Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Модель реальности, видение мира





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каких убеждений придерживается ваш собеседник? Чем он склонен объяснять ход вещей? Подсказки вы найдете в его речи. Ими могут быть слова, которые он использует (например, модальные глаголы: должен, обязан, не могу, следует); темы, которые он обсуждает; его образ мышления (факты, ценности, идеи, правила).

У каждого из нас есть любимая модель реальности. Чтобы научиться ее распознавать, нужна практика. К тому времени, как вы доберетесь до конца этой книги, вы будете уметь с высокой долей вероятности угадывать эти модели.

70 ¦ ПИТЕРЯНГ

Познай себя

Из всего того, что привлекает ваше внимание, что кажется вам наиболее заметным, ярким и интересным? Вряд ли многое. Люди учатся обобщать незначительные, но взаимосвязанные порции информации. Даже если вы ограничитесь выявлением и подстройкой под “поверхностные” аспекты поведения человека, это не помешает вам войти с ним в раппорт на довольно высоком качественном уровне. Это поможет вам в общении с незнакомыми людьми или в деловом общении — как личном, так и телефонном. Раппорт со временем углубляется, а это необходимо для сохранения и поддержания отношений. Но для этого вы сами должны начать строить его и уметь вносить соответствующие коррективы в подстройку своего поведения по мере сближения с человеком.

Вам никогда не удастся узнать о другом человеке все. Как вы себе это представляете? Вы даже не располагаете полной информацией о себе — а все потому, что вы до сих пор создаете различные концептуальные рамки, пытаясь разобраться в себе. НЛП предлагает несколько чрезвычайно действенных способов анализа поведения и мышления людей. Они “бессодержательны”, то есть относятся к общим поведенческим паттернам, а потому более универсальны в применении. Например, мышление некоторых людей отличается дотошностью, доскональностью и основывается на мельчайших подробностях, тогда как другие склонны к глобальным обобщениям. Это можно назвать “личностной чертой” — то, что человек делает постоянно.

В книгах, посвященных изучению личности — научных и психологических исследованиях, а также популярных изданиях, — вы найдете огромное количество характеристик. Каждая аналитическая система предлагает свои рамки понимания. Это говорит о том, что нам никогда не удастся познать мир другого человека до конца, но, несмотря на это, мы спо-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 71

собны к продуктивному общению — при хорошем раскладе! Потренируйте свое любопытство — попытайтесь понять, что работает, а что нет.

Подстройка или отзеркаливание

Вы можете как подстраиваться под собеседника, так и “отзеркаливать” его. Подстройка предполагает точное копирование физиологии. То есть, если человек двигает правой рукой, вы тоже должны двигать правой рукой. “Отзеркали-вая”, вы можете поменять левое и правое местами: левую руку вы “отзеркаливаете” правой, что намного легче.

Общее состояние человека меняется медленно, что позволяет вам постепенно подстраиваться под его позу, имитировать распределение веса и т.д. Однако люди постоянно двигаются, делают мимолетные жесты, порывистые движения, так что не забывайте: если вы что-то упустили, не переживайте — просто подождите немного, и движение повторится. Все мы рабы привычки.

Перекрестное отзеркаливание

Подстройка под дыхание больного человека может вызвать дискомфорт; сложно сидя в кресле копировать человека, который расхаживает взад-вперед по комнате. В таких случаях используется перекрестное отзеркаливание. Отражайте тот или иной аспект физиологии собеседника другим аспектом своей. Например, вы можете “отзеркалить” дыхание или хождение движением пальца, или темпом голоса, или кивая головой.

Копируя жесты и манеру говорить, не торопитесь и не повторяйте движения и интонации своего собеседника одновременно с ним. В разговоре люди высказываются по очереди. Используйте жесты другого человека, когда придет ваша очередь говорить, а не тогда, когда говорит он. Иначе он обратит внимание на ваши действия и поинтересуется, что это

72 ¦ ПИТЕРЯНГ

вы делаете — и раппорт потерян. Слушая собеседника, сложите руки и кисти так же, как складывает их он, когда слушает.

Дыхание

Дыхание играет важнейшую роль в формировании самочувствия и настроения человека. Обратите внимание на темп, глубину дыхания; определите, где у человека располагается дыхательный центр. Синхронизация дыхания происходит вполне естественно и позволяет легко войти в раппорт в ходе непосредственного общения.

Как подстроиться под дыхание?

• Когда человек говорит, он выдыхает. Поэтому выдыхайте, когда говорит ваш собеседник. Когда он прерывается, чтобы вдохнуть, — делайте вдох.

• Постарайтесь боковым зрением заметить, как поднимается и опускается его грудь. Осторожно! Не разглядывайте его в упор!

При вдохе тело человека любого пола и конституции расширяется, при выдохе сжимается. Если вам не удается разглядеть движения грудной клетки, обратите внимание на плечи: они поднимаются на вдохе и опускаются на выдохе. Движение может быть едва заметным, но заметить его можно как из-за спины, так и спереди. Еще легче увидеть движение складок одежды.

• У каждого человека свой “стиль” дыхания. Оно может быть глубоким или поверхностным, быстрым или медленным, свободным или затрудненным. Обратите внимание, совпадают ли по продолжительности вдох и выдох. Является ли дыхание непрерывным, или же в какой-то момент цикла человек делает паузу?

• Посмотрите, чем человек дышит: верней частью груди, серединой груди или животом?

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 73

Подстройка голоса

Не стоит точно имитировать все особенности голоса. Если вы вдруг заговорите высоким фальцетом с сильным провинциальным акцентом, вы будете выглядеть как минимум странно, а раппорта не добьетесь. Старайтесь приблизиться к манере разговаривать другого человека, познавая его таким образом на более тонком уровне.

Учитывайте при подстройке следующие параметры:

Высота:Каким голосом говорит ваш собеседник — высоким или низким? Как — монотонно или нараспев?

Темп:Говорит он быстро или медленно.

Тембр:Сюда входят следующие характеристики: резонанс и уровень “силы” или “насыщенности” голоса. Голос может быть назальным (гнусавым), хриплым, гортанным, дребезжащим, скрипучим, сиплым и т.д.

