Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Остановка перед следующим путешествием





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наше путешествие подошло к концу. Пора остановиться и посмотреть, где мы оказались и куда отправимся дальше.

Приложение А: Контакты

Здесь вы узнаете, как можно связаться с автором и издателем для получения более подробной информации, а также найдете список ссылок на тематические Интернет-сайты.

Приложение Б: Как максимально эффективно использовать упражнения

Советы и подсказки: как наиболее эффективно проводить упражнения НЛП в группах из трех человек.

Глава 1 ТЫСЯЧА ПУТЕШЕСТВИЙ

Почти все наши неудачи являются следствием наших ошибочных представлений о том, что с нами происходит. Соответственно, более глубокое понимание человека, разумная оценка событий являются огромным шагом к счастью.

Стендаль. Дневник (10 декабря 1801 года)

Глубокое понимание

Каким ОБРАЗОМ эта книга, состоящая из ста тысяч слов, может стать первым шагом к счастью?

Слова символизируют наши представления о событиях нашей жизни. Слова — это конструктор “Лего”, в который играет сознание, складывая уникальные и значимые истины. Но истина не в словах; чтобы понять их, с нами должно что-то случиться. Только тогда слова помогут нам постичь реальность, в которой мы живем. Ближе всего к постижению реальности нас подводят метафоры. Метафоры — это лингвистические средства для описания мира в знакомых нам терминах.

Мы используем речь для кодировки наших мыслей и оценок переживаний. Зная правила использования слов и паттернов, которые наделяют их смыслом, мы можем использовать эти символы для получения информации о нас самих и окружающих нас людях. Слова могут использоваться бесконечное количество раз, мы постоянно переделываем их для создания новых значений. Слова меняют нас: они способны заставить нас смеяться и плакать, открыть наш разум для восприятия иных реальностей, ответить на вопросы о смысле жизни — или, по крайней мере, заставить нас задуматься о подобных вещах.

Великий китаец сказал: “Путешествие на тысячу миль на-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

чинается с одного шага”. В итоге моих размышлений фраза эта стала выглядеть несколько иначе: “Чтобы сделать единственный шаг, нужно совершить тысячу путешествий”. Ага! — подумал я. Вот это мне нравится. Мы снова и снова испытываем одни и те же эмоции, но они не сразу приносят нам истинное знание. Мы можем ждать этого годами. Мы можем никогда не узнать истину. Мы собираем данные гигабайтами, но продолжаем действовать по старым схемам.

Знание приходит с трансформацией информации в мудрость, и процесс этот остается для нас загадкой. Если мы заинтересованы в самом сборе данных или уделяем внимание лишь тем аспектам реальности, что лежат на поверхности, нам не удастся заметить глубинных паттернов, лежащих в их основе, — мы можем даже ни разу не задуматься о том, что “там, в глубине” что-то есть. Понимание приходит с сознательным обдумыванием увиденного и анализом самого процесса обработки полученной информации. Мы интерпретируем свою жизнь в соответствии с организацией восприятия. К счастью, если результат нам не по душе, мы можем изменить свои интерпретации и, следовательно, чувства по отношению к миру, в котором мы живем.

Эта книга о том, как мы можем это делать. Анализируя свои переживания и реорганизуя имеющуюся информацию, мы можем значительно улучшить свою жизнь и получать от нее гораздо больше удовольствия, более эффективно общаться с людьми и строить с ними хорошие отношения. Вопрос заключается в следующем: “Как я усваиваю информацию, присваиваю ее и накапливаю таким образом мудрость?” Основная идея нашего путешествия в поиске себя такова: “Что должно произойти, чтобы я сделал шаг, настоящий шаг к счастью”. В какой-то мере ответ на этот вопрос зависит от того, каким образом обеспечивается наша связь с большим универсумом.

Чтобы познать себя во всех отношениях, мы, чем бы ни были заняты, должны остановиться, взять тайм-аут и про-

16 ¦

чувствовать себя в это мгновение. Нужно дать волю любопытству, научиться смотреть на вещи с самых разных точек зрения, что само по себе приводит к новым инсайтам. Нам, наверное, захочется подумать, что бы нам хотелось изменить. И мы должны приложить все усилия, полностью посвятить себя этому. Даже в таком деле, как развитие личности, бесплатных завтраков не бывает!

Оглядываясь назад, вы можете увидеть свою жизнь как череду значимых событий. Возможно, вы читаете эту книгу потому, что пытаетесь понять, куда же вам двигаться дальше по дороге своей жизни. Пришла пора перемен? Вам нужна помощь или совет в том, как сделать свою жизнь легче и продуктивнее? Вы хотите, чтобы вам жилось веселее, хотите чувствовать течение жизни и постичь ее глубинный смысл?

Моя реальность

Уже более десяти лет я учусь НЛП, практикую НЛП и думаю об НЛП (нейро-лингвистическом программировании). Я совершил бессчетное количество путешествий по “территории”, пытаясь понять, как все это связано между собой, пытаясь найти закономерность, если, конечно, она существует. Я ходил на курсы, я читал книги по НЛП и начал отлично разбираться в основах. Я написал сотни тезисов учебных программ, множество статей, редактировал книги других авторов. И я постоянно проверял теорию НЛП на соответствие своему собственному опыту, потому что некоторые вещи казались мне совершенно бессмысленными. Ради собственного душевного спокойствия я должен был систематизировать информацию.

Я загорелся идеей создания единой унифицированной теории, которая объяснит, почему все происходит именно так, как происходит. Я знал, что я не первый предпринимаю подобную попытку, и знал, что никому еще не удалось реализовать эту идею. Меня успокаивала лишь мысль о том, что теорию, которая объясняла бы все, создать можно. НЛП

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 17

должно стать чем-то большим, чем калейдоскопом интересных идей, техник, процессов и моделей, собранных вместе только потому, что “они работают”. Как сказал У. Эдварде Деминг, “без теории опыт остается бесполезным. Без теории не появляются вопросы. Следовательно, без теории нет научения”. Это-то и был предмет моих поисков. Я хотел сделать следующий шаг.

Большинство моих идей выросло из семян, брошенных другими людьми, — их действий, слов, книг. Бывало, я приходил в восторг, испытывал воодушевление, даже благоговейный трепет. Иногда я сомневался, не соглашался, относился к идеям скептически. Все реакции важны. Иногда именно вопль “Что за чушь!” инициирует креативность. Если мне не нравится то, что я слышу от других, я начинаю думать: “А как же обстоят дела на самом деле?” Ненасытное любопытство, страстное желание узнать, как что действует, ведет меня к поиску сущности: я ищу глубинные уровни объяснений, “подтекст”. Необходимо уметь задавать правильные вопросы. Веруя в возможность создания общей теории или модели организации материала по НЛП, я везде и всюду искал разумные объяснения человеческого поведения.

Из университетского курса психологии я узнал, как научить крыс нажимать на рычаги и что, когда психологи не могут разобраться в том или ином явлении, они дают ему сложное название. Я же хотел узнать, как лучше понимать себя и других людей, но об этом нам ничего не говорили. Я бросил психологию и начал изучать кино и театр. Мой наставник, Джордж Г. Андерсон, заставил меня задуматься о многих вещах и по-новому увидеть роль актера, режиссера и происходящее в пьесе и кинофильме. Фильмы и мыльные оперы — это тысяча путешествий. На своем веку мы успеваем посмотреть сотни драматических лент, но все равно обращаем внимание лишь на сюжет: захватывающее действие, спецэффекты, эмоциональные отношения и т. д. и т. п.; но мы обычно не задумываемся над тем, как создать хороший сюжет, как

18 ¦

написать сценарий к фильму так, чтобы он “выстрелил”. Согласитесь, навряд ли кто-то из нас сможет снять мыльную оперу или поставить аншлаговый спектакль. Все мы читали увлекательные романы, но кому под силу написать собственный бестселлер? Вся информация здесь, перед нашими глазами, но мы не знаем, как описать или объяснить процесс, результатом которого она стала. Успех статьи во многом зависит от того, поймем ли мы, как она создавалась.

