Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Безоценочное отношение к клиенту.



Данная важная составляющая профессиональной картины мира психотерапевта является одной из самых сложно формируемых в обучении. Как и эмпатии, безоценочной установке невозможно обучиться посредством простого чтения книг. Тем не менее, без данной установки к клиенту психотерапия просто невозможна, хотя и возможно консультирование.

Клиент, идя на прием к психотерапевту, испытывает много различных чувств, среди которых основными являются стыд и страх. Оба эти чувства относятся к категории социальных, то есть они возникают и «живут» в присутствии другого. Таким устрашающим и стыдящим другим в сознании клиента выступает психотерапевт – от него ожидают диагнозов, подтверждения своей «ненормальности», есть опасения, что психотерапевт не поймет, не примет, неадекватно оценит… Уровень психологической культуры современного потребителя психологических услуг, к сожалению, на данный момент не позволяет ожидать другого отношения к психотерапевту, что предъявляет дополнительные требования к созданию психотерапевтом «территории доверия».

В процессе психотерапии страх в основном «купируется» пониманием психотерапевтом клиента и доверием к нему. Стыд же становится выносимым благодаря принятию и безоценочному отношению к клиенту. И здесь высокие требования предъявляются к личности психотерапевта. Пожалуй, именно о таком безоценочном отношении и принятии клиента говорится в известном утверждении, что «основным инструментом психотерапии является личность психотерапевта».

Безоценочное отношение и принятие психотерапевтом клиента является свойством психотерапевтической картины мира психотерапевта, его концепции другого, для которой присуща толерантность к инаковости другого как иного.

Бытовому человеческому сознанию в значительной мере свойственна оценочность, оценка прочно впаяна в восприятие каждого человека практически с момента его рождения. Появление же оценки в поле психотерапевтических отношений мгновенно разрушает контакт, делая невозможными такого рода отношения. Клиент, как отмечалось выше, идя на терапию, больше всего боится оценки, одновременно втайне надеясь, что хоть психотерапевт сможет понять его и безоценочно к нему отнестись. Предъявление психотерапевту своих проблем, «обнажение души» создает ситуацию повышенной чувствительности клиента к оценке, обязывая терапевта относиться с особой внимательностью и осторожностью к своим профессиональным реакциям.

Каким образом возможно расширение границ принятия другого? Как избавиться от оценочности и морализаторства в восприятии клиента? Особенно это касается тех случаев, когда клиент далеко заходит за границы общечеловеческого, этического, да и, зачастую, и медицинского представления о норме и нормальности? Как безоценочно относиться к алкоголику, психопату, клиенту с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Такие клиенты так и называются – пограничные – и именно они, а не клиенты невротического регистра, к которым несложно проявлять сочувствие и эмпатию, являются вызовом для толерантности психотерапевта.

Безоценочное отношение и принятие терапевтом клиента во многом становиться возможным благодаря пониманию. Понять означает позволить другому человеку быть в соответствие с его внутренними потенциями, смыслами, его сущностью (М.Босс). Понимание же, как говорилось выше, формируется посредством знания и эмпатии. Проще всего понять другого человека, если сам прошел в своей жизни через что-то схожее, имеешь опыт схожих переживаний. Так «бывший» алкоголик лучше будет понимать и принимать зависимого клиента (неслучайно группы анонимных алкоголиков ведут «старые» члены этого общества), человек, переживший психическую травму, не будет испытывать проблем с эмпатией к попавшему в схожую ситуацию клиенту и т.д. Люди, имеющие опыт схожих душевных переживаний изнутри собственной души, способны понять человека, обратившегося к ним со схожим проблемным опытом. Следовательно, чем богаче будет «опыт души» психотерапевта, тем чувствительнее будет его «основной инструмент», тем проще и эффективнее будет он в работе с клиентами.

Означает ли вышесказанное, что каждый психотерапевт в процессе профессиональной подготовки должен обязательно получить такой болезненный для души опыт? Либо же в противном случае он никогда не сможет должным образом понимать и безоценочно относиться к своим клиентам? К счастью нет. Частично такая профессиональная чувствительность становится возможной благодаря тренировке эмпатии, в процессе которой будущий психотерапевт отрабатывает свою чувствительность к душевным переживанием другого человека.