Громкость:Насколько громко/тихо говорит ваш собеседник?

Содержательные отрезки:Сколько человек успевает произнести между вдохами: несколько слов или несколько предложений?

Ритм:Повторение паттернов выражений, акцентирования, количество слогов.

Имитация акцента:Не стоит сознательно копировать сильный акцент, даже если вам это отлично удается. Это допустимо только в том случае, если вам свойственна похожая манера речи — тогда это будет естественно.

Источник:Как вам кажется, где в теле человека формируется голос? В конечном итоге голос идет изо рта, но рождается он где-то еще. Эта классификация может показаться вам необычной, но она легко запоминается.

П ИТЕР ЯНГ

Упражнение 3.4. Где рождается голос?

Проделайте это упражнение на себе. Мысленно разделите свое тело на три основные зоны: Голова, Сердце и Живот.

ГоловаСконцентрируйте внимание на области головы и представьте, что ваш голос идет из центра черепа. Как он будет звучать?

Характеристики “головного” голоса: голос довольно высокий, громче, быстрее, чище среднего, более резкий. Присутствует также такое качество, как легкость.

СердцеТеперь переключите внимание на область сердца, на середину груди, и представьте, что голос идет оттуда. Как он звучит теперь?

Типичные характеристики грудного голоса: голос теплый, более медленный, плавный, звучный, насыщенный; средняя частота.

ЖивотПеренесите внимание на область живота — ниже пупка. Представьте, что ваш голос идет отсюда. Какой он? Типичные характеристики “говорящих животом”: голос низкий, медленный, более “просторный”, грациозный — более округлый и более проникновенный.

При помощи воображения вы можете заставить “говорить” любую часть вашего тела. Как бы звучал го юс большого пальца ноги? Какая часть тела подарила бы вам самые теплые ощущения, самый четкий фокус и концентрацию, ощущение расслабленности?

Политики и те, кому приходится часто выступать на публике, способны сознательно менять источник и тональность голоса, чтобы завоевать симпатию слушателей. Доверие аудитории вызывает низкий, идущий из сердца голос.

Упражнение 3.5. Из центра

Точно так же можно проанализировать манеру двигаться. Энергетический центр, или центр импульса, может находиться в разных частях тела.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 75

Голова Для начала представьте, что ваша голова отвечает за Перемещение тела в пространстве. Голова, а в особенности глаза, должна определять ваше направление. Как вы осуществляете контакт с миром в этом состоянии? Что вы видите, а на что не обращаете внимания'' У вас может возникнуть такое ощущение, словно активная, мыслящая голова влачит за собой безвольное тело.

Сердце Теперь переместите локус, сосредоточие импульса в центр груди, в область ссрлна, и попробуйте пожить с этим энергетическим центром. Как вы себя чувствуете? Как относитесь к людям и к миру в целом?

Живот Переместите центр в область живота. Если вы занимались йогой или тай-чи, вам, должно быть, знакомо понятие hara (xapa) или dan tien (дянь гинь), что означает “энергетический центр” тела. Сконцентрируйте внимание на этой точке, находящейся на расстоянии ширины ладони ниже пупка, и начинайте двигаться от живота.

Проследите за происходящим в процессе перемещения центра импульса. Прочувствуйте, каково иметь энергетический центр в разных точках тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы ходили от колена? От правого уха? От кончика носа? Практический совет: когда я играл на сцене, я понял, что, когда нужно изобразить пьяного, центр нужно расположить в нескольких дюймах над головой и заставить его медленно кружиться.

Обратите внимание на то, как двигаются другие. Определите, в какой точке тела рождается двигательный имнул! Попробуйте представить, что энергия распространяется этой точки вашего тела. Прочувствуйте, как исходит отгул двигательный импульс. Зная расположение энергетических центров, легче копировать походку других людей.

Разрыв раппорта

Вам бы не понравилось постоянно поддерживать раппорт. Находиться в раппорте с больным человеком или человеком, которому трудно дышать, например с астматиком или страдающим эмфиземой, — не самое приятное занятие. Есть

76 ¦ ПИТЕРЯНГ

ситуации, в которых необходимо разорвать раппорт. Например, если у вас назначена другая встреча, если вам нужно поработать или хочется отделаться от человека, который отнимает у вас время. Когда пришло время расставаться, начинайте разрушать подстройку до необходимого уровня. Если вы оба сидели, встаньте. Обычно люди понимают, что вы хотели этим сказать. Если нет, просто скажите: “Мне пора идти”, сделав руками легкое отталкивающее движение (ладони вниз), чтобы показать: “Остановимся на этом”, “А вы оставайтесь”, и уходите. Лучше встречаться с людьми на их территории — тогда вы сами можете выбирать, когда уходить!

Работникам торговли я могу порекомендовать разрывать раппорт как раз перед тем, как человек подпишет договор. Сразу же выходите из раппорта, чтобы он остался преданным скорее контракту, нежели вам, продавцу. Вы можете сказать: “Мне нужно сделать один звонок” или найти повод покинуть комнату, чтобы клиент подписывал контракт без вас.

“Но...”

Иногда раппорт оказывается разорванным по вашей же вине. Например, когда вы смотрите на часы или зеваете. Есть одно слово, которое моментально разрывает раппорт. Это союз “но”.

“Я полностью согласен с вами, но...”

“Я бы хотел приобрести ваш товар, но...”

“Я бы с удовольствием с тобой прогулялся, но...”

“Но” сводит на нет все ранее достигнутое. Истинный смысл этих фраз таков: “Я не согласен с вами”, “Я не хочу это покупать, и вот что мне не нравится”. Даже тон голоса в этих случаях подсказывает: “Сейчас прозвучит одно маленькое “но”\” Обратите внимание, как “но” выбрасывает вас из внешнего осознания во внутреннее. Сначала ваше внимание сконцентрировано на собеседнике, потом вы обращаетесь

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 77

внутрь себя и думаете уже о том, что важно вам, или же вы начинаете объяснять свою точку зрения, что приводит к немедленному разрыву раппорта. Чтобы не употреблять в речи союз “но”, измените ход мышления и структуру предложения и скажите то, что хотите сказать, без преамбулы. Замените союз “но” на союз “и”. Заметьте, как он сохраняет ваше внимание вовне, помогая поддерживать контакт, а следовательно, и раппорт с собеседником.