Только тогда, когда что-то не работает или работает не так, — если сюжет банален, шутки плоские, а характеры лубочные, — мы выключаем телевизор или уходим из кинотеатра. Но есть и альтернатива: мы можем обратить внимание на процесс, постараться понять, что именно не работает и как мы можем это исправить. Мы даже можем отыскивать удачные места и пытаться понять, как сделать это самому.

Моделирование успеха

Задача НЛП — открыть тайну жизненного успеха тех, кому удается его достичь. Нас окружают люди, которые достигают превосходных результатов, причем, как кажется, без особых усилий со своей стороны, но у нас есть средства (речь, модели или теория) для моделирования успеха. Но добиться желаемых изменений сложно потому, что мы не знаем, как это сделать. Мы даже можем не верить в то, что мы способны измениться.

Самый простой способ моделирования успеха — спросить у эксперта, как он это делает. Но он, скорее всего, не сможет ответить на этот вопрос. “Я просто делаю”, — скажет он. Или не сможет подобрать слов, чтобы объяснить: “Э-э-э... Не знаю”. Еще хуже, если он решит, что знает ответ на ваш вопрос, и обрушит на вас шквал информации, объясняя, как, по его мнению, у него это получается. Вам его рассказ покажется абсолютной бессмыслицей: либо потому, что вы не сможете соотнести описание его методики со своим собственным жизненным опытом, либо вся эта непонятная эзо-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 19

терика покажется вам слишком сложной для реализации ее на практике: “Тебе надо быть в зоне”. Он может предложить вам пару удачных находок (практических методов), например: “Все время смотри на мяч” или “Все внимание на центр сцены”, но это не поможет нам понять, как все эти тонкости формируют мастерство.

Я интересовался драматургией, поэтому много читал об актерском искусстве. Когда ты играешь роль, самое главное, чтобы то, что ты делаешь, работало, иначе скоро ты останешься без работы. Но лишь немногие актеры способны объяснить, что же они делают или как они это делают. К тому же существует огромное количество суеверий, касающихся самого процесса объяснения, например: “Если ты объяснишь, как ты это делаешь, ты потеряешь это умение”. Кейт Джонстоун, создатель “Theatresports” — редкое исключение. Я с неизменным удовольствием снова и снова перечитываю его книги “Impro” (1979) и “Impro for Storytellers” (1999). Он рассказывает нам, что делают хорошие импровизаторы, причем так, чтобы мы тоже могли сделать это. Эти книги я рекомендую прочесть всем, кто хочет, чтобы жизнь стала светлее, веселее, а отношения с окружающими были безоблачными, то есть всем тем, кто хочет установить хороший раппорт с окружающими. Некоторые моменты из книг Джонстоуна пригодятся мне, чтобы заполнить определенные “пробелы” в традиционном НЛП.

Жизненные Паттерны

Занятия драмой научили меня искать подтекст, общие темы, глубинные паттерны во всех видах человеческой активности: не только в театре, кино и телепрограммах, но и в менеджменте, мифологии и терапии. В совершенно несопоставимых контекстах мы увидим одни и те же паттерны, если, конечно, будем знать, что искать. Исследуя эти паттерны, я вывел “единую” теорию изменений. То есть “модель” (а на самом деле, комбинация моделей), которую я предлагаю, во-

20 ¦ ПИТЕР ЯНГ

брала в себя большинство используемых в НЛП техник, направленных на изменение.

Таким образом, несколько десятков различных техник можно заменить одним базовым процессом с большим количеством опций и вариаций. Базовый паттерн может быть адаптирован к различным условиям. В результате из сборища разрозненных техник и процессов НЛП превратится в единое целое.

Чтобы добиться ясного понимания паттерна и объяснить, как он работает, мне потребовалось совершить немало мысленных путешествий. Насколько легче будет тебе, читатель! Многие вещи мне пришлось изобретать заново, так что об “абсолютной креативности” речи не идет. Я заново открыл и модернизировал некоторые базовые паттерны, просматривающиеся в истории нашей цивилизации, свел их воедино и вместе с уже имеющимися у меня познаниями применил к процессу изменения. Эти паттерны-“архетипы” существуют несколько тысяч лет, принимая самые разнообразные формы. Они лежат в основе многих методик изменения и терапевтических подходов.

Это изменило мое представление о том, как происходят изменения. Появление каждой новой идеи предполагало реструктуризацию и пересмотр всех ранее полученных результатов. Стоит сделать шаг, и вещи уже никогда не будут такими, как раньше. Хочу обратить ваше внимание на то, что любое описание реальности представляет собой метафору, которую можно сформулировать по-разному. Как сказал Зигмунд Фрейд, “куда бы я ни пошел, я вижу, что там уже побывал поэт”.

НЛП-практика

В главе 5 я расскажу, что такое НЛП и как оно стало тем, чем стало. Если вы уже имеете какое-то представление об НЛП, вы будете удивлены, увидев, как легко и просто его можно переработать и объяснить. Если же вы не знакомы с НЛП, вы найдете здесь основы, которые помогут вам изме-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 21

нить способ общения и отношения с окружающими. Эти модели также помогут вам по-новому взглянуть на конфликты между людьми. Однако просто прочитать книгу без применения этих идей в повседневной жизни не достаточно. Чтобы понять, как предлагаемые мной модели работают на практике, нужно выполнить упражнения. В этой книге вы найдете множество упражнений. Некоторые вы сможете сделать самостоятельно, но большинство требуют участия одного-двух помощников. Вам понадобится кто-то, с кем вы будете работать. Также я рекомендовал бы попросить кого-то, кто не будет участвовать в процессе выполнения упражнений, зачитывать вам инструкции. Этот человек может выступить и в роли наблюдателя, который следит за происходящим, за тем, чтобы упражнения шли по заданным схемам, и обеспечивает обратную связь. (Практические советы по выполнению упражнений вы найдете в “Приложении Б”.) Основное умение, которое пригодится вам в работе с другими людьми, — это умение быть “в процессе”: замечать и наблюдать изменения в тот самый момент, когда они происходят. Человеческий мозг работает быстро. Если вы зачитаете инструкцию и только потом поднимете голову и посмотрите на своего клиента, вы, скорее всего, упустите нужный момент. Выполнив упражнение, стоит описать, как это происходило. Эти записи помогут вам впоследствии вспомнить свои ощущения и позволят проследить сам процесс вашего изменения.

Если вам захочется получить дополнительную информацию, в этой книге вы найдете рекомендации по ее поиску: не только об НЛП, но и о том, как переживали изменения самые разные люди. Когда вы наберете необходимый багаж базовых знаний, я бы посоветовал вам предпринять ряд собственных исследовательских экспедиций, так как тогда у вас будет незаменимый набор фильтров, сквозь которые вы сможете смотреть на мир, и, я надеюсь, возникнет множество вопросов, на которые вам бы хотелось получить ответы. Многие люди, прошедшие обучение НЛП, изменили свои жизни, сделали шаг — но не все. Некоторые просто получи-

22 ¦

ли дополнительную информацию, а жизнь их идет своим чередом. Делать или не делать этот шаг — решать вам. Мудрость не выдается по доверенности. Если вам нужна поддержка или вам нужно рассказать кому-то о том, что вы сделали, звоните мне (подробности в “Приложении А”).