Еще одним средством повышения чувствительности, а, следовательно, и лучшего понимания и принятия другого, является повышение чувствительности к своему Я, к собственным душевным переживаниям. Это становится возможным благодаря личной психотерапии, которая является обязательным атрибутом профессиональной подготовки психотерапевта. Развивая в процессе личной терапии чувствительность к себе, будущий психотерапевт начинает лучше понимать и принимать различные «плохие», «недостойные», «несовершенные» аспекты собственного Я, тем самым парадоксальным образом становясь более принимающим по отношению к схожим аспектам другого человека – своего клиента.

 

  1. Условия результативности организационного консультирования

Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить.

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке кон

фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

 

 

  1. Общие требования, предъявляемые к организационному консультированию

 

Основной задачей оргконсультирования является решение проблем организации с целью повышения эффективности ее функционирования. Оно представляет собой социальную технологию перевода организационных систем из наличного (исходного) состояния в желаемое (Липатов, 1996). Как неотъемлемая составляющая консультирования в этом случае выступает организационная диагностика. Кратко оргдиагностику можно определить как сбор информации об организации от ее членов с целью выявления основных проблем. Исходя из системных представлений о структуре и принципах функционирования организаций организационная диагностика должна быть системной, комплексной и включить в себя изучение организационной структуры, процедур планирования и контроля, взаимоотношений с окружающей средой, а также стиля руководства и других характеристик организационной культуры - принятых в организации ценностей, индивидуальных и групповых норм поведения, установок, типов взаимодействия и т.п. (Burke, 1982). К конкретным направлениям деятельности организационного психолога можно отнести: работа с персоналом организации (подбор, отбор, обучение и развитие);ð психологическое обеспечение управления организацией;ð формирование и поддержка организационной культуры;ð участие в проблемных группах по решению конкретных проблем организации (конфликты,ð инновации и т.п.); индивидуальное психологическое консультирование сотрудников организации.ð Однако, как справедливо отмечает О.В. Соловьева (1996), "психологи, работающие практически, т.е. помогающие различным социальным субъектам (индивидам, группам, организациям, широким социальным общностям), понимают, что их реальные проблемы, как правило, комплексны. А значит. попытки их решения в пределах одной предметной области... и из одной предметной позиции... будут заведомо малоэффективными" (С. 38). В этой связи уместнее говорить о стратегиях работы, избираемых психологом при оказании профессиональных услуг тем или иным социальным субъектам (организациям). Стратегия "человек сам хозяин своей жизни" или -спасение утопающих - дело рук самих утопающих опирается на представление о примате психологических причин в любых социальных затруднениях. Люди, обладающие сознанием и волей способны с помощью психолога обнаружить источники возникших трудностей и либо устранить их самостоятельно, разработав систему необходимых для этого мер, либо изменить свое отношение к ним. Помощь психолога в этом случае заключается в организации индивидуальной или групповой работы с сознанием клиентов, направленную на поиск путей "самоспасения".

Стратегия "все дело в недостатке общей психологической культуры" ориентирует психолога на работу прежде всего с феноменологическим планом предъявляемых клиентом трудностей Если "замучили" непрерывные конфликты между сотрудниками, значит следует научить их "правильному или эффективному поведению в конфликтных ситуациях. Не складываются удовлетворяющие взаимоотношения с начальником/подчиненными или с коллегами по работе, стало быть, основной упор усилий психолога делается на повышение культуры деловых взаимоотношений в организации и т.д. Стратегия "комплексной проблеме - комплексный (междисциплинарный) подход" состоит в привлечении для совместной работы специалистов из других предметных областей (экономистов, социологов, юристов и т.п.). В этом случае от психолога требуется не только наличие более широкого взгляда на природу проблем, возникающих в организации, но собственного желания и умения "командной работы". Для многих ныне действующих организационных психологов наибольшей привлекательностью обладает первая стратегия, поскольку психолог как "специалист по процессу" не несет фактически никакой ответственности за конечный продукт и "платит" только в том случае, если сам является членом консультируемой организации. Кроме того "применение первой стратегии, - пишет О.В. Соловьева, - в определенном смысле означает перенос идеологии индивидуального психологического консультирования в организационный контекст" (1996, С.39). Решающим фактором выбора психологом той или иной стратегии О.В. Соловьева считает учет особенностей организационной ситуации, в которой обнаружилась проблема. При этом важным является: а) где локализуются "узкие места" организации - на стратегическом или тактическом уровнях функционирования (в первом случае адекватной будет первая стратегия, во втором - вторая и третья); б) в какой фазе своего "жизненного цикла" находится организация - становления (первая стратегия), стабильного функционирования (вторая или третья), кризиса (первая или третья), распада (первая).