Ведение

Подстраиваться к человеку, отзеркаливать его можно в любое время и ничего этим не добиться. Это здорово, если вам просто хочется неплохо провести время вместе. Но если вам предстоит деловая встреча, подумайте, как вы будете достигать своей цели. Что вам нужно от этих людей? В бизнесе вы должны добиваться своего, иначе вы лишь потеряете время.

Для установления раппорта достаточно нескольких секунд. Главное — понять, когда вам это удалось, а когда нет. Для этого проведите небольшой тест: сделайте движение, которое не свойственно вашему собеседнику, и посмотрите, повторит ли он его за вами. Если вы ведете в раппорте, люди будут делать то, что вы от них хотите. Если нет, вам придется приложить усилия для достижения намеченных целей. Запомните: ваша задача — оказать на них влияние. Вы хотите, чтобы человек купил то, что вы продаете, или же присоединился к вам в работе над проектом. Вне зависимости от желаемого результата принцип действия остается неизменным.

При любом способе установления раппорта первое, что вам нужно сделать, — это подстроиться под собеседников. Как только вы поняли, что раппорт установлен, ведите их к своему образу действия — добейтесь от них подстройки под себя. Это происходит совершенно естественно, и вскоре они начнут понимать, как выглядит мир, если смотреть на него

78 ¦ ПИТЕР ЯНГ

вашими глазами. А потому постарайтесь привести себя в позитивное состояние, которое им тоже понравится. Они позволят вам вести себя и пойдут за вами, потому что захотят поддерживать с вами раппорт. Не выходя из раппорта, ведите их туда, куда вам нужно. Проверка на ведение — лучший тест для раппорта. Если вести не удается, значит, подстройка была неудачной. Вернитесь, назад и подкорректируйте ее.

Статусные трансакции

Еще одним существенным аспектом взаимодействия с окружающими является ваш воспринимаемый относительный статус. Статус — это восприятие в рамках социальной реальности (см. главу 6). Мы постоянно оцениваем собственный статус в глазах окружающих. Со временем мы начинаем практически безошибочно определять статус и общественное положение на основании факторов, которые можем использовать для подстройки, и делаем заключение: “Чей статус выше — твой или мой?” Вы занимаетесь этим всю свою жизнь. Следующая ступень развития — умение сознательно подстраивать свой статус для углубления раппорта и большей эффективности общения.

Общаясь с другим человеком, мы мгновенно (на сознательном или бессознательном уровне) определяем, “выше” мы его или “ниже”. Но для установления раппорта и ведения в нем необходимо решить, какую роль играть — высоко- или низкостатусного человека. Если собеседник признает ваш авторитет, мы можем “заставить” собеседника повиноваться — но войти с ним в раппорт в этой ситуации не удастся. Для подстройки необходимо принять статус чуть ниже статуса партнера, признать его модель мира и изначально позволить ему вести себя. Гибкость поведения и способность приспосабливаться помогают нам занизить свой статус. Установив раппорт, можно повысить статус для того, чтобы иметь возможность вести.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 79

Для более подробного изучения статусных трансакций я могу порекомендовать обратиться к книгам Кейта Джонсто-уна “Impro” (1979; глава, посвященная статусу) и “Impro for Storytellers” (1999). Этот вопрос практически не освещается на НЛП-тренингах, поэтому позвольте мне вкратце рассказать вам, как можно модифицировать свой статус. Физически статус снижают неуклюжие безвольные позы, быстрые нелепые жесты. Вы можете касаться лица рукой и начинать каждую фразу с “Ну-у-у” или “Гм”. Стоя прямо, двигаясь медленно и плавно, вы повышаете свой статус. Если вы тянете “Э-э-э-э”, выдерживая паузу и как бы говоря этим: “Я думаю, не отвлекайте меня”, вы тоже повышаете свой статус в глазах окружающих. Статус не зависит от номинальной или официальной роли: бродяга может иметь высокий статус в глазах герцога. Он также не может быть навязан вам, если вы не захотите его принять.

“Думай и расти”

Встречаясь с людьми, мы моментально оцениваем свой относительный статус и адаптируем его к ситуации, зачастую сами того не осознавая. Выбор статуса зависит частично от актуального представления о себе и частично от восприятия данных конкретных отношений. Вы можете чувствовать себя “боссом” или “хозяином положения”. Может получиться так, что вы будете робеть и чувствовать себя “тряпкой” или ниже его в социальном плане.

Статус — качество скорее временное, чем постоянное. В сбалансированных взаимоотношениях относительный статус будет постоянно меняться. Статус — это субъективная оценка, ценностное суждение, основанное на определенном внутреннем решении. Вы сами выбираете свой статус, а потому можете повышать или занижать его в зависимости от ситуации — точно так же, как вы можете перемещать центр в любую точку своего тела. Чтобы двигаться от другого центра, вам нужно просто переключить на него свое внимание, пере-

80 ¦ ПИТЕРЯНГ

местить его туда и двигаться так, словно вы двигаетесь от этого центра. Точно так же, оценив соотношение статусов — своего и своего собеседника, вы можете представить себе, что ваш статус выше (или ниже), и действовать соответственно. Делая это сознательно, вы обеспечите себе больший контроль над ситуацией, увеличите свои шансы на ведение в раппорте и, следовательно, достижение нужного вам результата, что будет выгодно обеим сторонам.

Знай свое место

Статус может определяться в контексте отношений с окружающими, вещами или миром в целом. Человек склонен персонифицировать свои страхи и проблемы, связывая их с теми или иными людьми, и жить в благоговейном страхе перед ними, избегать их или наделять священной силой. Мы часто оказываемся во власти суеверий, ведем себя как представители низшего статуса по отношению к черным кошкам и паукам, наделяя их властью над собой. Некоторые люди предпочитают вести себя таким образом в отношении всей вселенной, превращая свою жизнь в наполненное страхом ограниченное существование, принимая на себя роль жертвы и отдавая себя полностью в руки судьбы.