С чего мы начинаем

Иногда мы замечаем, насколько все мы друг на друга похожи; иногда различия между людьми приводят нас в бешенство! Мы мечемся от “мы все одинаковые” до “люди такие странные, я вообще их не понимаю!”. Замешательство может возникать из-за игнорирования совершенно незнакомой реальности, в которой существует другой человек, или из-за большого количества деталей, тонкостей, которые ставят нас в тупик. Как бы то ни было, мы общаемся, мы оказываем на других заметное влияние, поэтому между людьми должно быть что-то общее. Поэтому мы должны обобщить накопленный нами опыт, чтобы создать правила или теории о том, как быть человеком. Нам необходима одинаковость и предсказуемость; чтобы правила работали, мы должны предположить, что некоторые аспекты мира, в котором мы живем, остаются неизменными. Мы постоянно придумываем сценарии, чтобы распланировать свою жизнь и истории, чтобы интерпретировать поведение других людей. Однако чем больше мы узнаем о жизни в общем, тем отчетливее понимаем, насколько все люди разные. Эта книга о том, как проникнуть в реальность другого человека и узнать, что она собой представляет, с тем, чтобы подстроить свое поведение под него и избежать разногласий.

Основные способности человека

Что в нас является “врожденным” и неизменным? Есть ли постоянные способности, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни? Постоянен ли набор наших

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

возможностей или этот запас можно пополнить? Что мы можем изменить и как мы можем это сделать? Есть вещи, которые удаются детям совершенно естественно: узнавать лица, учиться передвигаться — сначала ползком, потом на ногах. Никто нас этому не учит. Мы также испытываем ненасытное желание общаться с другими людьми и учимся говорить и строить свою речь в соответствии с грамматическими правилами (см. Pinker, 1994). Существует мнение, что мы узнаем речь матери еще в утробе. Вступая в контакт с другими людьми, мы совершенствуем нашу способность общаться как на вербальном, так и на невербальном уровне, приобретая навыки манипулирования и влияния на окружающих.

Мы придаем такое большое значение речи, что иногда забываем, что слова — не то же самое, что чувства и события, которые мы описываем с их помощью. Мы не видим разницу между словами и переживаниями, а потом обижаемся на резкие или даже оскорбительные слова и жаждем услышать успокаивающий голос любимого. У нас также появляется страсть к историям, рассказам, а потому изо всех сил стараемся пополнять свои запасы при помощи книг, газет, телевидения и кино.

Мы — люди

Каждый из нас сталкивается с необходимостью осмысле- • ния мощного и неиссякаемого потока информации. Хуже всего, что количество информации возрастает день ото дня. Но, что радует, у нас есть несколько десятилетий, чтобы попрактиковаться в вычленении важных сведений. Плохо, что никто нас этому не учит. К счастью, мы приходим в этот мир с заранее заложенной способностью обрабатывать огромное количество информации, дистиллировать, конденсировать ее и экстрагировать ее сущность. Это позволяет нам понимать мир, в которым мы живем, функционировать в нем и использовать языковые средства, чтобы сообщить другим людям о том, что с нами происходит. Обычно мы учимся го-

24 ¦ ПИТЕР ЯНГ

ворить друг с другом, просто следуя примеру тех, кто уже умеет это делать. Другим языковым умениям, например чтению и письму, приходится учиться. Ученые до сих пор не смогли прийти к единому мнению о том, являются наши языковые и грамматические способности врожденными или приобретаются в процессе обучения. Но нам предстоит понять, как мы используем язык и к чему приводит именно такое его использование.

Речь позволяет нам осмысливать переживания и события, что предполагает также понимание себя через рефлексивное сознание: мы способны думать о переживаниях. Начиная понимать себя лучше, мы продолжаем совершенствовать полезные умения; мы понимаем, что что-то не работает, и начинаем действовать иначе. Например, увидев, что наш стиль общения приводит к непониманию или утомляет собеседника или нас самих, мы делаем шаг назад — настоящий или метафорический — и пытаемся разобраться, что же такое мы делаем, что приводит к такому результату. Мы можем воспользоваться определенной методикой или просим помочь нам понять и разобраться в происходящем. В ходе практики мы приобретаем новые способы мышления и действия, которые со временем входят в привычку.

Обобщение

Одна из жизненно важных способностей, которая имеется у нас с рождения, — это способность к обобщению, к выявлению последовательностей, логики, паттернов и устойчивости значения в тех явлениях окружающего мира, которые важны нам. Этому нас, опять же, никто не учит. Мы начинаем обобщать с самых первых дней, исследуя мир вокруг нас, учась общаться, использовать речь и пытаясь прогнозировать события.

Наше восприятие часто оказывается ошибочным — особенно тогда, когда мы занимаемся самой человеческой из всех человеческих деятельностей, а именно, когда пытаемся

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

понять других людей, — а потому нам часто кажется, что мы не умеем обобщать, что нам не стоит этого делать. Поэтому обобщения лучше воспринимать как “гипотезы, нуждающиеся в проверке”, а не безапелляционное заявление типа “так оно и есть”. Далее мы увидим, как язык помогает нам обобщать сведения о реальности, а также какие препятствия он создает, когда мы забываем, что эти обобщения создаем мы сами.

“Переход к “мета”

Чтобы понять, как работают обобщения, нам потребуются еще более абстрактные обобщения: гипотезы или теории. Когда мы делаем в уме “шаг назад”, чтобы посмотреть, что происходит, мы “переходим к “мета” или получаем “мета-сознавание”. Приставка “мета” (meta) пришла в наш язык из греческого и обозначает “через”, “с”, “около”, “за”, “позади”. Этот полезный термин служит для определения умственной активности — изменения угла зрения посредством перехода за существующие границы ситуации и превращения в нейтрального стороннего наблюдателя.

К сожалению, термин “мета” чересчур активно используется в НЛП, например “мета-модель”, “мета-программа”, “мета-состояние”. Для обозначения следующего шага назад приставка может удваиваться (мета-мета-) и даже утраиваться. В итоге все это сбивает людей с толку, мешает пониманию. Но такие термины существуют, так что стоит знать об этом и быть готовым. Но есть и альтернативные, более понятные способы использования языка. Я хочу, чтобы вы получили настоящее удовольствие от нашего путешествия, поэтому буду выражать свои мысли как можно проще.

Это книга об изменении из серии “сделай сам”. Ознакомившись с несколькими базовыми теориями, вы сможете испробовать их на себе и сможете лучше понимать себя, других людей и общество в целом. Вы сможете переоценить свой жизненный опыт и посмотреть на себя другими глазами. Ее-

26 ¦ ПИТЕРЯНГ

ли вам что-то не понравится, вы сможете внести изменения. Это не значит, что вам придется меняться. Название этой главы указывает на то, что для постижения мудрости нужно совершить немало путешествий, познать различные способы восприятия, оригинальные способы мышления, креативные идеи, испробовать новые виды деятельности. Постепенно вы будете замечать, как вселенная — ваше видение мира — претерпевает захватывающие изменения и принимает новые формы.

Даже если вы считаете, что вам стоило бы что-то изменить, это совершенно не значит, что вы сделаете это. Приведу простой пример: предположим, у вас есть привычка, от которой вам бы хотелось избавиться, скажем, вы курите, грызете ногти, переедаете или любите посплетничать. Если бы все было так просто, вам, терапевту или вашему приятелю достаточно было бы сказать: “Хватит. Не делай так больше!”, и вы бы перестали. Однако так бывает редко. Само по себе желание измениться не гарантирует изменений; необходимо принимать в расчет и другие составляющие системы.

