Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НЛП занимается изучением структуры субъективного опыта





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В некоторых случаях в этом определении говорится “изучением структур” — во множественном числе — с тем, чтобы привлечь внимание читателя к тому факту, что у каждого

1 Рамка — ограниченный набор способов и контекстов восприятия и представления реального опыта и окружающего мира. — Прим. ред.

4*

100 ¦ ПИТЕРЯНГ

человека есть свой собственный способ структурирования реальности.

Мы думаем о таких абстрактных понятиях, как “опыт”, “реальность”, и объясняем их посредством метафор. Слово “структура” может быть раскрыто при помощи метафор, связанных со строительством и инженерными технологиями. Используя такую метафору, мы “конструируем” реальность из “строительных” блоков, основываясь на неком “фундаменте”. Мы создаем “макеты”, достижению наших целей служат “процессы”, а на выходе мы получаем монолитные сооружения. Как и любая метафора, это сравнение достаточно исчерпывающе, но имеет и свои недостатки. Как писал Гарет Морган в вступлении к “Imaginization”, “метафоры даруют понимание. Они же искажают факты. У них есть преимущества. Но есть и недостатки. Создавая способы видеть, они создают и способы не видеть” (Морган, 1993).

Здания и структуры существуют в метафорической реальности. Полезно использовать альтернативные образы, особенно если учесть тот факт, что эта метафора особенно актуальна в нашем технологическом обществе. Ричард Бэндлер даже создал Инженерное Проектирование Человека (DHE), достроив таким образом еще один этаж.

Упражнение 5.1. Ищем метафоры

Подумайте, какую бы вы могли предложить альтернативную метафору для описания процесса создания опыта. Проведите это упражнение в группе, состоящей как минимум из трех человек, чтобы облегчить переход к метафорическому мышлению. Ваша задача — придумать новый символ или метафору для описания “субъективного опыта”. Для начала закончите следующие предложения:

* “Реальность похожа на...” • “Жизнь — это...”

• “Общество — это...” • “Опыт — это...”

МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 101

Отмечайте все образы, идеи, понятия, ассоциации, которые приходят вам в голову, даже если это будут клише вроде “пляжа”, или “блюда с вишнями”, или что-то еще, что на первый взгляд покажется вам совершенно нелепым, например, “скрепка для бумаг” — здесь в любом случае есть, над чем поработать.

Уточните: “Потому что...?” или спросите: “Чем они схожи? Что у них общего?” Если вы выполняете упражнение в группе, пусть один зачитывает одну из приведенных выше фраз, второй называет любое слово, например “автобус, тарелка, стиральная машина”, и говорит “потому что...”. Третий спонтанно проводит параллель между понятиями и объясняет, почему, не заботясь о том, насколько умно или глупо он выглядит. Позвольте себе удивиться плодам творчества своего бессознательного. Если ответом на ваше объяснение будет взрыв понимающего смеха, вы поймете, что попали в точку! (Спасибо Яну МакДсрмотту за это упражнение.)

Упражнение 5.2. Действуем!

Теперь придумайте деятельность — глагол, который мог бы описать то, что происходит в созданном вами образе: Что там происходит? Как описывает эта метафора вашу “реальность” или “субъективный опыт”? Можно ли это назвать строительство, программирование, рост, соединение, открытия или синтез несоединимых элементов? Какое слово, описывающее движение, будет наиболее подходящим: открывается, течет, развивается, расширяется, окружает, тает, впитывает, извлекает или что-то иное?

Вы начинаете изучать результаты деятельности вашего бессознательного. Оно дает ответы, если вы задаете вопросы. Поэтому главное — не пропустить эти ответы, какими бы они ни были, даже если это будет нечто “странное” или “не то, что вы думали”.

Упражнение 5.3. Последствия

В третьей части упражнения мы посмотрим, каковы могут быть последствия использования этих метафор. Давайте вернемся к исходному примеру со зданием.

102 ¦

• Что вы получите, если будете думать об опыте как о здании?

Последствия могут быть такими:

• Вы можете разрушить его, разбить на кирпичи и построитьновое, получше.

• Здание может быть произведением искусства или хотя бы нести функциональную нагрузку, местом для определенного рода занятий.

• Любой производственный дефект через какое-то время заявит о себе и потребует внимания — ремонта или замены. Возможно, вам необходимо регулярное техническое обслуживание!

И так далее. Позабавьтесь, исследуя придуманную вами метафору, обозначающую для вас опыт.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.