Уяснение организационным психологом собственной позиции при взаимодействии с другими участниками некоторых акций является, как отмечает Ю.М.Жуков (1996), одной из важнейших задач в процессе структурирования его собственной профессиональной деятельности. Неопределенность и нечеткость решения будут создавать массу проблем, отвлекая внимание и ресурсы от выполнения непосредственной работы. В качестве удобной для последующего анализа модели, описывающей пространство контракта как формы организации профессиональной деятельности психолога, можно использовать ролевое кольцо (Жуков, 1996), которое включает в себя ключевые роли: Клиент, Заказчик, Спонсор, Посредник, Подрядчик и Исполнитель1 . Клиент - тот, кто имеет проблему психологического (хотя бы предположительно) характера. Заказчик- лицо, осознающее эту проблему и принимающее на себя ответственность за ее разрешение. Спонсор оплачивает необходимые для решения данной проблемы затраты. Посредник располагает информацией о возможностях решения данной проблемы. Подрядчик определяет выбор конкретных путей и средств решения проблемы, а Исполнитель применяет эти средства. Применительно к области организационной психологии указанные ролевые позиции могут быть раскрыты, например, следующим образом. В качестве клиентов выступают сотрудники одного из подразделений предприятия, проблемой которых является неблагоприятный социально- психологический климат. Заказчиком выступает руководитель данного подразделения. Финансирует расходы администрация предприятия. Роль посредника могут взять на себя официальные информационные структуры или частные лица. Рис. 24. Ролевое кольцо пространства контракта
Подрядчик в виде некоей консультативной фирмы принимает на себя ответственность за выполнение данного заказа, поручая его реализацию своим сотрудникам - исполнителям. Четкое соответствие роли и единичного физического или юридического лица встречается не часто. Более типична ситуация, когда несколько ролей совмещает в себе одно лицо, или, наоборот, одну роль исполняют несколько разных лиц. Одновременно или последовательно. Тогда картина связей значительно запутывается. Типичными здесь, по мнению Ю.М.Жукова, являются проблема "диффузии (или потери) Заказчика" и "подмены Клиента". Первая проблема особенна характерна для современной российской действительности, когда по ходу уточнения условий и предмета контракта в "стане Заказчика" происходит перепоручение функций текущего контроля от одной инстанции к другой с одновременным сужением их полномочий. "Подмена Клиента" наиболее типична именно в практической деятельности психолога. Связано это с житейско-психологическими закономерностями первоначального диагноза проблемы, когда действительным источником проблемы является одна часть организации (например, руководство), но именно она ведет дело в роли Заказчика таким образом, будто Клиентом выступает другая сторона.
Если Заказчик не знает, чего он хочет, делай то, что нужно Клиенту!Модель ролевого кольца полезна еще и тем, что она позволяет в целостном процессе заключения контракта выделить два относительно самостоятельных акта: заключение формального контракта-договора между Заказчиком и Подрядчиком, т.е.ð установление открытых взаимоотношений с четко прописанными взаимными обязательствами и ясным распределение ответственности; соглашение, устанавливаемое между Клиентом и Исполнителем (психологом) на основеð личного знакомства и взаимного принятия на эмоциональной основе, опирающееся зачастую на безотчетное и интуитивное доверие. Недостаточное пока еще внимание уделяется роли Посредника, значение которой особенно отчетливо обнаруживается на современном рынке психологических услуг.