Часто люди хотят измениться потому, что хотят решить ту или иную проблему, которую описывают словами. Теперь же можно взглянуть на это с другой стороны: то, как именно они используют слова для кодировки ситуации, и является частью проблемы. Это “лингвистический аспект” НЛП. Нам нужно знать, как люди используют слова и каким образом это влияет на их восприятие и оценку реальности. Основной способ интерпретации мира — использование метафор.

Метафоры

Слово “метафора” (англ. “metaphor”) — греческого происхождения: приставка “meta” означает “через”, глагол “pherein” — “нести”. Так что метафора — это “нести через”, “переносить”. Используя метафоры, мы “переносим” значение обычного распространенного события или переживания, чтобы объяснить что-то новое или абстрактное. Такой

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

перенос облегчает понимание. Мы постоянно используем метафоры. В этой главе появляется метафора “УЧЕНИЕ — ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ”. (В лингвистических книгах существует традиция печатать метафорические эквиваленты капителью.) Каждая метафора несет в себе огромный смысл; ассоциации, связанные с исходной областью (путешествием), могут перейти на целевую область (изучение). Мы прекрасно представляем себе, что такое путешествие в физическом смысле, и это знание помогает нам понять абстрактное понятие — в данном случае, учение. Некоторые значения подойдут для реализации нашей цели, остальные могут нам не подойти: скорее всего, окажется лишней информация о расходе топлива, форме обуви или развлечениях на борту.

С помощью метафоры УЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ мы можем описывать проблемы как “пробки” или “препятствия на пути”. Мы строим мосты, чтобы соединить между собой острова знания, пересекаем границы, осваиваем новые территории. Если мы видим препятствие на своем пути, если понимаем, что можем зайти в тупик или сбиться с дороги, мы останавливаемся, определяем свое месторасположение, ищем указатели, смотрим по карте, куда можем двинуться дальше, и идем по дороге из желтого кирпича. Если мы, используя эту метафору, упираемся в тупик, мы понимаем, что при смене метафоры проблема решается или просто исчезает. Слова, которые мы используем для описания трудностей, имеют первостепенное значение. Именно поэтому, когда я буду вести вас по этой знакомой, но полной неожиданностей местности, я расставлю вдоль дороги указатели и время от времени буду предлагать вам другие экскурсии, которые могут вам понравиться.

Понимая, куда уходят корни того или иного человека, вы сможете увидеть, какие слова он использует для описания ситуации или обстоятельств, в которых он оказался, на что он обращает особое внимание. Слова и метафоры, которые мы используем для описания реальности, могут вызвать ра-

28 ¦ ПИТЕРЯНГ

дость и грусть, привести к проблемам или дать новые возможности. Термином “реальность” я обозначаю весь спектр ощущений, переживаний и опыта человека, связанный с бытием в этом мире. Я также использую слова “видение мира”, “модель реальности” и “модель мира” — все они взаимозаменяемы.

Каждая метафора имеет подтексты и последствия, подразумеваемые и не подразумеваемые. Например, метафора “модель” может предполагать восприятие людей как механизмов или технических устройств, которые могут ломаться, изнашиваться, выходить из строя или стачиваться до полной остановки. Они могут сгореть, разладиться, их могут сломать рабочие.

Итак, как же мы меняемся ?

На этот великий вопрос нет простого и окончательного ответа. Мы на самом деле постоянно меняемся и, скорее всего, сами не понимаем, как это делаем, — точно так же мы дышим, обеспечиваем оптимальный приток крови к мозгу. Мы полагаем, что хотели бы изменяться сознательно. Однако таким образом нельзя добиться действительных и устойчивых изменений. В НЛП существует рабочая пресуппозиция1: все изменения происходят на бессознательном уровне. То есть сначала нужно создать условия для изменения, а потом предоставить бессознательному с ними разбираться.

Когда кто-то говорит, что он застрял, потерялся, запутался, не может функционировать или двигаться в нужном ему направлении, обратите внимание на метафору, которую он использует. Слова, которые он употребляет, являются источником ценной информации о мировоззрении этого человека, поэтому вам стоит изучить выражения и метафоры и выяснить, что они для него значат. Это также поможет поддерживать с ним раппорт. Все, что люди говорят, имеет для них

Другими словами, предпосылка, предположение. — Прим. ред.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

смысл, так что с уважением относитесь к их высказываниям, признавайте истинность их образа реальности в каждый конкретный момент. Первым шагом всегда должен быть сбор информации. Но вам нужно выяснить значение слов. Изменения начинаются позже. Много позже.

В процессе выполнения упражнений ваше сознание и мышление будут действовать на более “универсальном” уровне. На этом уровне исчезают различия и значимым становится целостный опыт. Модель изменения, которую я предлагаю вашему вниманию, предполагает три фазы. Иногда бывает достаточно пройти только первую фазу — замечать, обращать внимание, собирать информацию. Тогда ваш рассудок, в свою очередь, будет интегрировать новую информацию привычным способом, и вы начнете вести себя иначе. Вторая фаза — изменение восприятия, перенос позиции, переход к активным действиям — предусматривает проверку и требует креативности и гибкости. На третьей фазе происходят принятие и интеграция. Обычно мы не делаем это сознательно, но если делаем, то это значительно “ускоряет процесс”.

Вы делаете это для себя или для кого-то еще?

Многие желают перемен, если изменяться придется кому-то другому! “Проблему” представляют именно другие люди — их репрессивное, подавляющее, ограничивающее или как-либо еще негативно влияющее поведение, которое должно измениться! Перекладывая вину на других, вы ограничиваете себя, свои возможности. Наоборот, вы должны быть готовы нести ответственность за себя и за свои поступки. Начинать легче всего с себя. Если вы хотите, чтобы изменились другие, может получиться так, что вам придется долго-долго ждать, и вы будете все сильнее расстраиваться. Избавьтесь от установки “Я просто хочу, чтобы X. стал другим, и тогда у меня все будет в порядке”, поверьте в себя, цените свои собственные силы.

30 ¦ ПИТЕРЯНГ

На стене святилища Дельфийского Оракула была надпись: “Познай себя”. Но “познание себя” есть процесс, а не проект типа “раз — и в дамки”. Принятие приходит с истинным знанием. В полной мере владея своими собственными возможностями, мы можем жить в согласии с миром, который создаем вокруг себя, жить более осознанно, с большим уважением к себе, к окружающим, к вселенной.

Общая информация

Учение не есть нечто привнесенное. Это реорганизация уже имеющегося.

Милтон Эриксон

Вы готовы реорганизовать свои убеждения и представления? Когда учение становится частью жизненного пути, это по сути дела означает поиск совершенства и путей его достижения. Для этого вам придется понять других людей, улавливать отблески их мира, их реальности, узнавать, что им не нравится, чтобы учиться на их жизненном опыте. Этой книгой я пытаюсь объяснить, как это удается НЛП. Однако это лишь “отчет о состоянии работ” на 2001 год.

С тех пор, как я начал изучать эти идеи, они кажутся мне все более значимыми и эффективными. Я уже не могу слушать полемику или дебаты в новостных программах, не раскладывая их на модели и паттерны. Это проливает свет на природу разногласий, но на данный момент не всегда позволяет найти решение. Наша история полна конфликтов, парадоксов и попыток объяснить природу реальности. По крайней мере, теперь мы видим, почему некоторые конфликты неразрешимы! Мы также находим подсказки, как научиться мыслить так, чтобы прийти к терпимости и пониманию.

Этот способ мышления систематичен — все взаимосвязано, а потому мы можем начать с чего угодно и где угодно. Постепенно распознанные нами элементы будут приобретать все большую осмысленность, складываться в гармоничное, логически согласованное единство — при условии, что у

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 31

нас есть теория, на основании которой мы будем систематизировать полученную информацию. Каждый контакт — это возможность продвинуться еще на один шаг на этом пути.