Любое общение предполагает принятие статусного решения. Встречаясь с человеком первый раз, вы сразу же определяете его статус. Это значит, у вас есть несколько секунд, чтобы разобраться в человеке. Знакомые люди имеют уже сформировавшиеся представления друг о друге, основанные на прошлом опыте, который включает в себя и относительный групповой статус. Каждый “знает свое место”. Это восприятие окружающих основано на оценке целого ряда параметров: работа, супруги, дети, школа, в которой учатся дети, место жительства, друзья, умение одеваться, дружеские и партнерские качества и т.д. На основании этих субъективных оценок мы выстраиваем свою собственную иерархию: “лучший друг” и т.д.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 81

Упражнение 3.6. Групповой статус йл*“

Подумайте о своей семье, сотрудниках или любой другой группе людей, с которыми вы регулярно встречаетесь.

• Какое место вы отвели каждому из них в своей статусной иерархии?

• Кому достанется первое место? Кто окажется в самом низу?

Выберите группу для оценки: семья, друзья, коллеги.

• Составьте список членов группы.

• Сравните этих людей (по парам) и определите, чей туе выше. Проработав весь список, вы сможете вы^ лить лидера группы, обладающего самым высоким тусом. Остальные займут соответствующие позишп нисходящей.

Теперь сравните свой статус со статусом каждого чле группы.

• Ваш статус приблизительно одинаков? , ,.,.да

• Можно ли сказать, что их статус значительно выше i шего?

• Можно ли сказать, что их статус значительно ниже в шего?

• Как эти статусные различия влияют на ваше общеш

• Что бы вам хотелось изменить в этом плане?

Теперь вернитесь к группе, которую вы анализирова упражнении 3.3.

• Каким был ваш относительный статус по сравнеш другими членами этой группы? Устраивал ли он вас?

• Можно ли сказать, что вы покинули группу из-за “неправильного” статуса?

82 ¦ ПИТЕРЯНГ

Иногда статус человека определяется еще до знакомства с ним на основании предвзятых суждений, без учета фактов. Например, когда человеку предстоит презентация проекта, он заранее настроен на выступление перед “враждебной аудиторией”. Если вы думаете также, не кажется ли вам, что этот паттерн стоит изменить? Согласны? Тогда первое, что вам нужно сделать, это изменить восприятие “аудитории”. Уверен, что лучше убедить себя в том, что слушатели на вашей стороне, причем их статус несколько ниже вашего: они хотят, чтобы вы подарили им несколько приятных минут, и они готовы полностью на вас положиться. Звучит вполне логично, как вы считаете?

Раппорт с группой

Как установить раппорт с группой? Разумеется, вам не удастся подстроиться под каждого присутствующего, а потому с группой следует работать как с единым целым. Вам нужно будет расслабиться и успокоиться, потому что напряжение и неуверенность в себе препятствуют раппорту. Чтобы чувствовать себя уютно перед группой, вам совершенно не нужно принимать нелепые позы или сидеть, развалившись в кресле. Вы просто должны придать себе сил через состояние, которые мы с вами разбирали в главе 2. Сделайте упражнение “Я расту” частью подготовки к выходу на сцену, потому что если вы начнете размахивать руками, стоя перед залом, о раппорте вам придется забыть, а статус ваш заметно снизится. Стойте на сцене, думайте, что упражнение сработает. Тогда вам удастся прийти в нужное состояние и понять, что нужно делать, чтобы установить раппорт с данной конкретной группой людей. Если ситуация позволяет, сделайте это упражнение вместе с группой — все будут подстраиваться друг к другу, а общие переживания сплачивают группу.

Статус и группа

Что касается статуса, вы сможете значительно его повысить, если с самого начала дадите группе понять, что у вас все под контролем, что они находятся именно там, где нуж-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 83

но, и что они получат огромное удовольствие от всего того, что будет происходить здесь дальше. Вы можете добиться этого результата, не шевельнув пальцем — просто стоя и ничего не делая, одним своим присутствием. Зачитывая презентацию, вам лучше принять значительно более низкий статус, что позволит получать оперативную обратную связь и, следовательно, подстраиваться под запросы аудитории.

Авторитарные лидеры принимают чрезмерно высокий статус. Эти люди обрушивают на головы своих подчиненных непрерывный поток приказов. За исключением ситуаций, когда это считается нормой, например, на военных сборах (которые, прежде всего, требуют огромной гибкости), этот стиль общения обычно оказывается нерезультативным. Вы можете добиться временного подчинения, но вряд ли эта атмосфера будет располагать к усвоению знаний.

Во время представления презентации ваш относительный статус будет меняться. Одной из целей обучения людей является расширение их возможностей. По мере повышения их самооценки и статуса вам следует постепенно снижать свой статус как преподавателя и в конце концов уходить в тень. Иначе они смогут учиться только тогда, когда вы рядом, — поведение станет контекстуально обусловленным.

Способность придавать силы другим, снимая необходимость в руководителе, есть неотъемлемая составляющая искусства лидерства. Как сказал древнекитайский мудрец Лао-Цзы, “кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности”. Дао Дэ Цзин (пер. Ян Хин-шун)

Статус и юмор

В разных ситуациях люди наделены разной степенью “власти” по отношению к окружающим. Большинство актеров-комиков, таких как Чарли Чаплин, Бастер Китон или исполнитель роли мистера Бина Роуэн Аткинсон, принимают низкий статус, играют чуть ли не юродивых, но в конце Концов ставят на место любого. С другой стороны, напы-

84 ¦ ПИТЕРЯНГ

щенный капитан Мэнуоринг из “Dad's Army” в исполнении Артура Лоу и сноб Бэйзил Фоулти Джона Клиза пытаются строить из себя высокостатусных личностей, а смеемся мы над тем, как над ними издеваются. Обычно владельцы отелей занижают свой статус по отношению к постояльцам, и юмор как раз заключается в неконгруэнтности этого обмена статусами.