 

  1. Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами

В практике психологического консультирования довольно часто возникает необходимость профессионального общения, взаимодействия, обмена информацией между психологом-консультантом и другими специалистами, к числу которых можно отнести коллег-психологов, врачей, педагогов, медиков, юристов, а также людей, входящих в обслуживающий персонал психологической консультации. Можно выделить следующие типичные жизненные случаи, обусловливающие необходимость такого общения:

1. Психолог-консультант, работая с клиентом, сталкивается с проблемой, которую он не должен и не может решать самостоятельно. Это касается, например, проведения медико-психологической, судебно-психологической экспертизы. В данном случае психолог-консультант решает проблему клиента совместно со специалистами из соответствующих областей.

с согласия самого клиента психолог-консультант общается со специалистами-непсихологами и сообщает клиенту о результатах работы с ними. Второй способ заключается в том, что консультант-психолог с согласия клиента приглашает иного специалиста для проведения совместно с ним консультирования клиента. Третий возможный способ решения данной задачи предполагает направление клиента к соответствующему специалисту, и клиент сам консультируется у него в отсутствие психолога.

2. Психолог-консультант сталкивается с проблемой, которую он может и должен решать самостоятельно, однако для правильного

решения в данный момент времени ему не хватает знаний из других областей.

Он имеет место тогда, когда, опираясь на свой личный опыт, психолог-консультант осознает, что он нуждается в дополнительных знаниях и умениях для оказания квалифицированной помощи клиенту. Затем он же предпринимает действия, направленные на повышение своей профессиональной квалификации в соответствующей области знаний.

Желательно, чтобы вновь приобретаемые психологом-консультантом знания и умения в новой для него профессиональной области мог квалифицированно оценить хороший специалист в данной области еще до того, как психолог начнет самостоятельно ими пользоваться в работе с клиентами. Это обязательно необходимо сделать для того, чтобы свести к минимуму возможные ошибки психолога-консультанта в новой для него области. Оптимальной следует признать ситуацию, когда консультант-психолог, пройдя повышение квалификации в новой сфере практической консультационной работы, получит официальный документ – сертификат, подтверждающий уровень его профессионального мастерства.

3. Психолог-консультант вместе с другими специалистами принимает участие в работе многопрофильной экспертной комиссии, например психолого-педагогической, где, взаимодействуя с соответствующими специалистами, он разбирается в сложных комплексных проблемах.

В данном случае психологу-консультанту нет необходимости пытаться самостоятельно разобраться в проблемах, фактически выходящих за пределы его собственной профессии, но тем не менее желательно, чтобы, взаимодействуя со специалистами иного профиля, он хорошо их понимал. Если психологу-консультанту приходится довольно много работать в составе смешанных профессиональных комиссий, то взаимопонимание с коллегами приходит достаточно быстро с накоплением опыта взаимодействия с ними. Можно, однако, ускорить этот процесс за счет целенаправленного, систематического взаимного просвещения, информирования членами комиссии друг друга по вопросам своей профессиональной компетенции, прежде всего – таким, по которым часто приходится принимать решения. В этих целях целесообразно, чтобы каждый из членов комиссии, принимая свое самостоятельное решение, подробно его объяснял коллегам по работе.

4. Когда психолог начинает работать консультантом в той области, в которой он недостаточно хорошо разбирается, но она все же относится к существующей практике психологического консультирования. К примеру, школьный психолог может приступить к консультированию в области экономики или политики.