В ходе этого путешествия мы с вами будем придумывать новые метафоры, чтобы лучше понимать происходящее. Мы увидим альтернативные взгляды на Жизнь, Вселенную, Человечество: разные аспекты других людей и нас самих. Возможно, нам также удастся заглянуть в незнакомые миры. В своем изложении НЛП я использую и интегрирую идеи и процессы из других систем изменений и терапевтических подходов, театрального искусства, рассказов и мифологии. Наша культура богата историями, рассказывающими о жизненном опыте людей. Поэтому неудивительно, что в книгах, фильмах, теле- и радиопрограммах мы найдем множество отличных советов. Это часть нашего коллективного опыта, отражение образа мышления нашего общества как единого организма. Порой встречаются удивительные примеры эффективного изменения — и миллионы упущенных возможностей. Дело в том, что если вы хотите усовершенствовать свои коммуникативные навыки, не стоит заглядывать слишком далеко. Мудрость и знание окружают нас. Я часто слышу: “НЛП не предлагает ничего нового”. Многим цитатам, которые вы найдете в этой книге, более тысячи лет. Новое лишь в том, что НЛП предлагает систематизированное изучение состояния человека. Так что, оглянитесь вокруг: интересно каждое человеческое существо. Все, что вам нужно, — лишь задаться любопытством и внимательно присмотреться.

В результате

• Вы сможете понимать НЛПкак унифицированную дисциплину с теоретическим базисом.

• Вам будет легче справляться с новой информацией, вы сможете по-новому увидеть проблемы, которые раньше вам решить не удавалось, потому что в вашем распоряжении не было модели для их объяснения.

32 ¦ ПИТЕРЯНГ

• Вам будет легче вычленять паттерны, связи, аналогии, создавать новые метафоры, замечать “недостающие детали” и находить их.

• Что касается практических умений, вы научитесь разрабатывать собственные методики изменения, специальные упражнения и процессы, применять их по мере необходимости, основываясь на понимании общих принципов, а не просто следуя указке.

• Вы сможете генерировать новые идеи, разработки, внести свою лепту в эволюцию человеческой мудрости.

• Вы освоите новые способы общения, бытия, жизни. Поняв, как что работает, вы приблизитесь к мудрости; применяя мудрость на практике, вы сделаете шаг к более счастливой жизни.

Если путешествие начинается с вопроса, оно превращается в поиск. Если вы отправляетесь на поиски чего-то, это значит, что это что-то действительно важно для вас, что это вас мотивирует, призывает к действию. Для такого приключения нужны факты, план, ресурсы, идеи, воображение и активные действия — вы должны быть готовы пойти на все, лишь бы получить желаемое. Вы также должны понять, действительно ли вы получаете то, что хотели. В этом путешествии вы найдете ответы на некоторые свои вопросы — возможно, их подскажет не книга, но сама жизнь.

Глава 2 ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Джордж сказал: “Знаете, мы с вами все не правы. Мы должны думать не о тех вещах, которые нам пригодятся, а о тех, без которых нам не обойтись”.

Дж. К. Джером “ Трое в лодке” (1889, глава 3)

Путешествие начинается, начинается?

Путешествие вызывает личностные изменения, мы становимся немного другими. Прежде чем пуститься в путь, мы должны хорошенько подумать: “А зачем я вообще отправляюсь в это путешествие?” или даже “Каким я хочу стать в будущем?” В качестве мотивации часто выступает какая-нибудь “проблема” в лице кого-то или в виде чего-то, что нас беспокоит, раздражает или докучает нам; какая-нибудь неудовлетворенная потребность. Обычно бывает полезно разобраться, что вызывает в нас эти чувства, с тем, чтобы придумать приемлемые способы измениться. Часто к действию нас подталкивает наше окружение, контекст, в котором это действие имеет место и который обеспечивает обратную связь, показывая, насколько наше действие изменило этот мир.

Упражнение 2.1. Моя любимая жалоба

Когда нам “плохо”, когда мы “несчастны”, мы жалуемся. Вспомните и запишите все негативные отзывы, что вы говорили за последнее время: то, что вы говорили себе, другим о себе, о вашей жизни — стоны, ворчание, критику, негативные оценки, жалобы.

Любое недовольство может стать толчком к действию, отличным поводом измениться; оно подскажет и направление движения. Вспомните, с какой проблемой столкнулась Али-

2 Метафоры и модели изменения

34 ¦ ПИТЕРЯНГ

са, когда пыталась найти дорогу в Стране Чудес и спросила совета у Чеширского Кота:

“Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда пойти?”

“Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти”, — сказал Кот.

“Мне, на самом деле, почти все равно”, — сказала Алиса.

“Тогда все равно, куда идти”, — сказал Кот.

“Лишь бы прийти куда-нибудь”, — пояснила Алиса.

“Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно придешь, — сказал Кот, — если, конечно, не остановишься на полпути”. Льюис Кэрролл “Аписа в Стране Чудес”

Сам по себе факт путешествия в неизвестность может стать отличным приключением. Если вы не знаете, куда идете, и это не особенно вас беспокоит, везде вам будет интересно, и приключения будут ждать вас на каждом шагу. Вы и сами понимаете: все ваши действия будут иметь свои последствия, они будут изменять мир, пусть и совсем немножко. Но эта стратегия предполагает, что вам придется постоянно приспосабливаться к новым условиям и ловить все на лету. Вы должны знать все обо всем, что вас окружает, потому что любая травинка, любой камешек может спасти вам жизнь. Оказываясь в новом месте, вы не можете точно сказать, что здесь важно и нужно, а что нет. Если вы идете куда глаза глядят, вы никогда не собьетесь с пути: все дороги хороши, по какой ни идти.

Есть и другая стратегия: перед тем, как отправиться в путешествие, можно составить план и наметить маршрут. Планируя свое путешествие, вы решаете, чего нужно достичь, определяете предмет поиска, но сначала нужно провести инвентаризацию и понять: где я сейчас? Откуда я собираюсь начать путешествие.? Какими ресурсами я располагаю на данный момент? Что мне потребуется в пути? Вам также нужно понять, к чему вам хочется прийти в конце пути, нужна мотивация и готовность к действию, которое приведет вас к намеченной цели. Своими усилиями вы не только измените мир. Это отразится и на ваших отношениях с другими

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 35

людьми, которым придется учиться общаться с тем новым человеком, которым вы станете.

Изучение НЛП сродни путешествию по сложной, но знакомой местности. Но, если вас кто-нибудь спросит: “Что такое НЛП?”, дать исчерпывающий ответ будет трудно. Знание истории НЛП, того, как возникли те или иные идеи, — не самое лучшее подспорье в попытке разобраться, как действуют актуальные идеи, концепции, техники и процессы. В качестве метафоры представьте себе набор пазлов, которые вам нужно собрать без картинки на крышке коробки. Какие-то кусочки вам удалось собрать вместе, вы узнаете какие-то предметы, элементы узоров, но вы не знаете, где края рисунка, как его части между собой связаны, вы даже не уверены, что все кусочки в коробке относятся к этому пазлу.

Я написал эту книгу, чтобы дать вам общее представление об НЛП, рассортировать информацию и предложить один из способов, как ее можно расставить по полочкам. Если вы уже имеете представление об НЛП, здесь вы узнаете, как можно расставить ее по-другому. Для этого я установлю определенные “рамки”: обозначу некоторые способы понимания, которые помогут вам ввести вновь полученную информацию в общую картину. Мы начнем с самых общих понятий, рассмотрим модели мира, которые используют люди, разнообразные реальности, в которых они живут, мировоззрения, которые определяют их предпочтения, убеждения и способы реагирования на жизненные ситуации, универсум и других людей.