В терапевтической ситуации статус врача или терапевта (одетого в высокостатусный белый халат или сидящего за высокостатусным столом) обычно выше статуса пациента, обратившегося к нему за помощью. Медики часто выражают недовольство обменом ролей в ситуациях, когда перед консультацией пациент находит всю интересующую его информацию о своем заболевании в Интернете, а потом обращается с врачом как с механиком в автосервисе! На работе начальник должен вести себя как обладатель высокого статуса, но на вечеринке может расслабиться и попытаться стать “своим парнем”. Но если вы не являетесь экспертом в какой-либо “нейтральной” области, которой сможете заинтересовать своего босса, не стоит слишком завышать свой статус. Веселые истории, упражнения и игры вы можете найти в книге Джонстоуна (Johnstone, 1979, 1999).

Резюме

Цель установления и поддержания раппорта — возможность войти в реальность другого человека и получить приблизительное представление о его модели мира. Только поняв модель мира другого человека — поняв, где он живет, — мы можем узнать, как с ним нужно общаться, особенно если мы хотим оказать на него позитивное влияние. Характер видения мира, персональных реальностей и моделей мира рассматривается в главе 6.

Раппорт необходим для эффективной коммуникации. Это ощущение сосуществования с человеком или группой людей. Прежде всего, вам нужно войти с ними в раппорт —

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 85

вы должны это сделать. Вы должны обладать достаточной гибкостью, чтобы в какой-то степени войти в реальность этих людей.

Если вам это удастся, люди почувствуют, что вы принимаете их, и будут готовы к конструктивному взаимодействию.

• Вы можете установить раппорт различной степени — от общего до высокоспецифичного.

• Легче всего начать с физиологической подстройки, основанной на наблюдении и копировании.

• Имитация тональности голоса и акцента некоторым людям удается совершенно естественно. Однако заниматься этим следует с большой осторожностью.

• Для того, чтобы понять, что имитировать, необходимо сначала составить четкую картину категорий наблюдения языка тела, речи и т.д.

• Раппорт — это решение, которое присутствует в течение всего процесса общения с человеком. Вы не просто входите в раппорт, а потом двигаетесь дальше. Это “смазка для механизма человеческого общения”.

• После установления раппорта ваш собеседник будет готов следовать за вами туда, куда вы его поведете. Вы можете переместиться в другую реальность с тем, чтобы добиться изменений, или же просто ограничиться поддержанием статус-кво и позволить отношениям развиваться естественным путем.

• В зависимости от желаемого результата поддерживайте раппорт, пока это необходимо, или разорвите его.

• Если вы занимаетесь преподаванием, начните с высокого статуса, постепенно снижая его по мере того, как ваши ученики будут набираться сил.

86 ¦ ПИТЕР ЯНГ

Хотя некоторым из нас нравится думать, что мы живем в эгалитарной культуре, на самом деле все обстоит несколько иначе. Нельзя также сказать, что это облегчает нам жизнь. Мы должны обладать известной долей гибкости с тем, чтобы подстраивать свой относительный статус под нужды ситуации, чтобы дать волю любопытству, чтобы соответствовать запросам окружающих в группе или организации. Бывают ситуации, когда необходимо проявить настойчивость, но иногда нам следует быть скорее членом группы, которого воспринимают как “одного из нас”, своего человека.

Для того чтобы эффективно сотрудничать с другими людьми, вам необходима поведенческая гибкость, гибкость статуса, а также признание самоценности каждого человека. Не переставайте учиться на протяжении всей своей жизни, и вы увидите, что все двери открываются перед вами. Признайте собственное невежество, и все увидят, что вы “всего лишь человек”!

Глава 4 ИЗУЧЕНИЕ МЕТА-ЗЕРКАЛА

Мы набрасываем хрустальную пелену на возлюбленных и, пока влюблены, видим лишь образ — не человека.

Стендаль

Выполнение НЛП-упражнений

В этой главе рассматривается упражнение, которое является типичным примером основного процесса изменения. Упражнения НЛП обладают большой эффективностью, и знакомиться с ними лучше всего на практике. Как и при обучении любым другим навыкам, вам нужно будет следовать инструкциям и практиковаться, практиковаться, практиковаться.

Выберите проблему, которая действительно актуальна для вас на данный момент, — что-то, что вам хотелось бы изменить. Нет смысла работать над “нейтральными” проблемами, потому что вы добьетесь лишь того, что продемонстрируете нежелание работать над действительно важными вопросами. Стопроцентно безопасной может быть лишь стопроцентно неэффективная методика. Не стоит и пытаться придумывать гипотетические ситуации из серии “если бы”, чтобы заранее убедиться в том, что на самом деле ничего не изменится. Если вы проделаете упражнение с реально существующей проблемой и поймете, что происходит, вы, вероятно, найдете ответы на все свои “гипотетические” вопросы или же обнаружите, что ваша “проблема” попросту исчезла.

Небольшое предупреждение: не обращайтесь к сильно травмирующим воспоминаниям, например посттравматическому синдрому, острым фобиям или случаям насилия. В этих случаях вам может понадобиться помощь квалифицированного специалиста. Вы можете проработать любые слу-

88 ¦ ПИТЕРЯНГ

чаи личностного дискомфорта, досадные неприятности. Используйте любую возможность повысить уверенность в себе или провести сеанс самоанализа с тем, чтобы понять, как работает та или иная методика. Проделав это на себе, вы сможете претворить теорию в жизнь.

Как выполнять упражнения Существуют три способа выполнения упражнений:

• Вы просто сидите, а основная работа происходит в вашей голове. Вы вспоминаете, визуализируете, заново проживаете и переживаете различные моменты своей жизни. Вы диссоциируетесь, отступаете назад, рассматриваете ситуацию с различных точек зрения и изменяете характеристики или кодировку опыта. Вы выполняете упражнение преимущественно в своем воображении, оставаясь внутри себя и следуя инструкциям “терапевта” или ассистента. Большинство оригинальных НЛП-упражнений выполняются именно так.