 

В этой ситуации для психолога-консультанта есть единственный разумный и приемлемый выход – стать компетентным в той области, в которой часто приходится консультировать клиентов. Сделать это можно двумя путями. Первый заключается в том, чтобы попробовать получить дополнительное, профессиональное образование в новой для себя области знаний и практики. Та

кой путь разумен и, в конечном счете, вполне может обеспечить высокий уровень профессионализма в соответствующей области. Однако он весьма долгий и трудоемкий. Второй путь состоит в том, чтобы самостоятельно попытаться повысить свою квалификацию через, например, чтение соответствующей литературы, через участие в работе групп профессионалов соответствующего профиля, через наблюдение за их деятельностью и подражание им.

Последний путь решения проблемы в большинстве случаев предпочтительнее, чем первый, так как позволяет быстрее приступить к самостоятельной работе и в целом требует значительно меньших усилий и затрат времени, чем первый.

5. Когда к психологу-консультанту в связи с проблемами, обозначенными выше в п. 1, 2, 3, обращаются специалисты иного профиля – те, кому самим необходимо хотя бы немного владеть психологическими знаниями.

Обстоятельства здесь складываются так, что психологу-консультанту приходится выступать не столько в роли консультанта как такового, сколько в роли преподавателя психологии для других специалистов-непсихологов. Здесь особенно важно точно определить, каких знаний и умений не хватает специалисту иного профиля, а также выбрать оптимальный способ обучения этого специалиста с учетом сложившейся ситуации, его индивидуальных особенностей, места и времени работы с ним.

Иногда в практике психологического консультирования возникает необходимость взаимодействия между собой не отдельных специалистов, а целых профессиональных групп и организаций, например психологической консультации с медицинскими, юридическими и иными учреждениями.

Общие правила общения специалистов здесь такие же, как и в описанных выше случаях, однако взаимодействие на уровне учреждений организационно сложнее, чем взаимодействие отдельных специалистов. Разумнее, если оно будет осуществляться по определенному, заранее в деталях продуманному плану.

 

 

  1. Тестирование в практике организационного консультирования

Тестирование применяется как один из методов диагностики чтобы определить «что имеем» на начальном этапе в работе организационного психолога. После проведенной работы чтобы определить какие изменения произошли. И определить достигнутые результаты в конечной стадии работы.

 

 

  1. Организационное консультирование и другие виды психологической помощи

Решение личностных проблем

Решение адаптапционных пробем

Решение конфликтных ситуаций.

Улучшение профессиональных навыков посредством психологических тренингов, деловых игр.

Должен иметь соотвествующую квалификацию по данным вопросам. Соответсвенная методическая база должна присутствовать.

 

 

  1. Профессиональные стереотипы психолога-консультанта

Профессиональный стереотип — это обобщенное убеждение человека относительно членов какой-либо профессиональной группы. Так, например, многие полагают, что бухгалтер — это скучный, неэмоциональный и, возможно даже, ограниченный человек, политик — говорливый, хитроумный и наверняка нечестный, бизнесмен — активный, деловой, беспринципный и жадный.
При этом особенность стереотипов заключается в том, что мы начинаем думать, что такими являютсявсе бухгалтеры, все политики, все бизнесмены, — правда, при условии, что мы сами не являемся ни первыми, ни вторыми, ни третьими.
В психологии для обозначения этого явления даже существует специальный термин — эффект гомогенности аут-группы (кажущейся однородности внешней группы). Названный эффект заключается в том, что человек воспринимает представителей своей собственной группы как людей, различающихся по ряду характеристик, тогда как представители других групп кажутся одинаковыми.
Очевидно, что среди своих коллег человек видит людей с очень разными личностными особенностями, а представители другой, менее знакомой профессии кажутся похожими друг на друга.

Существуют ли стереотипы относительно нашей с вами профессии — психолога? Безусловно, да! Причем эти стереотипы имеются в двух вариантах, прямо противоположных друг другу. Первый вариант стереотипов носит характер устойчиво-восторженных мифов.
Наиболее яркие и очевидные из них таковы:
1. Психолог — человек, все знающий о другом человеке и его душе, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других, гений коммуникации.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). Иными словами, психолог — хорошо подготовленный манипулятор, «переделывающий» людей в нужную сторону.
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
В общем-то, за каждым из этих стереотипов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание. Но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути, иногда опасному не только для себя, но и для других.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.