Чтобы понять, каким видит мир другой человек, мы должны знать:

• На что он обращает внимание: Что для него важно видеть? Что для него важно НЕ увидеть?

• Его мотивацию: Чего он хочет достичь? Почему?

• Как он учится, как осмысливает свою жизнь: Как он обрабатывает обратную связь, реакцию универсума — как он осознает значение происходящего.

2*

36 ¦ ПИТЕРЯНГ

В этой книге вы часто будете сталкиваться с базовыми метафорами, концепциями и структурами, и к тому времени, как я закончу объяснение, будете свободно ими владеть. Моя задача состоит в том, чтобы научить вас распознавать паттерны, которые лежат в основе содержания и объединяют его. То, что представляет важность для вас, — это ваша цель или намерение. Так что, давайте начнем с инвентаризации и зададим себе все необходимые вопросы:

Что вы хотите?

Это вопрос к вам: что хотите именно вы? Здесь не идет речь о том, чтобы угодить другим, воплотить в жизнь родительские мечты или снять проклятие, наложенное на вас ведьмой при рождении. Подумайте, что вам даст изучение способов изменить то, что вам хотелось бы изменить. Я не могу думать за вас, но я могу направить вас, подвести к ответу на этот вопрос. Сейчас вы, наверное, ответите: “Не знаю”. Если это так, то наше путешествие покажется вам исключительно увлекательным. Поэтому вы можете хотеть узнать, чего же вы на самом деле хотите! Вы можете понять, чего вам хочется или, по крайней мере, чего не хочется. Суть в том, что стоит вам понять, чего вы хотите, технология НЛП перейдет в режим действия и поможет вам найти оптимальный способ достижения этой цели. Именно для этого и нужно НЛП.

Упражнение 2.2. Результат

 

...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...

 

Это упражнение вы можете выполнять в любой момент. Я привожу его шесь. чтобы простимулировать ваше мышление сейчас, когда мы начинаем шине путешествие. НЕ нужно пытаться ответить правильно: прост расслабьтесь и позвольте мыслям унестись в будущее, попробуйте представить, что вам будет нужно тогда. Вопрос звучит так: Чего вы ожидаете от этой книги? Или, если ставить вопрос конкретнее:

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

• В чем бы вы xoic.ni увидеть вашу жизнь м тенившейся

: в результате изучения и постижения НЛП/

Отложите на секунду книгу и подумайте, чего бы вы хотели достичь к тому моменту, как дочитаете ее до конца, выполните все упражнения, поймете саму концепцию НЛП и сможете оперировать этим знанием на практике и т. л. Это может случиться через несколько дней, недель или месяцев — когда-нибудь.

• Представьте себя в тот момент времени в будущем. Вы достигли всего, чего хотели. Посмотрите, что происходит вокруг вас в этот момент времени в будущем.

• Теперь выйдите из этой картинки и посмотрите на себя, человека, который ее создал.

Посмотрите, чем вы отличаетесь от себя в будущем, что изменилось в вашем повелении и образе действия.

• Закончите предложение: “Теперь я могу”. Ответ должен быть значимым для вас, иметь свою силу. Будьте авантюристом! Доверьтесь своему воображению. Оно хочет, чтобы вы реализовали свои надежды и ожидания. Необязательно рассказывать о них кому-нибудь, главное, будьте честными с собой. Хорошо бы записывать то, что приходит вам в голову, доверить свои мысли

лаге. Четкая картинка — первый шаг к достижению пеха.

Большинство людей, которые, по нашему мнению, изменили мир, например, Уолт Дисней, Мать Тереза, Генри Форд, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и другие, имели четкое представление о том, каким бы им хотелось видеть этот мир, а их мотивация оказалась достаточно сильной для того, чтобы воплотить это видение в реальности.

Вопрос “Что вы хотите?” нужно часто задавать себе и окружающим. Лучше всего, если вы будете делать это до конца своих дней. Этот вопрос помогает сконцентрировать внимание более объективно, нежели вы просто будете фантазировать на тему “Было бы неплохо, если”. Чем четче вы пони-

38 ¦ ПИТЕРЯНГ

маете, чего хотите на самом деле, тем больше вероятность того, что вы это получите. Вопрос “Что я хочу сейчас?” может фоном звучать в ваших ушах в процессе обучения.

И я отвечу

Как вы ответили на этот вопрос? Как угодно. Люди могут так формулировать свои желания:

• Состояния, которых хочется достичь: обрести большую уверенность в себе, стать более оптимистичным или упорным.

• Умения и поведенческие навыки, которые хотелось бы приобрести: научиться более эффективно общаться и строить отношения с другими людьми; лучше писать, организовывать, планировать и т.д.

• Лучшее понимание себя и своего мира: понять, кто я, почему я здесь, лучше осознать свою идентичность, цель или личностную миссию.

Это довольно обобщенные желания. В вашем списке могут быть и значительно более конкретные. Если же ваши желания сводятся к обладанию материальными благами: машины, яхты, виллы, подумайте еще раз, что все эти вещи значат для вас. Какие действия, более общие, позволят вам в результате стать их обладателем? Например, вы получите все это, если будете успешным предпринимателем, бизнесменом, компетентным исследователем: тогда вы сможете приобрести все предметы роскоши, какие только захотите.

В главе 10 мы более подробно остановимся на постановке целей и определении результатов. А сейчас просто запишите все, что актуально для вас на данный момент. Поставьте дату. Когда вы дочитаете эту книгу, будет интересно оглянуться назад и посмотреть, какие желания исполнились, как вы сами изменились за это время.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

Личностная экология

Подумайте, какие последствия повлечет за собой то или иное изменение. Любое изменение может привести к неожиданным результатам. Часто мы сами себя вводим в заблуждение, думая, что знаем, что произойдет, и когда сталкиваемся с происходящим, мы убеждаем себя, что наши прогнозы оправдались. Так мы упускаем из вида прямые последствия и непредвиденные изменения в окружающей действительности — пока они не становятся настолько назойливыми или очевидными, что мы не можем не обратить на них внимание. Путешествуя в неизвестности, необходимо замечать все, и это полезная практика.

Упражнение 2.3, Последствия изменения

Думая, что бы вы хотели изменить, поразмышляйте еще вот над чем:

• Полностью ли вы открыты для изменения? Готовы ли вы на все?

• Есть ли запретные зоны? Чего вы точно не хотите?

• До какой степени вам хотелось бы измениться? Вы просто налаживаете систему или же собираетесь осуществить глобальные изменения, сделать гигантский скачок в неизвестность? Или выберете золотую середину?

• Справитесь ли вы с последствиями? Какие ответы, результаты, решения будут приемлемыми, на что вы не согласны? Сможете ли вы справиться с нежелательными результатами?

• Готовы ли вы измениться? Можете ли вы со всей уверенностью ответить “ДА!”? Или есть какие-то сомнения?

• Вы не одиноки. Вас окружают самые разные люди — родные, друзья, коллеги и многие другие, которые заметят произошедшие в вас изменения и каким-то образом на это среагируют. Так как же изменятся в итоге ваши отношения с окружающими? Вряд ли у вас будут заме-

40 ¦ПИТЕР ЯНГ

чательные и безоблачные отношения со всеми и каждым. Возможно, отношения с некоторыми вашими знакомыми станут менее комфортными. Некоторые люди

¦¦¦¦ . "¦¦.:¦:

не смогут приспособиться к вам новому. Некоторые отношения просто станут неактуальными. • Как это отразится на вашей профессиональной деятельности, на ваших коллегах, заказчиках и клиентах?

Запишите ответы на псе эти вопросы.