• Вы облекаете свой внутренний мир в конкретную внешнюю форму, воссоздавая ее вовне в качестве пространственной метафоры. Это позволяет вам перемещать свое тело в этом пространстве, исследовать различные аспекты своего Я, других людей, которые занимают определенные места в этом пространстве. Двигаясь, вы рассматриваете вещи под разными углами, удаляясь и приближаясь. Вы можете “входить” в различные роли или воображаемые образы себя (и других) и работать с ними. Вы можете выйти за пределы ситуации и посмотреть на результаты изменения. Вы можете увидеть, как дистанция влияет на отношения, сближаясь с людьми или отдаляясь от них. Встав на стул, вы можете возвыситься над событиями и посмотреть на все свежим взглядом. Проецирование внутренней реальности вовне позволяет вам понять, что она собой представляет,

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

и помогает реорганизовать или реструктуризировать модель мира.

• Изменения также могут происходить менее структурированно. Человек задает себе вопрос или же кто-то другой задает ему постгипнотическое внушение (на самом деле, это происходит постоянно, просто мы этого не замечаем!), а потом ответы приходят сами по себе. Фокус заключается в том, чтобы их поймать. Этот феномен можно назвать “интуитивной прозорливостью”. Вы сталкиваетесь с ним, когда находите вещь, которую давно искали, в совершенно неожиданном месте, или когда к вам приходят креативные идеи, когда вы принимаете важные решения, занимаясь совершенно земными делами, например выгуливая собаку или плескаясь в душе. На самом деле некоторые специально отправляются на прогулки, чтобы хорошенько над чем-то подумать. Я, например, гуляю у реки. Чтобы этот метод оказался максимально эффективным, я бы посоветовал вам в такие моменты иметь под рукой бумагу и ручку, чтобы записывать идеи по мере их возникновения, потому что иначе вы наверняка все забудете. Я использую для этого старые конверты, но вы можете завести специальный блокнот.

Мета-зеркало как процесс

Следующее упражнение основано на методике Роберта Дилтса под названием “Мета-зеркало”. Оно было разработано в 1987 году, когда Роберт Дилтс и Джон Гриндер перерабатывали основы НЛП. В том числе среди идей, которые они Разрабатывали, было понятие различных перцептивных позиций и перспектив с переводом их из области мышления в физический план. Они хотели найти способ физически дифференцировать аспекты проблемы, размещая их в разных точках пространства. Это упражнение относится к типу 2 (см. выше).

90 ¦

Данное упражнение позволит вам лучше понять ситуацию и просчитать последствия. Чтобы понять его суть, давайте попробуем проделать это сами. Это упражнение легче выполнять в паре: тогда партнеры смогут по очереди руководить действиями друг друга.

• В качестве разминки вспомните человека — из настоящего или из прошлого, — отношения с которым можно назвать проблемными.

• Вспомнили? Хорошо. Подумайте вот о чем: как так получается, что мы расстраиваемся из-за человека, которого здесь нет?

Дело в том, что мы реагируем не на самого человека, а на внутренний образ — представление, которое у нас сложилось. Вот это мы и будем менять. Вам придется спровоцировать изменения личным примером — не стоит надеяться, что люди просто возьмут и изменятся. Однако совершенно не обязательно приводить этого человека и заставлять его участвовать в упражнении. Мы даже не будем заставлять его проходить курс терапии и не собираемся делать ему операцию на головном мозге!

Дело в том, что нами владеют фантазии, влияние которых мы испытываем в течение долгого времени. Особенно ярко это проявляется, когда мы влюблены. Как писал Марсель Пруст в романе “У Германтов”, “любовь — ужасный обман: она вовлекает нас в игру не с женщиной из плоти и крови, но с куклой — детищем нашего воображения”.

Начнем с интернализованного образа этих проблематичных (или даже идеализированных, воображаемых) отношений. Измените свою субъективную реальность, переделывая “куклу — детище воображения”. Здесь вы можете добиться эффективных изменений, придавая, таким образом, себе силы.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 91

Упражнение 4.1. Мета-зеркало как процесс

Процесс мета-отзерк&тивания являет собой яркий пример типичного НЛП-мышления и действия. Он позволит вам проработать проблематичные отношения любого рола. Эта инструкция отводит вам роль ассистента. Ваш партнер будет “клиентом” — его проблему вы будете решать совместными усилиями. Проделав это упражнение с обеих позиций, вы будете готовы выполнять его самостоятельно. Вы всегда сможете обратиться к этому упражнению, когда вам захочется прояснить любые отношения. Оно занимает всего около минуты и не требует специальных условий — вы можете делать это, где угодно. Однажды вы подумаете: “О! Пора делать Мста-зеркало!” — и сразу начинайте.

В вашем распоряжении должна быть комната, по которой вы будете перемешаться. Осторожнее, не споткнитесь о мебель. У вас должно быть как минимум два квадратных метра свободною пространства, чтобы “дистанцироваться” от проблемы. Сначала “клиент” должен вспомнить проблемные отношения — из настоящего или из прошлого. Если эти отношения до сих пор его беспокоят, с ними и нужно работать. Попросите “клиента” подумать об этом человеке — вам ему ничего рассказывать не нужно. Для того, чтобы методика сработала, вам не обязательно знать, что это за человек или в чем состоит проблема. Будет даже лучше, если вы этого знать не будете.

Мы начнем учиться с того, что выберем одного человека и сосредоточимся на взаимоотношениях с ним. Но можно также прорабатывать отношения с семьей, или с группой, или с целой организацией. Работайте со всем, что важно для человека.

Во время проработки разных позиций ассистент должен стоять рядом с “клиентом”. Не вставайте перед ним, старайтесь, чтобы “клиент” вас не видел; вам нужно буквально “встать на его сторону”. Я не отмечал паузы в описании ваших действий, так что ориентируйтесь на своего партнера и подстраивайтесь под его ритм.

¦

Рисунок 4.1. Процесс мета-отзеркаливания

з >..............-(*)

Г1)< 2 .

Шаги(Рисунок 4.1)

1. Скажите своему “клиенту”: “Для начала представь себе две точки на полу, которые будут олицетворять ваши отношения: ты стоишь на одной точке и смотришь на человека, стоящего во второй.

