Слово логистика – дпевнегреческого происхождения, что в переводе означает «искусство рассуждения, размышления». Истоки -в Древней Греции, Римской империи, Византии. В средние века развивалась военная логистика. В ХХ веке – в период Второй мировой войны. В развитии логистики в ХХ веке выделяют несколько этапов.
Первый этап (1920—1950 гг.)* — период фрагментации. Фрагментарно развивались логистические функции и операции: закупки, упаковка, грузопереработка, складирование; управление запасами; транспортировка; планирование распределения; обслуживание потребителей; планирование потребностей; технологическая транспортировка и др. 1950-х гг. в США вполне сформировалась теория военной логистики, стали появляться первые логистические организации.
Второй этап (1950—1970 гг.) — период становления (концептуализации) логистики. Благодаряконцепции общих затрат началось внедрение логистики в бизнес стран Запада, она послужила базисом, на котором строилась методология принятия логистических решений. Сущность концепции состояла в перегруппировке затрат, позволяющей уменьшить общий уровень расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю. На втором этапе четко сформировались направления логистики: материальный менеджмент, физическое распределение (дистрибьюция), производственный менеджмент.
Третий этап (1970—1980 гг.) — период развития. К концу 1970-х гг. на Западе завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», изменившая складской процесс: новые виды транспортно-складского оборудования, современные виды тары и упаковки; автоматизировались складские процессы; внедрялись контейнеры для перевозок грузов, стандартизация тары и упаковки. Сформировалась концепция бизнес-логистики – в которой объединилось управление входным и выходным материальным потоком (закупки и распределение).
Четвертый период (1980—1990 гг.) отметился стремительным развитием интегральной концепции логистики. Идея заключалась в создании полной логистической цепи «закупка исходных материалов — производство — дистрибьюция — продажа», обеспечивающей минимальность общих затрат. Сформировалось понятие «логистический поток» - в котором объединялось управление МП + ИНФ П + Фин Пот + Сервисныем П. Основными факторами, способствовавшими широкому внедрению - революционные изменения в информационных технологиях, внедрение персональных компьютеров, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики, широкое распространение философии всеобщего управления качеством и др.
Пятый период (1990 – наст время) – период неологистики, перехол к инновационным технологиям управления логистическими потоками, к системам управления знаниями
ПОДХОДЫ к определению логистики - многообразие подходов к пониманию логистики объясняется различием позиций, с которых рассматривается данная категория.
Современное понимание логистики: как наука – Логистика- это наука об управлении потоковым процессами в экономике – Аникин Б.А. Моск научн школа логистики
- как наука и практика – Логистика – это наука и практика управления и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя – Бел научн школа Полищук И.И. как управление – Логистика область управленческой деятельности, включающая планирование, выполнение, регулирование и контроль движения материальных и связанных с ними информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя, а также а также обслуживающих их финансовых потоков – Бел образоват стандарт
- как комплекс наук–Логистика – это комплекс наук о способах и методах управленияматериальными, информационными, финансовыми и другими потоками с целью оптимизации товародвижения за счет рационального взаимодействия производственной, транспортной, банковской, таможенной, информационной и других подсистем экономики – Бел СТБ 2046 . Объект логистики –сфера товарообращения во всех областях человеческой деятельности.Предмет логистики –способы и методы своевременной поставки с наименьшими затратами готовой продукции, сырья и комплектующих изделий в соответствии с потребностями предприятий, организаций и населения- Бел СТБ 2046 .
4) Основные научные парадигмы и методы логистики
Научная база логистики сегодня насчитывает пять основных парадигм, которые появились в процессе ее эволюции и объединившие исследователей в этой области в различные научные школы. В их числе: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая.
Аналитическая парадигмапредставляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др.
Появление технологической парадигмыисторически соответствует 60-ым годам и тесно связано с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Особенность этой парадигмы заключается в том, что формулируется общая проблема управления материальным потоком логистического объекта и разрабатывается информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Поддержка процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем учета, связи (телекоммуникаций), контроля принятия решений.
С начала 1980-х годов с развитием и распространением маркетинга развитых стран научной основой логистического управления стала маркетинговая парадигма. Модели, основанные на парадигме, увязывают функционирование логистической системы с рыночной деятельностью предприятия. Логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы – осуществлять свою деятельность в соответствии с потребностями рынка, достигать своих целей через удовлетворение её требований. Это, в свою очередь, требует реализации таких маркетинговых функций, как исследование и прогнозирование товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политик.