Разумеется, на этом этапе вы не можете знать, какие именно последствия повлечет за собой изменение, вы просто понимаете, что, в общем, “все будет иначе”. Думая о последствиях, вы заставите свое сознание обращать более пристальное внимание на информацию, на основании которой вы сможете прогнозировать возможные варианты развития событий. Вряд ли вы сможете безоговорочно согласиться на любое изменение, даже если вы считаете его желательным. Если вы согласны на все, спросите себя, для чего вы живете. Большинству людей кажется важным определить “проблемные зоны”, потому что именно активные действия в этих направлениях принесут максимальное вознаграждение.

Попытка ответить на эти вопросы переносит вас в различные контексты вашей жизни: дом, работа, игра и т.д. Чем больше вы думаете о том, насколько хорошо вы приспособлены к миру, в котором живете, о том, что связывает вас с окружающими вас людьми, тем большую “систематичность” вы обретаете. Сеть ваших отношений распространяется во времени и пространстве.

Упражнение 2.4. Что вам понадобится в путешествии?

Какой вы путешественник? Как вы собираетесь в отпуск или даже в короткую поездку на выходные? Что вы берете с собой? Вы предпочитаете путешествовать налегке или нагружаете себя багажом?

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 41

• Что понадобится вам в путешествии познания? Без чего вы не сможете обойтись?

Предположим, у вас уже есть самое необходимое — три основных качества: Любопытство, Открытость и Способность Принять, иными словами, желание и способность учиться на собственном опыте. Этим вы занимались с самого рождения. Что касается материального багажа, вам тоже не нужно нагружать себя. Единственное, что вам нужно, — это помнить о своих естественных талантах и использовать их более направленно, обращая внимание на все, с чем вам доведется столкнуться. Авантюризм — это готовность учиться воспринимать мир иначе.

Упражнение 2.5. Предпочтительный способ обучения

Вы уже много чего выучили. Подумайте, как вы это сделали: что вам помогало, а что не срабатывало, когда вы учились. Спросите у себя:

• В каком состоянии вам было удобнее всего учиться? Это может быть физическое состояние или окружающие условия.

• Что я делал такого, что мне помогало? Например, вы могли строить диаграммы, план в уме, обсуждать предмет с другими, делать своевременные перерывы, гулять.

• Что мешало мне учиться? Например, отношение учителей, отсутствие цели.

Например, может оказаться, что вам лучше всего учиться рано утром, причем вам необходима тишина; или же наоборот — поздно ночью, под музыку. Может, вы предпочитаете учиться в компании, в группе, на лекциях; или вы обожаете лазить в Интернете, читать книги.

¦

 

Ничто никогда не теряется

В божественной скрижали начертаны давно Все радости, печали и все, что суждено. Мольбами и слезами, обильными, как дождь, Мы капли не прибавим к тому, что нам дано.

Омар Хайям

Былое было и быльем поросло, так? Значит, ничего нельзя изменить. В общем, это объективная, научная причинно-следственная модель реальности. Но более эффективный и полезный с точки зрения нашей субъективной реальности (и часто практикуемый в НЛП) взгляд на прошлое — восприятие всего жизненного опыта как доступного в настоящий момент. Например, если воспоминание о каком-то событии из вашего прошлого до сих пор остается болезненным, значит, это событие оставило в вас что-то, что эту боль вызывает. Люди часто говорят, что хотели бы “отпустить прошлое”, а это значит, что прошлое незахороненным мертвецом все еще лежит на их плечах. Вот как мыслят создатели некоторых техник НЛП, вызывающих изменения: если какое-то прошлое событие вызывает нежелательную реакцию в настоящем, то изменение представления об этом событии повлечет за собой изменение реакции.

Вам приходится учиться всю жизнь, так что у вас уже накопилась огромная справочная база данных. Самое замечательное в этом то, что вы можете учиться на своем прошлом опыте. У вас есть доступ к этому опыту, даже если для вас прошлое стало историей. Пересмотр воспоминаний потребует обновления информации; если вы просто увидите, как представляете себе то или иное событие, это, возможно, изменит его значение, а следовательно, и понимание его. Актуальное состояние знания и мудрости будет оказывать влияние на интерпретацию воспоминаний, и “взгляд в прошлое” пойдет вам на пользу. Главное — не забывать об обновлении.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 43

Упражнение 2.6. Поиск в ментальной базе данных

Насколько хороша ваша память? Что бы вы ни думали, она работает просто великолепно. Корректнее было бы сформулировать вопрос следующим образом: насколько хорошо

вам удается получать доступ к своим воспоминаниям? Мы обладаем удивительной способностью; наш мозг по запросу выдает соответствующие примеры, используя самые разнообразные критерии поиска. Он часто справляется с этой задачей удивительно быстро (хотя иногда, когда вы пытаетесь вспомнить забытое имя, оно вдруг само всплывает в памяти — позже).

Например, вспомните, когда:

• Вам было хорошо в одиночестве.

• Вы обнаруживали, что человек, которому вы доверяете, вас обманывает.

• Когда вы расстраивались из-за того, что вас заставляли прекратить делать го, что поставляло нам удовольствие.

Возможно, вы никогда не пытались вспоминать подобные ситуации, но я практически полностью уверен, что вам удалось обнаружить нужные воспоминания.

• Теперь вспомните, когда у вас действительно хорошо получалось усваивать знания.

Проанализируйте эти воспоминания и ответьте на вопросы:

• В каких ситуациях вам было легче всего учиться? В формальной или неформально]! обстановке?

• Что облегчало процесс усвоения знаний?

• Что превращало учебу в удовольствие?

Хороший способ узнать это — сравнить несколько воспоминаний и выявить обшие факторы. В НЛП этот прием носит название “сравнительный анализ”. Запишите свои ответы, чтобы можно было проследить, как вы учитесь, и ваш прогресс.

44 ¦ ПИТЕРЯНГ

Люди часто говорят, что учиться было легче, веселее и продуктивнее, когда:

• Была веская причина учиться — когда им действительно хотелось что-то узнать.

• Когда получалось добавить новую информацию к уже имеющимся знаниям и таким образом ее осмыслить.

• Была возможность поучаствовать в практических занятиях (эмпирическое обучение).

• Они получали удовольствие, теряли чувство времени, так что научение “просто происходило” — преимущественно на уровне бессознательного.

• Они могли все попробовать, испытать, поиграть с новыми идеями и навыками, чтобы к ним привыкнуть.

• Они получали немедленную и позитивную обратную связь, из которой узнавали, на правильном ли они пути.

• Они могли видеть, как этот процесс обучения может стать более интересным, как полученные знания могут быть углублены или расширены.

Какими бы приемами вы ни пользовались, не забывайте обращаться к ним, чтобы облегчить усвоение материала, изложенного в этой книге, самостоятельно или в группе. Это не может вам навредить, зато пользу принесет огромную. Это знание — ресурс, к которому вы всегда можете обратиться.

Ресурсы

В НЛП вы не найдете определение термина “ресурс”, потому что люди сами интерпретируют это слово и находят собственные ресурсы для каждого конкретного момента времени. Это проявление уважения к человеку и отличное средство поддержания раппорта. Бесполезно советовать человеку обратиться именно к тому, в чем он, по вашему мнению, нуждается. Если вы так поступите, ваши рекомендации, скорее всего, будут отклонены. Это старая добрая игра “А почему бы

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 45

вам не...? — Да, но...”, которую Эрик Берн описывал в книге “Игры, в которые играют люди”1.

Уайт. Мой муж всегда пытается сделать ремонт самостоятельно, но у него никогда не получается так, как нужно.

Блэк. Почему бы ему не взять несколько уроков у профессионала?