Встань на точку номер 1 — это первая позиция — и посмотри на этого человека. Обрати внимание на ощуше-** ния, которые вызывают у тебя ваши отношения”. Наблюдая за “клиентом”, вы увидите, насколько резко изменится его состояние — взгляд, цвет лица, его выражение, поза, жесты и т.д.

“Теперь просто будь собой в этих отношениях и в нескольких словах опиши их, например: “я расстроен”, “мне тесно” или “я беспомощен” — как угодно”. “Клиент” описывает отношения, как может. Постарайтесь точно запомнить его слова.

“Спасибо, достаточно. Я не хочу, чтобы ты слишком глубоко погружался в эти неприятные переживания, поэтому сойди с этой точки и сделай что-нибудь, чтобы отвлечься — потряси руками, ногами, чтобы “стряхнуть” с себя это ощущение”. Это называется “выход из состояния”.

2. “Теперь ты готов сделать то, что, скорее всего, еще никогда не делал. Ты “влезешь в шкуру” этого человека и почувствуешь, каково ему приходится в отношениях с

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

тобой. Перейди ко втором точке, встань на нее и стань этим человеком”. Это называется “вторая позиция”.

“Чтобы тебе было легче стать им, постарайся принять его обычную позу, держи свою голову гак же, как ом, копируй его жесты и голос. Став этим человеком, посмотри на себя, стоящего на первой позиции, и прислушайся к своим ощущениям. А теперь вкратце опиши это ощущение. Говори от первого лица, словно ты - этот человек: “Я чувствую...” и так далее”. Запомните, какими словами клиент описывает свои ощущения.

“А теперь сойди с этой точки и постарайся выйти из этого состояния - стряхни с себя ощущения, подвигайся, сделай что-нибудь”. 3. “Теперь я хочу, чтобы ты диссоциировался от этих отношений и посмотрел на них со стороны. Итак, переходи на третью позицию и рассмотри их в перспективе”.

Держитесь на расстоянии нескольких шагов позади клиента, чтобы он мог видеть первую позицию. Укажите ему на каждую из позиций. В точности повторите слова инструкции: “Теперь, когда ты занял третью позицию (показываете одной рукой), посмотри на себя, стоящего на первой позиции (показываете другой рукой). Что ты чувствуешь по отношению к себе?” Ваша речь должна быть нейтральна, чтобы не наводить на конкретные ответы. Человек может говорить все, что придет ему в голову. Он может сказать: “Мне его”, или “Почему она не может просто вит, и с к с этим что-нибудь?!”, или что-то покрепче. Вам нужно добиться четкого разделения: нельзя поз лить чувствам с первой позиции влиять на мысл третьей позиции. Вы должны увидеть явные измене! в физиологии: на третьей позиции будет больше “кс троля”. Если этого не происходит, вам стоит vchjii разделение, отойдя пару шагов назад или предлог клиенту встать на стул. Высота дает лучшую перси тиву.

94 ¦ ПИТЕРЯНГ

4. Попросите клиента перейти с третьей на четвертую позицию, выйти из системы этих отношений и стать сторонним наблюдателем.

“Я хочу, чтобы ты, стоя на четвертой позиции, перенес то, что есть на третьей позиции, на первую. Стоя рядом с ним, одной рукой укажите на первую, другой — на третью позицию, а потом продемонстрируйте замену, скрестив протянутые руки так, словно вы меняете местами первую и третью позиции. Для большей наглядности вы можете сопроводить это каким-нибудь звуком.

5. Попросите клиента перейти на первую позицию, повернуться лицом к его собеседнику, стоящему на второй позиции, и спросите: “Что произошло с этими отношениями?”

Отношение должно измениться. Обычно перемены становятся заметны после шага 4. Вернувшись на первую позицию, клиенты обычно становятся более подтянутыми, более оживленными. Если этого не происходит, вам нужно будет вернуться на несколько шагов назад, чтобы убедиться в том, что вам удалось достичь разделения, и привлечь более эффективные ресурсы. Сигналы тела и другие реакции помогут вам заметить изменения, когда они появятся.

6. Попросите клиента перейти на вторую позицию, чтобы он понял, какую реакцию вызывает у него этот обновленный человек в изменившихся отношениях. “Теперь иди сюда и почувствуй, какие эмоции возникают в связи с самим собой обновленным”.

Здесь также должны быть заметны разительные изменения в физиологии.

7. Последний шаг техники: переход на первую позицию — клиент снова становится собой: “Ну что ж, теперь тебе пора стать самим собой”. И все.

Как и при проведении любой техники, вы должны “отслеживать” клиента, то есть подстраиваться под него, под его модель мира и систему убеждений.

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 95

Работа со свободным содержанием

Вы как ассистент должны сконцентрироваться на явных проявлениях своих ощущений и обращать внимание на состояние клиента в каждый момент времени. Вам совершенно не обязательно знать подробности проблемных отношений. Если содержание проблемы будет вам известно, оно вызовет у вас те или иные ассоциации, в результате чего ваше внимание переключится на ваши внутренние ощущения. Тогда у вас появится искушение дать совет, проявить эмпатию, вы можете подумать: “Как мне это близко, со мной было то же самое”. (Нет, не было!) Ваша эмоциональная вовлеченность не пойдет на пользу клиенту. Он должен решить свою проблему самостоятельно. Вы должны обеспечивать ход процесса и оставаться объективными.

Работа со свободным содержанием позволяет вам проводить техники в любое время и в любом месте, и никто не будет знать, что вы делаете. Например, я объяснял эту методику в портовой гавани, среди рыболовецких судов, в окружении отдыхающих, которые не знали и знать не хотели, чем мы тут занимаемся. Я также провожу эту технику на себе, карабкаясь по стульям, пытаясь взглянуть на свою проблему с достаточного расстояния. Используя пространственное разделение различных позиций, вы добьетесь гораздо лучших результатов, чем просто проделывая упражнение в уме. Образно говоря, все ваши проблемы возникают из-за неразберихи и неупорядоченности. Этот процесс позволяет вам буквально “разложить по полочкам” разные точки зрения; расставив все по местам, вы увидите, как связаны между собой составляющие вашей проблемы.

