению, и та несет его своею силой к другому берегу».

Чтобы читателю было легче ориентироваться, я разбил со­держание книги на отдельные разделы и каждый из разделов снабдил введением.

Ваш Берт Хеллингер

 

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ

Введение

Эта глава знакомит с исходными позициями, которые гото­вят к глубокому пониманию, прежде всего к пониманию возмож­ных решений. Исходные позиции это отсутствие намерений, мужество, открытость новому, неизвестному, сдержанность и согласие с тем, что выявится, даже если это требует от нас усилий на пределе возможного.

Основные понятия: феноменологический путь познания, фено­менологический подход, истина как данность, открывшаяся ис­тина как побуждение к действию.

Истина

Истина — это нечто, что стремительно появляется из небы­тия и снова погружается в небытие. Она появляется внезапно и снова исчезает. В тот миг, когда она приходит, она верна. В этом нет сомнения. Мы недооцениваем существа истины и познания. Пытаясь увековечить момент истины, мы недооце­ниваем ее быстротечность. Истина — это быстротечное благо.

Но все же в момент своей внезапной вспышки истина вер­на. Поэтому протест против открывшейся истины всегда при­ходит слишком поздно. Она уже исчезла.

УЧАСТНИК: Но это, конечно, очень субъективное открытие.

БЕРТ ХЕЛЛИНГЕР (далее Б. X): Совсем нет. И в этом все дело. Если истина открывается в процессе семейной расстанов­ки, она доступна всем.

УЧАСТНИК. Но только после того, как ты ее сконструи­ровал.

Б. X: Я не конструирую, я ее вижу. Она открывается вне­запно. Например, во время последней расстановки я внезапно

увидел, что речь идет об абортированном ребенке, я ее почув­ствовал.

УЧАСТНИК: Включив в расстановку ребенка, ты сконстру­ировал истину для участника, с которым работал.

Б. X:. Кто конструирует, тот (за редким исключением) по­падает не в цель, а рядом, потому что конструкция не прони­кает в душу, а только в голову. Это важное различие. Я заметил, что, если я в процессе работы озвучиваю то, что мне откры­лось, достаточно посмотреть на лица, чтобы понять, так ли это. По воздействию всегда можно понять, достигло ли оно души. Если же я что-то измыслил, возможно, уже сформулировал и высказываю вслух, то вижу, что реакция отсутствует. Воздей­ствие не достигло души.

Когда вы говорите о конструировании, спросите себя: по­чему одна конструкция действует, а другая — нет? Вероятно, действует что-то еще, нечто за пределами конструкции. Иначе не было бы так, что одна конструкция действует, другая — нет. Обе должны были бы действовать одинаково или одинаково не действовать.

УЧАСТНИК: Когда происходит расстановка семьи, обозна­чается отсутствующий порядок, тогда ты говоришь, что тера­пия окончена. А какой была бы констелляция, если с участни­ком этой расстановки сделать вторую расстановку?

Б. X.: Тот, кто делает вторую расстановку, возможно, хо­чет вновь осознать исчезнувшую истину, но это невозможно. Ее уже нет. Я могу сделать вторую расстановку, но только если поступила совершенно новая информация или вместо уже расставленной системы необходимо сделать расстановку родительской системы, и наоборот. Тогда будет привнесено что-то новое.

Диалектика

Диалектика предполагает осознание в три шага. Тезис, пре­вращаемый в антитезу, они дают синтез, который становится новым тезисом, превращается в антитезу, что приводит к но­вому синтезу. Принципиально важно, чтобы антитеза пред­ставляла собой не просто мнение или возражение, но новый взгляд.

2 - 5433 1 7

Если один человек в процессе диалога высказывает свой взгляд на любовь или делится своим опытом о ней, а другой обладает иным взглядом либо опытом, то это — антитеза в ди­алектическом смысле, но это такая антитеза, которая ведет к синтезу, обогащающему обоих.

Часто бывает так: кто-то высказывает свое убеждение в ка­честве тезиса, а другие в качестве антитезы приводят возраже­ния, которые ставят тезис под сомнение. Действуя таким обра­зом, они рассматривают тезис в качестве простого мнения, тем самым лишая его силы, несмотря на то, что данный тезис осно­ван на восприятии и является его описанием.

Ключевым словом для такого типа антитезы является слово «но». Такое «но» обесценивает непосредственное восприятие. Если я, например, глядя на гору, говорю «но», я уже не воспри­нимаю ее такой, как есть, хотя гора и стоит передо мной. Сво­им «но» я лишаю гору части ее величия и мощи.

Возражать можно против чего угодно, не тратя сил на вос­приятие, не имея терпения ждать до тех пор, пока не придут новое понимание и новый опыт. Поэтому возражения всегда так скоры. Понимание, напротив, требует времени.

Я бы хотел еще кое-что сказать о диалектике. Возражая против чего-то, человек чувствует себя свободным. Возраже­ния рождаются из собственного усмотрения, они не предпола­гают необходимости обоснования. Мысль обретает свободу, связанную с ощущением власти. В то время как свобода дей­ствий становится чрезвычайно мала. И может ли человек, выс­казавший все свои возражения против понимания и опыта другого, сделать что-либо, выходящее за рамки понимания другого?

Тот же, кто отказывается от всяких возражений, в своем мышлении несвободен. Свобода его мысли весьма ограничена, поскольку он руководствуется непосредственным восприятием действительности. При этом он свободен в своих действиях, у него много возможностей.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.