Основной предпосылкой появления интегральной парадигмы логистики явилась глобализация, расширившая возможности интеграции между логистическими партнерами, развитие корпоративных и других организационных структур. Реализовалось управление интегрированной цепью поставки от источника исходного сырья до конечного потребителя продукции; появилось управление логистическим потоком, в котором объединилось вся совокупность материальных, информационных, финансовых, сервисных и грузовых потоков.
Стратегическая логистика представляет собой сочетание использования концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества. Одной из главных задач компаний, использующих стратегическую логистику, становится быстрое реагирование на рыночные изменения посредством своих товаров и услуг, обеспечивающее удовлетворение меняющихся запросов покупателей. Большая роль здесь отводится информации. Получая информацию в местах продаж и быстро передавая ее производственным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на запросы покупателей позволяя в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.
1. Группа методов системного анализа в логистике опирается на общую теорию систем, в соответствии с которой любая логистическая цепочка с движущимися по ней сквозными потоками представляет собой сложную экономическую систему. Например: дерево-цели, дельфи, матричный метод, программно-целевые и др.
2. Кибернетический метод (подход) или метод »черного ящика»его основоположником является Ноберт Виннер.Этот методпомогает найти функции, которые определяют взаимосвязь входных и выходных параметров. Основан на информационном подходе к исследованию процессов управления логистическими операциями.
3. Методы исследования операций в логистике основан на применении математического моделирования логистических процессов и оптимальных моделей (min, max). Применяются при распределении ограниченных ресурсов организации, с целью оптимизации величины запасов, при сетевом планировании сложных проектов логистических систем, для оптимизации схем доставки продукции и др.
4. Методы прогнозированияявляются одними из ключевых методов логистики и позволяет прогнозировать тенденции развития различных систем в динамике, опираясь на научно-обоснованные подходы к принятию решений.
5. Программно-целевые методы используются для обоснования стратегии и тактики логистического управления на различных уровнях иерархии систем. Предполагают четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Разрабатываются комплексные программы на период достижения поставленной цели, выделяются основные этапы их осуществления.
Специфические научные методы логистики решают различные специфические задачи в функциональных областях и основаны на общенаучных методах.
Например, методы АВС-анализа, XYZ-анализа, методы оптимизации уровня запасов, методы оценки уровня организации логистических процессов, методы оценки и выбора поставщиков, методы определения места расположения склада и др.
5) Логистическая среда, миссия и правило логистики “7R”
Логистическая среда, в которой функционирует организация, понимается как совокупность существенных внешних и внутренних факторов. В структуре внешней среды ряд авторов выделяют факторы внешней среды прямого и косвенного действия.
К факторам внешней среды косвенного действия, как правило, относят факторы, выделяемые по результатам PEST- анализа: - политические; -экономические; -социально-культурные; - научно-технические и технологические.
К факторам прямого действия, как правило, относят: поставщиков и потребителей, партенров по цепи поставки, конкурентов; профсоюзоы; законы и госорганы.
К внутренней среде относят такие факторы как: цель и структура организации, персонал, решаемые задачи и технологии.
Логистическая среда организации оказывает влияние на выполнение логстической миссии организации. Слово миссия, применительно к экономике, означает «ответственное задание, поручение, роль в каком-то деле, предназначение».
Стандартная логистическая миссия трактуется как правило 7R: «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качествав нужном месте в установленное времядля конкретного потребителя с наилучшими затратами». Правило логистики 7R в чем-то схоже, но в целом, отличается от комплекса маркетинга 5 “P”: Product (продукт. товар), Price (Цена), Place (Место), Promotion (Продвижение), Personal ( персонал)
Под логистической миссией следует понимать использование (подключение) логистического потенциала для выполнения стратегической задачи предприятия. Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках заявленной им миссии. Логистическая миссия обеспечивает общий менеджмент материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успе- ха в бизнесе.
В правиле «7 R» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются: качество, время, затраты.
Предприятие может развивать только такую логистиче-скую миссию, которая не противоречит общей маркетинговой и производственной стратегии. Цель логистики на предприятии – обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.
Основное предназначение логистической миссии – служить стратегическим фактором повышения конкуренто-способности предприятия