Проекция

Любые мысли об отношениях, безоблачных или весьма Далеких от идеала, воспоминания о том или ином человеке Неизбежно вызывают у вас определенные ощущения. Это происходит даже тогда, когда самого человека рядом с вами

¦

ПИТЕР ЯНГ

нет. Главное в любых отношениях — то, что происходит в вашей голове. “Узнавая” людей, мы часто проецируем на них свою собственную реальность. На самом же деле, та информация, которую вы проецируете на других людей, относится к вам, а не к ним. Вот что пишет доктор Роберт Дилтс:

“В концепции “Мета-зеркала” нашел отражение тот факт, что трудности, с которыми мы сталкиваемся при общении с другими людьми, зачастую оказываются нашими собственными нерешенными конфликтами. Проблема не перешла бы в стадию хронической устойчивости, если бы мы с самого начала смогли разобраться со своими внутренними пертурбациями.

Мы склонны воспринимать окружающих как пятна Рор-шаха, мы уверены, что на самом деле практически ничего не знаем об их карте мира. Поэтому мы осуществляем проекцию на них точно так же, как проецируем содержание на пятна Роршаха. И я, прожив двадцать лет в браке со своей женой, могу утверждать, что время ничего не меняет. На самом деле, когда перед вами стоит реальный человек, ситуация лишь усложняется еще больше, потому что вы полагаете, что реагируете непосредственно на него. Качества другого человека, качества моей жены — это не моя карта этих качеств. А моя карта жены не меняется только потому, что вот она сама, во плоти, стоит передо мной. Карта просто перемешивается с ней настоящей. Поэтому, возвращаясь к Мета-зеркалу, можно предположить, что большинство проблем, которые возникают у нас в отношениях с другими людьми, связаны скорее с нашими собственными проекциями и интерпретациями, чем с их действительными намерениями, возможностями, личностными особенностями и т. д.”.

Дилтс (1997а)

Распространенное утверждение о том, что “разлука обостряет чувства”, являет собой яркий пример проецирования. Когда рядом с вами нет человека, способного вернуть вас с небес на землю, ничто не мешает вашему воображению создать какой угодно образ того, с кем вам так хочется быть вме-

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 97

сте. Но когда вы соединяетесь вновь, вам может потребоваться своеобразный период адаптации, чтобы избавиться от “кукол”.

Точка зрения НЛП

Используя метафору “строительства”, мы можем представить Мета-зеркало как реструктуризацию отношений, которые вы построили. Если фундаментом вам послужило обобщение, которое никогда не проходило проверку реальностью и остается заблуждением, это скажется на реальном общении с человеком и “окраске” взаимодействия.

Изменение — это разделение, способность сделать “шаг назад” и посмотреть на себя со стороны: третья позиция смотрит на первую.

Если мы представляем первую позицию как текущее состояние, наличествующий опыт, способ бытия в мире, мы можем более глубоко понять себя в этом состоянии, перейдя к мета. Чтобы получить доступ к информации об этом состоянии, о принятых решениях, мы должны лишь занять другую перцептивную позицию и прислушаться к данным органов чувств — к тому, что мы видим, слышим, чувствуем. В эту первую позицию мы могли заложить все, что угодно — любой аспект бытия в этом мире: будущее, прошлое, актуальные отношение и т.д. Если мы можем думать, мы можем и передумать. Все мыслимое и постижимое может быть изменено. Например, если вам не нравится то, что, судя по всему, должно произойти, вы можете мысленно изменить сценарий, добавить ресурсы или возможности выбора. Точно так же вы можете реконструировать свою личную историю. Ваше будущее может превратиться в бывшее будущее (если начинать с конца) или настоящее будущее, если начинать с данного момента. Признав реальность плодом своего воображения, вы можете изменить свой жизненный опыт. Восприятие себя в разном возрасте — это дело воображения, а не исторический факт.

4 Метафоры и модели изменения

98 ¦ ПИТЕРЯНГ

Ретроспективная оценка — отличный способ обучения и понимания. Работа с переживаниями “а что, если” помогает нам лучше узнать себя. Изменение способа хранения воспоминаний — частный случай общего принципа: “Изменение системы кодировки меняет опыт”. Как сказали бы компьютерщики, вы переписываете данные на диске, изменяя кодировку хранения информации или памяти. Прошлое не “высечено в камне” на века — его можно переписать, просмотреть, пересмотреть и интерпретировать по-новому. Сделать это никогда не поздно, потому что все воспоминания — о прошлом и будущем — доступны уже сейчас.

Цель НЛП заключается в освобождении от иллюзий, фантазий, которые мы проецируем на окружающую действительность. Мы не собираемся покидать воображаемый мир созданной нами реальности, но будем уделять больше внимания реальной информации, поступающей из внешнего мира. Наше дело — реагировать на эту информацию.

Глава 5 ЧТО ТАКОЕ НЛП?

Куда бы я ни пошел, я вижу, что поэт уже побывал здесь до меня.

Зигмунд Фрейд

Определение

Зта глава расскажет нам, что такое НЛП, зачем оно нужно, что оно собой представляет. Здесь вы найдете множество сносок и цитат, что говорит о том, что НЛП обитает не только в книгах по НЛП, но имеет место в любой сфере человеческого бытия. Тысячелетиями люди пытались описать, охарактеризовать и постичь смысл жизни. Способ описания и объяснения опыта эволюционирует с течением времени и зависит от контекста и “рамки восприятия1” — системы восприятия, посредством которой мы привыкли воспринимать и интерпретировать окружающую реальность.

Следующий шаг в НЛП — исследование личной реальности: рамок восприятия, моделей реальности, видения мира — всего, что оказывает влияние на поведение, отношения и мышление человека. Начнем с описания — определим, что это такое. Официальные определения не всегда способны дать четкое представление об объекте, но всегда полезно запастись одним таким — на случай, если кто-нибудь спросит!

Официальное определение НЛП:

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.