Уайт. Да, но у него совсем нет времени.

Грин. Почему вы не приобретете для него хорошие инструменты?

Уайт. Да, но он не знает, как пользоваться ими”.

(См.: Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо-пресс, 2001).

Люди не склонны принимать такие предложения.

Бессознательное обеспечит оптимальный “доступ” к ресурсу. Вы удивитесь, когда узнаете, что люди используют в качестве ресурсов. Это может оказаться абстрактное понятие, как, например, “сила” или “уверенность” — само слово действует как триггер2, вызывая воспоминания о тех случаях, когда это качество было в их жизни. Желаемые качества могут быть персонифицированы в реальных или вымышленных персонажах, например Мать Тереза или Супермен. Люди могут придумать образ себя, который уже обладает ресурсными качествами, получая своеобразного персонального инструктора, наставника или “ангела-хранителя”. Ресурсом может быть материальный объект с сильной эмоциональной нагрузкой, например медвежонок — любимая детская игрушка; “магический” предмет, например кольцо или плащ из мира фантазий; место — лес или водопад, которые вызывают определенные эмоции или ощущение бескрайности и необузданности стихии, которое рождается, когда смотришь на море и небо над ним.

Сила ресурса может быть активирована словом, симво-

“Следующий пример проиллюстрирует ее основные характеристики. Это запись фрагмента разговора м-с Уайт с другими участниками группы.

2 Триггер — спусковой крючок, сигнал, запускающий определенную реакцию. — Прим. ред.

46 ¦ ПИТЕРЯНГ

лом, образом, эмблемой, знаком. Ресурс обладает для человека определенным смыслом, не известным окружающим. Главный вопрос: Работает ли он? Если да — что ж, прекрасно. Вы поймете, что ресурс работает, когда увидите, как человек меняется, получив доступ к его силе. Даже используя это слово для некоего переживания в своей жизни, вы не будете знать, что оно значит для другого человека, потому что у каждого есть свой уникальный способ осмысления.

Позитивные и поддерживающие убеждения также могут придать сил. Если бы существовал легкий и быстрый способ изменения убеждений, он был бы первым в списке терапевтических приемов. Но такой надежной универсальной техники нет. Главное, верить, что у нас уже есть необходимые нам ресурсы и что мы можем в любой момент их задействовать. Загвоздка в том, что обычно мы не в состоянии получить доступ к ресурсам, когда действительно в них нуждаемся — для того, чтобы изменить состояние, нам нужно изменить состояние! Таким образом, нам нужно научиться получать доступ к ресурсам именно тогда, когда нам это необходимо, чтобы не оказываться запертыми в этой парадоксальной ловушке, лишаясь сил. Эту ловушку можно обойти, подготовив все заранее, поставив курок на автоматический спуск. А для этого нужна практика.

Упражнение 2.7. Как придать себе сил

Помимо “воспоминаний о времени, когда...”, вы можете научиться получать доступ к более ресурсному состоянию через изменение физического состояния. Это физическое упражнение, так что вам нужно встать. Вокруг вас должно быть достаточно места, чтобы вытянуть руки в стороны. Одежда должна быть свободной и не стеснять движения.

Это упражнение позволяет “раскрыться” — как физически, так и духовно. Потянитесь, вытяните руки вверх и в стороны, сделайте глубокий вдох во всю грудь. Но просто думать о действии, описывая его словами, далеко не так полезно, как

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

чувствовать это всем телом. Проделывая это упражнение, вы действительно почувствуете, что становитесь больше, расширяя свое сознание до размеров Вселенной. Вы, наверное, сейчас с трудом можете представить себе, как это, так что лучшее, что вы можете сейчас сделать, это отложить книгу, скинуть обувь и встать.

• Поставьте ноги на ширине плеч, равномерно распределив вес.

• Дышите животом: все внимание на область ниже ребер, представьте, что там находится ваш дыхательный центр. Когда ваше дыхание опустится в самый низ грудной клетки, диафрагма будет поднимать и опускать живот.

• В начале упражнения сложите кисти тыльными сторонами, опустите руки перед собой; медленно поднимайте их вверх, до груди, до лица; поднимите руки над головой. Смотрите на руки, делая глубокий вдох.

• Когда руки поднимутся на максимальную высоту, позвольте им разойтись, как им хочется. Это жест называется “воронка” — вы раскрываетесь всему, что над вашей головой.

• Продолжайте медленно двигать руками, расставив их в стороны, медленно выдыхайте. Когда руки окажутся на высоте плеч, разверните кисти ладонями вверх или чуть потяните их вперед в жесте полной открытости.

• Также медленно позвольте рукам опуститься. Когда они достигнут самой нижней точки, разверните кисти так, чтобы они снова соприкоснулись тыльными сторонами, завершив таким образом круг и вернувшись в исходную позицию. Двигайте руками медленно и плавно, прислушиваясь к внутренним ощущениям.

• Одним плавным движением повторите все упражнение несколько раз.

Как вы теперь себя чувствуете? Как вы относитесь к миру? Если вы делали это упражнение в группе, ощутите, как изменилась атмосфера или “энергия” в комнате. Возможно, она стала более спокойной, более согласованной, “целостной”. Повторяйте это упражнение всякий раз, когда вам понало-

48 ¦ ПИТЕРЯНГ

бится перерыв, вдохновение, когда захотите успокоиться, восстановить связь с собой и миром. Это один из способов доступа к более ресурсному состоянию, связанный с тем, чю я называю “осознанием третьего уровня”.

Быть больше

Познакомившись с этим упражнением по раскрытию, вы можете описывать переживания словами “раскрытие”, или “быть больше”, или “расти”. Используйте эти слова осторожно — вы же не выкрикиваете приказы на плацу, но делаете предложение своему бессознательному. Для этого бывает достаточно просто подумать о раскрытии или “росте”. Позвольте мозгу представить, что ваше осознание распространяется как можно шире в пространстве. И продолжайте становиться больше и больше, чтобы у вас возникло ощущение, что вы заполняете собой вселенную и разрастаетесь за ее пределы. Наверное, сейчас это звучит для вас довольно странно, но я советую вам привыкать к этому упражнению, потому что оно позволяет резко изменить состояние и получить лучший доступ к ресурсам.

Я хочу поблагодарить Джона Хикса, который познакомил меня с концепцией “быть больше”. Он не только инструктор по НЛП,но и специалист по иглоукалыванию. Ощущение роста — это не состояние вашего тела, но самоощущение. Так вы напоминаете себе, что вы — это не только тело, не только эмоции, не только проблемы: вы больше, чем вы думаете.

I Упражнение 2.8. Внутреннее расширение Вспомните одну из жалоб, незначительных проблем или неприятных моментов из Упражнения 2.1. Восстановив это в памяти, скажите себе: “Я больше этого”. Стать больше, как и в предыдущем упражнении, вам помогут руки. Посмотрите, как вы себя чувствуете в результате такою общения с собой. Вы можете не останавливаться на этом и сказать: “Я даже больше этого”.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 49

Отлично. Теперь вы знаете, что в любой момент можете достичь состояния большей открытости, большей величины, которое откроет вам больший доступ к ресурсам. Его полезно иметь при себе в путешествии под названием жизнь. Еще вам понадобится...

Любопытство

Человек любопытен от природы. Но в погоне за конформностью детская любознательность постепенно подавляется. Многие взрослые, родители, учителя стремятся контролировать молодое поколение “ради их же безопасности”, чтобы вырастить из них образцовых граждан и так далее. Это часто вырождается в чрезмерную осторожность, избегание любых рисков; наше общество все больше напоминает “няньку”, которая пытается защитить нас от огромного количества потенциальных бед, которыми грозит нам существование.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.